Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 04:20, курсовая работа
Цель курсовой работы: закрепить, углубить и расширить теоретические знания, практические умения и навыки в соответствии с содержанием дисциплины, по которой она выполняется; овладеть навыками самостоятельной работы; выработать умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать; выработать умение публичной защиты.
Задачи курсовой работы:
выявить суть проблемы неравенства доходов и социальной справедливости, раскрыть её корни;
рассказать о социальной политике государства;
описать метод вычисления оптимального уровня выплаты пособий различным социальным группам.
Введение..........................................................................................................4
Социальная политика государства……………………………….….….. .5
Понятие и сущность социальной политики государства……….…....…5
Уровень жизни…………………………………………………….………..6
Бедность………………………………………………………………….….6
Неравентство доходов и его причины………………………..…...….......7
Социальная политика в Республике Беларусь и её реализация…..….…11
Социальная защита населения в Беларуси………………..……......…....11
Приоритеты современной социальной политики в Беларуси…….…....12
Планы реформирования социальной политики РБ…………..………...14
Неравенство доходов в Беларуси………………………………………...15
Определение оптимального уровня выплаты пособий различным
социальным группам.....................................................................................18
Заключение....................................................................................................27
Список использованной литературы............................................................28
Усиление социальной защиты граждан Республики Беларусь предполагает придание организованного характера процессу их внешней трудовой миграции (т.е. за пределы Беларуси). Для этого необходимо обеспечить быстрейшее заключение соответствующих межправительственных соглашений с теми государствами, которые традиционно являются центрами притяжения жителей нашей республики. [9, с.6]
Однако все же главным звеном всей совокупности мер, объединенным данным направлением, должно стать регулирование соотношения между повышением цен и ростом заработной платы. Главная задача - не допустить роста необлагаемой налогами оплаты труда, превышающего повышение цен, происходящего в рамках генерального соглашения правительства с профсоюзами и предпринимателями. При этом, повышение заработной платы в меру принятой ее индексации должно носить регрессивный характер, т.е. должно находиться в обратно-пропорциональной зависимости от величины получаемой заработной платы. Это позволит, если не полностью устранить, то хотя бы существенно уменьшить фактически сложившиеся неоправданные различия в уровнях заработной платы, в том числе и межотраслевом разрыве, что как известно, также является одним из ложных факторов дестабилизации социально-политической обстановки в республике.
При всей значимости
Как и во многих других случаях, решение данной проблемы на практике будет предопределяться прежде всего общим состоянием экономики и главным образом тем, в какой мере нам удается приостановить спад производства и начать последовательное увеличение его объемов, что однако отнюдь не отрицает необходимости и целесообразности проведения специальных мер, имеющих своей непосредственной целью предотвратить массовую безработицу и весьма реальную угрозу снижения качества кадрового потенциала республики.
2.3 Планы реформирования социальной политики РБ
В Беларуси будет принята программа мер по социальной защите населения. Программа будет принята до конца текущего года постановлением правительства. В ней предусмотрены меры по поддержке пенсионеров, студенческой молодежи, детей, малообеспеченных слоев населения, инвалидов и других граждан. В программе также предусматриваются мероприятия, которые дадут возможность людям больше заработать.
Таким образом, мы находятся формы взаимодействия с людьми, чтобы в это сложное время поддержать их и дать возможность самим заработать. Главная задача государства - обеспечить людей рабочими местами, дать им возможность применить себя. В этой связи возможны определенные изменения в законодательстве. Речь идет о том, чтобы дать возможность гражданину работать не только в одной организации, а если у него есть желание и возможности - работать еще в одном месте. Таким образом, необходимо будет легализировать возможности гражданина работать в нескольких местах в свободное от основной работы время.
В план действий правительства по социальной защите и ценовому регулированию на потребительском рынке вошло 41 мероприятие. Среди наиболее важных планируется повышение тарифной ставки первого разряда, значительное повышение минимальной заработной платы.
Предусмотрено ограничение цен на основные продукты питания и промышленные товары. Цены на них будут регулироваться. Сейчас свободные цены, но мы видим, что происходит: у производителей товар по одной цене, а в торговле в два раза выше.
