Социальная политика в современной рыночной экономике: теория, методология, практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.
В соответствии с поставленной целью в данной работе необходимо выполнить следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение основных аспектов и функций социальной политики;
- анализ современной социальной политики Республики Беларусь;
- определение основных направлений совершенствования социальной политики Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….....5

1. Теоретико-методологические основы социальной политики……..…….7
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции…………….7
1.2. Структура социальной политики………………………………..10

2. Практическая реализация социальной политики государства….……..20
2.1. Особенности социальной политики в зарубежных странах…..20
2.2. Социальная политика Республики Беларусь…………………...26

3. Основные направления совершенствования социальной политики
Республики Беларусь…..…………………………………………………32

Заключение……………………………………………..……………..35

Список использованных источников………………………………..37

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Планомерность государственного курса заключается и во всемерной  поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.[8]

Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение  благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.

Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:

-гарантиях равенства  мужчин и женщин в образовании  и трудовой деятельности;

-гарантиях права молодежи  на духовное, нравственное и физическое  развитие;

-гарантиях права на  труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;

-гарантиях справедливой  доли вознаграждения в экономических  результатах труда, но не ниже  уровня, обеспечивающего гражданам  и их семьям свободное и достаточное существование;

-гарантиях права на  охрану здоровья, включая бесплатное  лечение в государственных учреждениях  здравоохранения;

- гарантиях права на  социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.

Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики будет ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:

- инвалидам, одиноким  пенсионерам - различные социальные  услуги, обслуживание на дому;

- многодетным, неполным  семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.

Особое внимание уделяется  в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные  трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Приоритетной задачей  государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых  условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство  использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских  дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные  жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.

Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают  местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.

К концу 2010 года предусмотрено сократить долю населения, располагающего доходами ниже бюджета прожиточного минимума, в два раза. Уровень малообеспеченности населения снизился с 11,1 процента в 2006 году до 7,7 процента в 2007 году. Важно отметить, что такое снижение произошло во всех регионах страны, а не только в крупных городах. Оно происходило при относительно низком уровне дифференциации доходов граждан: в 2007 году соотношение денежных доходов высшей и нижней квинтильных групп домашних хозяйств составило 6 раз.[6]

Одним из ключевых аспектов обеспечения эффективного социального  развития является расширение занятости. Эта одна из первостепенных задач  государственной социально-экономической  политики Беларуси. Уровень безработицы  в Беларуси является одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее 1 процента. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения.

В Беларуси на протяжении почти десяти лет наблюдается  тенденция снижения женской и  молодежной безработицы.

Государственная социальная поддержка населения является важнейшей  составляющей социально экономической  политики Беларуси. С 2007 года в стране активно задействуется принцип адресности при осуществлении государственной поддержки. Эта мера, закрепленная на законодательном уровне, позволяет применять четкий, прозрачный, дебюрократизированный механизм предоставления государственной адресной социальной помощи тем, кто в ней действительно нуждается.

Одним из приоритетных элементов  социальной поддержки государства  является пенсионное обеспечение. С  учетом демографической структуры  населения, обусловленной его старением, получателями пенсий являются 26 процентов населения. Расходы на выплату пенсий составляют 11 процентов ВВП страны. С начала 2008 года рост размера пенсий составил более 6 процентов. За период с 2003 по 2008 год доля пенсионеров с пенсией ниже бюджета прожиточного минимума снизилась с 29, 9 процентов до 6 процентов от общей численности пенсионеров.

Для обеспечения дополнительной защиты права граждан на пенсионные выплаты Беларусь активно развивает  соответствующую международную  договорную базу: специальные соглашения о гарантиях пенсионного обеспечения при переселении граждан Беларуси действуют практически со всеми соседними странами и государствами СНГ.

В рамках деятельности по социальной поддержке одиноких пожилых  людей и инвалидов важное место  занимает развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания. В Беларуси действуют 70 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в том числе 9 домов для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, а также Республиканский интернат ветеранов Второй мировой войны и труда, в которых проживает более 16 тысяч человек.

