Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:33, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально - экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.Цель настоящей курсовой работы — сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические и правовые основы социального страхования
1.1 Экономическая сущность социального страхования
1.2 Фонды и формы социального страхования
1.3Правовые основы социального страхования в РФ
Глава 2 Организация социального страхования в РФ в современных условиях
2.1 Основные задачи и функции ФСС РФ
2.2 Анализ формирования и направлений расходования средств ФСС РФ
2.3 Проблемы организации социального страхования в РФ в современных условиях и пути их решения

Файлы: 1 файл

руслана.doc

— 491.50 Кб (Скачать файл)

Во-первых, централизованной обязательного социального страхования  охватывается все население (в частности, по ОМС) или очень большие массы  населения (все работающие граждане при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пенсионеры по ОПС). По видам децентрализованной формы подлежит обязательному социальному страхованию жизнь и здоровье значительных по численности категорий лиц в основном опасных профессий (военнослужащих, работников правоохранительных органов, судей и др.), а также пассажиров на междугородных перевозках всеми видами транспорта. Добровольное же личное страхование обеспечивает социальную защиту значительно меньшему количеству граждан.

Во-вторых, при обязательных видах социального страхования  страхователи, категории подлежащих страхованию граждан, социальные риски (страховые случаи), страховые суммы, условия и сроки социально-страховой  защиты, страховые тарифы и размеры  социально-страхового обеспечения (страховых выплат) устанавливаются законом. Напротив, добровольное личное социальное страхование осуществляется в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми правилами страхования (не противоречащими законодательству) и заключаемыми со страхователями договорами личного страхования на основе свободного волеизъявления сторон согласования ими существенных условий договора.

Кроме того, при централизованной форме обязательного социального  страхования государством учреждаются  специальные организации-страховщики (ПФ РФ, фонды ОМС, ФСС РФ), которые контролируются им, а денежные социально-страховые фонды находятся в федеральной собственности. Страховые фонды при добровольных видах личного социального страхования формируются страховщиками за счет уплачиваемых страхователями страховых премий (взносов) и являются их собственностью (при законодательном запрещении нецелевого использования страховой нетто-премии в соответствии с правовыми нормами. Страховые тарифы при этом разрабатываются и утверждаются страховщиками и контролируются Федеральной службой страхового надзора. Страховые выплаты по договорам добровольного личного страхования производятся в соответствии с правилами (договорами) страхования в установленных ими размерах для определенных страховых случаев (и объектов страхования), общая сумма которых ограничивается страховой суммой, устанавливаемой при заключении договора страхования по усмотрению и соглашению сторон.

В-третьих, при централизованной и децентрализованной формах социального страхования социальное обеспечение (социально-страховые выплаты) при страховых случаях могут осуществляться постоянно (например, выплаты государственных трудовых пенсий, ОМС, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.) или в течение длительного периода (например, пока гражданин занят на государственной или военной службе — при обязательном страховании их жизни и здоровья). При добровольных видах личного страхования (за исключением страхования пенсий, пожизненной ренты и т. д.) периоды страховых выплат не превышают сроков действия договоров страхования.

Представленные выше результаты сравнительного исследования современных форм обязательного  и личного социального страхования  позволяют охарактеризовать их общие  черты и особенности, рассмотреть дальнейшие пути развития практики социального страхования.

 

1.3 Правовые основы  социального страхования в РФ

Цели функционирования системы социального страхования  заключаются в обеспечении надежной и качественной социальной защиты работающих граждан с помощью их триединого набора [14, c.90]:

- создания экономических  и правовых условия для наемных  и самозанятых работников для  “зарабатывания” страховых прав, достаточных по объему для  получения пенсий и пособий,  сопоставимых с заработком;

- создания правовых, организационных  и управленческих механизмов  учета страховых взносов и  гарантированных способов их  возврата для застрахованных, позволяющих  обеспечивать оперативную и полную  выплату пособий, пенсий, оказание  качественной медицинской помощи, проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации застрахованных;

- создания открытой  информационной системы, позволяющей  всем плательщикам взносов и  получателям пособий и услуг  знать свои права и обязанности,  способы проверки накапливаемых страховых прав, а также формирования публичных и государственных механизмов контроля за эффективностью управления финансовыми ресурсами.

