Совершенствование механизма таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции в целях обеспечения продовольственной безопаснос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 12:39, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Гарантия достаточного продовольственного обеспечения - одна из важнейших проблем как международной, так и национальной экономической безопасности. Она осуществляется за счет национального производства, импорта и имеющихся запасов. В этой системе наиболее неустойчивой компонентой является импорт.

Файлы: 1 файл

665_Автореферат Иноземцев.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

    где E - упорядоченное по степени предпочтения множество оценок достижения поставленных целей цÎ Ц.

    В совокупности отображения (2) и (3) представляют собой модель для оценивания эффективности применения мер регулирования импорта мясомолочной продукции.

    При моделировании процесса регулирования  импорта мясомолочной продукции оценка достижения целей, то есть процедура формирования отображения (3), формально сводится к проверке выполнения некоторых целевых соотношений следующего вида:

     ,                                                                    (4)

где  H (.) - вектор требований типа равенств;

      G (.) - вектор требований типа неравенств;

      Q (.) - вектор экстремальных требований.

    Если  условия (4) в принципе выполнимы, то добиться их реального выполнения можно только путем изменения результатов регулирования импорта мясомолочной продукции за счет соответствующего подбора совокупности мер регулирования.

    Представление рассматриваемой задачи формирования решений по формированию мер регулирования импорта мясомолочной продукции в виде приведенной формальной схемы является обобщенным, но в то же время достаточно содержательным для определения необходимых методик и установления их места в общем процессе регулирования. Дальнейшая детализация  этой задачи связана с конструктивной формализацией целей регулирования импорта мясомолочной продукции и установлением связи между целями и применяемыми мерами регулирования. Ее решение в диссертации осуществлено исходя из того, что регулирование импорта мясомолочной продукции в долговременной перспективе направлено на решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. При этом продовольственная безопасность достигается увеличением доли отечественного агропромышленного комплекса в обеспечении спроса на продукты питания в целом и мясомолочные продукты, в частности. Общее годовое потребление Пн населением мясомолочных продуктов обеспечивается за счет собственного производства П0 , импорта Пи и запасов Пз государства. При этом, поскольку запасы государства должны поддерживаться на установленном уровне, а их расход компенсируется либо собственным производством, либо импортом, можно записать: Пн=П0+Пи. Тогда доля мясомолочных продуктов отечественного производства в обеспечении потребностей населения определяется соотношением: . При этом, как следует из проведенного в диссертации анализа, продовольственная безопасность нарушается, если , или , где - научно обоснованная годовая потребность населения России в мясомолочных продуктах; - научно обоснованная доля импортных мясомолочных товаров в обеспечении спроса населения, превышение которой ведет к прекращению эффекта кумуляции, то есть отрасль перестает воздействовать на основную экономику в сторону поддержания ее роста. Рассмотренное формальное представление цели государственного регулирования импорта мясомолочной продукции не охватывает в полной мере продовольственную безопасность Российской Федерации в части обеспечения населения мясомолочными продуктами. Однако, оно достаточно полно отражает вопросы продовольственной безопасности в рамках границ проведенных исследований и позволяет сформулировать задачу ее обеспечения как в нормативно-балансной, так и оптимизационной постановке. В оптимизационной постановке задачи цель таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции заключается в определении системы таможенных мер, обеспечивающей в достаточно близкой перспективе установление такого состояния, при котором собственное производство и импорт мясомолочной продукции обеспечивают годовую потребность населения России, а доля продуктов отечественного производства является максимально возможной в складывающихся экономических условиях.

      В нормативно-балансной  постановке задачи цель заключается в определении системы таможенных мер, обеспечивающей в достаточно близкой перспективе установление такого состояния, при котором собственное производство и импорт мясомолочной продукции обеспечивают годовую потребность населения России, а доля импортных продуктов в потреблении не превышает некоторого нормативно установленного значения.

    Для увеличения доли российских мясомолочных продуктов в обеспечении спроса необходимо, чтобы их производители  могли обеспечить спрос населения продукцией, а население захотело приобретать продукцию российских производителей в требуемом объеме. Возможность необходимого обеспечения населения России отечественными мясомолочными продуктами, главным образом, определяется возможностями агропромышленного комплекса, а желание населения приобретать отечественную продукцию зависит от ее конкурентоспособности. Поэтому для оценивания степени достижения целей государственного регулирования импорта мясомолочной продукции необходимо иметь: методику оценки конкурентоспособности отечественных мясомолочных продуктов; методику оценки объемов импортной и отечественной мясомолочной продукции в конечном потреблении населения Российской Федерации. Разработка этих методик составляет следующую задачу детализации общего методического подхода к выбору системы мер государственного (в том числе и таможенного) регулирования импорта мясомолочной продукции.

