Совершенствование механизма таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции в целях обеспечения продовольственной безопаснос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 12:39, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Гарантия достаточного продовольственного обеспечения - одна из важнейших проблем как международной, так и национальной экономической безопасности. Она осуществляется за счет национального производства, импорта и имеющихся запасов. В этой системе наиболее неустойчивой компонентой является импорт.

Файлы: 1 файл

665_Автореферат Иноземцев.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

    Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его научной новизной и актуальностью. Полученные результаты обеспечивают дальнейшее развитие теории таможенного регулирования. Наряду с этим, они имеют и общетеоретическую значимость, поскольку могут быть применены для решения широкого спектра вопросов государственного регулирования экономики.

    Практическая  ценность сформулированных в диссертационном исследовании предложений и рекомендаций заключается в создании эффективного механизма таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции, обеспечивающего развитие отечественной мясомолочной отрасли и, в конечном счете, способствующего достижению продовольственной безопасности государства.

    Обоснованность результатов обеспечивается полнотой учета факторов, влияющих на эффективность таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции и корректностью принятых ограничений и допущений.

    Достоверность результатов исследования подтверждается согласованностью получаемых на их основе выводов с практикой таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции, а также положительными отзывами на внедрение результатов исследований в научную работу и учебный процесс Российской таможенной академии.

     Апробация и реализация результатов исследования велись по нескольким направлениям:

      1. Основные положения диссертационной  работы докладывались на научно-практических конференциях:

      - «Мировой финансовый кризис и его экономические последствия», сентябрь 2008г, МИЭМП, г. Москва;

      - «Проблемы в российском законодательстве, посв. памяти академика Кудрявцева» 8-10 октября 2009 г., Туапсе, пос. Небуг;

      - Всероссийская научно-техническая конференция по направлению «Социально-экономические аспекты экономики (рук. Птускин А.С.).» 17-18 декабря 2009г, г. Калуга, КФ МГТУ им. Баумана;

      - «Инновационное развитие таможенного дела: взгляд молодых», 20-23 апреля 2010 г., РТА, г. Люберцы;

      - XIV научно-практическая конференция студентов и молодых ученых, специалистов таможенных органов «Таможенное дело, экономика и право на Дальнем Востоке России», 16-19 марта 2010 г., г. Владивосток.

      Результаты  исследований реализованы в научно-исследовательской  работе Российской таможенной академии при выполнении НИР:

      - «Экономический аспект таможенного регулирования ВЭД»;

      - «Исследование проблем таможенного регулирования внешнеторговой деятельности (отраслевой аспект)».

     Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 научных статей       общим объемом 1,79 п.л. Из них 2 работы в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК.

     Объем диссертации. Основной текст диссертации изложен на 124 страницах, содержит 10 рисунков, 13 таблиц и 3 приложения на 17 страницах.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

      Диссертация содержит введение, три главы (рис. 1), заключение и приложения. Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, определены цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

      В первой главе уточнено понятие «продовольственная безопасность государства», выявлены и проанализированы современные проблемы регулирования импорта мясомолочной продукции в Российскую Федерацию в интересах обеспечения продовольственной безопасности, определены основные направления их решения. Обоснован вывод о невозможности решения проблемы продовольственной безопасности на основе только рыночных механизмов саморегулирования экономики и необходимость в этой связи применять методы государственного и, в частности, таможенного регулирования. Полученные в ней научные положения составляют суть первого выносимого на защиту результата исследований.

   Вторая  глава посвящена развитию научно-методического аппарата регулирования импорта мясомолочной продукции. В ней приведена структура методических основ таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции. Осуществлена формализация целей государственного регулирования импорта мясомолочной продукции. Разработаны:

   - методика оценки конкурентоспособности отечественных мясомолочных продуктов;

   - методика оценки объемов импортной и отечественной мясомолочной продукции в конечном потреблении населения.

      Полученные  в ней результаты составляют суть второго выносимого на защиту результата исследований.

      В третьей главе разработаны методические рекомендации по формированию рациональной системы мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции. Они включают:

      - рекомендации по формированию тарифных мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции;

      - рекомендации по формированию нетарифных мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции;

      - рекомендации по комплексированию мер государственного регулирования в интересах обеспечения продовольственной безопасности.

      Эти результаты составляют суть третьего выносимого на защиту результата исследований.

      В заключении обобщены полученные в ходе исследований результаты и намечены направления дальнейших исследований.

      Приложения дополняют основной текст диссертации и содержат нормативные положения, регламентирующие импорт в Российскую Федерацию мясомолочной продукции.

      III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

     1. Первый научный результат составляет вывод о невозможности решения проблемы продовольственной безопасности в части обеспечения населения мясомолочными продуктами на основе только рыночных механизмов саморегулирования экономики и необходимость в этой связи применять методы государственного и, в частности, таможенного регулирования.

      Этот  вывод обусловлен следующими обстоятельствами.

