Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:37, контрольная работа
Если раньше сфера внешнеэкономических связей была, по существу, уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеторговыми операциями занимаются многие тысячи производственных и торговых структур. Появление на внешних рынках российских деловых людей, часто профессионально слабо подготовленных, мало знакомых с государственным регулированием ВЭД, нередко приводит к непредвиденным результатам. Поэтому так важно знать физическим и юридическим лицам все тонкости государственного регулирования этого вида бизнеса.
Введение……………………………………………………………………3
Понятие внешнеэкономической деятельности и
внешнеэкономической политики………………………………………………………………....5
Общие принципы регулирования
внешнеэкономической деятельности………………………...…..........8
Роль и основные методы государственного
регулирования внешнеэкономических связей………………………..9
Современный механизм управления
внешнеэкономическими связями России……………………………..15
Эффективность механизма регулирования
внешнеэкономических связей……………………………………….....24
Заключение…………………………………………………………………25
Список использованной литературы……………………………………27
Проводимая реформа внешнеторговой деятельности предусматривает не только расширение круга собственников, участвующих в них, но и изменение методов их выхода на внешний рынок, вплоть до установления прямых связей с иностранными фирмами.
Заметным шагом в ликвидации узких мест в национальном внешнеэкономическом законодательстве стал федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
Закон, прошедший трудный и непростой путь разработки, согласования и утверждения, позволяет решить главную проблему: он обеспечивает легитимность действий органов исполнительной власти в принятии решений в области тарифного и нетарифного регулирования ВЭД. Прежде всего на законодательном уровне, а не только на уровне ведомственных инструкций, дается определение таких важных понятий, отсутствующих в ранее принятых Таможенном кодексе и законе "О таможенном тарифе", как экспорт и импорт работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности. В законе четко разграничиваются вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и их совместном ведении. Это послужит весомым фактором ликвидации негативных последствий "парада суверенитетов" регионов России при осуществлении ими ВЭД, активизация которого особенно пагубно проявилась в 1992—1993 гг. Законом положено начало ликвидации многовластия в лице различных министерств и ведомств в регулировании внешнеторговой деятельности. Определяемый Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти (единственный) должен заниматься разработкой и реализацией на практике основных направлений и мер по оперативному регулированию внешнеторговой деятельности. В настоящее время эти функции возложены на МВЭС России.
Законом определены методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, и в целом "набор инструментов", с помощью которых государство будет осуществлять это регулирование, остается прежним и включает в себя меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Однако сфера применения прямых административных методов резко суживается. Введение количественных ограничений экспорта, осуществляемое только на основании специальных постановлений Правительства, допускается лишь как исключительная мера. Распределение квот и выдача лицензий при установлении таких ограничений будет осуществляться, как правило, на конкурсной или аукционной основе. При этом не допускается ограничение числа участников конкурсов и аукционов и их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации, положения на рынке.
Превалирование экономических методов регулирования внешней торговли над административными не означает законодательно установленного бесконтрольного ее осуществления. По-прежнему будет осуществляться экспортный контроль за вывозом продукции военного и двойного назначения. новым моментом в законе является прямое установление государственной монополии на экспорт и импорт отдельных товаров, перечень которых будет определяться только на уровне федеральных законов.
Разумное, но достаточно активное восстановление монопольных позиций государства во внешней торговле — необходимый шаг, и в этом Россия пойдет по цивилизованному пути тех стран, структура экономики которых в целом и внешнеэкономических связей, в частности, схожа с российской.
Законом установлены случаи и определен порядок введения защитных мер в отношении импорта товаров, предусмотрено введение прямых запретов и ограничений экспорта и импорта. Эти меры будут применяться в протекционистских целях для защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции, потребителей — в целях обеспечения безопасного использования ввозимой продукции. Исходя из общенациональных интересов, запретительные и ограничительные меры в отношении экспорта и импорта отдельных товаров будут вводиться на уровне федеральных законов в целях охраны и сохранения общественной морали и правопорядка, национального и культурного наследия, обеспечения национальной безопасности страны, выполнения международных обязательств России и т.п.
Российские участники внешнеторговой деятельности могут на добровольной основе объединяться в ассоциации и другие союзы по любому принципу, включая отраслевой и территориальный. Но при этом должны соблюдаться требования российского антимонопольного законодательства, и их образование не должно сопровождаться монополизацией и разделом внутреннего рынка, и не допускаться их использование для осуществления ограничительной деловой практики на внешнем рынке. Недопустима и дискриминация в любой форме российских и иностранных лиц в зависимости от их участия в составе объединений.
В закон включены специальные разделы, предусматривающие комплекс мероприятий со стороны Правительства в целях содействия развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулированию. Правительство обязано ежегодно разрабатывать программу развития внешнеторговой деятельности и предоставлять ее на утверждение в Федеральное Собрание вместе с бюджетом на следующий год.
На законодательном уровне устанавливается обязательность информационного обслуживания участников внешнеторговой деятельности по широкому кругу вопросов, имеющих непосредственное отношение к их работе на внешних рынках. Такая информация будет предоставляться как российским, так и иностранным лицам МВЭС России.
Реализация на практике основных положений закона позволит восполнить тот правовой вакуум, который до последнего времени сохраняется в одной из важнейших сфер российской экономики, послужит фундаментом для совершенствования всего внешнеэкономического законодательства России. Это будет способствовать улучшению делового климата для российских и иностранных участников внешнеторговой деятельности, инвестиционного климата для расширения притока российского и иностранного капитала в экономику страны и послужит гарантом соблюдения интересов государства в целом.
Основные принципы осуществления
внешнеэкономической
- единство внешнеэкономической политики как составной части внешней политики Российской Федерации;
- единство системы
государственного
- единство таможенной
территории Российской
- единство политики
валютного и экспортного
- приоритет экономических
мер государственного
- равенство участников и их не дискриминация;
- защита государством
прав и законных интересов
участников
Управление
Министерство экономики РФ является центральным органом федеральной исполнительной власти и осуществляет государственную экономическую политику в области ВЭС:
- разрабатывает с участием
заинтересованных министерств
- определяет ресурсные
возможности осуществления
- подготавливает предложения
по заключению
- участвует в разработке
направлений использования
Важнейшие функции, связанные с контролем за соблюдением государственных интересов в области ВЭС, ложатся на внешнеэкономические ведомства — Министерство внешних экономических связей РФ (МВЭС РФ) и Государственный таможенный комитет.
Деятельность МВЭС РФ направлена на формирование благоприятного торгово-политического режима для российских товаров в зарубежных странах, оптимальное сочетание открытости российской экономики с требованиями экономической безопасности государства, конструктивное взаимодействие с международными экономическими организациями, равноправную интеграцию России в систему международных экономических отношений, обеспечение реализации международных экономических соглашений России.
В новых условиях, характеризующихся необходимостью конструктивных преобразований во внешнеэкономической сфере, деятельность МВЭС РФ сосредоточена на решении перспективных проблем внешнеэкономических связей. Решение этих проблем базируется на активизации законотворческой деятельности, создании условий для структурной перестройки в экспортном секторе производства.
МВЭС РФ имеет своих уполномоченных на местах, которые являются представителями этого министерства в республиках, краях, областях, автономных образованиях и отдельных российских регионах. К основным задачам уполномоченных МВЭС РФ относится содействие развитию экспортного потенциала региона, создание наиболее благоприятных условий для выхода участников ВЭС на внешний рынок, а также осуществление государственного контроля и регулирования ВЭС в регионе в соответствии с действующих законодательством; содействие органам государственной власти и управления на местах в подготовке и выполнении государственных программ экономического и социального развития региона в части ВЭД по реализации договоров в области ВЭС.
В соответствии с возложенными на них основными задачами уполномоченные осуществляют в регионах следующие функции: принимают заявления и выдают в установленном порядке лицензии на экспорт и импорт товаров (работ, услуг), паспорта бартерных сделок, сертификаты учета контрактов, сертификаты происхождения товаров (формы "А"); содействуют развитию в регионах различных форм торгово-экономического сотрудничества, включая создание предприятий с иностранными инвестициями, а также предпринимательства в свободных экономических зонах.Через торговые представительства за рубежом МВЭС РФ призвано осуществлять координацию деятельности внешнеэкономических организаций в соответствующих странах.На Государственный таможенный комитет Российской Федерации возложена организация таможенного контроля. ГТК РФ издает нормативные акты по таможенным вопросам. Непосредственный таможенный контроль на местах осуществляется таможенными учреждениями.
Министерство финансов РФ (Минфин РФ) и Центральный банк РФ определяют порядок финансирования и кредитования ВЭД, издают нормативные документы по этим вопросам. Минфин РФ регулирует вопросы налогообложения при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Центральный банк России является основным органом, регулирующим валютные операции в стране, определяющим порядок валютных операций, связанных с движением капитала, порядок функционирования валютных бирж и др.Особое место в системе ВЭД занимает Торгово-промышленная палата (ТПП) Российской Федерации. Это общественная организация, которая создана российскими предприятиями и организациями для содействия развитию их ВЭС и представления их интересов как в стране, так и за рубежом. Система ТПП РФ включает республиканские и региональные организации. При ТПП РФ действуют ряд объединений: "Союзпатент", "Союзэкспертиза", "Соверо", "Совин-центр", "Внешэкономсервис", "Экспоцентр", "Союзрегион". При ТПП РФ функционируют Арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия.
Среди основных мероприятий, предусмотренных в области ВЭС (некоторые уже частично реализованы), необходимо выделить принятие Федеральной программы развития экспорта и развитие системы кредитования и страхования экспорта, разработку процедуры введения защитных мер, отвечающих правилам и нормам ВТО, снижение экспортных пошлин и в дальнейшем их полную отмену по мере выравнивания внутренних и мировых цен, усиление контроля за ВЭД на основе более тесной координации работы систем регистрации экспортных контрактов и валютного контроля и введения на этой базе единой государственной системы внешнеторгового и валютного контроля и учета.
Известны два основных
способа регулирования
Экономические средств.
Если отвлечься от промежуточных, смешанных вариантов, то при первом способе рост производства зависит от спроса на продукцию и финансовых возможностей предприятия. Вместе с тем рыночный механизм ведет не только к существенному подьему экономики, но и сопровождается значительными спадами и кризисами. Чтобы предотвратить, предусмотреть или смягчить кризисную ситуацию, государство стремится разработать механизм прогнозирования и программирования национальной экономики.
Экономические средствагосударственного регулирования подразделяются на средства денежно - кредитной и бюджетной политики . Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике . Высшая форма государственного регулирования экономики – это государственное экономическое программирование , охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется при помощи административных, денежных, кредитных, бюджетных средств, а также политики в государственном секторе экономики.