    Конкурентоспособность мясомолочной продукции определяется ее качеством и ценой. Поэтому для формального представления показателя конкурентоспособности, прежде всего, необходимо формализовать качественные и ценовые характеристики.

    Существуют два аспекта качества продукции. Первый связан с представлением о качестве как об объективной реальности. В этом аспекте качество оценивается соответствием объективных характеристик продукции установленным нормативным требованиям. Второй - связан с нашими мыслями о качестве продукции. В этом аспекте существенное значение имеет внешняя привлекательность продукции, эмоциональное воздействие ее оформления на потребителя, вкусовые качества и т.п. Предложенная в диссертации методика учитывает первый и второй аспекты качества на основе потенциальной востребованности продуктов. Потенциальная востребованность оценивается на основе выявления предпочтений населения при потреблении тех или иных мясомолочных продуктов при условии, что их розничная цена одинакова и достаточно низка.

    Особенность ценовых характеристик мясомолочной продукции состоит в существенном колебании цен на те, или иные конкретные продукты. В основе как краткосрочного, так и долгосрочного  колебания цен в мясомолочной отрасли лежат проблемы предложения и спроса.

    Сущность  проблемы предложения в краткосрочном  аспекте состоит в том, что  мясомолочная отрасль это не жесткий  механизм. Она не может производить точно установленное количество продукции в соответствии с количеством вложенных ресурсов. На величину производства оказывают существенное влияние погодные условия, болезни продуктивного стада, урожай зерновых культур и т.п. Следовательно, имеют место существеннее колебания себестоимости продуктов и объемов предложения.

    Сущность  проблемы спроса в краткосрочном аспекте состоит в том, что продукты мясомолочной отрасли играют существенную роль в питании человека. Если цены на них растут, то люди не могут в полной мере переключиться на альтернативные продукты. Они будут потреблять несколько меньше мясомолочной продукции, но не могут обойтись без нее вообще. Следовательно, эластичность спроса по цене на мясомолочные продукты в целом достаточно низка. Это относится к мясомолочной продукции в целом, а не к отдельным мясомолочным продуктам. Так, если резко растет цена на говядину, то люди могут заменить ее свининой, бараниной, или мясом птицы.

    Сущность  проблемы спроса в долгосрочном аспекте  состоит в том, что количество населения государства ограничено, изменяется достаточно медленно, причем не всегда в сторону увеличения. Так, например, количество населения России в последние десятилетия неуклонно уменьшается. Каждый человек не может потребить больше определенного количества пищевых продуктов. Следовательно, ограничена и потребность в пищевых продуктах вообще и продуктах мясомолочной отрасли, в частности.

    Несмотря  на то, что рост доходов населения  ведет к некоторому увеличению спроса на продукты питания, но это увеличение спроса проявляется только в приобретении, например, более лучших кусков мяса, а не в увеличении объема спроса на мясо.

    Сущность  проблемы предложения в долгосрочном аспекте состоит в том, что  производительность сельского хозяйства  растет. Растет и производительность агропромышленного комплекса в целом, в том числе и мясомолочной отрасли. Это, наряду с ограниченностью спроса вызовет в долгосрочной перспективе опережение предложения по отношению к спросу и, как следствие, изменение цен. В целом все это ведет к существенным колебаниям цен на мясомолочную продукцию.

    Значительное  колебание цен на мясомолочную продукцию ведет к необходимости применения при их формализации усредненных характеристик. Конечным потребителем мясомолочной продукции является население. Оно приобретает продукты в розничной торговой сети. Следовательно, в качестве усредненных ценовых характеристик мясомолочной продукции могут быть приняты средние розничные цены на нее. При этом усреднение должно осуществляться как по времени, так и по регионам. Именно этот принцип и положен в предложенную в диссертации ценовую модель мясомолочной продукции.

    С учетом качественных и ценовых характеристик  отечественной и импортной мясомолочной продукции, интегральный показатель конкурентоспособности отечественной продукции в диссертации представлен в виде3 , где - выраженный в относительных безразмерных единицах интегральный показатель конкурентоспособности отечественной (импортной) мясомолочной продукции. Если этот показатель принимает значения , то отечественная молочная продукция конкурентоспособна в сравнении с импортной.

