Содержание деятельности Негосударственных Пенсионных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Более чем пятнадцатилетний опыт существования в сложных экономических и политических условиях негосударственных пенсионных фондов (НПФ) доказал их социальную значимость, и право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования граждан. Социальная значимость негосударственных пенсионных фондов состоит в активном вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования и в содействии решению стратегической задачи национальной пенсионной системы – повышению уровня жизни пенсионеров.

Содержание работы

Введение 3
Содержание деятельности Негосударственных Пенсионных фондов
1.1 Место и роль НПФ в пенсионной системе России 6
1.2 Экономико-правовое обеспечение деятельности НПФ 16
1.3 Текущее состояние и перспективы развития НПФ 22
2. Анализ деятельности НПФ по размещению пенсионных резервов и накоплений в управляющих компаниях.
2.1 Общие сведения и анализ доходной и расходных частей бюджета НПФ «Первый Национальный пенсионный фонд» 37
2.2 Динамика основных показателей деятельности НПФ 43
2.3 Анализ структуры пенсионных резервов НПФ 51
3. Рекомендации по совершенствованию деятельности НПФ
3.1 Перспективы развития НПФ в РФ 55
3.2 Методы совершенствования деятельности НПФ 61
Заключение 66

Список литературы 68

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 744.00 Кб (Скачать файл)

Хрупкость символического инвестиционного портфеля по результатам года вполне может обернуться реальными потерями для инвесторов, в том числе НПФ.

 

3.2 Методы совершенствования  деятельности НПФ

 

По оценке экспертов, совокупный объем пенсионных резервов НПФ сократился за 2008 год до 440 млрд рублей, а пенсионных накоплений – до 35 млрд рублей. При этом в среднем в 2008 году управляющие компании принесли НПФ убытки не менее 20% по пенсионным резервам и не менее 15% – по пенсионным накоплениям.

Фонды были вынуждены компенсировать потери за счет страхового резерва и имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности (ИОУД). Низкий размер страхового резерва по отношению к резервам покрытия пенсионных обязательств и размер ИОУД, близкий к минимальному, станут жизненно важными препятствиями для развития большинства фондов уже в текущем году. Более 25% крупных фондов на 01.10.2008 обладали экстремально низким (менее 5% в отношении к пенсионным средствам) ИОУД по сравнению с пенсионными средствами, что является критической величиной.

Повышение законодательно установленного минимального размера ИОУД приведет к сокращению количества действующих фондов, в том числе путем слияний. По оценке экспертов, с рынка уйдет порядка 20–30% игроков, и к концу года на рынке останется не более 150 фондов.

В соответствии с текущим законодательством, начиная с 01.07.2009 года все фонды, занимающиеся ОПС, потеряют лицензию, если величина их ИОУД не достигнет 100 млн рублей, и будут вынуждены передать пенсионные накопления в ПФР. На конец 2008 года таким требованиям удовлетворяли только 79 из 105 фондов, имеющих лицензию на осуществление деятельности по ОПС.

Консолидации рынка способствует также резкий отказ большинства фондов от работы в рознице и возвращения в корпоративный сегмент, где традиционно сильны позиции лишь нескольких крупнейших фондов. Дальнейшее развитие рынка будет более медленным из-за заморозки социальных программ предприятий и вероятного отказа большинства участников рынка от обещаний гарантированной доходности.

Для сохранения перспектив роста отрасли необходимо расширение инвестиционной декларации НПФ в пользу консервативных финансовых инструментов. Предложения ФСФР и НАПФ, направленные в Министерство финансов Российской Федерации, должны помочь минимизировать риски фондов.

Расширение инвестиционной декларации путем повышения максимально возможных долей консервативных инструментов (в первую очередь – депозитов) и инфраструктурных облигаций, должно помочь отрасли минимизировать риски в период волатильности на рынке ценных бумаг, а также помочь формированию рынка долгосрочных финансовых ресурсов.

Дальнейшее сокращение числа НПФ будет вызвано не только и не столько действиями регулятора, но и ужесточением требований к качеству их работы. На фоне сокращения пенсионных взносов, коснувшегося практически всех фондов (у некоторых за 9 месяцев 2009 г. они составили лишь 50–60% от взносов за аналогичный период 2008 г.) уменьшение числа участников рынка выглядит неизбежным.

Исчерпание корпоративного ресурса привело к тому, что НПФ для сохранения набранных темпов роста и объемов бизнеса вынуждены либо сворачивать свою деятельность, либо выходить на рынок ОПС. Снижение объемов бизнеса, необходимость отыгрывать убытки 2009 года и низкая вероятность дополнительной поддержки со стороны учредителей приведет к тому, что в течение 2010–2011 гг. рынок в результате слияний и отказов от лицензий, по оценкам экспертов, покинет до 25% участников.

Высокая вероятность дальнейших ужесточений требований к минимальному размеру ИОУД со стороны регулятора приведет к дальнейшему сокращению числа участников – на рынке останутся лишь крупные розничные НПФ; корпоративные НПФ сосредоточатся на обслуживании узкого круга ФПГ. В дальнейшем по мере восстановления корпоративных программ, доля крупнейших НПФ будет возрастать, что, в сочетании с сохранением некоторыми госпредприятиями пенсионных программ, приведет к дальнейшей концентрации пенсионных средств в крупнейших фондах.

Развитие собственных систем риск-менеджмента и выстраивание более четких взаимоотношений с УК станет приоритетным направлением совершенствования бизнес-процессов НПФ. Передовая практика – включение дополнительных ковенант и лимитных списков в тексты договоров с УК.

Вне зависимости от того, в чью пользу разрешится большая часть судебных процессов между управляющими компаниями и негосударственными пенсионными фондами, риск невыполнения обязательств перед клиентами будут нести НПФ. Поскольку соотношение собственного капитала УК и пенсионных средств весьма невелико и не превышает 25% – без учета прочих средств в доверительном управлении УК, фонды вынуждены брать на себя стратегический риск-менеджмент. Передовая практика на рынке – проведение регулярных встреч и инвестиционных комитетов с УК и фиксирование в договорах ДУ ограничений перечня доступных для инвестирования эмитентов.

Дополнительным аргументом в переговорах между НПФ и УК станут расширенные возможности по управлению пенсионными резервами со стороны НПФ, в том числе возможность размещать до 80% средств в депозиты, минуя управляющие компании. Все это потребует создания отдельных служб риск-менеджмента в самих НПФ, высокое качество которых смогут обеспечить лишь крупнейшие участники рынка.

Тенденция к увеличению консервативности портфеля продолжается – доля инструментов с фиксированным уровнем дохода увеличилась в структуре пенсионных накоплений на 7 п.п. Однако попытки минимизировать рыночный риск не должны привести к появлению новых, в том числе и операционных рисков.

Доля банковских депозитов и средств на счетах на 01.10.09 возросла до 21% от пенсионных резервов и 16% пенсионных накоплений. Однако важно, чтобы выбор банка был обусловлен такими факторами, как надежность и кредитоспособность, а не способность поднять продажи услуг фонда.

Рост консервативности вложений НПФ – тенденция, которая сохранится в течение ближайшего года, и приведет к созданию новых инструментов с фиксированным уровнем доходности. В 2009 г. доля инструментов с фиксированным уровнем дохода в структуре пенсионных накоплений фондов выросла с 72% до 79% и останется такой в среднесрочном периоде.

Собственная система риск-менеджмента НПФ, контролирующая деятельность УК, является единственным решением проблемы ответственности на рынке.

В то же время, увеличение максимально возможной доли самостоятельно размещаемых средств позволит НПФ упрочить свою переговорную позицию в диалоге с УК, не только при заключении договоров на управление пенсионным резервами, но и в тех случаях, когда речь пойдет о пенсионных накоплениях – УК вряд ли захотят терять сегмент рынка. Это позволит навязать УК внешний контроль, который может быть оформлен как приложение к договору о доверительном управлении. Подобная схема снизит риски НПФ, поскольку именно они несут ответственность перед вкладчиками и лицами, застрахованными по ОПС.

В то же время, создание собственной системы риск-менеджмента – дорогое удовольствие, которое могут позволить себе лишь крупнейшие фонды.

В целом, на протяжении 2010 года структура инвестиционных портфелей НПФ останется столь же консервативной, как и сейчас. В среднесрочной перспективе немногие участники рынка будут готовы наращивать долю акций из боязни получить убытки в случае падения рынка. Подобная консервативность сохранится и в среднесрочном периоде – роста доли акций в портфелях фондов следует ожидать не ранее начала экономического роста. В поисках доходности фонды, скорее всего, будут опробовать новые инструменты, в том числе – в объекты инфраструктуры, надежность которых повышается за счет низкой эластичности спроса на услуги компаний по доходу, а также в связи с контрциклическим характером динамики рыночной стоимости акций подобных компаний.

 

 

 

Заключение

 

С помощью развития негосударственных пенсионных фондов решаются задачи реформирования пенсионной системы России, имеются ряд моментов, привлекательные для предприятий, работодателей и работников. Это, прежде всего частичное, а иногда и полное, финансирование дополнительной пенсии работодателем. В связи с этим, негосударственная пенсия обходится человеку заметно дешевле, чем при полном финансировании пенсии собственными взносами. Иначе говоря, участие в пенсионном фонде равнозначно получению отложенной части заработанной платы с соответствующими накоплениями инвестиционного дохода. Поэтому условия наличия негосударственного пенсионного обеспечения становится важным моментом при выборе места работы.

