Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 15:04, курсовая работа
Более чем пятнадцатилетний опыт существования в сложных экономических и политических условиях негосударственных пенсионных фондов (НПФ) доказал их социальную значимость, и право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования граждан. Социальная значимость негосударственных пенсионных фондов состоит в активном вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования и в содействии решению стратегической задачи национальной пенсионной системы – повышению уровня жизни пенсионеров.
Введение 3
Содержание деятельности Негосударственных Пенсионных фондов
1.1 Место и роль НПФ в пенсионной системе России 6
1.2 Экономико-правовое обеспечение деятельности НПФ 16
1.3 Текущее состояние и перспективы развития НПФ 22
2. Анализ деятельности НПФ по размещению пенсионных резервов и накоплений в управляющих компаниях.
2.1 Общие сведения и анализ доходной и расходных частей бюджета НПФ «Первый Национальный пенсионный фонд» 37
2.2 Динамика основных показателей деятельности НПФ 43
2.3 Анализ структуры пенсионных резервов НПФ 51
3. Рекомендации по совершенствованию деятельности НПФ
3.1 Перспективы развития НПФ в РФ 55
3.2 Методы совершенствования деятельности НПФ 61
Заключение 66
Список литературы 68
В числе нововведений последних лет, связанных с обязательным пенсионным страхованием, следует назвать норму Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которой средства материнского (семейного) капитала могут направляться женщинами на формирование накопительной части трудовой пенсии. В связи с ограниченностью перечня направлений, по которым могут использоваться эти средства, можно не сомневаться, что выбор в пользу пенсионного страхования будет востребован и НПФ получат еще один источник пополнения средств пенсионных накоплений в своем управлении.
Но главной новацией года, безусловно, стала инициатива Президента по созданию стимула для граждан застрахованных лиц к формированию пенсионных накоплений добровольными дополнительными страховыми взносами путем государственного софинансирования пенсионных накоплений за счет федерального бюджетного Фонда национального благосостояния. К настоящему моменту конфигурация этого нового вида пенсионного страхования не оформлена какими-либо нормативно-правовыми актами, однако в ходе интенсивных дискуссий и нормотворческой работы наметились ее общие контуры, а проект федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» принят Государственной Думой в первом чтении. Предполагается, что схема софинансирования будет реализовываться в рамках обязательного пенсионного страхования на основе модификации уже существующего механизма добровольного вступления граждан в соответствующие правоотношения. При этом сохраняются все основные условия «обычного» обязательного пенсионного страхования – уплата страховых взносов при участии работодателя в Пенсионный фонд Российской Федерации, возможность заявительного выбора застрахованными лицами управляющей компании для размещения средств пенсионных накоплений или НПФ для осуществления их общего менеджмента в действующем порядке, а также отказ от сделанного ранее выбора или его изменение и т.д. Не вызывает сомнений необходимость определения минимально допустимой величины дополнительного страхового взноса, а также предельной величины взноса, учитываемой при определении суммы государственного софинансирования. В соответствии с названным проектом федерального закона, размер государственного взноса определяется по итогам каждого года и предполагается равным сумме дополнительных страховых взносов, уплаченных за истекший год застрахованным лицом, но не более 10 000 руб. Предусмотрены меры, поощряющие продолжение трудовой деятельности застрахованными лицами после наступления у них пенсионных оснований – в этом случае государственный взнос предполагается равным утроенной сумме дополнительных страховых взносов застрахованного лица за год, но не более 30 000 руб. Кроме того, учтены неоднократно высказывавшиеся предложения об участии в софинансировании также и работодателей. Проект закона предполагает возможность внесения ими в пользу своих работников дополнительных страховых взносов.
Условия, на которых предполагается осуществлять дополнительное пенсионное страхование, действительно очень привлекательны для граждан. Однако задача, которую оно призвано решить, не ограничивается только лишь повышением уровня жизни будущих пенсионеров. Не меньшее значение имеет приобщение граждан к использованию добровольных форм пенсионного страхования и обеспечения, воспитание в обществе страховой культуры. В этом свете предполагаемое проектом закона ограничение срока принятия застрахованным лицом решения об участии в дополнительном пенсионном страховании пятью годами, а срока государственного участия в софинансировании пенсионных накоплений застрахованного лица десятью годами не должно вызывать недоумения и выглядит вполне оправданным.
Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» в редакции, созданной 10.01.2003, помимо деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, относит к исключительным видам деятельности НПФ также и «деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем». Однако процесс создания профессиональных пенсионных систем, в рамках которых предполагалось реализовать права граждан на льготное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда, до настоящего времени остается без движения. Проекты федеральных законов «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» и «О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем» были приняты в первом чтении Государственной Думой в 2002 г. и с тех пор не рассматривались.
Наличие положения п. 3 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», по которому лицам, проработавшим по состоянию на 01.01.2003 на соответствующих видах работ менее половины срока, необходимого для назначения пенсии в соответствии с названным законом, «устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом», в условиях отсутствия этих двух вышеназванных законов привело к тому, что множество граждан не могло реализовать свои права на досрочное назначение пенсии. По одному из таких случаев Конституционный Суд Российской Федерации принял Определение от 13.10.2006 №471–0, в соответствии с которым до принятия закона, регулирующего профессиональные пенсии, продолжает действовать прежний порядок досрочного назначения трудовых пенсий в соответствии с п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В целом же можно сказать, что внедрение в пенсионную сферу страховых принципов финансирования проводится государственными структурами не всегда последовательно и с акцентом в основном на права застрахованного лица, а не обязанности страхователя. Широкую известность получило Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 №9-П, которым установлено, что неуплата работодателем-страхователем страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работников – застрахованных лиц не является основанием для назначения последним трудовых пенсий в пониженном размере. Неуплаченная сумма страховых взносов подлежит перечислению в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос повышения социальной ответственности работодателя, не решаемый одними лишь мерами налогового контроля. Массовая неуплата страховых взносов способна разрушить систему обязательного пенсионного страхования. Но, как было показано, одно только обязательное пенсионное страхование не способно обеспечить приемлемый коэффициент замещения заработной платы пенсией. Работодатель должен быть заинтересован в создании корпоративных пенсионных систем. Эти системы, помимо решения кадровых задач и стимулирования заинтересованности персонала в результатах труда, в определенных условиях могут стать для предприятий также и источником долгосрочных инвестиций. Исходя из опыта стран с развитой экономикой, можно предположить, что от дальнейшего развития НПФ, как одной из форм коллективного инвестирования, во многом зависит прогресс отечественной экономики. Увеличение притока средств в экономику, создавая условия для экономического роста, приведет к лучшей наполняемости государственного бюджета и улучшению финансирования, в том числе и социальных программ.
Надо сказать, что руководители предприятий и организаций вполне понимают значение пенсионных фондов. В связи с этим система НПФ претерпевает в настоящее время структурные преобразования. Помимо совершенно нормального очищения рынка от фондов, не способных по тем или иным причинам к осуществлению деятельности, имеется также тенденция к укрупнению фондов и их объединению. Причем в среде специалистов НПФ существует мнение о необходимости законодательного увеличения размеров средств, которые должны вноситься учредителями НПФ при их создании, для повышения надежности фондов. Поскольку и на сегодняшний день совокупный вклад учредителей фонда должен составлять значительную сумму – 30 млн. руб., которая передается в НПФ без возможности ее компенсирования учредителям в какой-либо форме, имеется также мнение о допустимости коммерциализации деятельности НПФ (на сегодняшний день являющихся некоммерческими организациями), необходимости изменения организационно-правовой формы организаций пенсионного обеспечения и страхования и т.д. Мнения эти, безусловно, отражают интересы юридических лиц – учредителей фондов и в связи с этим должны рассматриваться с точки зрения целесообразности их реализации для целей негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. С учетом изначально социальной направленности создания и деятельности НПФ, вопрос об их коммерциализации является чрезвычайно спорным. Что касается предложений об увеличении нормативных размеров совокупного вклада учредителей фондов, к ним следует отнестись с большой осторожностью. При всей важности мер по укреплению надежности НПФ, установление этой величины на запретительном уровне чрезвычайно затруднит создание новых фондов, в том числе в тех регионах, где до настоящего времени деятельность НПФ не осуществляется. Возможно, следует законодательно разделить пенсионные фонды на несколько категорий, установив для них нарастающие уровни формальных требований по материальному обеспечению деятельности и, соответственно, увеличивающиеся объемы прав по работе в пенсионной сфере. В этом случае на рынке найдется место и крупным НПФ, действующим в масштабах всей страны, и небольшим фондам, решающим социальные задачи отдельных предприятий.
