Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 04:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: закрепить, углубить и расширить теоретические знания, практические умения и навыки в соответствии с содержанием дисциплины, по которой она выполняется; овладеть навыками самостоятельной работы; выработать умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать; выработать умение публичной защиты.
Задачи курсовой работы:
выявить суть проблемы неравенства доходов и социальной справедливости, раскрыть её корни;
рассказать о социальной политике государства;
описать метод вычисления оптимального уровня выплаты пособий различным социальным группам.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................4
Социальная политика государства……………………………….….….. .5
Понятие и сущность социальной политики государства……….…....…5
Уровень жизни…………………………………………………….………..6
Бедность………………………………………………………………….….6
Неравентство доходов и его причины………………………..…...….......7
Социальная политика в Республике Беларусь и её реализация…..….…11
Социальная защита населения в Беларуси………………..……......…....11
Приоритеты современной социальной политики в Беларуси…….…....12
Планы реформирования социальной политики РБ…………..………...14
Неравенство доходов в Беларуси………………………………………...15
Определение оптимального уровня выплаты пособий различным
социальным группам.....................................................................................18
Заключение....................................................................................................27
Список использованной литературы............................................................28

Файлы: 1 файл

Проблема бедности и социальная защита населения.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

1. с точки зрения  источников получения: 

-  трудовой доход; 

-  доход от собственности; 

-  социальные выплаты  и фонды (трансферты);

- неучтенные личные  виды деятельности (продукты личного  подсобного хозяйства, репетиторство,  домашнее хозяйство и т.п.).

2. по способам получения: 

- наличные;

- безналичные доходы.

       Для оценки уровня доходов используются показатели номинального, располагаемого и реального доходов.

Номинальный доход —  это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения  и уровня цен. В Республике Беларусь номинальные доходы состоят из заработной платы, пособий и выплат, стипендий, пенсий, поступлений от продажи сельскохозяйственной продукции, из финансовой системы и пр.

        Сумма номинального дохода после вычета налогов составляет располагаемый доход.

        Реальный доход представляет собой то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход, т. е. это располагаемый доход с учетом инфляции. [13]

        Для анализа степени дифференциации доходов используется несколько методов:

  1. функциональное (горизонтальное) распределение доходов показывает долю национального дохода, которая приходится на тот или иной фактор производства. Функциональное распределение доходов характеризует его первичное распределение между фиксированными факторами производства. Такое распределение обусловлено собственностью на факторы производства.
  2. Вертикальное (личное) распределение является результатом вмешательства в распределительные отношения государства. Распределение дохода между отдельными экономическими ячейками (частными лицами, семьями, домашними хозяйствами) называется личным распределением. Личное распределение – это фактическое распределение дохода, независящее от источников его поступления. Личное распределение дохода неравномерно. [13]

        Количественно дифференциация доходов измеряется следующими показателями:

  1. - средним доходом, приходящимся на одного человека;
  2. - медианным доходом (уровнем дохода, выше и ниже которого число доходополучателей одинаково);
  3. - модальным доходом (наиболее распространенным, который получает наибольшая часть населения). [13]

        Дифференциация доходов складывается под воздействием разнообразных факторов, связанных с личными достижениями или независимых от них, имеющих экономическую, демографическую, социобиологическую или политическую природу. Среди причин неравномерности распределения доходов выделяют:

  1. неравномерное личное распределение доходов;
  2. несовершенная конкуренция на рынках труда (монопсония);
  3. различная привлекательность профессий, сопровождающаяся неравномерной заработной платой;
  4. различия в способностях (физических и интеллектуальных);
  5. различия образования и квалификации, трудолюбие и мотивацию;
  6. профессиональную инициативность и склонность к риску;
  7. происхождение, размер и состав семьи;
  8. разный уровень владения собственностью;
  9. положение па рынке;
  10. субъективные факторы (здоровье, удача, везение, личные контакты и т.д.). [13]

        Все многообразие факторов, влияющих на дифференциацию доходов. можно условно разделить на зависящие и не зависящие от личных усилий доходополучателей. Врожденные способности и талант человека могут не привести к росту дохода и не найти применения, в то время как скромные способности могут быть развиты в результате образования и сильной трудовой мотивации; владение собственностью по наследству может привести как к ее приумножению, так и к утрате объектов собственности и доходов от нее.

