Содержание деятельности Негосударственных Пенсионных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Более чем пятнадцатилетний опыт существования в сложных экономических и политических условиях негосударственных пенсионных фондов (НПФ) доказал их социальную значимость, и право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования граждан. Социальная значимость негосударственных пенсионных фондов состоит в активном вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования и в содействии решению стратегической задачи национальной пенсионной системы – повышению уровня жизни пенсионеров.

Содержание работы

Введение 3
Содержание деятельности Негосударственных Пенсионных фондов
1.1 Место и роль НПФ в пенсионной системе России 6
1.2 Экономико-правовое обеспечение деятельности НПФ 16
1.3 Текущее состояние и перспективы развития НПФ 22
2. Анализ деятельности НПФ по размещению пенсионных резервов и накоплений в управляющих компаниях.
2.1 Общие сведения и анализ доходной и расходных частей бюджета НПФ «Первый Национальный пенсионный фонд» 37
2.2 Динамика основных показателей деятельности НПФ 43
2.3 Анализ структуры пенсионных резервов НПФ 51
3. Рекомендации по совершенствованию деятельности НПФ
3.1 Перспективы развития НПФ в РФ 55
3.2 Методы совершенствования деятельности НПФ 61
Заключение 66

Список литературы 68

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 744.00 Кб (Скачать файл)

 

До 2001 года пенсионная система в России являлась распределительной и была полностью основана на принципе солидарности поколений. Это значит, что пенсии пенсионерам выплачивали за счет перечисленных взносов работающих граждан.

Распределительная система наиболее эффективна, когда на одного пенсионера приходиться не менее трех работающих граждан. При соотношении один к двум система становится финансово неустойчивой. К 2000 году в России эта пропорция, по данным Бюро Экономического анализа, составляла 1,37. Естественно, это негативно сказывалось на качестве жизни пенсионеров. К настоящему времени (начиная с 2008 года) это соотношение стало еще меньше…

Реформирование пенсионной системы было вызвано рядом недостатков ранее действовавшей системы. Это низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию. Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя её накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей пенсионной реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. В настоящее время согласно оптимистичному плану развития пенсионной системы (до 2050 года) средний размер пенсии должен будет составлять 2,5 размера прожиточного минимума.

Пенсия формируется за счет отчислений работодателя, которые производятся им на протяжении всей трудовой деятельности застрахованных лиц в виде налогов. За каждого работающего гражданина работодатель уплачивает взносы в ПФР. Эти взносы являлись до 1 января 2009 года составной частью единого социального налога (ЕСН). 20% из них направляется в качестве взносов в ПФР.

Согласно новому пенсионному законодательству трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. (Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями федеральных законов №111-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и №75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах»).

Базовая часть (БЧ) – фиксированная часть пенсии, размер которой определяется и устанавливается государством (а именно, Постановлением Правительства РФ), как правило, индексируется с учетом темпов инфляции.

Страховая часть (СЧ) – зависит от трудового стажа, размера зарплаты и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР), перечисленных за застрахованное лицо. Она получает денежное выражение с момента получения права застрахованного лица на пенсию. До этого все отчисления, предназначенные на страховую часть, закрепляются в виде обязательств государства на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Накопительная часть (НЧ) – зависит от суммы страховых взносов, уплаченных страхователем на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от инвестирования этой части. Учитывается на индивидуальных лицевых счетах работников.

Государство предоставляет возможность застрахованным лицам принять участие в управлении накопительной частью путем выбора финансового института, занимающегося инвестированием этой части пенсии. Благодаря этому процессу у граждан появляется возможность распоряжения своими финансовыми накоплениями, что позволяет реально влиять на увеличение размера своей будущей пенсии.

Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями федеральных законов «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и «О негосударственных пенсионных фондах» и другими нормативно-правовыми актами.

В соответствии с указанными выше законами, реализовать свои права по формированию накопительной части трудовой пенсии могут лица, не достигшие возраста, на пять лет меньшего, чем установленный ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (№173-ФЗ) в качестве возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (55 лет – для женщин и 60 лет – для мужчин).

