Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Термин «человеческий капитал» впервые появился в работах Теодора Шульца (Theodore Schultz), экономиста, интересовавшегося трудным положением слаборазвитых стран. Шульц заявлял, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Он назвал этот качественный аспект экономики «человеческим капиталом». Шульц, получивший Нобелевскую премию в 1979 году, предложил следующее определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом».

Содержание работы

Введение 5
1 Сущность категории «человеческий капитал» и эволюция научных подходов к ее исследованию 7
1.1 Методологические основы концепции человеческого капитала 7
1.2 Основные положения концепции человеческого капитала 11
1.3 Особенности инвестирования в человеческий капитал 14
2 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки 16
2.1 Человеческий капитал с позиции системного подхода 16
2.2 Влияние возраста на капитал человека 18
3 Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития 22
Заключение 33
Список используемых источников 35

Файлы: 1 файл

курсовая Касинская.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

Списочная численность работников в среднем за январь – июль 2012 г.  составила 3 464,4 тыс. человек.

В январе-июле 2012 г. принято на работу в организации республики 472,2 тыс. человек, уволено 492,9 тыс. человек. Соотношение между числом принятых и уволенных работников составило 95,8 процента. Численность уволенных по сокращению численности или штата работников в январе-июле 2012 г. составила 4,6 тыс. человек.

 

 

Рисунок 2.5 –  Динамика вынужденной неполной занятости работников на производстве 2011 – 2012 гг.

Примечание - Источник: [12]

 

По данным Национального статистического  комитета Республики Беларусь вынужденная  неполная занятость в январе – июле 2012 г. составила 65,8 тыс. человек или 1,9 процента от списочной численности работников. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года показатель уменьшился в 2,1 раза (в январе – июле 2011 г. – 138,3 тыс. человек или 4 процента).

Численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), составила 26,7 тыс. человек, или 38,1 процента к январю – июлю 2011 г. (70,2 тыс. человек).

Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, составила 39 тыс. человек, или 57,3 процента к январю − июлю 2011 г. (68,1 тыс. человек).

При этом численность работников, которым были предоставлены отпуска  без сохранения заработной платы, составила 20 тыс. человек, или 51,2  процента общей  численности работников, которым  были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя (в январе – июле 2011 г. – 33,4 тыс. человек или 49 процентов).

По регионам отразим на рисунке 2.6.

 

Рисунок 2.6 - Вынужденная  неполная занятость работников  в январе-июле 2012 г. (в январе-июле 2011 г.), тыс. человек

Примечание - Источник: [12]

 

Лидирующее место по вынужденной неполной безработице занимает Брестская область, наименьший процент в Могилевской области.

 

Таблица 2.5 - Численность занятых в экономике Республики Беларусь в январе-июле 2012 г.

Примечание - Источник: [12]

 

Прогнозный показатель по численности занятых в экономике на 2012 год составляет 4670 – 4720 тыс. человек. Численность занятых в экономике в январе – июле 2012 г. составила 4659,5 тыс. человек.

 

 

Рисунок 2.7 –  Уровень безработицы в 2011 – 2012 гг.

Примечание - Источник: [12]

 

Уровень зарегистрированной безработицы на конец июля 2012 г. составил 0,7 процента от экономически активного населения (в 2010 году – 0,8 процента). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 80,5 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (79,4 процента в 2012 году). В г. Минске вакансий почти в шесть раз больше, чем безработных.

Со специфическим человеческим капиталом ситуация была не столь однозначной. Стандартным показателем, измеряющим объемы накопленного специфического человеческого капитала, является специальный стаж, то есть время, в течение которого человек работает на данном рабочем месте, в данной фирме. В Беларуси он составляет сейчас около 7 лет против 10-12 лет в странах Западной Европы или Японии. Это означает, что белорусская  экономика продолжает жить с рабочей силой, которая имеет недостаточные по международным меркам запасы специфического человеческого капитала. Оборотная сторона этого явления - высокая текучесть.

В таблице 2.6 представлены данные ИРЧП Республики Беларусь и составляющих его показателей в период с 2008 г. по 2011 г.

 

Таблица 2.6 - ИРЧП и показатели его расчета для Республики Беларусь

Год

Индекс дохода

ОПЖ

Индекс долголетия

Грамотность

Доля учащихся в возрасте 7-24 лет, %

Индекс образования

ИРЧП

2008

0,716

65,3

0,672

99,0

77

0,919

0,769

2009

0,730

64,82

0,664

99,0

73,5

0,905

0,766

2010

0,747

64,9

0,664

99,0

73,9

0,906

0,773

2011

0,767

65,3

0,671

99,0

73,7

0,906

0,788


Примечание - Источник: [12]

 

Прогнозируемый ИРЧП на 2012г. – 0,818.

