Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 12:39, автореферат
Актуальность темы исследования. Гарантия достаточного продовольственного обеспечения - одна из важнейших проблем как международной, так и национальной экономической безопасности. Она осуществляется за счет национального производства, импорта и имеющихся запасов. В этой системе наиболее неустойчивой компонентой является импорт.
На
правах рукописи
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
МЕХАНИЗМА ТАМОЖЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА
МЯСОМОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Специальность:
08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
(по отраслям
и сферам деятельности, в том
числе: экономика, организация
и управление предприятиями,
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации
на соискание ученой
степени
кандидата экономических
наук
Москва
2011
Работа
выполнена в рамках п. 1.6.116 паспорта
специальностей ВАК Министерства образования
и науки Российской Федерации по экономическим
наукам в научно-исследовательском центре
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия».
Научный руководитель: доктор технических наук,
доктор военных наук, профессор,
АНИСИМОВ Евгений Георгиевич,
заслуженный деятель науки
Российской Федерации
Официальные оппоненты: доктора социологических наук, кандидата экономических наук
Кухаренко Вадим Борисович,
заместитель заведующего кафедрой финансов и отраслевой экономики по учебно-методической работе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
доктор экономических наук
Никонов Анатолий Михайлович
профессор кафедры национальной безопасности Военной академии Генерального штаба ВС РФ.
Ведущая организация: Московский государственный областной университет
Защита состоится «23» марта 2011 года в 16:00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 310.001.01 в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» по адресу: 140009, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д.4, ауд. 233.
С
диссертацией можно ознакомиться в
библиотеке Российской таможенной академии».
Автореферат
разослан «___» _________ 2011 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
к. э. н., доцент В.Н. Ревин
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Гарантия достаточного продовольственного обеспечения - одна из важнейших проблем как международной, так и национальной экономической безопасности. Она осуществляется за счет национального производства, импорта и имеющихся запасов. В этой системе наиболее неустойчивой компонентой является импорт. Поэтому решение проблемы продовольственной безопасности на государственном уровне идет по пути развития национальных агропромышленных комплексов и сокращения зависимости от импорта. В то же время зависимость Российской Федерации от импорта продовольствия является высокой. Так, по данным Росстата, в настоящее время спрос населения России на продукты питания обеспечивается за счет собственного агропродовольственного комплекса только на 66%, а на 34% - за счет импорта. Причем имеет место устойчивая тенденция возрастания импортной зависимости, а, следовательно, и снижения продовольственной безопасности государства. Это свидетельствует о наличии и непрерывном обострении практической проблемы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Суть проблемы состоит в неуклонном возрастании зависимости государства от импорта и, следовательно, повышении уровня его уязвимости в части обеспечения населения страны продуктами питания. Причем, как показали проведенные в диссертации исследования, особенно остро эта проблема проявляется в мясомолочной области. Так, зависимость Российской Федерации от импорта некоторых видов мясной продукции составляет свыше 40 %, а молока – 20%. Острая необходимость решения указанной практической проблемы обусловила актуальность проведенного исследования и определила его объект и прагматическую цель. В качестве объекта исследования принят импорт мясомолочной продукции в Российскую Федерацию, а цель состояла в повышении продовольственной безопасности Российской Федерации за счет регулирования ее импорта. Достижение цели связано с выявлением наиболее действенных механизмов регулирования импорта мясомолочной продукции в Российскую Федерацию. Проведенный в диссертации анализ показал, что такое регулирование не может быть осуществлено на основе чисто рыночного механизма. Это обусловлено спецификой рынка продовольствия, заключающейся в консерватизме его производителей и потребителей. Их консерватизм проявляется в низкой эластичности спроса и предложения и, следовательно, слабой действенностью рыночных регуляторов. Кроме того, развитие сельскохозяйственного производства привело к тому, что производимая сельскохозяйственная продукция не идет непосредственно потребителю, а поступает в большинстве случаев в пищевую промышленность. Потребители получают ее в переработанном виде. Существовавшая ранее связь производитель – потребитель в основном ликвидирована. Важную роль играет межрегиональное и международное разделение труда. Сложились общегосударственные и мировые рынки продовольствия. Поставщиком продовольствия для каждого отдельного государства выступает уже не само сельскохозяйственное предприятие или даже сельское хозяйство в целом, а агропромышленный комплекс страны и транснациональные продовольственные корпорации. Они и определяют в существенной мере положение, как на внутренних, так и международных рынках продовольствия. При этом, транснациональные корпорации вовсе не заинтересованы в обеспечении продовольственной безопасности того или иного государства. Их цель – получение прибыли. Вследствие же специфики продовольствия, заключающейся в том, что оно составляет основу жизнеобеспечения, при дефиците продовольствия и нарушении продовольственной безопасности прибыль только возрастает. В этих условиях чисто рыночные механизмы не только действуют достаточно слабо, но и вступают в противоречие с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности отдельного государства. Следовательно, без государственного регулирования производства и потребления продовольственных товаров вообще и мясомолочной продукции, в частности, достижение продовольственной безопасности не представляется возможным. Спектр возможных мер государственного регулирования достаточно широк. Вместе с тем, как показал проведенный в диссертации анализ, в нынешних экономических условиях, прежде всего, должны применяться таможенные меры государственного регулирования импорта мясомолочной продукции. В связи с этим механизм таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции принят в качестве предмета проведенных в диссертации исследований. Этот механизм реализуется через систему мер таможенного регулирования. Достаточно широкий спектр таких мер и их неоднозначная связь с другими мерами государственного регулирования делают задачу выбора рациональной системы мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции далеко не тривиальной. Ее решение предполагает наличие соответствующего научно-методического аппарата. Основы этого аппарата заложены в работах российских и зарубежных исследователей. Так, П. Линдерт предложил общий подход к формированию таможенных тарифов. Показал, что таможенные тарифы почти всегда снижают уровень благосостояния в торгующих странах. Сформулировал условия, при которых применение таможенных тарифов целесообразно, разработал методические подходы к оценке влияния таможенных тарифов на импортеров товаров, их потребителей и производителей. Современные взгляды на формирование таможенных тарифов изложены в работах В. Е. Новикова и С. В. Барамзина. При этом В.Е. Новиков уточнил экономическую сущность таможенной пошлины, предложил классификацию пошлин и разработал конструктивный методический аппарат для определения величины пошлин. С. В. Барамзин сформировал методологический подход к определению величин пошлин с учетом взаимосвязей импортируемых товаров их важности для государства и влияния импорта на развитие собственного производства аналогичных товаров.
В целом указанные работы представляют существенный вклад в развитие методологических и методических основ таможенного регулирования импорта и, в частности, импорта мясомолочной продукции. Вместе с тем они разработаны с учетом детерминированных экономических условий. В то же время, важнейшей особенностью процесса формирования решений по таможенному регулированию импорта мясомолочной продукции является неопределенность. Она проявляется в том, что априори нельзя точно предсказать последствия тех или иных решений. Это обусловлено тем, что принимаемые меры, как правило, являются комплексными и взаимоувязанными. Их реализация зависит от целого ряда условий и факторов как детерминированного, так и неопределенного характера. В такой ситуации опираться только на опыт и интуицию или детерминированные подходы при принятии решений по формированию комплекса мер таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции уже нельзя. Необходимо привлекать новые методы, обеспечивающие учет большого количества разнообразных условий и факторов, позволяющие анализировать все интересные варианты и принимать на этой основе рациональные решения. Недостаточная степень развития таких методов определила общую научную задачу проведенного в диссертации исследования. Суть задачи состоит в развитии научно-методического аппарата и выработке практических рекомендаций по совершенствованию механизма таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции в целях обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
Решение этой общей задачи в диссертации достигнуто решением ряда частных задач, включающих:
1.
Анализ современного состояния
продовольственной
2. Развитие научно-методического аппарата таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции.
3. Разработку методических рекомендаций по формированию рациональной системы мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции.
Указанные задачи определили приведенную на рис. 1 общую логику проведенных исследований.
Теоретической основой решения этих задач являются научные труды российских и зарубежных экономистов, специалистов в области теории государственного управления, управления таможенной деятельностью. При проведении исследования были использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение. Исследование опирается на методологический принцип единства теории и практики, а также системный подход. В аналитической части работы использованы прикладные экономико-математические методы.
Информационную базу исследования составили международные соглашения, законодательные акты РФ, нормативно-правовые акты Правительства РФ, аналитические материалы и нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы (ФТС России). В работе также использованы материалы, касающиеся деятельности Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации (ВТО/ГАТТ), а также информация по теме исследования из средств массовой информации, в том числе из компьютерной сети Internet.
Эмпирическую основу исследования составили данные ФТС России, Управления таможенной статистики, официальная информация Росстата.
Новыми научными результатами, полученными лично автором, и выносимыми на защиту являются:
- формализованную постановку оптимизационной задачи формирования рациональной системы мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции;
- методику оценки конкурентоспособности отечественных мясомолочных продуктов;
- методику оценки объемов импортной и отечественной мясомолочной продукции в конечном потреблении населения Российской Федерации.
- рекомендации по формированию тарифных мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции;
- рекомендации по формированию нетарифных мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции;
-
рекомендации по комплексированию мер
государственного регулирования в интересах
обеспечения продовольственной безопасности.
Научная новизна полученных результатов состоит в следующем:
1. В противовес либеральным взглядам о целесообразности максимального вывода государства из сферы управления экономикой, доказано, что обеспечение продовольственной безопасности в целом и обеспечение населения мясомолочной продукцией, в частности, является сферой государственного регулирования. При этом, прежде всего, должны применяться таможенные меры, поскольку их применение связано с меньшими материальными затратами, что в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса чрезвычайно важно.
2. Задача формирования рациональной системы мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции, в отличие от ее формулировки другими авторами, впервые поставлена в оптимизационной постановке. При этом осуществлена формализация цели, впервые обеспечивающая связь мер таможенного регулирования импорта этой продукции не только с уровнем защиты отечественных производителей но и продовольственной безопасностью государства в целом. Это обеспечило системный подход к формированию мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции.
3. В методике оценки конкурентоспособности отечественных мясомолочных продуктов учтены как ценовые, так и качественные характеристики мясомолочной продукции. При этом, в отличие от других работ, учтены два аспекта качества этой продукции. Первый связан с представлением о качестве как об объективной реальности. В этом аспекте качество оценивается соответствием объективных характеристик продукции установленным нормативным требованиям. А второй - отражает субъективное представление потребителей о качестве мясомолочной продукции. Это позволило более адекватно оценить их предпочтения.
4. В методике оценки объемов импортной и отечественной мясомолочной продукции в конечном потреблении населения, в отличие от известных подходов, осуществлен учет неопределенности процесса выбора тех или иных продуктов потребителями. Это обеспечило более адекватное отражение в модели реального процесса выбора потребляемой мясомолочной продукции.
5. Методические рекомендации по формированию рациональной системы мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции, впервые позволяют осуществить комплексный учет как положительных, так и отрицательных для обеспечения продовольственной безопасности государства последствий применения тех или иных мер. Это, в свою очередь, позволяет более обоснованно подойти к комплексированию мер государственного регулирования в сфере обеспечения продовольственной безопасности населения.