Важнейшим условием формирования национальной системы социального  страхования в России является разработка четко выверенной системы базовых ориентиров его построения, то есть принципов социального страхования, в круг которых специалисты Международного Бюро Труда (МБТ), отечественные и зарубежные ученые включают ряд основополагающих социальных, экономических, правовых установлений, позволяющих обеспечивать работникам и членам их семей уровень социальной защиты, сопоставимый с уровнем дохода в их трудовой период, позволяющий при этом сохранить социальный статус.

Опыт Международной  Организации Труда (МОТ) и специалистов МБТ в определении принципов социального страхования во многом использован в Федеральном законе Российской Федерации от 16.07.1999 года № 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”.

В статье 4 данного Закона в качестве основных принципов социального страхования определены [11, c.143]:

устойчивость финансовой системы обязательного социального  страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения  и средств обязательного социального  страхования;

всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц  на защиту от социальных страховых  рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование  системы обязательного социального  страхования;

паритетность участия  представителей субъектов обязательного  социального страхования в органах  управления системы обязательного социального страхования;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов  и/или налогов;

ответственность за целевое  использование средств обязательного  социального страхования;

обеспечение надзора  и общественного контроля;

автономность финансовой системы  обязательного социального страхования.

Следует, однако, отметить, что при  всей методологической правильности данных принципов, их многочисленность затемняет  смысловые отличия данного института  от других институтов социальной защиты. Поэтому помимо вышеуказанных принципов следует определить их системообразующее ядро, к которому, по нашему мнению, можно отнести следующие четыре принципа:

личной ответственности;

солидарной взаимопомощи;

оптимальной поддержки (субсидиарности);

взаимной ответственности (реципрокности) за исполнение нормативных обязательств.

Принцип личной ответственности проистекает  из базовых ценностей естественного  и позитивного права: свободное  развитие личности подразумевает личную ответственность человека перед собой, семьей и обществом. Считается, что человек наделен свободой, которая тесно сопряжена с ответственностью. Самостоятельное формирование и обустройство своей жизни неразрывно связано с личной предусмотрительностью и ответственностью за правильные решения и совершенные поступки.

По мнению западногерманских ученых, для рыночной экономики принцип  личной ответственности является основным принципом построения и развития национальных систем социального страхования, который воплощен в финансовом механизме компенсации последствий социального риска усилиями самих работников [14, c.89].

Для этого сами работники должны делать взносы, т.е. выступать одновременно и страховщиками и застрахованными. Аргументируется это тем, что  выплачиваемые пособия должны быть правом, а не помощью, а взносы самих застрахованных – служить средством для поддержания достоинства получателя пособия.

Участие работников в уплате страховых  взносов имеет чрезвычайно важное психологическое воздействие на формирование мотивационных установок работников. Делая регулярные страховые взносы, они приобретают чувство сопричастности и ответственности за формирование лично-коллективной системы социальной защиты, которой для них выступает социальное страхование, а страховые взносы – формой резервирования части заработной платы на строго определенные по закону виды страховых выплат.

Принцип солидарной взаимопомощи работодателей  и работников. Индивидуальная ответственность  за социальные риски не всегда может  гарантировать страховую защиту. В жизни бывают ситуации, которые не зависят от отдельного человека, например, опасность техногенных катастроф или профессиональных рисков. Природа этих рисков обусловливается сложным комплексом технических, экономических и социальных причин.

Кроме того, страховое событие может наступить для застрахованного на ранних этапах его трудовой деятельности, когда он еще не накопил достаточных страховых прав, а значительная величина утраты трудоспособности и продолжительные временные периоды предстоящих выплат приводят к уязвимому положению застрахованного. В этой связи требуется применение принципа солидарной взаимопомощи при организации социального страхования. Его смысл состоит во взаимной помощи: “сегодня я материально помогаю другим, ожидая при этом, что в случае, если наступит страховой случай со мной, то и мне будет оказана материальная помощь” [12, c.121].