    Объемы  отечественной и  импортной мясомолочной продукции в конечном потреблении населения Российской Федерации зависят от его потребностей и предпочтений, а также возможностей импортеров и отечественных производителей этой продукции. Процесс потребления тех или иных мясомолочных продуктов можно полагать случайным. Это обусловлено тем, что каждый конкретный человек имеет свою систему предпочтений. И только при рассмотрении достаточно больших групп населения в этих предпочтениях проявляются закономерности, обусловленные ценой и качеством тех или иных отечественных или импортных мясомолочных продуктов. В связи с этим в основу предложенной в диссертации модели для оценки объемов отечественной и импортной мясомолочной продукции в конечном потреблении населения предложен теоретико-вероятностный подход. При этом, конструктивное представление модели осуществлено на основе представления процесса потребления в виде непрерывной цепи Маркова, интенсивности переходов которой определяются конкурентоспособностями отечественной и импортной продукции.

      В целом рассмотренные методики обеспечивают конструктивное представление задачи формирования рациональной системы мер таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции в интересах обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

    3. Третий научный результат диссертации составляют методические рекомендации по формированию рациональной системы мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции. Эти рекомендации заключаются в построении конструктивных алгоритмов обоснования ставок тарифа и выбора нетарифных мер таможенного регулирования импорта в Российскую Федерацию мясомолочной продукции. Необходимость их разработки обусловлена тем, что в настоящее время методические вопросы как формирования рациональных ставок тарифа, так и формирования рациональных нетарифных мер, еще не в полной мере решены. Так введение таможенного тарифа на импорт мясомолочной продукции стимулирует национальных производителей, поскольку конкурентоспособность их продукции и спрос на нее возрастают. Однако государство может, как получить дополнительный доход (при относительно небольшом росте тарифов), так и снизить объем таможенных сборов за счет существенного снижения объемов импорта, при значительном росте тарифов. Потребители же всегда несут потери, за счет повышения цен, как на импортную, так и на отечественную мясомолочную продукцию и вынуждены при высоких тарифах снижать ее потребление. Следовательно, применение таможенно-тарифных мер с одной стороны стимулирует национальных производителей и тем самым повышает продовольственную безопасность, а с другой снижает ее за счет сокращения объемов потребления мясомолочных продуктов. Возникает задача согласования интересов производителей и потребителей этих продуктов. Согласование их интересов в долгосрочной перспективе достигается установлением ставки импортного тарифа на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность национальных производителей мясомолочной продукции. В связи с этим в диссертации предложен итеративный алгоритм формирования ставок импортного тарифа на мясомолочную продукцию, обеспечивающих конкурентоспособность на внутреннем рынке ее национальных производителей. Этот алгоритм обеспечивает применение разработанного в диссертации научно-методического аппарата для установления рациональных ставок импортного тарифа на мясомолочную продукцию.

      Однако, как показал проведенный анализ, применение только таможенно-тарифных мер не позволяет обеспечить требуемый уровень продовольственной безопасности. Это стимулировало поиск других мер таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции. В настоящее время в качестве таких мер широкое применение нашло квотирование импорта этой продукции. Основная цель квотирования состоит в обеспечении физической доступности мясомолочных продуктов в объемах, достаточных для достижения необходимого уровня их потребления и защите национальных производителей. Физическая доступность мясомолочной продукции в необходимом объеме и ассортименте (то есть достижение цели введения квот) обеспечивается согласованием объемов имеющейся и необходимой для удовлетворения потребностей населения продукции i-го (i=1,2,…,I) вида. Объем имеющейся в каждый момент времени t мясомолочной продукции i-го вида определяется интенсивностью собственного производства, интенсивностью импорта, интенсивностью потребления и имеющимися запасами :

       . (5)

      При этом если , то необходимый для удовлетворения потребления объем продукции принципиально доступен. Если же для некоторого множества видов мясомолочных продуктов , то эти продукты недоступны или доступны в недостаточном объеме. Следовательно, согласованная динамика производства, импорта, формирования и расходования запасов обеспечивают стабильность физической доступности мясомолочной продукции для всех слоев населения и, в конечном счете, определяют продовольственную безопасность государства.

      Среди указанных источников мясомолочной продукции наиболее нестабильным является импорт. Он зависит от сложившейся политической обстановки в мире, конъюнктуры мировых рынков продовольствия, погодных условий и других факторов. Поэтому общей для всех государств является тенденция обеспечения внутреннего рынка мясомолочной продукции преимущественно за счет собственного производства.

      При отсутствии импорта соотношение (5) принимает вид:

       . (6)

      Если  решения уравнения (6) при начальных условиях:

        (7)

Информация о работе Совершенствование механизма таможенного регулирования импорта мясомолочной продукции в целях обеспечения продовольственной безопаснос