Совершенствование механизма таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции в целях обеспечения продовольственной безопаснос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 12:39, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Гарантия достаточного продовольственного обеспечения - одна из важнейших проблем как международной, так и национальной экономической безопасности. Она осуществляется за счет национального производства, импорта и имеющихся запасов. В этой системе наиболее неустойчивой компонентой является импорт.

Файлы: 1 файл

665_Автореферат Иноземцев.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

На правах рукописи 
 
 
 

ИНОЗЕМЦЕВ ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ

 
 
 
 
 

                СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ТАМОЖЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА МЯСОМОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
     

Специальность:

08.00.05 —  экономика и управление народным хозяйством 

(по отраслям  и сферам деятельности, в том  числе: экономика, организация  и управление предприятиями, отраслями,  комплексами - сфера услуг) 
 
 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени 
кандидата экономических наук
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2011

     Работа  выполнена в рамках п. 1.6.116 паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации по экономическим наукам в научно-исследовательском центре Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия». 

          Научный руководитель: доктор технических наук,  
          доктор военных наук, профессор, 
          АНИСИМОВ Евгений Георгиевич
          заслуженный деятель науки  
          Российской Федерации
           

          Официальные оппоненты: доктора социологических наук, кандидата экономических наук

                                                                     Кухаренко Вадим Борисович,

                                                                     заместитель заведующего кафедрой финансов и отраслевой экономики по учебно-методической работе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 

                                                                     доктор экономических наук

                                                                    Никонов Анатолий Михайлович

                                                                     профессор кафедры национальной безопасности Военной академии   Генерального штаба ВС РФ.

                                                    

          Ведущая организация: Московский государственный областной университет 
           

     Защита  состоится «23» марта 2011 года в 16:00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 310.001.01 в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» по адресу: 140009, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д.4, ауд. 233.

     С диссертацией можно ознакомиться в  библиотеке Российской таможенной академии». 
 

     Автореферат разослан «___» _________ 2011 года. 
 
 

Ученый секретарь

диссертационного  совета,

к. э. н., доцент   В.Н. Ревин 
 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

      Актуальность  темы исследования. Гарантия достаточного продовольственного обеспечения - одна из важнейших проблем как международной, так и национальной экономической безопасности. Она осуществляется за счет национального производства, импорта и имеющихся запасов. В этой системе наиболее неустойчивой компонентой является импорт. Поэтому решение проблемы продовольственной безопасности на государственном уровне идет по пути развития национальных агропромышленных комплексов и сокращения зависимости от импорта. В то же время зависимость Российской Федерации от импорта продовольствия является высокой. Так, по данным Росстата, в настоящее время спрос населения России на продукты питания обеспечивается за счет собственного агропродовольственного комплекса только на 66%, а на 34% - за счет импорта. Причем имеет место устойчивая тенденция возрастания импортной зависимости, а, следовательно, и снижения продовольственной безопасности государства. Это свидетельствует о наличии и непрерывном обострении практической проблемы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Суть проблемы состоит в неуклонном возрастании зависимости государства от импорта и, следовательно, повышении уровня его уязвимости в части обеспечения населения страны продуктами питания. Причем, как показали проведенные в диссертации исследования, особенно остро эта проблема проявляется в мясомолочной области. Так, зависимость Российской Федерации от импорта некоторых видов мясной продукции составляет свыше 40 %, а молока – 20%. Острая необходимость решения указанной практической проблемы обусловила актуальность проведенного исследования и определила его объект и прагматическую цель. В качестве объекта исследования принят импорт мясомолочной продукции в Российскую Федерацию, а цель состояла в повышении продовольственной безопасности Российской Федерации за счет регулирования ее импорта. Достижение цели связано с выявлением наиболее действенных механизмов регулирования импорта мясомолочной продукции в Российскую Федерацию. Проведенный в диссертации анализ показал, что такое регулирование не может быть осуществлено на основе чисто рыночного механизма. Это обусловлено спецификой рынка продовольствия, заключающейся в консерватизме его производителей и потребителей. Их консерватизм проявляется в низкой эластичности спроса и предложения и, следовательно, слабой действенностью рыночных регуляторов. Кроме того, развитие сельскохозяйственного производства привело к тому, что производимая сельскохозяйственная продукция не идет непосредственно потребителю, а поступает в большинстве случаев в пищевую промышленность. Потребители получают ее в переработанном виде. Существовавшая ранее связь производитель – потребитель в основном ликвидирована. Важную роль играет межрегиональное и международное разделение труда. Сложились общегосударственные и мировые рынки продовольствия. Поставщиком продовольствия для каждого отдельного государства выступает уже не само сельскохозяйственное предприятие или даже сельское хозяйство в целом, а агропромышленный комплекс страны и транснациональные продовольственные корпорации. Они и определяют в существенной мере положение, как на внутренних, так и международных рынках продовольствия. При этом, транснациональные корпорации вовсе не заинтересованы в обеспечении продовольственной безопасности того или иного государства. Их цель – получение прибыли. Вследствие же специфики продовольствия, заключающейся в том, что оно составляет основу жизнеобеспечения, при дефиците продовольствия и нарушении продовольственной безопасности прибыль только возрастает. В этих условиях чисто рыночные механизмы не только действуют достаточно слабо, но и вступают в противоречие с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности отдельного государства. Следовательно, без государственного регулирования производства и потребления продовольственных товаров вообще и мясомолочной продукции, в частности, достижение продовольственной безопасности не представляется возможным. Спектр возможных мер государственного регулирования достаточно широк. Вместе с тем, как показал проведенный в диссертации анализ, в нынешних экономических условиях, прежде всего, должны применяться таможенные меры государственного регулирования импорта мясомолочной продукции. В связи с этим механизм таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции принят в качестве предмета проведенных в диссертации исследований. Этот механизм реализуется через систему мер таможенного регулирования. Достаточно широкий спектр таких мер и их неоднозначная связь с другими мерами государственного регулирования делают задачу выбора рациональной системы мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции далеко не тривиальной. Ее решение предполагает наличие соответствующего научно-методического аппарата. Основы этого аппарата заложены в работах российских и зарубежных исследователей. Так, П. Линдерт предложил общий подход к формированию таможенных тарифов. Показал, что таможенные тарифы почти всегда снижают уровень благосостояния в торгующих странах. Сформулировал условия, при которых применение таможенных тарифов целесообразно, разработал методические подходы к оценке влияния таможенных тарифов на импортеров товаров, их потребителей и производителей. Современные взгляды на формирование таможенных тарифов изложены в работах В. Е. Новикова и С. В. Барамзина. При этом В.Е. Новиков уточнил экономическую сущность таможенной пошлины, предложил классификацию пошлин и разработал конструктивный методический аппарат для определения величины пошлин. С. В. Барамзин сформировал методологический подход к определению величин пошлин с учетом взаимосвязей импортируемых товаров их важности для государства и влияния импорта на развитие собственного производства аналогичных товаров.

      В целом указанные работы представляют существенный вклад в развитие методологических и методических основ таможенного регулирования импорта и, в частности, импорта мясомолочной продукции. Вместе с тем они разработаны с учетом детерминированных экономических условий. В то же время, важнейшей особенностью процесса формирования решений по таможенному регулированию импорта мясомолочной продукции является неопределенность. Она проявляется в том, что априори нельзя точно предсказать последствия тех или иных решений. Это обусловлено тем, что принимаемые меры, как правило, являются комплексными и взаимоувязанными. Их реализация зависит от целого ряда условий и факторов как детерминированного, так и неопределенного характера. В такой ситуации опираться только на опыт и интуицию или детерминированные подходы при принятии решений по формированию комплекса мер таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции уже нельзя. Необходимо привлекать новые методы, обеспечивающие учет большого количества разнообразных условий и факторов, позволяющие анализировать все интересные варианты и принимать на этой основе рациональные решения. Недостаточная степень развития таких методов определила общую научную задачу проведенного в диссертации исследования. Суть задачи состоит в развитии научно-методического аппарата и выработке практических рекомендаций по совершенствованию механизма таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции в  целях обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

      Решение этой общей задачи в диссертации  достигнуто решением ряда частных задач, включающих:

      1. Анализ современного состояния  продовольственной безопасности  Российской Федерации в части обеспечения населения продукцией мясомолочной отрасли.

      2. Развитие научно-методического аппарата таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции.

      3. Разработку методических рекомендаций по формированию рациональной системы мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции.

    Указанные задачи определили приведенную на рис. 1 общую логику проведенных исследований.

      Теоретической основой решения этих задач  являются научные труды российских и зарубежных экономистов, специалистов в области теории государственного управления, управления таможенной деятельностью. При проведении исследования были использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение. Исследование опирается на методологический принцип единства теории и практики, а также системный подход. В аналитической части работы использованы прикладные экономико-математические методы.

      Информационную  базу исследования составили международные соглашения, законодательные акты РФ, нормативно-правовые акты Правительства РФ, аналитические материалы и нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы (ФТС России). В работе также использованы материалы, касающиеся деятельности Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации (ВТО/ГАТТ), а также информация по теме исследования из средств массовой информации, в том числе из компьютерной сети Internet.

      Эмпирическую  основу исследования составили данные ФТС России, Управления таможенной статистики, официальная информация Росстата.

      Новыми  научными результатами, полученными лично автором, и выносимыми на защиту являются:

  1. Вывод о невозможности решения проблемы продовольственной безопасности в части обеспечения населения мясомолочными продуктами на основе только рыночных механизмов саморегулирования экономики и необходимость в этой связи применять методы государственного и, в частности, таможенного регулирования.
  2. Научно-методический аппарат формирования мер таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции, включающий:

      - формализованную постановку оптимизационной задачи формирования рациональной системы мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции;

      - методику оценки конкурентоспособности отечественных мясомолочных продуктов;

      - методику оценки объемов импортной и отечественной мясомолочной продукции в конечном потреблении населения Российской Федерации.

  1. Методические рекомендации по формированию рациональной системы мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции, включающие:

      - рекомендации по формированию тарифных мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции;

      - рекомендации по формированию нетарифных мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции;

      - рекомендации по комплексированию мер государственного регулирования в интересах обеспечения продовольственной безопасности. 
 

 

      

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      

      Научная новизна полученных результатов состоит в следующем:

      1. В противовес либеральным взглядам о целесообразности максимального вывода государства из сферы управления экономикой, доказано, что обеспечение продовольственной безопасности в целом и обеспечение населения мясомолочной продукцией, в частности, является сферой государственного регулирования. При этом, прежде всего, должны применяться таможенные меры, поскольку их применение связано с меньшими материальными затратами, что в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса чрезвычайно важно.

      2. Задача формирования рациональной системы мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции, в отличие от ее формулировки другими авторами, впервые поставлена в оптимизационной постановке. При этом осуществлена формализация цели, впервые обеспечивающая связь мер таможенного регулирования импорта этой продукции не только с уровнем защиты отечественных производителей но и продовольственной безопасностью государства в целом. Это обеспечило системный подход к формированию мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции.

      3. В методике оценки конкурентоспособности отечественных мясомолочных продуктов учтены как ценовые, так и качественные характеристики мясомолочной продукции. При этом, в отличие от других работ, учтены два аспекта качества этой продукции. Первый связан с представлением о качестве как об объективной реальности. В этом аспекте качество оценивается соответствием объективных характеристик продукции установленным нормативным требованиям. А второй - отражает субъективное представление потребителей о качестве мясомолочной продукции. Это позволило более адекватно оценить их предпочтения.

      4. В методике оценки объемов импортной и отечественной мясомолочной продукции в конечном потреблении населения, в отличие от известных подходов, осуществлен учет неопределенности процесса выбора тех или иных продуктов потребителями. Это обеспечило более адекватное отражение в модели реального процесса выбора потребляемой мясомолочной продукции.

      5. Методические рекомендации по формированию рациональной системы мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции, впервые позволяют осуществить комплексный учет как положительных, так и отрицательных для обеспечения продовольственной безопасности государства последствий применения тех или иных мер. Это, в свою очередь, позволяет более обоснованно подойти к комплексированию мер государственного регулирования в сфере обеспечения продовольственной безопасности населения.

Информация о работе Совершенствование механизма таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции в целях обеспечения продовольственной безопаснос