Распорядиться накопительной частью пенсии можно следующим образом:

1. Не предпринимать ничего, тогда  накопительная часть пенсии останется в государственной управляющей компании (ГУК).

2. Передать накопительную часть  пенсии одной из управляющих  компаний (УК), заключивших с ПФР  договор доверительного управления  средствами пенсионных накоплений.

3. Передать накопительную часть пенсии негосударственному пенсионному фонду, осуществляющему обязательное пенсионное страхование.

Если застрахованное лицо ни разу не воспользовалось правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) или НПФ, то средства пенсионных накоплений будут переданы в доверительное управление государственной управляющей компании, назначенной Правительством Российской Федерации.

НПФ «Первый национальный пенсионный фонд», основанный в 1992 году, стал первопроходцем рынка негосударственного пенсионного обеспечения в России. Основные принципы деятельности, стандарты и технологии работы, принятые на рынке пенсионных услуг сегодня, начали свой путь здесь.

На протяжении долгих лет успешной деятельности 1-й НПФ не только постоянно развивался, но и планомерно увеличивал показатели своей работы, тем самым укрепляя позиции на рынке. По объему выплаченных пенсий и по общему количеству участников-пенсионеров 1-й НПФ входит в десятку крупнейших негосударственных пенсионных фондов России. А по темпам прироста пенсионных резервов 1-й НПФ лидирует среди фондов, работающих на открытом рынке – только за период с 2001 по 2007 год показатели увеличились в 15 раз.

Одним из основных приоритетов в работе НПФ «Первый национальный пенсионный фонд является постоянное повышение уровня социального обслуживания своих клиентов. Через деятельность, способствующую формированию цивилизованных отношений на рынке пенсионных услуг, 1-й НПФ стремится выполнить свою миссию – обеспечить новым качеством жизни вышедших на пенсию граждан. Именно вследствие работы 1-го НПФ в нашей стране появилась возможность наряду с государственной получать дополнительную (негосударственную) пенсию, значительно повышающую уровень жизни старшего поколения российских граждан. А благодаря пенсионной реформе 1-й НПФ с 2004 года вошел в систему обязательного пенсионного страхования, получив право на формирование накопительной части трудовой пенсии граждан РФ. Подобное единство усилий государства, граждан и частных финансовых институтов является следствием начала развития социально ориентированной экономики в нашей стране.

Комплексный подход к работе отражается в стремлении 1-го НПФ охватить как можно больше возможностей на современном рынке пенсионных услуг. Наряду с развитием уже существующих в России направлений Фонд работает и в смежных с пенсионным обеспечением сферах. Одним из последних стратегических шагов 1-го НПФ можно назвать его участие в создании «Первой национальной страховой компании».

Главной задачей НПФ «Первый национальный пенсионный фонд» является непрерывная работа над повышением эффективности своей деятельности посредством укрепления позиций на рынке и обеспечения максимально широкого и качественного спектра услуг для своих клиентов. Отлаженная система организации выплат пенсий и многолетний опыт работы с пенсионерами дает 1-му НПФ право гарантировать своим вкладчикам высокий уровень обслуживания и надежность сбережения их пенсионных накоплений.

Согласно уставу негосударственного пенсионного фонда «Первый национальный пенсионный фонд»:

Размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляются на следующих принципах:

– обеспечения сохранности указанных средств;

– обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей;

– определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;

– учета надежности ценных бумаг;

– информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для Фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц;

– прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им;

– профессионального управления инвестиционным процессом.

Деятельность Фонда по размещению пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений не относится к предпринимательской.

Хранение сертификатов ценных бумаг и (или) учет и переход прав на ценные бумаги, в которые размещены пенсионные резервы и средства пенсионных накоплений, ежедневный контроль над соблюдением Фондом и управляющими компаниями ограничений, установленных законодательными и другими нормативными правовыми актами, осуществляются специализированным депозитарием на основании договора об оказании услуг специализированного депозитария.

Доход от размещения пенсионных резервов и от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляется на пополнение пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений (соответственно). На покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности Фонда и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, часть дохода Фонда от размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений в размерах, установленных пунктом Устава.

