Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Термин «человеческий капитал» впервые появился в работах Теодора Шульца (Theodore Schultz), экономиста, интересовавшегося трудным положением слаборазвитых стран. Шульц заявлял, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Он назвал этот качественный аспект экономики «человеческим капиталом». Шульц, получивший Нобелевскую премию в 1979 году, предложил следующее определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом».

Содержание работы

Введение 5
1 Сущность категории «человеческий капитал» и эволюция научных подходов к ее исследованию 7
1.1 Методологические основы концепции человеческого капитала 7
1.2 Основные положения концепции человеческого капитала 11
1.3 Особенности инвестирования в человеческий капитал 14
2 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки 16
2.1 Человеческий капитал с позиции системного подхода 16
2.2 Влияние возраста на капитал человека 18
3 Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития 22
Заключение 33
Список используемых источников 35

Файлы: 1 файл

курсовая Касинская.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

Отслеживание уровня достижения цели и информирование об этом субъекта трудовой деятельности позволяют наладить обратную связь в механизме управления и соответственно целенаправленно мотивировать труд.

Потребуются серьезные усилия ученых, чтобы, опираясь на квалиметрию как  научную область знаний о количественной оценке качественных знаний и явлений, разработать соответствующий инструментарий по измерению результатов трудовой деятельности через уровень достижения целей индивидами и коллективами.

 

 

 

2.2 Влияние возраста на капитал человека

 

 

Сегодня у большинства жителей  Беларуси, особенно у горожан, есть возможность получить доступ к широчайшему кругу финансовых инструментов. Однако, как показывает практика, многие финансовые услуги, в особенности инвестиционные, остаются мало востребованными среди основной массы населения.

У наших сограждан все еще не сформировалось комплексное представление о том, какую роль и почему те или иные финансовые инструменты могут сыграть в их жизни.

Концепция человеческого капитала является составной частью финансовой дисциплины под названием Life-Cycle Finance, получившей развитие в 1930 годах в США. Надо сказать, что сегодня большое количество финансовых решений для домохозяйств в развитых странах мира выстраивается через призму именно этой дисциплины. Человеческий капитал — величина не постоянная, зависящая, преимущественно, от стадии жизни человека.

А поскольку финансовые решения, затрагиваемые  в данной статье, тесно связаны  с динамикой человеческого капитала, я построю статью на последовательном рассмотрении собственно стадий жизненного цикла человека. 

 

 

Рисунок 1.1 –  Стадии жизненного цикла человека

Примечание – Источник: [13]

 

Итак, первая стадия жизненного цикла  человека — это стадия взросления. На стадии взросления человек является иждивенцем. В это время он усваивает модели поведения в обществе, получает общие и специальные знания, обретает первые практические трудовые навыки, в общем, формирует у себя способность самостоятельно генерировать денежный доход. Эта способность к заработку и называется человеческим капиталом. 

Можно сказать, что все расходы  родителей на воспитание и образование  детей являются их инвестициями в  человеческий капитал последних, от качества и объема которых, как правило, зависит последующая «доходность» человеческого капитала. 

Вторая стадия жизненного цикла  — это стадия взрослой жизни, во время которой человек становится активной, производительной частью экономики. Поступая на работу или открывая собственный бизнес, человек начинает получать доход от вложения своего человеческого капитала. Желая повысить «доходность» человеческого капитала, люди продолжают приобретать необходимые навыки, получают дополнительное высшее образование, посещают курсы и семинары, занимаются саморазвитием.

Одним словом, продолжают инвестировать  время и деньги в свой человеческий капитал. Вместе с тем, человек ищет наилучшее приложение своему человеческому  капиталу, перекладывая его из одной  отрасли или фирмы в другую, порой меняя даже страну вложения. 

Во все времена для большинства  людей человеческий капитал был  и остается главным (а порой и  единственным) источником денежного  дохода на протяжении второй стадии жизненного цикла. Лишь «единицам» удается понижать значимость этой формы капитала за счет наращивания другого источника дохода — финансового капитала (таких людей обычно называют капиталистами). 

Как и у любого другого актива, у человеческого капитала есть стоимость, и она может быть измерена. Да, у человеческого капитала нет рыночной оценки в том виде, в котором она есть у ликвидных финансовых активов.

Но как гласит финансовая теория, текущая рыночная стоимость финансового  актива — это приведенная стоимость  ожидаемых от него будущих денежных потоков. Точно также измеряется и текущая стоимость человеческого капитала — дисконтированием ожидаемых в будущем потоков заработной платы. 

