Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 15:04, курсовая работа
Более чем пятнадцатилетний опыт существования в сложных экономических и политических условиях негосударственных пенсионных фондов (НПФ) доказал их социальную значимость, и право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования граждан. Социальная значимость негосударственных пенсионных фондов состоит в активном вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования и в содействии решению стратегической задачи национальной пенсионной системы – повышению уровня жизни пенсионеров.
Введение 3
Содержание деятельности Негосударственных Пенсионных фондов
1.1 Место и роль НПФ в пенсионной системе России 6
1.2 Экономико-правовое обеспечение деятельности НПФ 16
1.3 Текущее состояние и перспективы развития НПФ 22
2. Анализ деятельности НПФ по размещению пенсионных резервов и накоплений в управляющих компаниях.
2.1 Общие сведения и анализ доходной и расходных частей бюджета НПФ «Первый Национальный пенсионный фонд» 37
2.2 Динамика основных показателей деятельности НПФ 43
2.3 Анализ структуры пенсионных резервов НПФ 51
3. Рекомендации по совершенствованию деятельности НПФ
3.1 Перспективы развития НПФ в РФ 55
3.2 Методы совершенствования деятельности НПФ 61
Заключение 66
Список литературы 68
Фонд после получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию имеет право осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Негосударственное пенсионное обеспечение представляет собой дополнительное пенсионное обеспечение, осуществляемое негосударственными пенсионными фондами. Негосударственное пенсионное обеспечение является необязательным, дополнительным по отношению к государственному и осуществляется в форме дополнительных пенсионных систем отдельных организаций и в форме личного пенсионного обеспечения граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в негосударственных пенсионных фондах.
Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на основании заключенных договоров негосударственного пенсионного обеспечения. Этот договор представляет собой соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.
Фонд может осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от других видов деятельности – обязательного пенсионного страхования или профессионального пенсионного страхования.
Право на осуществление деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию у фонда возникает после получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, регистрации в ФСФР России страховых правил, регистрации в ФСФР России в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
Деятельность фонда по обязательному пенсионному страхованию осуществляется на основании договора об обязательном пенсионном страховании, заключаемого между фондом и застрахованным лицом. По этому договору фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.
Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному страхованию.
Деятельность по негосударственному пенсионному страхованию и деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению не зависят друг от друга. Однако на момент подачи в ФСФР России заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика фонд должен иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет.
Деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию не зависит от деятельности фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию и может осуществляться отдельно. Деятельность по профессиональному пенсионному страхованию осуществляется фондом в соответствии с заключенным договором о создании профессиональной пенсионной системы.
На сегодняшний день осуществляют деятельность около трехсот НПФ, зарегистрированных во всех субъектах Российской Федерации. Их суммарное собственное имущество составляет около 500 млрд. руб. Численность участников НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению превысила 6,5 млн. человек, из них около 1 млн. человек уже получают негосударственные пенсии. Число граждан застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, доверивших свои пенсионные накопления НПФ, приближается к 1,9 млн. человек. Эти цифры наглядно показывают, что деятельность НПФ, даже в, так сказать, изначальной и основной сфере – негосударственном пенсионном обеспечении, пока еще не вышла на приемлемый уровень. Хотя абсолютные показатели, характеризующие работу фондов на этом направлении, достигли значительных величин, относительные показатели демонстрируют недостаточность предложения услуг НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению. Ими охвачены пока только около 8% экономически активного населения страны.
Такое явно недостаточное развитие негосударственного пенсионного обеспечения в нашей стране определяется, прежде всего, отсутствием в обществе страховой культуры, традиции заботы в трудоспособном возрасте о материальном обеспечении на старость. Хотя пенсионные договоры, по которым граждане выступают вкладчиками в свою пользу или в пользу ближайших родственников, и нельзя уже назвать редкостью в масштабах страны количество таких договоров крайне незначительно. Существенно более широкое распространение получили заключаемые в пользу работников пенсионные договоры, вкладчиками по которым являются юридические лица. Однако, по оценке Федеральной службы по финансовым рынкам, не более 10% коллективных договоров содержат положения об обязанности работодателя обслуживать корпоративную пенсионную программу, поскольку никакие нормативно-правовые акты не предписывают организациям заниматься негосударственным пенсионным обеспечением работников. В связи с этим обсуждается вопрос о внесении соответствующих норм в Трудовой кодекс РФ.