        Сопоставление распределения доходов и распределения способностей между людьми показывает, что доходы, даже трудовые, а не от собственности, распределены не столь равномерно, как способности. Рисунок 2 иллюстрирует соотношение различий в доходе (кривая 1) и в способностях (кривая 2). На основе данных кривых рассчитываются различные коэффициенты дифференциации. Например, децильные коэффициенты дифференциации. Кривая 2 распределения способностей всегда более симметрична, чем кривая доходов 1. Кривая 1 имеет правостороннюю асимметрию или скошенность, что и показывает наглядно большую дифференциацию доходов, чем способностей. Все факторы дифференциации доходов, не зависящие от личных усилий, выполняют роль своеобразных барьеров на пути повышения доходного статуса.

        Количественно степень неравенства в распределении доходов измеряется следующими показателями:

 а) кривой Лоренца; 

 б) коэффициентом  Джини; 

 в) децильным (квинтильным) коэффициентом.

        Кривая Лоренца показывает какую долю в совокупном доходе занимает каждая группа населения. Эта кривая позволяет сравнивать распределение доходов во времени в разных странах. Если доходы распределяются равномерно, то каждая группа семей должна получать доход, соответствующий ее удельному весу.

        Обратная зависимость между относительными величинами дохода (богатства) и числом их получателей, выраженная графически, называется кривой концентрации, или кривой Лоренца.  Принцип построения кривой может быть использован для анализа и сравнения доходов населения страны, региона, населенного пункта в различные периоды времени, с помощью этой кривой можно сравнивать доходы населения различных стран, можно сопоставлять доходы и выявить неравенство распределения между различными слоями населения. В последующем это можно использовать в реализации экономической политики государства. С помощью кривых  Лоренца  также  можно  наглядно  продемонстрировать процесс выравнивания доходов через проведение  мер  налоговой  и  социальной политики.  Так,  например,  с  более  высоких  доходов   при   прогрессивном налогообложении взимается более высокий  налог, а такие правительственные программы, как   социальное   страхование,   выплата различных пособий, продовольственная помощь увеличивают  доходы  относительно  бедных   слоев населения. [13]

        Неравенство в распределении доходов вычисляется посредством так называемого коэффициента Джини. Чем сильнее отклонение кривой Лоренца, тем больше коэффициент Джини и тем больше степень экономического и социального неравенства в обществе. Для наиболее развитых рыночных стран коэффициент Джини составляет значение 0,27 - 0,33. Показателем дифференциации доходов может служить также децильный коэффициент. Для его расчета берется усредненный показатель для 10% наиболее высокооплачиваемой категории работников и такой же усредненный показатель для 10% наименее обеспе­ченных работников. Их соотношение между собой дает децильиый коэффициент.

        Квинтильный коэффициент – это соотношение между 20% высокооплачиваемых и 20% низкооплачиваемых категория работников.

        Можно сделать вывод, что высокий  уровень неравенства доходов  очень плохо сказывается на  экономике государства. Коэффициент Джини в Республике Беларусь на протяжении последнего десятилетия не превышает 0,3%, что означает нормальное социальное и экономическое неравенство в Республике.

 

    2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ

 

           2.1 Социальная защита населения в Беларуси

 

 

Система социальной защиты населения является основным инструментом минимизации негативных социальных последствий рыночных отношений. В  условиях нарастания инфляционных процессов, разбалансированности потребительского рынка, активизации теневой экономики и роста безработицы должен обеспечиваться уровень жизни не ниже социального норматива.

Социальная защита понимается как определенные обязательства  государства по-отношению к своим  гражданам, и, в первую очередь, наиболее социально-уязвимым (престарелым, инвалидам, многодетным семьям, матерям-одиночкам, учащимся). Чаще всего она принимает форму денежных выплат, льгот и пособий. Однако в нынешних социально-экономических условиях понятие социальной защиты нуждается в более широкой интерпретации. Она должна играть роль не только денежной компенсации бедным, но и смягчать ситуацию, при которой все сложности перехода к рынку перекладываются на одни группы населения при заметном выигрыше других.