В целом Республика Беларусь относится  к странам со средним уровнем  развития человеческого  потенциала (ИРЧП = 0,788) и занимает 29-е место  среди 36 европейских государств и 56-е  место из 173 стран мира. Кроме того, Беларусь стабильно, на протяжении пяти лет, держит 1-е место  по данному показателю среди стран СНГ.

Уровень ожидаемой продолжительности  жизни в Европе варьируется от 66,1 (Российская Федерация) до 79,7 года (Швеция). Республика Беларусь с ожидаемой продолжительностью жизни в 68,5 года отстает от таких развитых стран, как Норвегия, Швеция, Исландия, Швейцария, Франция, Италия и Испания на 10 и более лет. Превышение наблюдается только в сравнении с Украиной, Молдовой и Российской Федерацией [9, с. 14].

Завершая анализ состояния человеческого капитала в Республике Беларусь, следует отметить, что высокий уровень грамотности и образования свидетельствует об достаточно широких возможностях жителей Беларуси по освоению современных технологий, включая высокие, информационные и нанотехнологии. Вместе с тем на пути накопления и оптимального использования человеческого капитала имеются определенные барьеры, без преодоления которых весьма проблематично выйти на адекватные современным требованиям его параметры.

С определенной долей уверенности  можно констатировать тот факт, что каждое последующее поколение обладает худшим потенциалом здоровья, чем предыдущее. Это с особой остротой ставит на повестку дня необходимость осуществления комплекса мер по развитию профилактической медицины, культивированию здорового образа жизни. Каждому жителю Беларуси должно быть морально и экономически выгодно быть здоровым. В этом плане значительные резервы имеются в развитии платных медицинских услуг, но при непременном условии сохранения и качественного улучшения бесплатного медицинского обслуживания населения по строгим медицинским показаниям.

Необходимо отметить и то, что  сравнительно низкий уровень жизни  в Беларуси сочетается с очень  высокой грамотностью и образованностью  населения. В результате возникает  проблема сохранения человеческого капитала  в стране. Необходимо учитывать, что не избежать иммиграционного оттока кадров без проведения миграционной политики, учитывающей состояние, особенности и перспективы накопления и оптимального использования человеческого капитала, поднятия заработной платы, престижности и социальной комфортности труда научных работников, высококвалифицированных специалистов, людей творческих профессий и особенно молодежи.

Анализ сложных и многоплановых  проблем состояния и развития человеческого капитала в нашей стране показывает, что назрела необходимость разработки и реализации принципиально новой государственной политики в области воспроизводства человеческого капитала, адекватной целям социально ориентированной рыночной экономики и отражающей интересы общества в целом и каждого человека в отдельности. Укрепление здоровья человека, совершенствование и эффективное использование его профессионального и творческого потенциала, развитие человеческих созидательных способностей и поиск путей их активизации, повышение общей и нравственной культуры представляют собой ведущий комплексный резерв при переходе страны к устойчивому социально-экономическому развитию. Поэтому в современных условиях необходимо закладывать позитивные тенденции формирования человеческого капитала с тем, чтобы не только предотвратить его деградацию, но и создать условия для сохранения, приумножения и повышения эффективности использования совокупного человеческого капитала страны.

Проведенный анализ показывает, что  достаточно высокий уровень накопленного человеческого капитала Республики Беларусь является одним из основных факторов интеграции республики в Европейское экономическое сообщество.

Проведенное исследование показывает, что перед Республикой Беларусь стоят важные проблемы и задачи, требующие обязательного решения:

эффективное управление интеллектуальным капиталом как основным ресурсом;

стимулирование развития науки  и образования как важнейших  предпосылок инновационной активности в стране;

концентрация человеческого капитала на важнейших направлениях исследований исходя из принципов государственной целесообразности, экономической эффективности.

В условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, концентрация инвестиционных средств на развитии интеллектуальных отечественных сил позволит стране занять достойное место в мире, будет способствовать становлению белорусской модели социально ориентированной рыночной экономической системы, укреплять позиции и авторитет Республики Беларусь.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Теория человеческого  капитала как новое направление неоклассической теории появилась в США в середине 1950-х гг. Ее основоположником был выдающийся современный экономист, профессор экономики и социологии Чикагского университета Гэри С. Беккер, получивший в 1992 г. Нобелевскую премию за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение».