Суть принципа субсидиарности состоит  в том, что индивид и общественные структуры передают свои функции  вышестоящим структурам и государству  в исключительных случаях. Только там, где индивид, семья, трудовой коллектив и т.д. не в состоянии должным образом выполнять обязанности, в их пользу должны выполнять соответствующие функции вышестоящие общественные и государственные структуры.

Организационные, правовые и экономические механизмы построения субсидиарных отношений базируются на децентрализации властных полномочий и распределении компетенции, финансов, функций и ответственности между отдельными субъектами. Вмешательство государства возможно только в той мере и в тех сферах, в которых профессиональные группы или другие общественные структуры не могут полноценно выполнять свои обязанности. Отсюда - основная целевая функция государственной власти состоит в координации деятельности общественной жизни, а его надзорная функция выступает в роли дополняющей.

В системе социального страхования  принцип субсидиарности реализуется  в самоуправляемых товариществах  взаимного страхования, в которых  ключевую роль играют представители  работников и работодателей, а также  в автономии финансовых ресурсов по отношению к госбюджету; в многообразии страховых его видов: пенсионного, медицинского, по безработице, от несчастных случаев на производстве. Привлечение основных социальных субъектов (работодателей и работников) к реальному (не на словах) управлению страховыми учреждениями способствует значительному ослаблению общественных конфликтов в этой весьма хрупкой сфере социальных отношений.

Принцип взаимной ответственности (реципрокности) по исполнению законом установленных  обязанностей субъектами страховых отношений проистекает из публичного правового характера института обязательного социального страхования. В демократическом обществе индивид вступает в трудовые отношения, в которых его индивидуальная ответственность (по поводу защиты от социальных рисков) должна подкрепляться не только правовыми нормами закона, но и взаимной ответственностью государства и работодателя. Другими словами, институт социального страхования может эффективно функционировать только в случае, когда все субъекты правоотношений социально ответственны за исполнение установленных обязанностей [6, c.90].

В российском социуме государственная  власть еще не сформировала механизмов, основанных на реципрокном поведении. Так, слишком часто и без должной  методологической и правовой проработки государство меняет законодательство в сфере социального обеспечения: вводит и отменяет страховой взнос работников (в размере 1% заработной платы) в Пенсионный фонд России; вводит и отменяет страхование по безработице; использует не по назначению финансовые ресурсы Фонда социального страхования, Пенсионного фонда России, не обеспечивает в полной мере реализацию накопленных пенсионных прав, заработанных по ранее действовавшим пенсионным законам. Ответственность государства за надлежащую организацию социальной защиты населения зафиксирована в Конституции Российской Федерации и международных документах. Прежде всего, государство выступает как гарант прав человека и обеспечивает общее руководство системой социального страхования.

Кроме того, государство принимает меры по достижению достаточного уровня равенства в распределении произведенного национального продукта через такие механизмы, как перераспределение налоговых сборов и социальное обеспечение [10, c.341].

Системы социального  страхования являются одним из самых сильных выражений социальной солидарности на государственном уровне. В этой связи создание и поддержание хорошо развитой системы социального страхования, рассматривается как одно из основных средств развития социальной сплоченности общества.

Следует подчеркнуть  следующий момент: последствия при  наступлении социальных рисков неблагоприятно воздействуют не только на рабочих, но и на предпринимателей, на общество и государство, так как приводят к сбоям в производственном процессе, порождают лишения, нужду, бедность и отчужденность. Объективный, массовый и повседневный характер социальных рисков, уязвимость при их наступлении всех субъектов трудовых отношений, предопределяет их высокую актуальность и вызывает заинтересованность в солидарных действиях по созданию соответствующих механизмов и институтов по защите от социальных рисков. В этой связи ключевым вопросом постиндустриальных обществ все больше становится социальная ответственность всех участников экономической деятельности по вопросу организации национальных систем социальной защиты.

Информация о работе Социальное страхование