Включение стоимости человеческого  капитала в состав общего богатства  человека позволяет сделать первые любопытные выводы, которые вряд ли были бы сделаны без такового. Эти выводы строятся на анализе влияния изменений стоимости человеческого и финансового капитала на общий объем благосостояния человека. 

Во-первых, насколько чувствительным должен быть человек, находящийся на второй стадии жизненного цикла, к колебаниям стоимости принадлежащего ему финансового капитала.

Как правило, в этот период доля финансового  капитала в общем богатстве столь  мала, что даже краткосрочное снижение его стоимости на 30% (что нередко  происходит на рынке акций) приведет лишь к 1%-ному «проседанию» совокупного богатства человека.

Абсолютное большинство людей  с легкостью переживут эти  краткосрочные убытки, поскольку  главным источником дохода по-прежнему будет оставаться человеческий капитал.

В этом смысле человеку не стоит гиперболизировать неприятные последствия инвестирования в акции, а лучше держать в фокусе ту пользу, которую данный инструмент может принести ему в долгосрочной перспективе. 

Совсем другое значение для благополучной  жизни человека имеет колебание стоимости его человеческого капитала. Полная либо частичная утрата человеческого капитала одним из членов семьи крайне больно отразится на благополучии остальных.

На протяжении второй стадии жизненного цикла главным активом большинства  людей, особенно молодых, является их человеческий капитал, и именно о его защите следует беспокоиться в первую очередь, приобретая для этого полисы страхования жизни и здоровья.

Страховые продукты призваны смягчить последствия утраты человеческого  капитала. Выплаты по ним могут равняться нескольким годовым доходам застрахованного лица, что позволит семье плавно приспособиться к жизни в новых условиях. 

Как видно, природа общего благосостояния человека, включающего и такую  форму богатства, как человеческий капитал, позволяет глубже понять потребность людей в страховых продуктах и дает первое представление об отношении человека к риску текущих убытков. Но что же происходит с человеческим капиталом по мере приближении человека к третьей стадии жизненного цикла — к выходу на пенсию. 

Даже без расчетов можно понять, что с возрастом человека стоимость  его человеческого капитала сокращается, и начинается это, как правило, сразу  после прохождения человеком  пика в своей трудовой карьере. 

Как только человек прекращает получать заработок и выходит на пенсию, можно считать, что его человеческий капитал полностью исчерпан.

Однако со вступлением в третью стадию жизненного цикла, которая может  продлиться два и более десятка  лет, человек по-прежнему будет нуждаться  в источнике регулярного денежного дохода.

Если такого источника дохода не появится, человеку придется в жестком  порядке приводить свой уровень  жизни в соответствие новым условиям, возможно, вновь становясь иждивенцем (как это было на первой стадии жизненного цикла). 

Вывод здесь очевиден, на месте иссякающей формы капитала должна обязательно образовываться другая форма, которая и будет в последующем генерировать регулярный денежный поток, приблизительно сопоставимый с последними потоками заработной платы человека. 

Такой формой капитала может стать небольшой собственный бизнес, рентная недвижимость либо портфель ликвидных финансовых активов, таких как облигации, депозиты и акции. Обобщенно все эти активы можно назвать финансовым капиталом. 

В идеальном варианте, прослеживая  динамику структуры общего богатства человека с течением жизни, мы должны видеть, как человеческий капитал планомерно замещается финансовым капиталом.

 

Рисунок 1.2 –  Динамика структуры общего богатства  человека

Примечание – Источник: [10]

 

У отмечаемого многими высокого уровня жизни зарубежных пенсионеров относительно их белорусских ровесников есть хорошее объяснение, и оно состоит в их источниках пенсионного дохода.

Совершенно ясно, что человек  должен сберегать часть своего трудового  дохода вовсе не из соображений скромности, экономности или по другой аналогичной морально-этической причине. Главная цель сбережений, которая должна выступать фоном финансового поведения человека, заключается в планомерной конвертации человеческого капитала в финансовый. Безусловно, сбережения должны носить регулярный характер, и недаром «золотое правило» персональных финансов требует «вначале платить себе» («Pay Yourself First!»), а уже потом оплачивать все остальные счета. От того, насколько ответственно человек подойдет к этой задаче, зависит уровень его жизни в тот период, когда он будет, возможно, наиболее беззащитен в социальном плане. Все прочие финансовые цели, такие как оплата образования детей, крупные покупки и тому подобное должны обязательно рассматриваться на фоне «генеральной» линии по конвертации форм капитала и с учетом складывающихся в семье человека обстоятельств. 

Итак, человеческий капитал является основным (а зачастую и единственным) активом, которым обладает большинство  людей. Включение человеческого  капитала в состав общего богатства человека позволяет объяснить важные аспекты финансового поведения человека. 