Распределение дохода, полученного от размещения пенсионных резервов и от инвестирования средств пенсионных накоплений, производится единоличным исполнительным органом фонда в порядке, предусмотренном пенсионными и страховыми правилами Фонда.

 

2.2 Динамика основных  показателей деятельности НПФ

 

Одним из основных показателей, характеризующих качество работы Фонда, опыт и надежность, является динамика прироста основных показателей.

Прирост пенсионных резервов. По темпам прироста пенсионных резервов 1-й НПФ фонд на протяжении последних лет занимает одно из лидирующих мест на рынке среди открытых негосударственных пенсионных

 

Рис.4 – Динамика пенсионных резервов

 

Вывод: как видно из представленного графика, резервы рассматриваемого НПФ стабильно растут на протяжении как минимум последних трех лет. Своего пикового значения показатели достигли по состоянию на июль 2008 года. Затем последовал некоторый спад, объясняемый общим ослаблением экономики. На протяжении 2009 года график демонстрирует положительную динамику, хотя темпы роста показателей уступают уровню докризисного периода.

По размеру пенсионных резервов Фонд входит в 20-ку самых крупнейших Фондов. По данным ФСФР РФ на 01.07.2009 г.

Таблица 2

Рейтинг Негосударственных Пенсионных Фондов по состоянию на 01.01.2009

 

Краткое название

Основные учредители

Название региона

Пенс. резервы (тыс. рублей)

Число пенсионеров, получ. пенс.

1

НПФ «ГАЗФОНД»

ОАО «ГАЗПРОМ»

Москва

232 846 430,00

67955

2

НОНПФ «Благосостояние»

ОАО «РЖД»

Москва

76 103 234,00

179599

3

Ханты-мансийский НПФ

администрация округа

Ханты-Мансийский ао

22 690 168,00

188304

4

НПФ Электроэнергетики

ОАО «РАО ЕЭС»

Москва

15 494 145,00

59911

5

НПФ Транснефть

ОАО «Транснефть»

Москва

13 106 472,10

5894

6

НОНПФ «ЛУКойл-Гарант»

ОАО «Лукойл»

Москва

9 244 839,00

35936

7

НПФ «Телеком-Союз»

отраслевой связистов РФ

Москва

8 492 408,40

88170

8

НПФ «НЕФТЕГАРАНТ»

ОАО «НК Роснефть»

Москва

7 069 299,50

22748

9

НОНПФ «Норильский никель»

ГМК «Норильский никель»

Москва

6 892 915,00

6729

10

НПФ «СтальФонд»

ОАО «Северсталь» (Череповецкий МК)

Вологодская обл.

6 298 181,00

16941

11

НПФ «Алмазная осень»

ОАО «АЛРОСА»

Республика Саха (Якутия)

6 136 220,90

14334

12

НПФ «Национальный НПФ»

ОАО «Татнефть» и др. предприятия Татарстана

Москва

4 639 759,30

20348

13

НПФ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ»

Предприятия города и области

Ханты-Мансийский ао

3 349 036,40

10760

14

НПФ «РЕГИОНФОНД»

Предприятия и банки газовиков

Москва

3 302 895,00

2323

15

НПФ «Сургутнефтегаз»

ОАО «Сургутнефтегаз»

Ханты-Мансийский ао

2 524 724,00

13482

16

НПФ «Социальная защита старости»

Магнитогорский МК и др. предприятия области

Челябинская обл.

2 164 559,00

8920

17

НПФ «ПРОМРЕГИОНСВЯЗЬ»

Ряд предприятий связи и банков

Москва

2 025 838,00

16846

18

НПФ «ТНК-Владимир»

НК «ТНК-ВР»

Владимирская обл.

1 971 035,10

16807

19

НОНПФ «ЭНЕРГОАТОМГАРАНТ»

Предприятия атомной энергетики

Москва

1 927 098,20

12512

20

НПФ АО «АвтоВАЗ»

ОАО «Автоваз»

Самарская обл.

1 755 863,00

15237

21

НПФ «Первый национальный ПФ»

предприятия атомной промышленности

Москва

1 616 297,50

25374

22

НПФ «НПФ ОПК»

Оборонные предприятия СПб

Санкт-Петербург

1 431 645,40

2104

23

НПФ «Газпромбанк-фонд»

ОАО «Газпромбанк»

Москва

1 404 423,00

268

24

НПФ «Социальное развитие»

Новолипецкий МК

Липецкая обл.

1 396 013,00

6793

25

НПФ «СТРАТЕГИЯ»

частное лицо

Пермский край

1 371 000,90

3513

26

НПФ Сберегательного банка

ОАО «Сбербанк РФ»

Москва

1 361 372,00

3066

27

НПФ «ИНГ»

ИНГ (голландский банк)

Москва

1 178 811,80

0

28

НПФ "Социум»

Базовый элемент (Дерипаска)

Москва

1 106 398,30

40061

29

НПФ «Внешэкономфонд»

Внешэкономбанк

Москва

1 016 585,00

504

30

НПФ «Оборонно-промышленный фонд»

Оборонные предприятия Москвы

Москва

959 565,00

7547

31

НПФ «Благоденствие»

ВСЖД

Иркутская обл.

951 445,10

5761

32

НПФ «Санкт-Петербург»

Лесопромышленные предприятия и ряд ЦБК

Санкт-Петербург

812 491,00

4132

33

НПФ «ВНИИЭФ-ГАРАНТ»

Ядерный центр (г. Саров)

Нижегородская обл.

802 672,50

4900

34

НПФ «УГМК-Перспектива»

более 15 горно-металургических предприятий

Свердловская обл.

775 505,20

5047

35

НПФ «Уголь»

Отраслевой

Москва

757 084,50

18731

36

НПФ «Райффайзен»

дочерний банку «Раффайзен»

Москва

652 630,20

315

37

НПФ «Торгово-промышленный»

ТПП РФ

Москва

617 915,00

757

38

МНПФ «АКВИЛОН»

?

Москва

612 251,60

1133

39

ННФПСО Металлургов

металлургические предприятия города

Москва

589 465,30

51746

40

НПФ «Волга-капитал»

?

Республика Татарстан

514 460,00

2903

41

НОНПФ «Моспромстрой-Фонд»

Строительные предприятия

Москва

445 768,00

2155

42

НПФ «ПОДДЕРЖКА»

?

Московская обл.

445 390,00

52

43

НПФ «Империя»

Предприятия города и области

Волгоградская обл.

441 577,80

3613

44

НПФ «Опека»

?

Москва

441 388,30

502

45

НПФ «Дорога»

структуры СКЖД и ряд ростовских банков

Ростовская обл.

392 076,40

5266

46

НОНПФ «Семейный»

Предприятия города и области

Свердловская обл.

383 216,70

5008

47

НПФ «Мосэнерго»

ОАО «Мосэнерго»

Москва

378 141,90

11734

48

НПФ «Первый промышленный альянс»

?

Республика Татарстан

377 329,90

 

49

НПФ «Cоциальный партнер»

ОАО «Аэрофлот» и ряд аэропортов

Москва

371 762,50

4877

50

НПФ «Мега»

?

Ханты-Мансийский ао

365 940,00

3678

51

НПФ «ПРОФИНВЕСТ»

?

Москва

335 580,20

346

52

НПФ «Капитан»

Морской порт СПб и аэропорт «Пулково»

Санкт-Петербург

326 670,20

1647

53

НПФ «Трансстрой»

?

Москва

304 709,00

185

54

НОНПФ «Пенсионный капитал»

структуры, близкие к Уралсибу и ЛУКойлу

Москва

296 529,00

533

55

НПФ «БЕРСИЛ»

?

Республика Татарстан

291 338,00

3475

56

НПФ «Система»

АФК «Система»

Москва

279 630,60

2599

57

НПФ «Надежда»

?

Москва

270 533,30

1

58

НПФ «Участие»

?

Московская обл.

252 851,00

0

59

НПФ «Доверие»

?

Нижегородская обл.

251 436,00

827

60

НПФ «ГЕФЕСТ»

?

Москва

249 394,00

426

61

НПФ «Промагрофонд»

Михайловский и Стойленский ГОКи и Стойленская Нива

Москва

217 792,00

14427

62

НПФ «Ресурс»

предприятия стройиндустрии Ростова

Ростовская обл.

207 807,20

1453

63

НОНПФ «Большой ПФ»

структуры ТМК, Реновы и СУАЛа

Москва

204 379,80

15317

64

НПФ «Газавтоматика»

?

Москва

200 159,70

286

65

НОНПФ «Уральский финансовый дом»

?

Пермский край

195 860,30

500

66

НПФ «Промрегион»

предприятия республики

Республика Башкортостан

192 990,00

2869

67

НПФ «Ветеран»

?

Москва

192 369,70

217

68

НПФ «Газификация»

ряд «облгазов»

Москва

188 153,00

712

69

НПФ «Эрэл»

?

Республика Саха (Якутия)

178 804,00

1378

70

НПФ «Авиаполис»

?

Москва

173 125,60

1564

71

Хакасский НПФ

?

Республика Хакасия

164 039,00

1993

72

НПФ «Содружество»

?

Тверская обл.

164 035,00

816

73

НОНПФ ВТБ Пенсионный фонд

Внешторгбанк

Москва

163 351,00

451

74

НПФ «ВЕРНОСТЬ»

?

Москва

161 324,70

241

75

НОНПФ «Московский городской негосударственный пенсионный фонд»

?

Москва

155 324,00

2146

76

НПФ «ПенФоСиб»

?

Кемеровская обл.

153 333,00

1754

77

НПФ Промстройбанка

ОАО «Промстройбанк»

Санкт-Петербург

142 463,00

569

78

Тольяттинский Муниципальный НПФ

администрация города

Самарская обл.

141 590,60

3217

79

НПФ «Дальмагистраль»

ДВЖД

Хабаровский край

136 575,00

1100

80

НОНПФ «ПЕНСИОН-ИНВЕСТ»

?

Челябинская обл.

136 250,40

104

81

НПФ «Корабел»

?

Москва

135 957,00

1157

82

НПФ «Профессиональный независимый ПФ»

ОАО «Трансстрой»

Москва

130 006,30

477

83

НПФ «ЦТК-Московский НПЗ»

Московский НПЗ и ЦТК

Москва

127 157,00

1415

84

НПФ «Пенсионный Фонд Внешторгбанка»

ОАО «Внешторгбанк»

Москва

127 009,00

265

85

НПФ «Кубанский пенсионный фонд»

администрации края и города и ряд банков

Краснодарский край

126 604,00

5314

86

НПФ «Согласие»

?

Москва

115 967,20

1699

87

НПФ «Выбор»

?

Москва

114 802,10

33

88

НПФ «Первый ПФ»

УК «Менеджмент – Центр»

Москва

114 124,60

1136

89

НПФ «Родник»

?

Москва

113 617,40

3

90

НПФ «Урал-АИЛ»

российско-американская СК и ряд предприятий Перми

Пермский край

110 342,90

429

91

НПФ «Урало-Сибирский Пенсионный Фонд»

?

Москва

108 374,10

336

92

НПФ «Русский фонд пенсионной опеки»

?

Москва

105 935,00

425

93

НПФ «Роствертол»

Таганрогский вертолетный завод

Ростовская обл.

105 795,00

876

94

НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ»

?

Свердловская обл.

101 685,00

264

95

НПФ «Генеральный ПФ»

?

Московская обл.

100 073,00

2

96

НПФ «Кооперация»

предприятия потребкооперации области

Москва

97 755,30

316

97

НОНПФ «Доверие»

?

Оренбургская обл.

96 284,70

428

98

НПФ «КОРАБЕЛ»

судостроительные заводы города

Санкт-Петербург

92 036,00

342

99

НПФ «Сберегательный»

ЦБК и алюминиевые предприятия Ленинградской области

Санкт-Петербург

90 460,00

3292

100

НПФ «Русь»

ЗАО «Эй Джи Капитал»

Москва

88 644,00

441

Информация о работе Содержание деятельности Негосударственных Пенсионных фондов