Что касается руководителей предприятий, то создание и участие в финансировании негосударственного пенсионного фонда (НПФ) позволяет сократить текучесть квалифицированных кадров и уменьшить расходы на их подготовку, или наоборот, способствовать омоложению коллектива.

Существует еще один, может быть самый привлекательный сегодня для работодателя, момент – возможность собственного инвестиционного кредитования из резерва средств, накопленного в негосударственном пенсионном фонде через различные схемы реинвестирования.

Негосударственные пенсионные фонды оказались наиболее устойчивыми институтами финансового рынка перед лицом кризиса. От необходимости фиксировать убытки в период кризиса фонды защищены долгосрочным характером обязательств, а также гарантированной господдержкой отрасли как социально значимой.

Большинство НПФов успели сформировать достаточно консервативные портфели до осеннего удара финансового кризиса по фондовому рынку. Доля акций в структуре размещения пенсионных резервов всех фондов снизилась к концу 1 полугодия с 45% до 35%, а в размещении пенсионных накоплений – с 27 до 18%. Остальное – в облигациях, банковских инструментах, а также паях ПИФов, как правило, консервативных.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: ОМЕГА-Л, 2009.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации.- М.: ЭКСМО, 2009.
  4. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: Федер. Закон Рос. Федерации от 24 июля 2002 г., № 111 -ФЗ //Российская газета.-2007 г. № 138-139.
  5. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федер. Закон Рос. Федерации от 17 декабря 2001 г., № 173-ФЗ// Российская газета.- 2008 г. N 247.
  6. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федер. Закон Рос. Федерации от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ// Российская газета.- 2001 г., № 247.
  7. Об основах обязательного социального страхования: Федер. Закон Рос. Федерации от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ// Российская газета.- 1999 г., №250.
  8. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федер. Закон Рос. Федерации от 15декабря 2001г.№167-ФЗ//Российская газета.-2001г.- №249.
  9. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федер. Закон Рос. Федерации от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ// Российская газета.- 1996 г., №156.
  10. О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709// Российская газета.- 2000г., №189.
  11. Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2009 года базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2009 года размера страховой части трудовой пенсии: Постановление Правительства Рос. Федерации от 24 марта 2009 г. № 165//Россиская газета.- 2009г., № 151.
  12. Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений управляющими компаниями, заключившими договоры доверительного управления с Пенсионным фондом Российской Федерации и негосударственными пенсионными фондами, осуществляющими обязательное пенсионное страхование, в депозиты в рублях в кредитных организациях: Постановление Правительства Рос. Федерации от 21 мая 2004 г. № 247//Российская газета.- 2004г., №109.
  13. Об утверждении Типовых страховых правил негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию: Постановление Правительства Рос. Федерации от 13 февраля 2004 г. № 77//Российская газета.- 2004г., №37.
  14. Об утверждении Правил передачи пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд или из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации и определения их стоимости: Постановление Правительства Рос. Федерации от 6 февраля 2004 г. № 55// Российская газета.- 2004г., №30.
  15. О дополнительных мерах по организации управления средствами пенсионных накоплений: Постановление Правительства Рос. Федерации от 2 декабря 2003 г. № 730//Российская газета.- 2003г., № 249.
  16. О реализации права застрахованного лица на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»: Постановление Правительства Рос. Федерации от 19 июня 2003 г. № 346//Российская газета.- 2003г., №122.
  17. Федеральный закон от 10 января 2003 №14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».
  18. Федеральный закон от 07.05. 19998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
  19. Вагапова А. Негосударственный пенсионный фонд: правовое регулирование и бухгалтерский учет. // Финансовая газета, №42, октябрь 2008 г.
  20. Клевцова Т., Негосударственные пенсионные фонды: правовой и налоговый аспекты. // Финансовая газета, №12, март 2008 г.
  21. Килячков А.А., Чалдаева Л.А., Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.: Юристъ, 2009.
  22. Сайкин В., Дмитриев М., Севастьянова В. и др. Новая модель пенсионного обеспечения // Человек и труд, 2007. – №5. – С. 25.
  23. Чудновская Г.В. Роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного страхования граждан. // Экономика природопользования. Обзорная информация ВИНИТИ, 2007. – №1.
  24. Чудновская Г.В. Управление активами негосударственных пенсионных фондов. // Экономика природопользования. Обзорная информация ВИНИТИ, 2007. – №3.
  25. Российский статистический ежегодник Федеральная служба государственной статистики. Официальное издание Росстат Москва 2004 год
  26. «Социальное положение и уровень жизни населения России» Росстат Москва 2001–2008 года
  27. Просветительский журнал по социальным вопросам «Социальная защита» Пенсионное обеспечение №1 (154) январь 2005 год Статья Негосударственные фонды: «Надежность важнее дохода»

 


Информация о работе Содержание деятельности Негосударственных Пенсионных фондов