Образование и грамотность  – важнейшая основа прогрессивного социально-экономического развития Республики Беларусь. В Беларуси ежегодные расходы  на нужды образования составляют 6 процентов от уровня ВВП и превышают аналогичные показатели ряда высокоразвитых стран. В Беларуси гарантировано бесплатное среднее образование, сохранено бесплатное высшее образование, которое доступно любому человеку на конкурсной основе. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодежи.

В настоящее время  среднедушевой минимальный потребительский  бюджет семьи их четырех человек  служит основой для определения  права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 июля 2009 г. № 84 утверждены следующие размеры среднедушевых  минимальных потребительских бюджетов в ценах июня 2009 г. на период с 1 августа 2009 г. по 31 октября 2009 г.[7]:

семьи из 4-х человек – 387920 руб.;

мужчины трудоспособного  возраста – 463000 руб.;

женщины трудоспособного  возраста – 470120 руб.;

молодой семьи с двумя  детьми – 370800 руб.;

молодой семьи с одним ребенком – 408740 руб.;

семьи пенсионеров – 344260 руб.;

мужчины пенсионера – 389340 руб.;

женщины пенсионерки  – 391390 руб.;

студента – 339160 руб.;

студентки – 343720 руб.;

девочки в возрасте до 3-х лет – 310890 руб.;

мальчика в возрасте до 3-х лет –308100 руб.;

девочки в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 378310 руб.;

мальчика в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 380290 руб.;

девочки в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 399940 руб.;

мальчика в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 390190 руб.;

девушки в возрасте от 14-ти до 18-ти лет – 450790 руб.;

юноши в возрасте от 14-ти до 18-ти лет – 459980 руб.

Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета  семьи из 4-х человек в ценах июня 2009 года по статьям расходов:

продукты питания – 51,8 %;

одежда, белье, обувь – 18,9 %;

пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 11,9 %;

бытовые услуги, транспорт, связь – 6,9 %;

предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения – 6,4 %;

культурно-просветительные  мероприятия и отдых – 2,2 %;

взносы и платежи – 0,2 %;

предметы санитарии, гигиены, лекарства – 1,7 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Основная цель социальной политики в предстоящем пятилетии  – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо установить количественные и качественные ориентиры, которыми могут быть:

-рост реальных денежных доходов – 149–156 процентов;

-повышение реальной заработной платы как основного источника формирования доходов и важного стимула трудовой активности работников –‘ 152–158 процентов;

-снижение уровня малообеспеченности в два раза;

-совершенствование государственной адресной социальной помощи, поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;

-дальнейшее развитие системы пенсионного обеспечения, повышение реальной пенсии по возрасту не менее чем в 1,5 раза.

Государственная политика в области оплаты труда предполагает превращение заработной платы в  надежный источник доходов, повышение  ее роли в стимулировании трудовой активности работников и будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов ее регулирования. Необходимо постепенно расширять права субъектов хозяйствования в части формирования и начисления заработной платы.

Важнейшей функцией государства  останется обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда.

Основные задачи государственной  политики в области трудовых отношений  и занятости населения – повышение  эффективности использования ресурсов труда, формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, обеспечение социальной поддержки временно не занятого населения путем повышения пособия по безработице и организации общественных работ.

На рынке труда необходимо реализовать систему мер по созданию благоприятных условий для обеспечения занятости населения, преодолению дефицита рабочих мест путем повышения инвестиционной активности за счет всех источников, снижению напряженности и поддержанию стабильности в сфере социально-трудовых отношений, своевременному устранению дисбаланса между профессионально-квалификационным составом кадров и обновляющейся структурой рабочих мест, удержанию регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня.

В области социальной защиты населения необходимо повышение ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения.

Это возможно достичь путем:

-оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, имеющим доходы ниже установленного гарантированного минимума;

Информация о работе Социальная политика в современной рыночной экономике: теория, методология, практика