Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:33, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально - экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.Цель настоящей курсовой работы — сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические и правовые основы социального страхования
1.1 Экономическая сущность социального страхования
1.2 Фонды и формы социального страхования
1.3Правовые основы социального страхования в РФ
Глава 2 Организация социального страхования в РФ в современных условиях
2.1 Основные задачи и функции ФСС РФ
2.2 Анализ формирования и направлений расходования средств ФСС РФ
2.3 Проблемы организации социального страхования в РФ в современных условиях и пути их решения

Файлы: 1 файл

руслана.doc

— 491.50 Кб (Скачать файл)

Выплата пособий по социальному  страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные  учреждения, финансирование других мероприятий  по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

В таблицах 1 и 2 представлен  вертикальный и горизонтальный анализ бюджетных показателей Фонда  социального страхования за 2010-2011г.г.

Таблица 1

Вертикальный анализ показателей фонда

Статьи расходов

2010г.

Сумма расходов,

тыс. руб.

Уд.вес, %

2011г.

Сумма расходов, тыс. руб.

Уд.вес, %

Фонд социального страхования  Российской Федерации

212987313,2

 

287493479,5

 

Общегосударственные вопросы

3 700,0

0,001

9 732,5

0,003

Международные отношения  и международное сотрудничество

3 700,0

0,001

9 732,5

0,003

Международное сотрудничество

3 700,0

0,001

9 732,5

0,003

Образование

13 864 931,9

6,51

15 470 415,6

53,8

Переподготовка и повышение  квалификации

424 152,7

0,2

497 388,2

1,73

Учебные заведения и  курсы по переподготовке кадров

424 152,7

0,2

497 388,2

1,73

Переподготовка и повышение  квалификации кадров

424 152,7

0,2

497 388,2

1,73

Молодежная политика и оздоровление детей

13 440 779,2

6,3

14 973 027,4

52,08

Социальное страхование

13 440 779,2

6,3

14 973 027,4

52,08

Оздоровление детей

13 440 779,2

6,3

14 973 027,4

52,08

Социальная политика

199118 681,3

93,5

272013 331,4

94,6

Социальное обслуживание населения

4 979 794,0

2,33

6 378 591,2

2,18

Социальное обеспечение  населения

166270 327,3

78,1

226202 014,9

78,6

Социальное страхование

155686 714,3

73,1

214640 461,9

74,6

Пособия по временной  нетрудоспособности по обязательному  социальному страхованию

82 026 000,0

38,5

98 684 300,0

34,3

Пособия по временной  нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1 657 617,5

0,77

1 602 943,1

5,5

Пособия по беременности и родам

15 870 000,0

7,45

23 760 236,0

8,2

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

8 624 000,0

4,05

36 533 338,7

1,27

Пособия при рождении ребенка

11 440 000,0

5,37

13 147 200,0

45,7

Другие пособия и  компенсации

784 507,7

0,36

834 802,5

2,9

Единовременные страховые  выплаты

590 995,4

0,28

561 085,8

1,9

Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

8 421 931,5

3,95

9 358 503,1

32,55

Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников

3 300 000,0

1,55

3 676 192,5

12,7

Другие вопросы в  области социальной политики

27 796 168,0

13,05

39 356 921,8

13,6

Мероприятия в области  социальной политики

810 187,0

0,38

925 002,0

3,21

Всего расходов

212987313,2

100

28749379,5

100


 

Таблица 2

Горизонтальный анализ показателей фонда

Статьи расходов

2010г.

Сумма расходов,

тыс. руб.

2011г.

Сумма расходов, тыс. руб.