Основные показатели деятельности фондов по итогам 2008 года представлены в таблице и на диаграммах.
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности НПФ
№ п/п |
Наименование показателей |
По фондам в целом |
По фондам с величиной пенсионных резервов более 30 млн. руб. | ||
1.01.2007 |
1.01.2008 |
1.01.2007 |
1.01.2008 | ||
1 |
Собственное имущество фондов (млн. руб.) |
23323,9 |
45103,0 |
19119,3 |
40700,3 |
2 |
Имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) (млн. руб.) |
5892,3 |
10327,2 |
4437,8 |
7283,4 |
3 |
Пенсионные резервы (млн. руб.) |
15642,4 |
33639,5 |
14577,7 |
32490,7 |
4 |
Количество участников фондов (тыс. чел.) |
3340300 |
3953103 |
2506978 |
3175575 |
5 |
Количество участников, получающих негосударственную пенсию (тыс. чел.) |
280975 |
330500 |
159890 |
210637 |
6 |
Сумма пенсионных взносов за 2008 год (млн. руб.) |
6693,3 |
6170,7 | ||
7 |
Сумма пенсионных выплат за 2008 год (млн. руб.) |
1024,1 |
866,7 |
Действующие пенсионные фонды организованы в наиболее успешно развивающихся секторах экономики. Из 66 фондов, имеющих размер пенсионных резервов, превышающий 30 млн. руб., 24 (36,3%) действуют на предприятиях промышленности, 13 (20%) – на предприятиях топливно-энергетического комплекса, 8 (12,1%) – на предприятиях транспорта. Распределение числа участников и размера пенсионных резервов по отраслям хозяйства приведено на диаграмме 3.
Рис. 2 - Структура фондов по величине пенсионных резервов
Общая величина собственных средств негосударственных пенсионных фондов выросла за 2008 год на 16,4%, величина пенсионных резервов – на 19,6%.
Основная доля пенсионных резервов (97%) сосредоточена в 66 (30,8% от общего числа фондов) негосударственных пенсионных фондах, сумма пенсионных резервов которых превышает 30 млн. рублей. В 16 негосударственных пенсионных фондах, пенсионные резервы которых превышают 300 млн. рублей, (7,5% общего числа фондов) сосредоточено 85% пенсионных резервов и 60% участников. Через эти фонды выплачивается 64% всех негосударственных пенсий.
Сумма пенсионных взносов, поступивших в фонды за 2008 год, составила 6693,3 млн. рублей и увеличилась по сравнению с 2007 годом в 1,63 раза. Большую часть пенсионных взносов (91,3%) составили взносы от юридических лиц. Это свидетельствует о преимущественном развитии системы добровольного пенсионного обеспечения как системы корпоративных пенсий.
Сумма пенсионных взносов от физических лиц выросла по сравнению с 2007 годом в 2,23 раза.
Сумма пенсионных накоплений граждан в негосударственных пенсионных фондах в 11 раз превышает сумму вкладов на срок свыше 3 лет, внесенных населением в банки России. При этом доля пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, сформированных за счет взносов физических лиц (около 3,4 – 3,7 млрд. руб.), приблизительно равна сумме вкладов населения в банки России на срок более 3 лет (3,2 млрд. руб.). Это свидетельствует о том, что уровень доверия населения к негосударственным пенсионным фондам соответствует доверию к банковской системе, а готовность населения размещать свои средства в долговременные вклады в те или другие социально-финансовые институты определяется уверенностью в долговременной общей стабильности.
Таким образом, пенсии, выплачиваемые негосударственными пенсионными фондами, уже сейчас является существенным дополнением к пенсионному обеспечению работников тех предприятий, в которых развито добровольное пенсионное обеспечение.
Дальнейшая судьба добровольного пенсионного обеспечения во многом зависит от того, насколько потенциал негосударственных пенсионных фондов будет востребован в ходе пенсионной реформы.
Рис. 3 - Структура пенсионных резервов НПФ по отраслям хозяйства
Информация о работе Содержание деятельности Негосударственных Пенсионных фондов