Социальная политика в современной рыночной экономике: теория, методология, практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.
В соответствии с поставленной целью в данной работе необходимо выполнить следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение основных аспектов и функций социальной политики;
- анализ современной социальной политики Республики Беларусь;
- определение основных направлений совершенствования социальной политики Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….....5

1. Теоретико-методологические основы социальной политики……..…….7
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции…………….7
1.2. Структура социальной политики………………………………..10

2. Практическая реализация социальной политики государства….……..20
2.1. Особенности социальной политики в зарубежных странах…..20
2.2. Социальная политика Республики Беларусь…………………...26

3. Основные направления совершенствования социальной политики
Республики Беларусь…..…………………………………………………32

Заключение……………………………………………..……………..35

Список использованных источников………………………………..37

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Социальная политика государства реализуется через  механизм государственных программ социального обеспечения и системы  социальных услуг. Важнейшей частью государственной программы социального  обеспечения является социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования.

Источником фонда социального  страхования являются взносы самих  застрахованных, а также отчисления фирм и государства. Соотношение  между этими источниками финансирования социального страхования в различных  странах различно. Например, во Франции доля взносов застрахованных работников составляет в фонде социального страхования – 22%, предприятий – 59%, государства – 17%.

Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости) опираются на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия, государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.

Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение  индивидуальных доходов населения  через государственный бюджет. Изымая часть доходов населения в  виде налогов, частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход, как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным и нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам).

Характер и содержание социальной политики зависят от степени  вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.

Вторая группа – институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.

Обе группы различаются  между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.

Социальная роль государства  во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.

Таким образом, социальная политика решает задачи, обеспечивающие создание условий для роста благосостояния каждого человека и общества в  целом, формирование  экономических  стимулов людей для участия в  общественном производстве, воспроизводство оптимальной структуры общества, создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей.

Социальная политика не только многофункциональна, но и  сложна структурно.

 

 

1.2 Структура социальной политики

 

В структуре социальной политики можно выделить пять важнейших структурных частей [1]:

      1. политику регулирования доходов населения;
      2. политику обеспечения занятости;
      3. политику социальных гарантий;
      4. политику социальной защиты;
      5. политику защиты здоровья и экологической безопасности населения.

Политика регулирования  доходов населения

Одним из направлений  реализации социальной политики государства  является регулирование доходов  населения. Доход представляет собой  сумму денежных средств, зарабатываемую и получаемую членами общества в течение года. Уровень доходов каждого человека является одним из основных показателей его благосостояния, поскольку определяет возможности удовлетворения потребностей.[2]

Под доходами населения  понимается сумма денежных средств  и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

 Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и цен.

Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель реального распределения доходов. Он рассчитывается с учетом индекса цен.

Проблема распределения  доходов имеет два аспекта: функциональное распределение и личное распределение.

Функциональное распределение доходов связано со способом, которым денежные доходы общества делятся на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Совокупные доходы распределяются в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Функциональное распределение формирует первичные доходы населения. В смешанной экономике, как показывает практика развитых стран, основная часть общего дохода приходится на заработную плату. Доход мелких собственников, в том числе и от самодеятельности врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких и некорпоративных предприятий, является по существу комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента.

Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Совокупный доход неравномерно распределяется между группами. Личное распределение связано с домохозяйствами, как с расходующей группой. Часть доходов населения поступает государству как индивидуальные налоги, а остаток распределяется на личное потребление и сбережение. Получение доходов сопровождается неравенством распределения. Причины неравенства распределения доходов:

Объективные причины отражают общую полезность занятий, территорию, отраслевую и межпрофессиональную дифференциацию оплаты труда, уровень образования, неравенство владения собственностью.

Субъективные причины связаны с характером личности (удача, связи, риск, авантюризм, дискриминация и т.д.).

Специфические причины обусловлены текущими особенностями рыночной среды (низкая цена труда, неотрегулированность нормативно-правовой базы, возможность присвоения больших «теневых» доходов).

Государство, вторгаясь  в сферу распределения доходов, не должно добиваться их уравнивания. Равенство означает не уравнительное  распределение доходов, а их дифференциацию в зависимости от способностей человека. В то же время общество должно поддерживать социальную справедливость. Решение этой задачи предполагает контроль над доходами и прогрессивное налогообложение крупных доходов, наследств, ликвидацию всех видов привилегий, создание новой системы налогообложения.

В западной экономической теории выделяют четыре точки зрения на справедливость в распределении и перераспределении доходов: эгалитарное, роулсианское, утилитарное, рыночное.[1]

Эгалитарный подход означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов.

Роулсианский  подход предполагает справедливой такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества.

Утилитарный подход основан на том, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми.

Рыночный принцип предполагает рыночное распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.

Выбор подходов и принципов  справедливого распределения доходов  для каждого общества определяется экономическим, политическим устройством, а также зависит от исторических и национальных особенностей развития общества.

Распределение доходов  в обществе можно проиллюстрировать  на кривой Лоренца (рис. 1), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 -  Кривая Лоренца

Примечание – Источник: [2]

 

Кривая Лоренца демонстрирует  фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

Политика обеспечения  занятости

Политика занятости - система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. А занятостью считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту заработок (доход).

Политика занятости  опирается на определенную систему  принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:

-обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;

-обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

-предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

-содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

-принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

-участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;

-международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Опираясь на выработанные принципы, государство может использовать два типа регулирующего воздействия  для реализации конкретной программы в сфере занятости:

  1.   пассивный;
  2.   активный.

Политика пассивного типа регулирования занятости ограничивается изысканием и использованием средств «терапевтического» или даже успокаивающего характера. Такая политика имеет две основные формы реализации. Первая – социальное страхование по случаю потери работы, предусматривающее выплату пособия по безработице, назначаемого обычно с учетом прежнего заработка и минимума заработной платы. Вторая – воспомоществование – материальная помощь, применяемая в отношении длительно безработных.

Активный тип регулирования занятости отличается тем, что государство оказывает влияние не на последствия происходящего, а на само явление – на состояние рынка труда. При этом могут использоваться два основных метода воздействия.

Первый метод – повышение спроса на рабочую силу, что осуществляется двумя основными способами: 1) общеэкономическим; 2) созданием нетипичной занятости.

Общеэкономическими мерами увеличения спроса на рабочую силу служат:

-расширение свободы работодателей в решении вопросов занятости;

-льготное налогообложение там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу;

Информация о работе Социальная политика в современной рыночной экономике: теория, методология, практика