Темп роста, %

Фонд социального страхования  Российской Федерации

212987313,2

287493479,5

 

Общегосударственные вопросы

3 700,0

9 732,5

2,63

Международное сотрудничество

3 700,0

9 732,5

2,63

Взносы в международные  организации

 

3 032,5

2,63

Образование

13 864 931,9

15 470 415,6

1,12

Переподготовка и повышение  квалификации

424 152,7

497 388,2

1,18

Учебные заведения и  курсы по переподготовке кадров

424 152,7

497 388,2

1,18

Переподготовка и повышение  квалификации кадров

424 152,7

497 388,2

1,18

Молодежная политика и оздоровление детей

13 440 779,2

14 973 027,4

1,11

Социальное страхование

13 440 779,2

14 973 027,4

1,11

Оздоровление детей

13 440 779,2

14 973 027,4

1,11

Социальная политика

199118 681,3

272013331,4

1,37

Социальное обеспечение  населения

166270 327,3

22202 014,9

0,13

Социальное страхование

155686714,3

214640461,9

1,38

Пособия по временной  нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию

82 026 000,0

98684300,0

1,2

Пособия по временной  нетрудоспособности по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1 657 617,5

1 602 943,1

0,97

Пособия по беременности и родам

15 870 000,0

23760236,0

1,49

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

8 624 000,0

36533338,7

4,23

Пособия при рождении ребенка

11 440 000,0

13147200,0

1,15

Другие пособия и  компенсации

784 507,7

834 802,5

1,06

Единовременные страховые  выплаты

590 995,4

561 085,8

0,94

Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных  мер по сокращению производственного  травматизма и профессиональных заболеваний 

8 421 931,5

9 358 503,1

1,11

Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников

3 300 000,0

3 676 192,5

0,81

Другие вопросы в  области социальной политики

27 796 168,0

39356921,8

1,42

Мероприятия в области  социальной политики

810 187,0

925 002,0

1,14

Всего расходов

212987313,2

28749379,5

0,13


 

Общая сумма расходов предусмотрена в объеме 278918664,7 тыс. рублей, или 131,0 % к ассигнованиям, утвержденным в бюджете ФСС на 2010 год в  действующих условиях и 121,3 % в сопоставимых условиях, из них на обязательное социальное страхование - 198104134,6 тыс. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 43079038,9 тыс. рублей.

Структура расходов ФСС  сформирована из трех разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные вопросы» - 9732,5 тыс. рублей (0,003 % общего объема расходов ФСС), «Образование» - 15470415,6 тыс. рублей (5,5 %), «Социальная политика» - 263438516,6 тыс. рублей (94,4 процента).

Затраты ФСС по разделу «Общегосударственные вопросы» предусмотрены в сумме 3032,5 тыс. рублей на уплату ежегодного членского взноса в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2002 года № 891 «Об участии Фонда социального страхования Российской Федерации в деятельности Международной ассоциации социального обеспечения» и 6700,0 тыс. рублей на частичное финансирование расходов на проведение 29-й Генеральной ассамблеи МАСО.

По разделу «Образование»  предусмотрены средства в сумме 15470415,6 тыс. рублей, в том числе  из этой суммы передается 457700,5 тыс. рублей (на 19,0 % больше, чем в 2010 году) Минздравсоцразвития России для  осуществления мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных граждан.

Также предусмотрено, что  ФСС передает в федеральный орган  исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование  в сфере здравоохранения и  социального развития, средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование научно - исследовательских работ по вопросам охраны труда в размере 52146,5 тыс. рублей.

На оздоровление детей и подростков предусмотрены средства в сумме 14973027,4 тыс. рублей, или 111,4 % к расходам 2010 года в действующих условиях и 103,1 % в сопоставимых условиях.

Затраты ФСС, связанные  с финансированием расходов в  связи со страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования, отражены по разделу «Социальная политика». Основным видом расходов ФСС на 2012 год (62,0 %) остаются расходы на выплату пособий по социальному страхованию. На их финансирование предполагается направить 173063025,3 тыс. рублей (без учета средств, направляемых из федерального бюджета), или 143,7 % к ассигнованиям на эти цели по бюджету ФСС на 2010 год. Большая часть этих средств (57,1 %) будет израсходована на выплату пособий по временной нетрудоспособности (включая страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) - 98787448,1 тыс. рублей. Это составит 118,0 % к данному виду расходов бюджета ФСС на 2010 год.

Затраты ФСС на выплату  пособий по беременности и родам  предусмотрены в Законопроекте в сумме 23760236 тыс. рублей, или 149,7 % к данному виду расходов по бюджету 2010 года, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 36533338,7 тыс. рублей, или более чем в 4 раза больше, при рождении ребенка - 13147200,0 тыс. рублей, или 114,9 %, и другие пособия и компенсации - 834802,5 тыс. рублей, или 106,4 процента.

