Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.
В соответствии с поставленной целью в данной работе необходимо выполнить следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение основных аспектов и функций социальной политики;
- анализ современной социальной политики Республики Беларусь;
- определение основных направлений совершенствования социальной политики Республики Беларусь.
Введение …………………………………………………………….....5
1. Теоретико-методологические основы социальной политики……..…….7
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции…………….7
1.2. Структура социальной политики………………………………..10
2. Практическая реализация социальной политики государства….……..20
2.1. Особенности социальной политики в зарубежных странах…..20
2.2. Социальная политика Республики Беларусь…………………...26
3. Основные направления совершенствования социальной политики
Республики Беларусь…..…………………………………………………32
Заключение……………………………………………..……………..35
Список использованных источников………………………………..37
Планомерность государственного курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.[8]
Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.
Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:
-гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;
-гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;
-гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;
-гарантиях справедливой
доли вознаграждения в
-гарантиях права на
охрану здоровья, включая бесплатное
лечение в государственных
- гарантиях права на
социальное обеспечение в
Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.
Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики будет ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:
- инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;
- многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.
Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.
Приоритетной задачей
государства в области
В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.
Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.
К концу 2010 года предусмотрено сократить долю населения, располагающего доходами ниже бюджета прожиточного минимума, в два раза. Уровень малообеспеченности населения снизился с 11,1 процента в 2006 году до 7,7 процента в 2007 году. Важно отметить, что такое снижение произошло во всех регионах страны, а не только в крупных городах. Оно происходило при относительно низком уровне дифференциации доходов граждан: в 2007 году соотношение денежных доходов высшей и нижней квинтильных групп домашних хозяйств составило 6 раз.[6]
Одним из ключевых аспектов
обеспечения эффективного социального
развития является расширение занятости.
Эта одна из первостепенных задач
государственной социально-
В Беларуси на протяжении почти десяти лет наблюдается тенденция снижения женской и молодежной безработицы.
Государственная социальная поддержка населения является важнейшей составляющей социально экономической политики Беларуси. С 2007 года в стране активно задействуется принцип адресности при осуществлении государственной поддержки. Эта мера, закрепленная на законодательном уровне, позволяет применять четкий, прозрачный, дебюрократизированный механизм предоставления государственной адресной социальной помощи тем, кто в ней действительно нуждается.
Одним из приоритетных элементов социальной поддержки государства является пенсионное обеспечение. С учетом демографической структуры населения, обусловленной его старением, получателями пенсий являются 26 процентов населения. Расходы на выплату пенсий составляют 11 процентов ВВП страны. С начала 2008 года рост размера пенсий составил более 6 процентов. За период с 2003 по 2008 год доля пенсионеров с пенсией ниже бюджета прожиточного минимума снизилась с 29, 9 процентов до 6 процентов от общей численности пенсионеров.
Для обеспечения дополнительной защиты права граждан на пенсионные выплаты Беларусь активно развивает соответствующую международную договорную базу: специальные соглашения о гарантиях пенсионного обеспечения при переселении граждан Беларуси действуют практически со всеми соседними странами и государствами СНГ.
В рамках деятельности по социальной поддержке одиноких пожилых людей и инвалидов важное место занимает развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания. В Беларуси действуют 70 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в том числе 9 домов для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, а также Республиканский интернат ветеранов Второй мировой войны и труда, в которых проживает более 16 тысяч человек.
Образование и грамотность – важнейшая основа прогрессивного социально-экономического развития Республики Беларусь. В Беларуси ежегодные расходы на нужды образования составляют 6 процентов от уровня ВВП и превышают аналогичные показатели ряда высокоразвитых стран. В Беларуси гарантировано бесплатное среднее образование, сохранено бесплатное высшее образование, которое доступно любому человеку на конкурсной основе. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодежи.
В настоящее время
среднедушевой минимальный
Постановлением Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь от 17 июля 2009 г. № 84 утверждены
следующие размеры
семьи из 4-х человек – 387920 руб.;
мужчины трудоспособного возраста – 463000 руб.;
женщины трудоспособного возраста – 470120 руб.;
молодой семьи с двумя детьми – 370800 руб.;
молодой семьи с одним ребенком – 408740 руб.;
семьи пенсионеров – 344260 руб.;
мужчины пенсионера – 389340 руб.;
женщины пенсионерки – 391390 руб.;
студента – 339160 руб.;
студентки – 343720 руб.;
девочки в возрасте до 3-х лет – 310890 руб.;
мальчика в возрасте до 3-х лет –308100 руб.;
девочки в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 378310 руб.;
мальчика в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 380290 руб.;
девочки в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 399940 руб.;
мальчика в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 390190 руб.;
девушки в возрасте от 14-ти до 18-ти лет – 450790 руб.;
юноши в возрасте от 14-ти до 18-ти лет – 459980 руб.
Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек в ценах июня 2009 года по статьям расходов:
продукты питания – 51,8 %;
одежда, белье, обувь – 18,9 %;
пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 11,9 %;
бытовые услуги, транспорт, связь – 6,9 %;
предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения – 6,4 %;
культурно-просветительные мероприятия и отдых – 2,2 %;
взносы и платежи – 0,2 %;
предметы санитарии, гигиены, лекарства – 1,7 %.
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Основная цель социальной политики в предстоящем пятилетии – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо установить количественные и качественные ориентиры, которыми могут быть:
-рост реальных денежных доходов – 149–156 процентов;
-повышение реальной заработной платы как основного источника формирования доходов и важного стимула трудовой активности работников –‘ 152–158 процентов;
-снижение уровня малообеспеченности в два раза;
-совершенствование государственной адресной социальной помощи, поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;
-дальнейшее развитие системы пенсионного обеспечения, повышение реальной пенсии по возрасту не менее чем в 1,5 раза.
Государственная политика в области оплаты труда предполагает превращение заработной платы в надежный источник доходов, повышение ее роли в стимулировании трудовой активности работников и будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов ее регулирования. Необходимо постепенно расширять права субъектов хозяйствования в части формирования и начисления заработной платы.
Важнейшей функцией государства останется обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда.
Основные задачи государственной
политики в области трудовых отношений
и занятости населения –
На рынке труда необходимо реализовать систему мер
по созданию благоприятных условий для
обеспечения занятости населения, преодолению
дефицита рабочих мест путем повышения
инвестиционной активности за счет всех
источников, снижению напряженности и
поддержанию стабильности в сфере социально-трудовых
отношений, своевременному устранению
дисбаланса между профессионально-
В области социальной защиты населения необходимо повышение ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения.
Это возможно достичь путем:
-оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, имеющим доходы ниже установленного гарантированного минимума;