В настоящее время  в социальной защите начинает нуждаться все большая часть населения, а не только беднейшие ее слои. Меры социальной защиты, достаточные для одной группы населения, могут оказаться неэффективными для другой, невыполнимыми для третьей и т. д. [1, с.4]

Можно выделить следующие  меры, принятые для регулирования уровня жизни: обеспечение минимальной оплаты труда; регулярный пересмотр доходов в связи с динамикой минимального потребления бюджета; компенсация, адаптация и индексация доходов; обеспечение социальной помощи бедным; денежные выплаты из фондов общественного потребления (пенсии, пособия, стипендии); обеспечение льгот связанных с обеспечением труда, жильем, возможности бесплатного образования, бесплатного медицинского обслуживания. С мерами по социальной защите тесно связаны методы обеспечения занятости (подготовка   и   переподготовка   кадров,   создание   новых   рабочих   мест,   создание дополнительных и специализированных рабочих мест для инвалидов и других групп населения, малоконкурентоспособных на рынке труда, реализации программы общественных работ и т. д.) направленные на повышение уровня занятости или на создание его альтернативы, а, следовательно, обуславливающие стабильность доходов и повышение уровня жизни.

Меры по социальной защите населения в настоящее время:

  1. Сверхдоходы от роста цен будут аккумулироваться в специальном фонде, средства которого будут использоваться для социальной поддержки населения.
  2. Будет произведена разовая выплата бюджетникам и неработающим пенсионерам в размере Br500 тыс.
  3. Регулярно будет осуществляться индексация доходов бюджетников.
  4. Будет повышена тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций.
  5. С 1 ноября этого года был произведен перерасчет трудовых пенсий, исходя из средней зарплаты работников.
  6. Пособия семьям, воспитывающим детей, будут повышаться ежеквартально.
  7. Единовременное пособие в связи с рождением ребенка будет увеличено в 2 раза.
  8. Организациям реального сектора будет рекомендовано материально поддержать своих работников.

        МПБ (минимальный прожиточный бюджет), или прожиточный минимум, включает такой набор товаров и услуг в ценах реальных покупок, который представляет уровень и структуру потребления, минимально допустимые при достигнутом состоянии экономического развития.

Действовавшая до сих  пор методика расчета прожиточного минимума основывалась на фактическом уровне жизни беднейших семей в стране. Его следует характеризовать не как малообеспеченность, а как нищету т.е. удовлетворение физиологических потребностей на крайне низком уровне. МПБ должен учитывать не только физиологические потребности человека, но и духовные.

Анализ реальной структуры  потребления социально-демографических  групп населения позволяет сделать  вывод о том, что доля расходов на питание в МПБ составляет примерно половину. Следовательно, удвоение сумм затрат на питание дает половину величины прожиточного минимума. В условиях значительного колебания цен прожиточный минимум следует устанавливать ежемесячно.

        Главным положительным моментом социальной политики в начальный период радикальных экономических преобразований у нас следует считать создание системы социальной помощи беднейшим слоям населения. Приняты законы, определяющие круг лиц, нуждающихся в помощи, и порядок ее предоставления.

       Итак, государство не стоит на месте.  Как видно из вышесказанного, регулярно предпринимаются меры и создаются новые законы о социальной защите населения РБ.

 

 

    1. Приоритеты современной социальной политики в Беларуси

 

 

Уровень жизни населения  Беларуси к настоящему времени довольно сильно опустился, хотя и наблюдаются некоторые незначительные положительные сдвиги. Это обстоятельство обуславливается необходимостью проведения весьма осторожной социальной политики. Особенно осторожно и взвешенно следует подходить к осуществлению мероприятий, способных вызвать значительное сокращение рабочих мест, расширение практики применения плотности жилья и других социально-бытовых услуг, включая услуги по линии здравоохранения и образования, а также мер по кардинальному реформированию ныне действующей системы социального обеспечения. Предотвращение дальнейшего обнищания населения и обеспечение последующего роста уровня его жизни практически возможно лишь на основе оживления общественного производства, радикального повышения его активности, привлечения инвестиций. Однако это не исключает проведение специальных мер, направленных на усиление социальной защищенности граждан. Их основу должны составлять меры, способствующие повышению степени самообеспечения каждой отдельной семьи и личности. Иначе говоря, задача заключается в том, чтобы незамедлительно создавать людям все необходимые условия для того, чтобы они сами могли зарабатывать деньги, позволяющие им удовлетворить свои первые жизненные потребности. К числу таких условий должны быть отнесены, в первую очередь, создание новых рабочих мест, применение различных нестандартных форм трудовых контрактов.

Информация о работе Социальная политика государства