На финансирование затрат по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  предполагается направить 43079038,9 тыс. рублей. Из них на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 1602943,1 тыс. рублей, или 96,7 % к уровню этих затрат по бюджету ФСС на 2006 год; единовременные страховые выплаты - 561085,8 тыс. рублей, или 94,9 %; ежемесячные страховые выплаты - 26095342,0 тыс. рублей, или 115,6 %; расходы по доставке и пересылке страховых выплат - 386518,2 тыс. рублей, или 99,3 %; затраты на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию - 9358503,1 тыс. рублей, или 111,1 % к уровню 2010 года.

В 2010 году размер единовременной страховой выплаты определялся  в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного  лица из максимальной суммы 46900 рублей. Этот же максимальный размер предполагается сохранить и на 2011 год.

Бюджетом ФСС на 2010 год предусмотрено финансирование расходов на оплату полной стоимости  путевок для застрахованных граждан  на долечивание в санаторно-курортных учреждениях после стационарного лечения по перечню заболеваний и дополнительное финансирование расходов на санаторно-курортное лечение работников, осуществляемое в случаях получения дополнительных доходов за счет привлечения остатков средств по обязательному социальному страхованию на 1 января 2010 года по результатам исполнения бюджета Фонда за 2009 год, поступления в бюджет Фонда доходов по обязательному социальному страхованию сверх установленных сумм и снижения фактических расходов на финансирование пособий по обязательному социальному страхованию.

Предусмотрены ассигнования в сумме 3676192,5 тыс. рублей, или 111,4 % к  уровню 2010 года, на оплату полной стоимости  путевок, предоставляемых застрахованным гражданам только для долечивания  в санаторно-курортных учреждениях после стационарного лечения по перечню заболеваний, утвержденному Правительством Российской Федерации. Финансирование расходов на санаторно-курортное лечение работников в 2011 году не предусмотрено.

По виду расходов «Аппараты  органов управления государственных внебюджетных фондов» предусматривается сумма 10891953,0 тыс. рублей, или 109,3 % к уровню этих затрат в 2010 году в действующих условиях и 101,2 % в сопоставимых условиях, включающая все расходы ФСС по центральному аппарату и исполнительным органам ФСС, связанные с осуществлением обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По статье «Непрограммные инвестиции в основные фонды» в бюджете ФСС на 2011 год предусматриваются средства в сумме 669600,0 тыс. рублей на капитальное строительство административных зданий для исполнительных органов Фонда, в том числе 70000,0 тыс. рублей - на социальное развитие системы ФСС.

По результатам можно сделать вывод о том, что отсутствуют расчеты, обосновывающие размеры объемов средств, передаваемых Фондом Минздравсоцразвития России на финансирование обучения по вопросам охраны труда отдельных категорий застрахованных граждан в сумме 457700,5 тыс. рублей и на финансирование научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда в сумме 52146,5 тыс. рублей.

Предусмотрены ассигнования в сумме 3676192,5 тыс. рублей на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых  застрахованным гражданам только для долечивания в санаторно-курортных учреждениях после стационарного лечения.

Недостатком данного  бюджета является то, что в нем  не определена сумма передаваемых в 2011 году бюджету ФСС средств федерального бюджета на финансирование реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно. Не в полном объеме учтена потребность ФСС в средствах, выделяемых из федерального бюджета, на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.

Анализ современного состояния социального страхования  в России свидетельствует о том, что его формы и задачи меняются в соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в обществе.

В настоящее время, скорее всего, невозможно разработать такую  модель социального страхования, которая  могла бы быть применима в будущем  российском обществе, сегодня можно  говорить только о модели социального  страхования переходного периода, четко указывая границы ее использования и возможности. Это не временная модель, а модель, которая должна соответствовать именно данному отрезку времени и решать свои специфические задачи. При этом ни зарубежный, ни отечественный опыт не может быть использован, по крайней мере, в полной степени, поскольку каждая страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому строит свою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран, систему социального страхования.

Можно сделать вывод, что государственное социальное страхование - объективная необходимость, на современном этапе развития общества. Оно берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Информация о работе Социальное страхование