Совершенствование механизма государственного регулирования ВЭД и его адаптация к требованиям международной практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Если раньше сфера внешнеэкономических связей была, по существу, уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеторговыми операциями занимаются многие тысячи производственных и торговых структур. Появление на внешних рынках российских деловых людей, часто профессионально слабо подготовленных, мало знакомых с государственным регулированием ВЭД, нередко приводит к непредвиденным результатам. Поэтому так важно знать физическим и юридическим лицам все тонкости государственного регулирования этого вида бизнеса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

Понятие внешнеэкономической деятельности и
внешнеэкономической политики………………………………………………………………....5

Общие принципы регулирования
внешнеэкономической деятельности………………………...…..........8

Роль и основные методы государственного
регулирования внешнеэкономических связей………………………..9

Современный механизм управления
внешнеэкономическими связями России……………………………..15

Эффективность механизма регулирования
внешнеэкономических связей……………………………………….....24

Заключение…………………………………………………………………25

Список использованной литературы……………………………………27

Файлы: 1 файл

ОВД. Чистовик.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Принципы ВЭП, сформированные на основе анализа ранее  перечисленных внутренних факторов, обусловлены общенациональными  интересами страны и представляют собой ВЭП самого общего уровня. Можно выделить ВЭП государства еще двух уровней:

ВЭП регионального  уровня, когда общие принципы ВЭП  корректируются и дополняются с  учетом конкретных правовых и экономических  условий взаимодействия РФ с региональными политическими и экономическими интеграционными группами или экономическими союзами стран СНГ, ЕС, АТЭС и др. Разработка ВЭП регионального уровня должна вестись с учетом международной политической и экономической ситуации, а также обязательств государств, вытекающих из участия его в международных соглашениях и договорах.

ВЭП странового уровня, учитывающая особенности  всего комплекса взаимоотношений  с каждой конкретной страной, т.е. всю  совокупность внешних факторов, а  именно:

взаимодополняемость экономики РФ и экономики рассматриваемой страны;

уровень развития производительных сил страны и их структуру;

экономическую и социально-политическую ситуацию в стране;

объем и структуру  внутреннего производства и потребления;

состояние платежного баланса рассматриваемой страны;

особенности финансово-кредитных  отношений РФ с этой страной;

особенности правового  регулирования ВЭД страны, включая  наличие обязательств, вытекающих из ее участия в международных соглашениях  и договорах.

Результаты  поиска всех перечисленных факторов дают объективное основание для формирования реально обоснованной внешнеэкономической политики по отношению к рассматриваемой стране, т.е. позволяют адаптировать общие принципы ВЭП к условиям взаимодействия РФ с конкретной страной.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие принципы регулирования внешнеэкономической деятельности

 

Внешнеэкономические связи как любая экономическая  категория имеет правовые нормы, которые юридически оформляются  различными директивно-законодательными актами.

Регулирование внешнеэкономических связей производится на основании двухсторонних правительственных соглашений и законодательных актов по внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ являются:

внешнеторговая  политика - составная часть внешней  политики РФ;

единство системы  государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнение международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

единство таможенной территории РФ;

приоритет экономических  мер государственного регулирования  внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

исключение  неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Регулирование внешнеэкономической деятельности, в частности международного инвестиционного  сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль и основные методы государственного регулирования внешнеэкономических связей

 

Внешнеэкономические связи  — это международные хозяйственные  и торгово-политические отношения, в сферу которых входят: обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, создание совместных предприятий других форм экономического сотрудничества. Все это является результатом развития товарного производства, которое исторически давно вышло за пределы удовлетворения общественных потребностей отдельных стран.

Через внешнеэкономические  связи осуществляется международное  разделение труда, имеющее целью  экономию общественного труда в процессе производства и обмен его результатами между различными странами. Международный обмен товарами экономически целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортных товаров меньше общественного труда, чем должна затрачивать на производство товаров, взамен импортируемых, на средства, вырученные от экспорта.

Из этого определения  экономической ситуации внешнеэкономического обмена следует ряд выводов:

- международный обмен  товарами может быть выгоден  всем странам при условии правильного формирования структуры экспорта и импорта;

- участие в международном  разделении труда позволяет достигать поставленные экономические цели при меньших затратах общественного труда. Следовательно, в целях ускорения социального и экономического развития страны  необходимо увеличить масштабы внешнеторгового обмена.

Экспорт первичен. Для  того, чтобы страна получила возможность  иметь экономические выгоды от участия  в международном разделении труда, она должна обладать необходимыми экспортными  ресурсами и быть способной реализовать их на внешнем рынке с целью получения иностранной валюты для осуществления импортных операций. В этой связи большое значение имеет принцип валютного самофинансирования и самоокупаемости.

Для достижения наибольшего  экономического эффекта от участия в международном разделении труда следует развивать экспорт той продукции, которая позволяет получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и импортировать те товары, собственное производство которых потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств.

В результате сложившихся  в мировой экономике стоимостных  пропорций наибольший эффект достигается  от экспорта наукоемкой готовой продукции. Как свидетельствуют данные ООН, в настоящее время около 40 % международного товарооборота приходится на сырьевые товары и более 60 % — на готовую продукцию.

В структуре российского  экспорта сложилось обратное соотношение. Экспорт России имеет ярко выраженный сырьевой характер. На долю пяти товарных групп приходится около 80 % экспорта (минеральное сырье и топливо 45 %, металлы — 17 %, химические товары — 8 %, лесоматериалы — около 5 %, сельскохозяйственное сырье — 3%). Произошло активное "вымывание" из структуры экспорта продукции машиностроения — в настоящее время ее доля упала до 5 % и сократилась по сравнению с 1991 г. более, чем в два раза.

В процессе экономического реформирования в Российской Федерации существенную роль выполняет внешнеэкономическая политика государства, направленная на эффективное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей и реализацию связанных с этим экономических выгод и преимуществ.

Важнейшим инструментом достижения этой цели выступает развитие и дальнейшее совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в направлении оптимального сочетания открытости российской экономики с требованиями экономической безопасности государства.

Современная политика ВЭД  исходит из государственного курса на дальнейшую либерализацию внешней торговли, интеграцию российской экономики в мировое хозяйство, переход к преимущественному использованию экономических методов регулирования, что и дает возможность в настоящей работе развить тезис о том, что происходит именно "совершенствование" системы государственного регулирования ВЭД в России.

Внешнеэкономические связи (ВЭС) — это составная часть  хозяйственного механизма и внутренней политики страны в целом.

Под внешнеэкономической  политикой государства понимается деятельность, направленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами.

Современные процессы в  международной жизни порождают  постоянное взаимодействие двух тенденций во внешнеэкономической политике: протекционизм и либерализм.

Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешнего рынка.

В противоположность  ему политика либерализации связана  со снижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей (свободная торговля).

И политика свободной  торговли, и политика протекционизма почти никогда не существовали в  чистом виде. Обычно государства проводят ту или иную политику выборочно с учетом проблем, решаемых внутри страны. В общем государственное регулирование ВЭС направлено на решение экономических, социальных и политических проблем. Причины государственного вмешательства:

- несмотря на потенциальные  выгоды свободной торговли, ни одна из стран не допускает неконтролируемого потока товаров и услуг;

- безработица. Проблема  занятости населения — рабочие  места;

- защита "молодых"  отраслей;

- прямое воздействие  на торговлю используется как  средство преодоления нарушений  в платежном балансе страны;

- регулирование  ВЭС  применяется для контроля над  ценами товаров, участвующих в международном товарообмене;

- в целях обеспечения  правопорядка, обороноспособности  страны, охраны здоровья и жизни  населения, экологии;

- межправительственные  соглашения, международные организации.

Руководство внешнеэкономическими связями осуществляют высшие государственные  законодательные органы: парламенты, национальные собрания, конгрессы. Они  определяют внешнеэкономическую политику страны, издают законы, регулирующие внешнеэкономические связи, ратифицируют международные договоры.

Регулированием внешнеэкономических  связей занимаются правительственные органы — различные министерства и ведомства. Так, например, в ФРГ регулированием внешнеэкономических связей занимается федеральное правительство, министерства иностранных дел, экономики и финансов. Главную роль в управлении внешней торговлей Японии выполняет министерство внешней торговли и промышленности. В США в регулировании внешнеторговых связей участвуют государственный департамент, министерства торговли, финансов и земледелия. Большими полномочиями наделен президент страны, которому дано право единолично устанавливать тарифы, предоставлять преференции, вводить эмбарго на определенные виды продукции и т.д.

Регулирование внешнеэкономических связей осуществляется административными и экономическими методами:

Административные методы. Для регулирования ВЭД государственные органы издают законодательные акты, в число которых могут входить акты правового регулирования отношений торговых партнеров, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров осуществлять закупки против встречных экспортных операций, и много других законодательных актов.

В числе административных методов регулирования наибольшее влияние на структуру и географическое направление торговли оказывает следующее:

Международные торговые договоры определяют общие направления  развития экономических отношений  между странами, устанавливают торгово-политический режим сотрудничества, предусматривают условия взаимных расчетов и т.д.

В развитии договоров  страны подписывают долгосрочные (на 5—10 лет) соглашения о товарообороте  и протоколы о торговле отдельными видами товаров. Соглашения и протоколы заключаются с  целью содействия развитию стабильного взаимовыгодного товарооборота на сбалансированной основе.

Условия международных  договоров, соглашений и протоколов делятся на обязательные и индикативные. Выполнение таких условий договоров, как обеспечение торгового режима, порядок налогообложения, взаимных расчетов и т.д., обеспечивается законодательными актами и действиями государственных органов, т.е. в основном административными методами.

Таможенное обложение  является одним из самых эффективных  административных методов регулирования ВЭС.

В основе таможенного  регулирования каждой страны лежит  таможенный кодекс, утверждаемый законодательными органами. Таможенные кодексы определяют общие задачи и принципы таможенного обложения, структуру, статус и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенного режима, порядок  рассмотрения жалоб.

Таможенные пошлины  представляют собой денежные суммы, выплачиваемые при провозе товаров через государственные границы. Таможенные пошлины подсчитываются по действующим в стране таможенным тарифам, устанавливаются к каждому виду товаров или к товарным группам. Если тарифы устанавливаются как нормативы к стоимости товаров, то начисляемые по ним пошлины называются адвалорными. Если тарифы установлены к единицам количества, веса, объема и т.д., то такие пошлины называются специфическими.

По форме тарифы представляют перечни товаров с указанием  против позиции товара или товарной группы размера взимаемой пошлины в виде процентов или денежных сумм к единице измерения товаров.

Информация о работе Совершенствование механизма государственного регулирования ВЭД и его адаптация к требованиям международной практики