 

 

 

 

3 Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития

 

 

Обратимся сначала к общему человеческому капиталу, который производится в рамках формальной системы образования. Известно, что, по крайней мере, к концу советского периода отдача от образования находилась на очень низкой отметке и составляла не более 1-2%. Реально это означало, что с точки зрения пожизненных заработков человек, получивший диплом, скажем, об окончании вуза, практически ничего не выигрывал. Однако в переходный период ситуация резко изменилась. Оценки, которые относятся к середине-концу 1990 годов, показывают уже совершенно другую картину. В эти годы отдача от образования достигла 7-8% - уровня, на котором находится его окупаемость в большинстве других стран мира, как развитых, так и постсоциалистических [10, c. 3].

О том же говорит и более грубый индикатор, нередко используемый в межстрановых сопоставлениях, - относительная разница в заработках между работниками с высшим и полным средним образованием.

 

 

Рисунок 2.1 - Экономическая активность, занятость и безработица в возрасте 24-49 лет в зависимости от уровня образования, 2011, %

Примечание - Источник: [14, с. 17]

 

Как видно из рис. 2.1 в Беларуси  условиях высокое образование действительно усиливает конкурентные позиции работников. Прослеживается закономерность, имеющая практически универсальный характер: чем выше образовательный потенциал, тем выше экономическая активность, больше занятость, ниже безработица и меньше доля «отчаявшихся» работников, покинувших рынок труда после длительных безуспешных поисков (эта закономерность нарушается лишь в одном-единственном случае - для работников с незаконченным высшим образованием) [14, с. 17].

Так, в 2011 году «выигрыш», которые лица с высшим образованием в возрасте от 25 до 49 лет имели по сравнению с лицами со средним образованием, составлял: с точки зрения активизации участия в рабочей силе - около 10 процентных пунктов (94% против 85%), с точки зрения улучшения перспектив занятости - почти 15 процентных пунктов (90% против 76%), с точки зрения сокращения риска безработицы - 6,5 процентного пункта (3,7% против 10,1%) .

 

 

Рисунок 2.2 - Динамика спроса и предложения рабочей  силы

Примечание - Источник: [12]

Увеличился спрос на рабочую  силу. На 2011 в органы по труду, занятости  и социальной защите поступили сведения о наличии 57,7 тыс. вакансий, что составило 104,3 процента к уровню 2010 года (рисунок 2.2).

 

Таблица 2.1 – Количество безработных 2010 – 2011 гг.

Примечание - Источник: [12]

 

В январе – июле 2011 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 180,8 тыс. человек (93,5 процента от уровня 2010 года), из которых 109,1 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (88,4 процента от уровня 2010 года). С учетом 52,5 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2011 г., всего нуждалось в трудоустройстве 233,3 тыс. человек, из них 142,2 тыс. безработных.

Для наглядности отразим динамику на рисунке 2.3.

 

 

Рисунок 2.3 –  Динамика регистрации безработных  в 2010 – 2011 гг.

Примечание - Источник: [12]

Таблица 2.2 - Состав безработных по полу

Примечание - Источник: [12]

 

На 2011 г. половина всех состоящих на учете безработных – женщины (51,3 процента), молодежь в возрасте 16 -29 лет составляет (37 процентов).

 

Таблица 2.3 - Состав безработных по образованию

Примечание - Источник: [12]

 

Безработные, состоящие на учете  на 2011 год, имеют образование:

  • общее среднее - 40,2 процента,
  • общее базовое - 11,2 процента,
  • профессионально-техническое – 24,8 процента,
  • среднее специальное – 13,5 процента,
  • высшее и послевузовское – 10,2 процента.

 

Таблица 2.4 - Состав безработных по возрасту

Примечание - Источник: [12]

 

В составе безработных наиболее широко представлена возрастная группа безработных 30-49 лет, которая составляет 44,1 процента безработных. Безработные в этой возрастной группе находятся в наиболее активном трудоспособном возрасте. Молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 37,1 процента, из них молодежь до 18 лет - 2,7 процента. Возрастная группа безработных от 50 до 60 лет и старше составляет 18,8 процента.

  В первой половине 2012 г. регистрация безработных, особо нуждающихся в социальной защите, увеличилась на 0,7 процента и по сравнению с аналогичным периодом 2011 года составила 19,8 процента от общей численности зарегистрированных безработных (в 2011 году – 19,1 процента).

На 01.07.2012 состав безработных по категориям представлен на диаграмме (рисунок 2.4):

 

 

Рисунок 2.4 - Состав безработных по категориям на 1.07.2012

Примечание - Источник: [12]

 

Движение рабочей силы и  использование рабочего времени на производстве.

Информация о работе Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития