Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 22:17, курсовая работа
Термин «человеческий капитал» впервые появился в работах Теодора Шульца (Theodore Schultz), экономиста, интересовавшегося трудным положением слаборазвитых стран. Шульц заявлял, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Он назвал этот качественный аспект экономики «человеческим капиталом». Шульц, получивший Нобелевскую премию в 1979 году, предложил следующее определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом».
Введение 5
1 Сущность категории «человеческий капитал» и эволюция научных подходов к ее исследованию 7
1.1 Методологические основы концепции человеческого капитала 7
1.2 Основные положения концепции человеческого капитала 11
1.3 Особенности инвестирования в человеческий капитал 14
2 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки 16
2.1 Человеческий капитал с позиции системного подхода 16
2.2 Влияние возраста на капитал человека 18
3 Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития 22
Заключение 33
Список используемых источников 35
Следующий важный недостаток — абсолютная рациональность человека. В данной концепции человеческий капитал представляет собой сумму всех доходов, полученных в течение жизни, все же составляющие — здоровье, знания и т.д. только сопутствующие факторы. Доходы, таким образом, являются конечной целью инвестиций в человеческий капитал. С нашей точки зрения, такая цель далеко не конечна, а для некоторых индивидов вообще не является целью. Мы скорее согласны с мнением, что человек по своей природе иррационален. Тем не менее, получение доходов, несомненно, является одной из важнейших задач в жизни большинства людей, но, как известно, доходы расходуются — человек потребляет. Очевидно, что человек стремится получить доход с какой-то иной целью, нежели получение самого этого дохода. Иными словами, человеческий капитал формируется не только ради получения доходов.
Альтернативным подходом может стать изучение влияния ценностных установок человека на формирование человеческого капитала. Именно ценности в большей степени влияют на то, какое внимание уделено здоровью, образованию, культурному развитию настоящего и подрастающего поколения и какие усилия затрачены для получения доходов, способных удовлетворить соответствующие потребности [7].
В настоящее время существует множество трактовок сущности категории «ценность». Приведем наиболее распространенное: «Ценность — особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с их утилитарным назначением» [7]. В «Энциклопедии социологии» сказано, что в числе прочего ценности позволяют «задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы». Ценности принято делить на предметные (объекты ценностного отношения) и субъектные — установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений. Последние выступают ориентирами деятельности человека [8]. Таким образом, мы считаем, что категория «ценность» связывает категории «потребность» и «экономический интерес» и уточняет потребности. Следовательно, категория «ценность» позволяет более точно описать не только состав и качество потребляемых благ, но определить образ жизни человека, а, значит конкретизирует экономические интересы, преследуемые им при вступлении в трудовые отношения.
Практически этот вывод подтверждается результатами ряда социологических исследований о ценностях богатых и бедных слоев населения современной Беларуси. Например, отмечаются установки достижения успеха в профессиональной сфере более высокооплачиваемых работников, их стремление сделать карьеру — как одна из основных жизненных ценностей — и более активная жизненная позиция. С другой стороны, эта же группа работников чаще (по сравнению с бедными — в 5 раз, с населением в целом — в 3 раза), чем низкооплачиваемые работники повышали свою квалификацию различными способами, что уже непосредственно формирует их человеческий капитал. В то же время более обеспеченные граждане имеют другую структуру потребления. В ней присутствуют образовательные и платные медицинские услуги (последними пользуются и бедные, но в 2 раза реже), платные оздоровительные услуги для взрослых и детей, платные образовательные учреждения и услуги для детей (кружки, музыкальная школа и т.п.), туристические и образовательные поездки за рубеж, что также позволяет формировать человеческий капитал как самих работников, так и их детей.
Более
того, обеспеченные граждане могут
более часто обновлять
Низкооплачиваемые
работники практически не потребляют
услуги, не обновляют предметы быта,
часто имеют
Следовательно, потребности наемных работников, осознаваемые ими ценности и формирующиеся на их основе экономические интересы, реализуемые в трудовых отношениях, определяют особенности формирования как их собственного человеческого капитала, так и человеческого капитала их детей. Результаты многих социологических исследований последних лет показывают существование трансформации ценностей наемных работников и, на их основе, экономических интересов, а именно — снижение значимости таких ценностей как «интересная работа» и «возможность самовыражения», характерных для советского периода, и возрастание мотива «хороший заработок», который во всех результатах современных опросов прочно занимает первое место [14]. Ничего удивительного в этом нет: в настоящее время большая часть населения поставлена в экономически жесткие условия борьбы за выживание, поэтому произошедшая трансформация ценностей и, на их основе, экономических интересов и экономического поведения оказывают прямое влияние на формирование человеческого капитала. Например, преобладающие ценности могут объяснить многие формы нестандартной занятости, в том числе неформальные трудовые отношения.
Таким образом, изучение ценностей наемных работников позволяет уточнить их потребности, более подробно исследовать экономические интересы и по-новому взглянуть на процесс формирования человеческого капитала. С методологической точки зрения такой подход означает, что наряду с традиционными методами неоклассической теории исследования человеческого капитала должны проводиться дополняющие и корректирующие методы исследования, заимствованные из таких дисциплин как социология и, в некоторых случаях, психология. Такой подход является чрезвычайно актуальным и интересует многих зарубежных и отечественных экономистов. Это подтверждает, в частности, появление новых направлений в экономической науке: экономической психологии, связанной с изучением психологического фактора в системе экономики, и нейроэкономики, которая использует методы современной нейрофизиологии и нейропсихологии для изучения процессов, протекающих в мозге во время принятия человеком экономических решений.
Человеческий капитал
Видов
инвестиций в человеческий капитал
достаточно много. Однако, на мой взгляд,
ключевыми являются инвестиции в
образование. Остальные - к примеру,
расходы на здравоохранение, повышение
мобильности человеческого
Данные экспериментальных расчетов потенциальных и реальных объемов накопленного человеческого капитала, проведенных на рубеже 2000-х годов, показали, что среди стан СНГ самые высокие показатели накопления человеческого капитала на душу населения приходятся на Россию (197 тыс. долл. США), Беларусь (182 тыс. долл. США) и Казахстан (101 тыс. долл. США). При этом почти 80% всего человеческого капитала, накопленного странами СНГ, приходились на Россию, Украину и Беларусь [12].
На сегодняшний день ситуация меняется в лучшую сторону.
Немаловажным вопросом остается и риски для такого рода инвестиций. Просчитать доходность вложений в систему образования достаточно сложно, причин чему масса - меняющиеся реалии, повышение миграционной активности, смещение прибыльности одних отраслей в пользу других и т.д. То есть экономическая эффективность образования всегда остается под вопросом - здесь очень сложно делать прогнозы. А попытки высчитать экономическую эффективность образования, как это часто делается, путем вычисления разницы в пожизненных заработках двух индивидуумов с разными уровнями образования - дают лишь одномоментный срез, который нельзя экстраполировать на все отрасли, на все временные промежутки, на все регионы страны и т.д. Не меньшую проблему представляет вычисление издержек образования, к примеру, так называемые «потерянные заработки» - в развитых странах их доля составляет порядка ½ от общей стоимости высшего и среднего образования. Таким образом, «потерянные заработки» представляют собой основную часть инвестиций в человеческий капитал.
Однако совершенно очевидно, что на сегодняшний день воспроизводство человеческого капитала и повышение его качественных характеристик невозможно без соответствующих инвестиций в эту основную часть национального богатства двух стран. Здесь важно учитывать и тот общеизвестный факт, что образование развивает в человеке и предпринимательские и организаторские качества, высокий образовательный уровень позволяет оперативно реагировать на изменения в области развития технологий и внедрять новые знания в производство и т.д.
Стратегия
повышения
Страны, на которые ориентируется Беларусь в процессе модернизации экономики - Малайзия, Южная Корея, Япония в свое время сделали ставку на инвестиции в человеческий капитал, в образовательной его части, что и позволило им создать образцы «экономики знаний».
Человеческий капитал неотделим от его носителей - отсюда известная связь с реальными людьми - госслужащими, работниками корпораций, частными бизнесменами и проч. - представителями белорусской нации. Более того, речь на самом деле идет о достаточно сбалансированной системе. Для индивидуума основной мотивацией для получения образования и профессиональных навыков является рост его доходов. Государство, инвестирующее в эти отрасли социальной сферы, заинтересовано в повышении производительности труда. Нация в конечном счете получает реальную возможность выйти на более высокие показатели конкурентоспособности и т.д.
В этой связи нужно упомянуть еще одну важную статью расходов - инвестиции в формирование оптимального социального поведения людей - говорим ли мы о частном предприятии или государственной службе или народе всей страны. Речь идет о формировании чувства приверженности своему государству, своему делу и ценностям общества в целом. Это чрезвычайно важная вещь - ведь даже в тех условиях, когда человеку объективно невыгодно работать и выполнять свои обязанности он будет это делать из чувства приверженности и готов жертвовать собственными интересами ради корпоративных. Добиться этого чрезвычайно сложно, особенно в нынешних условиях, когда идеология индивидуализма постепенно завоевывает все новые и новые позиции в нашем обществе. Формирование особой культуры (можно ее назвать деловой культурой, культурой труда и т.д.) должно стать специфической задачей государства - это позволит в дальнейшем сократить расходы на передачу информации из поколения в поколение - культура станет самодостаточным каналом передачи.
То есть речь идет не о простом механическом развитии человеческого капитала, а об инвестициях в его культурное воспитание. Это должны быть не просто индивидуумы с набором качественных показателей и знаниями в рамках своей специальности.
Здесь мы выходим на вопрос несколько иного порядка, чем просто инвестирование в национальную систему образования. Важно, чтобы инвестиции сопровождались коренным реформированием всей системы - ее модернизацией в том формате, который будет востребован в ближайшие годы. Преобразования в структуре развития национального человеческого капитала должны нести идеологическую нагрузку - все ее элементы и, прежде всего, сфера образования должны воспитывать патриотизм и культивировать ту особую духовность, которой всегда славился Беларусь.
Таким образом, человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Первоначальные интересы исследователя заключались в оценке экономической отдачи от образования.
Придание приоритета человеческому капиталу перед материальными и финансовыми ресурсами стало наиболее заметной особенностью пятой управленческой революции, которая совершалась на протяжении почти всего XX века и продолжает идти по сей день во всех развитых странах, почти не затронув нашей страны.
Кроме того, нельзя забывать и о значимости «человеческой революции», концепция которой была впервые сформулирована в конце 70-х годов членами Римского клуба и получила впоследствии широкое развитие и детальную теоретическую проработку, ведь основная проблематика этой «революции» основывается на противоречиях в сфере отношений «человек-общество» и включает проблемы социально-экономического развития, изменения в сфере образования и культуры, что напрямую связано с понятием «человеческий капитал».
Если мы хотим стать процветающим государством, у нас нет другого выхода, как, изменив каким-то образом нашу пресловутую ментальность, суметь организовать трудовую деятельность людей на принципах целесообразности и заинтересованности, признать приоритет человеческого капитала перед другими его формами.
Суть — в создании теории механизма целевого управления по конечным результатам любым социальным объектом, позволяющего организовать целесообразный и заинтересованный труд людей.
Среди предпосылок выделены четыре момента, реализация которых предполагает в первую очередь наличие глобальной цели социального объекта, ее декомпозицию и доведение до каждого звена и человека.