Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.
В соответствии с поставленной целью в данной работе необходимо выполнить следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение основных аспектов и функций социальной политики;
- анализ современной социальной политики Республики Беларусь;
- определение основных направлений совершенствования социальной политики Республики Беларусь.
Введение …………………………………………………………….....5
1. Теоретико-методологические основы социальной политики……..…….7
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции…………….7
1.2. Структура социальной политики………………………………..10
2. Практическая реализация социальной политики государства….……..20
2.1. Особенности социальной политики в зарубежных странах…..20
2.2. Социальная политика Республики Беларусь…………………...26
3. Основные направления совершенствования социальной политики
Республики Беларусь…..…………………………………………………32
Заключение……………………………………………..……………..35
Список использованных источников………………………………..37
-социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями;
-повышения эффективности социальной помощи малообеспеченным гражданам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основе принципов адресности и индивидуального подхода;
-совершенствования государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей;
-решения социальных проблем одиноких пожилых граждан, прожива-ющих в отдаленных сельских населенных пунктах.
Совершенствование пенсионной системы необходимо направить на повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста и нетрудоспособных на основании сочетания обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования.
Для улучшения демографической ситуации необходимо предусмотреть мероприятия по обеспечению охраны материнства и детства, повышению рождаемости и снижению смертности, укреплению семьи и ее престижа в обществе. Это потребует разработки механизма стимулирования рождаемости на основе совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, государственной поддержки молодых семей в решении жилищных и других социальных проблем и т.д. Необходимо ужесточить ответственность тех родителей, которые оставили своих детей.
Развитие системы образования предусматривает приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов для перехода к информационному обществу, опережающему развитию новых наукоемких технологий.
Ее основными направлениями мог
-развитие новых форм дошкольного образования, повышение качества образования, и прежде всего на селе;
-расширение использования технологий обучения, сберегающих здоровье учащихся;
-создание эффективных механизмов взаимодействия систем профессионального образования с организациями – заказчиками кадров, укрепление связи высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой.
Необходимо проведение целенаправленной работы по обновлению структуры и содержания образования, учебных программ, систем научно-методического обеспечения во всех его звеньях, материально-технической и учебной базы, внедрению новых информационных образовательных технологий и компьютеризации; обеспечение широкого выбора образовательных программ и услуг, повышение их качества и конкурентоспособности.
Совершенствуя систему дошкольного образования, необходимо обеспечить разнообразие многофункциональной сети дошкольных учреждений, сохранение ее в сельской местности и использование новых форм охвата детей дошкольным воспитанием.
В области здравоохранения необхо
-внедрения передовых медицинских технологий и создания научно-практических центров;
-реструктуризации системы оказания медицинской помощи, включая перераспределение ресурсов со стационарной формы на амбулаторно-поликлиническую, развития медико-социальной помощи и общей врачебной практики;
-совершенствования системы социальных стандартов, а также территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи;
-расширения доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, формирования комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан;
-совершенствования системы управления качеством медицинской помощи, стандартизации медицинских технологий, развития профилактических и реабилитационных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Социальная политика – совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально–экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.
2. Основные функции социальной политики:
-стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения;
-поддержание и стимулирование социальной и экономической активности населения;
-социальная поддержка и защита.
3. Социальная политика
осуществляется на различных
уровнях. В условиях рыночной
экономики особое значение
4. Социальная политика
решает задачи, обеспечивающие создание
условий для роста
5. В структуре социальной политики можно выделить пять важнейших структурных частей:
-политику регулирования доходов населения;
-политику обеспечения занятости;
-политику социальных гарантий;
-политику социальной защиты;
-политику защиты здоровья и экологической безопасности населения.
6. Социальная политика в странах европейского сообщества реализуется по следующим основным направлениям:
-Социал-демократическая модель типична для скандинавских стран (Дания, Швеция, Финляндия). Модель характеризуется тем, что социальные услуги определяются как гражданские права, причем все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Работающее население получает дополнительные социальные льготы. От системы государственного социального обеспечения отделено только страхование по безработице, основанное на принципе добровольности. В целом уровень социального обеспечения довольно высок и финансируется в основном за счет налогов.
- Корпоративная модель (Германия, Австрия, Франция и страны Бенилюкса). Предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности, и, соответственно, интеграцию профсоюзного движения с государством. Данную модель называют «континентальной». В её основе социальное страхование, т.е. социальное обеспечение прямо или косвенно (для членов семьи) распространяется на работающее население. Услуги социального страхования, финансируемые в основном за счет взносов, различаются в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе.
- Либеральная модель. Данная модель определяется как предполагающая минимально необходимую государственную поддержку социальных низов. Эта модель получила распространение в Великобритании и Ирландии и включает в себя социальное страхование, находящееся на довольно низком уровне, и социальную помощь, играющую для данной модели решающую роль.
7. Основные положения социальной политики Республики Беларусь отражены в «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г». Согласно данному документу, главной целью социальной политики в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и др.
8. Основная цель социальной политики в предстоящем пятилетии – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Макроэкономика / Головачев А.С., Головачева И.В. – 2-е стер. изд. – Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 256 с.
2. Экономическая теория / под редакцией Н.И. Базылева и С.П. Гурко – 3-е издание, стереотипное. – Мн. ООО «Интерпрессервис», 2004. – 636с.
3. Курс экономической теории: Учеб./ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис», «Мисанта», 2003. – 496с
4. Лутохина Э.А. Социально ориентированная экономика и социальное партнерство: Учебное пособие. - Мн: Академ.управление при Президенте РБ. 2002.
5. Стратегия устойчивого развития Беларуси: преемственность и обновление: Аналит. отчет. Мн.: Юнипак, 2003. – 74 с.
6. Социальная политика. Сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь http://www.mfa.gov.by
7. Минимальный потребительский бюджет. Сайт Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь. http://mintrud.gov.by
8. Основные принципы социальной политики белорусского государства. Сайт Президента Республики Беларусь. http://www.president.gov.by
9. А.Рубинштейн: Стратегия социального императива// Вопросы экономики, 2008, №3
10. Бондарь Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: Учеб. пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 146с.
11. Вечканов Е. С. «Макроэкономика» Учебное пособие для студ. гр. экон. и управ. – СПб.2002. – 428 с.
12. Зайченок Н.П. и др. Основные положения национальной стратегии социально-экономического устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. //Белорусский экономический журнал. - 2004. №3.
13. Кравцова Г. Ф., Цветков Н.И., Островская Т. И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. Хабаровск 2001-145 с.
14. Ковалевская К. Социальная политика: денежные доходы и расходы населения// Белорусский банковский Бюллетень 2007.№ 47
15. Морова А.П. Социальная политика в сфере
трудовых отношений.
Мн., 2000. - 75 с.
16. Слезингер Г.Э. Социальная экономика: Учебник. - М.2001. – 356 с.
17. Соколова Г.Н. Концептуальная модель и реальные тенденции социальной политики в РБ// «Проблемы управления» 2006 №3
18. Иванов Ю. О показателях экономического благосостояния// «Вопросы экономики» 2007 №2
19. Уровень жизни населения Республики Беларусь http://belstat.gov.by
20. Макроэкономика: социально ориентированный подход: Учебник / Под ред. Лутохиной Э.А. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 400 с.