Человеческий капитал является основным (а зачастую и единственным) активом, которым обладает большинство людей. Включение человеческого капитала в состав общего богатства человека позволяет объяснить важные аспекты финансового поведения человека. 

Центральная методологическая установка «чикагской школы» — объяснение экономических процессов, исходя из принципов максимизируещего поведения индивидуумов — перенесена на самые различные сферы деятельности человека. Согласно концепции «чикагской школы» вложение средств в образование, здравоохранение, миграцию, т.е. инвестиции в человеческий капитал, производится на рациональной основе — ради получения больших доходов в будущем. При этом упор делается на количественном анализе. К инвестициям в человеческий капитал или затратам на его формирование относят:

1) прямые затраты:  плата за обучение, расходы, связанные  со сменой места жительства и работы;

2) упущенный  во время обучения заработок;

3) моральный  ущерб, связанный с нервно-психическими  нагрузками во время обучения  и необходимостью адаптации в  случае миграции.

Изучение ценностей наемных работников позволяет уточнить их потребности, более подробно исследовать экономические интересы и по-новому взглянуть на процесс формирования человеческого капитала. С методологической точки зрения такой подход означает, что наряду с традиционными методами неоклассической теории исследования человеческого капитала должны проводиться дополняющие и корректирующие методы исследования, заимствованные из таких дисциплин как социология и, в некоторых случаях, психология. Такой подход является чрезвычайно актуальным и интересует многих зарубежных и отечественных экономистов.

Проведенный анализ показывает, что достаточно высокий  уровень накопленного человеческого  капитала Республики Беларусь является одним из основных факторов интеграции республики в Европейское экономическое  сообщество.

Проведенное исследование показывает, что перед Республикой Беларусь стоят важные проблемы и задачи, требующие обязательного решения:

эффективное управление интеллектуальным капиталом как  основным ресурсом;

стимулирование  развития науки и образования  как важнейших предпосылок инновационной активности в стране;

концентрация  человеческого капитала на важнейших  направлениях исследований исходя из принципов государственной целесообразности, экономической эффективности.

В условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, концентрация инвестиционных средств на развитии интеллектуальных отечественных сил позволит стране занять достойное место в мире, будет способствовать становлению белорусской модели социально ориентированной рыночной экономической системы, укреплять позиции и авторитет Республики Беларусь.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Балацкий Е. Экономическая наука: новые вызовы современности // Мировая экон. и междунар. отношения. — 2006. — № 1. — С. 61–67.
  2. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социол. исслед. — 2004. — № 7. — С. 46–51.
  3. Ведин Н.В. Экономическая теория и гуманизм // Актуальные проблемы современной экономики России: Междунар. науч.-практ. конф. Сб. матер. (2 февр. 2006 г.). — Казань: Изд-во НПК «РОСТ», 2006. — С. 42–48.
  4. Гильтман М.А. Влияние ценностей наемных работников на формирование человеческого капитала // Известия Междунар. ин-та финансов, управления и бизнеса: Ежегод. науч. сб., посвященный 10-летию Междунар. ин-та финансов, управления и бизнеса Тюменского гос ун-та. Вып. 4. — Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2007. — С. 336–341.
  5. Давыдова Н.М., Седова Н.Н. Материально-имущественные характеристики и качество жизни богатых и бедных // Социол. исслед. — 2004. — № 3. — С. 40–50.
  6. Каз М. Мотивация труда: трансформация структуры теоретико-методологического знания и когнитивно-ценностный подход // Вопр. Экономики. — 2005. — № 12. — С. 82–95.
  7. Лоусон Т. Современная «Экономическая теория» в свете реализма // Вопр. Экономики. — 2006. — № 2. — С. 75–98.
  8. Попова И.П. Профессионализм — путь к успеху? (социально-профессиональные характеристики богатых и бедных) // Социол. исслед. — 2004. — № 3. — С. 50–58.
  9. Седова Н.Н. Мораль и социальная активность (опыт социологического исследования) // Социол. исслед. — 2004. — № 8. — С.88–94.
  10. Удальцова М.В., Воловская Н.М., Плюснина Л.К. Четыре среза занятости: ценности, мотивация, доходы, мобильность // Социол. исслед. — 2005. — № 7. — С.43–51.
  11. Хасанова А.Ш. К вопросу о предмете экономической науки // Актуальные проблемы современной экономики России: Междунар. науч.-практ. конф. Сб. матер. (2 февр. 2006 г.). — Казань: Изд-во НПК «РОСТ», 2006. — С. 5–7.
  12. mintrud.gov.by – официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь

Информация о работе Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития