Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 12:39, автореферат
Актуальность темы исследования. Гарантия достаточного продовольственного обеспечения - одна из важнейших проблем как международной, так и национальной экономической безопасности. Она осуществляется за счет национального производства, импорта и имеющихся запасов. В этой системе наиболее неустойчивой компонентой является импорт.
Их анализ показывает, что общее поголовье скота в Российской Федерации в сравнении с 1992 г. существенно снизилось, а импорт мясомолочных продуктов возрастал и только в последние 3-4 года несколько стабилизировался. Однако неурожай 2010 г. и предшествующий ему вывоз зерна в 2007 – 2009 г.г. привели к тому, что дефицит фуражного зерна в России в 2010 г. составил около 30%. Это означает, что трети российских мясных хозяйств не хватит кормов. Они будут вынуждены снижать поголовье скота. Если сегодня зависимость Российской Федерации по импорту мяса составляет порядка 31 %, а молока – 17% то в будущем, вследствие указанных обстоятельств, она может значительно увеличиться. А это ведет к снижению продовольственной безопасности государства. Следовательно, имеет место важная практическая проблема обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации за счет замещения импортной мясомолочной продукции продукцией национальных производителей. Как показал проведенный в главе анализ, ее решение возможно только на основе вмешательства государства в рыночные механизмы регулирования. Это обусловлено следующими особенностями рынка продуктов питания:
Вследствие указанных особенностей, рынок продовольствия неадекватно реагирует на изменения спроса, предложения и колебания цен. При этом отдельные отрасли в неодинаковой степени способны приспосабливаться к изменениям на рынке. Так, например, птицеводство может отреагировать на состояние рынка в течение года. Свиноводству требуется от трех до пяти лет, а производителям говядины – семь-десять лет.
Указанные
особенности формально
Таблица 4
Эластичность продуктов питания по доходу потребителя2
№ п/п | Продукт | Эластичность по доходу |
1 | Молоко | -0.40 |
2 | Йогурт | 0.58 |
3 | Сыр | 0.22 |
4 | Сливочное масло | -0.04 |
5 | Маргарин | -0.44 |
6 | Мясо в убойном весе, в том числе: | -0.01 |
7 | - говядина | 0.08 |
8 | - баранина | -0.21 |
9 | - свинина | -0.05 |
10 | - бройлерные цыплята | -0.08 |
Из этого следует, что чисто рыночные механизмы не обеспечивают необходимое регулирование рынка мясомолочных продуктов. Необходимо дополнять их мерами государственного регулирования. Спектр этих мер достаточно широк. Вместе с тем все они сводятся к пяти основным группам. В первую группу входят меры по непосредственной экономической поддержке производителей продовольствия и, в частности, мясомолочной продукции. Они включают субсидирование, дотации, льготное кредитование, налоговые льготы, и др. подобные меры. Вторую группу составляют меры по прямому ограничению объемов импорта. К ним относятся: запреты и ограничения импорта (в том числе эмбарго), лицензирование, абсолютное квотирование и т.п. Третью группу составляют различные прямые меры снижения конкурентоспособности импортной продовольственной продукции и, в частности, мясомолочной продукции на внутреннем рынке Российской Федерации. Они включают:
- предусмотренные таможенным законодательством тарифные меры (таможенные тарифы, сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение импортируемых товаров, меры тарифного квотирования и т.п.);
- фискальные меры (налог на добавленную стоимость, акцизы);
- защитные меры (антидемпинговые пошлины, дополнительные импортные пошлины и т.п.).
Четвертую группу составляют косвенные экономические меры повышения конкурентоспособности отечественной продукции:
- изменение валютных курсов;
- ограничения на накопление иностранной валюты;
- введение специальных правил импортных платежей;
- изменение ставки рефинансирования;
- государственный контроль над ценами и т.п.
В пятую группу входят различные технические барьеры в торговле мясомолочной продукцией. Они включают: требования по безопасности мясомолочных продуктов, фитосанитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке, маркировке и составу сопроводительной документации, порядок сертификации качества продуктов и подтверждения выполнения нормативных требований.
Нынешнее состояние мировой экономики в целом и экономики России характеризуется нестабильностью и постепенным выходом из финансового кризиса. В этих условиях меры развития мясомолочной отрасли на основе субсидирования, дотаций, льготного кредитования, налоговых льгот и т.п., то есть меры первой группы в необходимом объеме вряд ли реализуемы. Более приемлемыми являются меры второй, третьей, четвертой и пятой групп. При этом меры, включенные во вторую и третью группы, являются более прозрачными в смысле прогноза их влияния на развитие мясомолочной отрасли. Поэтому их применение представляется более предпочтительным. Основу указанных мер составляет таможенное регулирование. Именно деятельность таможенных органов обеспечивает соблюдение квот и предусмотренных таможенным законодательством тарифных и нетарифных мер регулирования, а также правильное применение фискальных и защитных мер влияния на импорт мясомолочной продукции.
В
целом рассмотренные
1)
обеспечение продовольственной
безопасности Российской
2) необходимо дополнять рыночный механизм государственными мерами регулирования импорта мясомолочной продукции;
3)
среди мер государственного
Это подтверждает анонсированный первый научный результат исследований.
2. Второй научный результат исследований составляет предложенный в диссертации научно-методический аппарат формирования мер таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции. Необходимость его разработки была обусловлена тем, что в настоящее время существует достаточно широкий спектр мер таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции. Указанные меры могут применяться в различных сочетаниях. При этом выбор той или иной совокупности мер - задача далеко не тривиальная. Действительно, применение одних и тех же совокупностей мер в различных экономических условиях приводит к различным конечным результатам. Применение различных совокупностей мер при фиксированных экономических условиях также приводит к различным конечным результатам. Отдельные меры могут как дополнять друг друга и усиливать совокупный эффект, так и противоречить друг другу.
Таким образом, в целом имеет место задача выбора рациональной совокупности мер таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции. Ее корректное решение предполагает наличие научно-методического аппарата обеспечивающего:
- формирование допустимых в конкретных экономических и институциональных условиях совокупностей мер таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции;
- оценку последствий применения тех или иных совокупностей мер;
- сравнение их по степени достижения цели регулирования и выбор рациональной совокупности рассматриваемых мер.
Вследствие большого разнообразия мер регулирования, условий и результатов их реализации формирование такого аппарата не представляется возможным без формализации рассматриваемой задачи выбора.
Формально эта задача может быть представлена следующим образом. Заданы:
- множество R допустимых мер регулирования импорта мясомолочной продукции;
- множество Ц целей регулирования импорта мясомолочной продукции;
- множество S экономических условий функционирования отечественной мясомолочной отрасли;
- множество Р потребностей в обеспечения населения мясомолочными продуктами;
- множество П возможностей отечественных производителей мясомолочной продукции;
- множество V возможностей по импорту мясомолочной продукции.
- множество T - моментов времени (этапов) принятия решений по регулированию импорта мясомолочной продукции.
Требуется определить подмножество , мер, обеспечивающее достижение целей регулирования импорта мясомолочной продукции, в сложившихся экономических условиях.
Формирование решений по определению подмножества , мер регулирования импорта мясомолочной продукции в рамках сформулированной задачи в общем случае может быть представлено отображением:
Отображение (1) представляет собой алгоритм, который каждому набору условий (pÎP, sÎS, пÎП, vÎV, цÎЦ, tÎT) ставит в соответствие некоторое решение rÎR из множества допустимых. Реализация этого решения приводит к некоторому результату, прогнозирование которого при выработке решения может быть в обобщенном виде представлено отображением:
.
Отображение (2) представляет собой модель, связывающую вариант rÎR решения с результатами п(t³to)ÎП, v(t³ to)ÎI изменения возможностей отечественных производителей мясомолочной продукции. При этом качество выбранной совокупности мер регулирования определяется конечным результатом, заключающемся в достижении поставленных целей.
Оценка качества в общем виде представляет собой отображение:
,