Одной из основных причин, по которым корпоративные пенсионные программы не получили необходимого распространения, является избыточное налогообложение на всех стадиях организации негосударственного пенсионного обеспечения. Пенсионные взносы могут быть включены юридическим лицом-вкладчиком в состав расходов на оплату труда, но лишь в определенных пределах. Пенсионные взносы, превышающие 12% от суммы расходов на оплату труда, в состав расходов не включаются и, соответственно, платятся из прибыли организации после обложения налогом на прибыль. Причем действующей на сегодня редакцией Налогового кодекса РФ вводится ограничение, в соответствии с которым пенсионные взносы могут быть отнесены к расходам лишь в том случае, если пенсионный договор предусматривает «выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет». Чем руководствовались авторы этой нормы, не разрешая отнесение к расходам пенсионных взносов по договорам, предусматривающим пожизненные пенсии (принципиально иные по сравнению с пенсиями до исчерпания средств на именном пенсионном счете участника), осталось неизвестным. К счастью, Федеральным законом от 24.07.2007 г. в соответствующую статью вносится поправка, устраняющая эту нелепость и разрешающая отнесение к расходам взносов по пенсионным договорам, предусматривающим пожизненные пенсии, но действовать эта поправка начала только с 01.01.2008 г.
До настоящего времени не разрешена спорная ситуация, связанная с правомерностью обложения единым социальным налогом пенсионных взносов в пользу конкретных работников. Позиция налоговых органов в большинстве случаев такова, что эти взносы считаются выплатами в пользу физических лиц и в качестве таковых подлежат обложению единым социальным налогом. Таким образом, взносы для обеспечения негосударственных пенсий служат объектом обложения налогом для обеспечения пенсий государственных. Попытки работодателей оспорить такую трактовку налоговых норм приводили к арбитражным решениям, как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу налоговых органов. Эта неопределенность, безусловно, не способствует развитию негосударственного пенсионного обеспечения.
Несмотря на то, что НПФ и управляющие компании обязаны обеспечить сохранность средств пенсионных резервов и их прирост темпами, по крайней мере, превышающими инфляцию, по пенсионным договорам, заключенным с вкладчиками – юридическими лицами, часть дохода от размещения пенсионных резервов, превышающая доход, рассчитанный исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, подлежит обложению налогом на прибыль организаций. Но такой порядок налогообложения определен лишь для средств пенсионных резервов, учтенных не на солидарных пенсионных счетах. Если эти средства размещаются на солидарных счетах, т.е. в случае применения солидарных пенсионных схем, не предполагающих персонификацию пенсионных резервов на этапе накопления, обложению налогом на прибыль подлежит весь доход от размещения пенсионных резервов.
Наконец, на стадии пенсионных выплат средства, выплачиваемые пенсионерам, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если соответствующий пенсионный договор заключен вкладчиком – юридическим лицом (иным работодателем) или физическим лицом в пользу другого лица. Очевидно, что ситуация, когда пенсионные выплаты по договору, заключенному, например, мужем в пользу жены, облагаются налогом на доходы физических лиц, выглядит нелепо. Однако принципиально против налогообложения на этапе пенсионных выплат специалисты пенсионной сферы в целом не возражают. Но целесообразен отказ от налогообложения пенсионных средств на этапе внесения взносов и размещения пенсионных резервов, в соответствии с обычной практикой в развитых зарубежных странах. Необходимы официальные разъяснения по вопросу правомерности взимания единого социального налога с сумм персонифицированных пенсионных взносов. Крайне желательно полное освобождение части дохода от размещения пенсионных резервов, направляемой на пополнение этих резервов, от обложения налогом на прибыль организаций. И совершенно необходимым представляется отказ от дестимулируюших налоговых мер в отношении солидарных пенсионных схем. [29, с. 108]
Решение о допуске НПФ к участию в обязательном пенсионном страховании, принятое органами государственного управления в 2003 г., было воспринято фондами с большим энтузиазмом. Многие из них объявили о своем желании стать страховщиками по этому виду пенсионного страхования и в соответствии с заявительным порядком получили такое право. В настоящее время разрешения на осуществление обязательного пенсионного страхования имеют 124 НПФ, т.е. почти половина от общего их числа. Реальную же деятельность в этой области осуществляют только 91 из них, причем лишь у 54 фондов численность застрахованных лиц превышает 1000 чел. Хотя, как уже было сказано, общее число граждан, выбравших НПФ в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, приближается к 2 млн. человек, а размеры переданных в НПФ пенсионных накоплений – к 20 млрд. руб., этот вид деятельности фондов не развился в той степени, какой требует его важность с точки зрения государственных интересов.
Причин, по которым обязательное пенсионное страхование, осуществляемое НПФ, развивается недостаточно интенсивно, – несколько. Деятельность в этой области для большинства фондов является убыточной. Расходы на нее далеко не всегда покрываются той частью дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, которая в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» может быть отчислена фондом на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности. И если еще несколько лет назад НПФ действительно рассчитывали на получение значительных сумм таких отчислений, то на сегодняшний день деятельность многих фондов по обязательному пенсионному страхованию позиционируется ими в основном как показатель надежности НПФ, возможность предоставления организациям и гражданам полного пакета пенсионных услуг и мотивируется другими подобными имиджевыми соображениями.
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что решения по важнейшим вопросам регламента деятельности НПФ в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию принимаются органами государственного управления крайне медленно. Так, предусмотренный Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» нормативный акт Правительства, определяющий порядок выплаты фондом средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица его правопреемникам, принят лишь в ноябре 2007 г. В результате здесь сложилась очень острая ситуация. По некоторым данным, около 22 тыс. человек, являющихся правопреемниками умерших застрахованных лиц, в связи с отсутствием названного нормативного документа до настоящего времени не могли получить эти средства. Кроме того, в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и других законах отсутствуют положения, позволяющие однозначно определить размер назначаемой застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии при наступлении пенсионных оснований. По-видимому, предполагается восполнить этот правовой пробел за то время, которое еще остается до начала массового выхода на пенсию граждан, имеющих право на назначение накопительной части трудовой пенсии. Хотя в данном вопросе Пенсионный фонд Российской Федерации и НПФ оказываются в одинаковом положении, для НПФ эта проблема несколько более актуальна, так как активных граждан при принятии решения о передаче средств своих пенсионных накоплений в НПФ интересуют все аспекты формирования и выплаты будущих пенсий, и наличие такой неясности не способствует повышению доверия к фондам как страховщикам.
Не теряет актуальности проблема, связанная с избыточно сложным порядком поступления страховых взносов в НПФ. Как известно, взносы, уплачиваемые Ежемесячно страхователями, поступают в Пенсионный фонд Российской Федерации. На основании отчетности, представляемой страхователями по итогам года, эти средства персонифицируются. После этого средства застрахованных лиц, заявивших о желании передать пенсионные накопления в НПФ, направляются в соответствующие фонды. Таким образом, средства пенсионных взносов до поступления в НПФ находятся в движении от полугода до полутора лет. По оценкам, за это время до 5% названных средств теряются бесследно. Кроме того, в течение указанного срока НПФ лишены возможности осуществлять свою обязанность и право на управление этими средствами. Помимо видимого ущемления прав застрахованных лиц, изъявивших свою волю на передачу пенсионных накоплений в НПФ, для самих фондов это означает еще и потерю права на наращивание ресурсной базы за счет соответствующей части инвестиционного дохода.
Наконец, нельзя не упомянуть и отмену с 01.01.2005 г. финансирования накопительной части трудовой пенсии для лиц средней возрастной категории (мужчины с 1953 по 1966 и женщины с 1957 по 1966 г. рождения) – одного из наиболее экономически активных слоев населения после трех лет формирования таких накоплений. Это решение до сих пор вызывает недоумение как у граждан, права которых были проигнорированы, так и у сотрудников НПФ, работающих на рынке обязательного пенсионного страхования. Вместе с тем, в связи с этим событием у граждан, лишенных права формировать пенсионные накопления, повысился интерес к негосударственному пенсионному обеспечению. Вообще же, именно реализация фондами обязательного пенсионного страхования привлекла внимание множества работодателей и к другому виду пенсионных услуг, оказываемых НПФ, что можно считать исключительно полезным для развития негосударственной пенсионной сферы в условиях чрезвычайно низкой информированности общества в этих вопросах.
Следует сказать также о ситуации, складывающейся в области инвестирования пенсионных накоплений, которая многим специалистам представляется угрожающей. Речь идет об избыточной ограниченности перечня активов, в которые в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» могут быть вложены средства пенсионных накоплений. В связи с этой ограниченностью объектов инвестирования объемы средств пенсионных накоплений уже становятся сопоставимыми с объемами рынков разрешенных активов, тем более что на этих рынках осуществляют деятельность и другие финансовые институты. В конечном счете, это ведет к переоценённости разрешенных активов.
Информация о работе Содержание деятельности Негосударственных Пенсионных фондов