Кроме того, внесены предложения по поддержке граждан, которые строят жилье. Если в семье есть один работающий, а жена находится в декретном отпуске с ребенком, то они получают отсрочку в погашении кредита до момента выхода на работу супруги. Таким образом, эти защитные меры позволят поддержать граждан Беларуси в непростых для государства условиях.
Так, социальная
защита Республики
В Республике Беларусь в последнее десятилетие происходят процессы социально-экономического расслоения населения по доходам. Процессы поляризации доходов в начале 90-х гг. развивались слишком стремительно и происходили на фоне снижения общего объема доходов населения. Один из основных показателей степени неравенства в распределении доходов - коэффициент Джини, увеличился за первые три года реформ более чем в полтора раза по сравнению с показателями, фиксировавшимися в период командно-административной системы. В странах с развитой рыночной экономикой подобные изменения в дифференциации доходов населения происходили на протяжении нескольких десятилетий.
Столь бурное нарастание неравенства породило широкое распространение бедности и других острых социальных проблем. Несмотря на то, что в последние годы в экономическом и социальном развитии страны появились позитивные сдвиги, имеется и ряд нерешенных проблем.
Государственная политика
Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:
- трансфертные платежи, то есть
пособия, выплачиваемые
- регулирование цен на социально важную продукцию;
- индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции;
- обязательный минимум зарплаты как базы оплаты руда на всех предприятиях;
- прогрессивное налогообложение, при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода. [3]
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т. д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов. Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рыночным путем, например гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы. Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно незанятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.
Кроме того, общество
ответственно за уровень
Важным элементом государственного регулирования доходов является определение и верхнего предела номинальной зарплаты. Такой предел должен препятствовать развертыванию инфляционной спирали «цена – зарплата». Эта мера образует основной элемент «политики сдерживания», означая на практике «замораживание» зарплаты и цен (в противоположность «политике экспансии» когда стимулируется рост доходов населения). Политика сдерживания ограничивает инфляционное превышение платежеспособного спроса над объемом реализуемого совокупного предложения. Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества, правительство стремится, однако, избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности.
Одним из основных направлений государственной политики доходов является защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Для подсчета индекса потребительских цен ввиду больших колебаний цен на различные товары и услуги, особенно в периоды высокой инфляции, очень важен представительный набор товаров и услуг. Наиболее часто споры между правительственными органами и профсоюзами идут по поводу включения в индекс расходов на квартплату, продовольствие, одежду, обувь, транспорт и отдых. При этом считается, что индекс потребительских цен обычно преуменьшает рост стоимости жизни или же устанавливает заниженные доли расходов на те или иные статьи потребительского бюджета.
В Республике Беларусь условием наступления индексации является превышение 5%-го порога индексом потребительских цен, исчисленным нарастающим итогом с момента предыдущей индексации. В этом случае осуществляется автоматическая корректировка указанных доходов для компенсации потерь, вызванных ростом потребительских цен. Индекс потребительских цен в нашей стране ежемесячно определяется Министерством статистики и анализа Республики Беларусь и публикуется в официальной печати.
Индексация доходов с экономической точки зрения имеет и существенные недостатки. Так, способствуя уменьшению разрывов в доходах низко- и высокооплачиваемых работников, она может отрицательно сказаться на их стремлении к более напряженному труду. Кроме того, индексация не способствует проведению антиинфляционных мер. В силу этих причин многие государства Западной Европы в 80-х гг. приступили к демонтированию системы индексации: стали вводиться временные паузы (причем без последующей компенсации), устанавливаться верхние и нижние пороговые уровни роста цен, за которыми индексация не применяется.
Таким образом, под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Следует учитывать, что на практике существует дифференциация общества по доходам. Для анализа степени дифференциации доходов используется функциональное (горизонтальное) и вертикально (личное) распределение. Для ее количественного измерения применяются показатели среднего, медианного и модального доходов. Для определения степени неравенства в распределении доходов используются кривая Лоренца, коэффициент Джини и децильный коэффициент.
В Республике Беларусь в последнее десятилетие происходят процессы социально-экономического расслоения населения по доходам, что породило широкое распространение бедности и других острых социальных проблем. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими трансфертные платежи, регулирование цен на социально важную продукцию, индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции и др.
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ГРУППАМ
В БЕЛАРУСИ
Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для довлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.