      Основными элементами продовольственной безопасности являются:

      1) физическая доступность продовольствия  для всего населения;

      2) экономическая возможность приобретения продовольствия всеми социальными группами населения:

      - в количестве, достаточном для рационального по энергетической ценности питания;

      - в ассортименте, сбалансированном по важнейшим жизнеобеспечивающим элементам и учитывающем национальные особенности;

      - в качестве, отвечающем условиям расширенного воспроизводства  населения.

      Физическая  доступность продовольствия предполагает бесперебойное  его поступление в места потребления в объемах и ассортименте, соответствующих платежеспособному спросу и научно обоснованным нормам рационального питания. Она обеспечивается за счет национального производства, импорта и запасов продовольствия, а также его рационального распределения. Проблема продовольственной безопасности в этом контексте — это не только наращивание, причем ускоренными темпами, мирового сельскохозяйственного производства, но и достижение более сбалансированного в межстрановом плане распределения мирового производства продуктов питания. Необходимо ослабить сложившуюся тенденцию снижения производства продуктов питания на душу населения в развивающихся странах, к которым относится и Россия. Однако ожидать, что существующие в мировой экономике «центры силы» производства продуктов питания будут стремиться к такому сбалансированию – наивно. Скорее всего, они будут стремиться еще более углубить дисбаланс, поскольку он обеспечивает им расширение рынков сбыта своей продукции и, в конечном счете, прибыль. Так в настоящее время свободная торговля, проводимая в рамках соглашений ВТО и двусторонних торговых соглашений, ведет к тому, что выживают наиболее конкурентоспособные поставщики сельскохозяйственных продуктов. Как правило, это крупные концерны аграрной и пищевой промышленности из США или ЕС. Они выращивают монокультуры для производства в больших объемах на мировой рынок и тем самым вытесняют мелких производителей и их разнообразную сельскохозяйственную продукцию, ориентированную на потребности этих стран. Кроме того, западные агроконцерны получают субсидии от ЕС или со стороны правительства США. Поэтому они могут предлагать свои продукты по цене, которая является демпинговой для национальных производителей в развивающихся странах.

    Указанные обстоятельства обостряют проблему обеспечения продовольственной безопасности, делают ее важнейшей задачей каждого отдельного государства. Гарантией достижения продовольственной безопасности государства является стабильность источников продовольствия как внутренних (что предпочтительнее), так и внешних, а также наличие резервных фондов. Рациональный уровень продовольственной безопасности государства предполагает:

    - оптимальное использование потенциала для нужд внутреннего рынка;

    - активизацию внешнеэкономической деятельности по импорту продуктов питания и сырья в объемах дефицита, в их ассортименте и с учетом эффективного использования международного разделения труда, а также конъюнктуры мирового рынка.

    Реализация  углубленного международного разделения труда, несомненно, усиливает торговые потоки и в целом повышает эффективность мировой экономики. Однако, экономика отдельных стран развивается по своим собственным законам, и поэтому для каждой страны характерен свой подход в решении продовольственной проблемы. Общей же в современных условиях является тенденция обеспечения внутреннего рынка продовольственных товаров преимущественно за счет собственного производства. Это характерно и для Российской Федерации. Основу ее агропродовольственного комплекса составляет сельское хозяйство. Поэтому динамика изменения объемов сельскохозяйственной продукции является важнейшей характеристикой агропродовольственного комплекса государства в целом. Проведенный анализ показал, что уже десятый год подряд в России наращиваются объемы производства сельскохозяйственной продукции. За 1999–2009 гг. их рост составил 40%. Вместе с тем в животноводстве, производстве мяса и молока, по-прежнему наблюдается серьезное отставание. Об этом частности свидетельствуют данные табл. 1, 2, 3.

Таблица 1

Поголовье скота (на конец года в хозяйствах всех категорий) [млн. голов] 1.

годы Крупный  
рогатый скот
в том числе  
коровы
Свиньи Овцы  и козы
1992 (базисный) 52,2 20,2 31,5 51,4
2009 20,7 9.0 17.2 21.9
в % к  базисному году 39,6 44,5 54,6 42,6

 

Таблица 2

Ресурсы мяса и мясопродуктов [млн. тонн]

Ресурсы 1992 1995 2000 2006 2007 2008 2009
Запасы  на начало года 1,0 1,0 0,6 0,7 0,7 0,7 0,7
Производство 1) 8,3 5,8 4,4 5,2 5,8 6,3 6,7
Импорт  1,4 2,3 2,1 3,2 3,2 3,2 3,0
Итого ресурсов 10,7 9,1 7,1 9,1 9,5 9,2 10,4

  1. Скот и птица на убой (в убойном весе).
 

Таблица 3

Ресурсы молока и молокопродуктов [млн. тонн]

      1992 1995 2000 2006 2007 2008 2009
    Ресурсы
    Запасы  на начало года 1,9 1,8 1,3 1,8 1,9 1,9 2,1
    Производство 47,2 39,2 32,3 31,2 31,9 32,4 32,6
    Импорт 3,2 6,3 4,7 7,3 7,1 7,3 6,9
    Итого ресурсов 52,3 47,3 38,3 40,3 40,9 41,6 41,6

Информация о работе Совершенствование механизма таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции в целях обеспечения продовольственной безопаснос