Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:13, курсовая работа
Целью данной работы является применение базовых знаний и приобретение навыков, которыми должны обладать профессионально подготовленные менеджеры в сфере стратегического управления.
Для достижения целей решаются следующие задачи: анализируются внешняя и внутренняя среды предприятия, проводится стратегическое планирование деятельности ЗАО «АБАМЕТ», разрабатываются функциональные стратегии по четырем направлениям: маркетинг, производство, персонал и финансы, - исследуется существующая общекорпоративная структура и культура управления предприятия, приводятся рекомендации по их совершенствованию.
Совершенствование Введение…………………………………………………………………………... 3
1. Характеристика ЗАО «АБАМЕТ»………………………………………….. 5
2. Анализ внешней и внутренней сред ЗАО «АБАМЕТ»…………………... 11
3 Стратегическое планирование на ЗАО «АБАМЕТ»……………………… 21
4 Разработка функциональных стратегий для ЗАО «АБАМЕТ»………… 38
4.1 Тактическое планирование маркетинга предприятия ……………………. 38
4.2 Тактическое планирование производства предприятия…………………… 40
4.3 Тактическое планирование персонала предприятия………………………. 42
4.4 Тактическое планирование финансов предприятия………………………. 46
Заключение……………………………………………………………………… 50
Список литературы…………………………………………………………….. 52
По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что наибольшая доля рынка в деятельности предприятия занимает – другие регионы. Так, доля рынка г. Москва и МО в 2008г. составляет 31%, в 2009г. – 32%, в 2010г. – 30%, а в других регионах – в 2008г. - 69%, в 2009г. – 68%, в 2010г. – 70%.
Производительность труда в 2008г. составила 1097,21 тыс. руб./чел., в 2009г. этот показатель снизился до 352,77 тыс. руб./чел., а в 2010г. – уменьшился до 242,33 тыс. руб./чел.
Износ оборудования в 2008г. составил 53%, в 2009г. – 52%, в 2010г. – 52%. Таким образом наблюдается тенденция к уменьшению износа оборудования, что является благоприятной тенденцией, и кроме этого, износ оборудования, невысокий.
Загрузка оборудования в 2008г. составила 85%, в 2009г. – 84%, в 2010г. 88%, таким образом, загрузка оборудования, довольна высокая.
Среднесписочная численность персонала в 2008г. составила 2231 человека, в 2009г. – 2235 чел., в 2010г. – 2254 человек.
Среднемесячная заработная плата в 2008г. составила 28719 руб., в 2009г. – 28986 руб., в 2010г. – 29534 руб.
Выручка от реализации товаров в 2008г. составила 2447885 тыс. руб., в 2009г. снизилась до 788458 тыс. руб., а в 2010г. произошло снижение данного показателя до 546218 тыс. руб.
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг в 2008г. составила 2218592 тыс. руб., в 2009г. – 643114 тыс. руб., а в 2010г. – 452347 тыс. руб.
Чистая прибыль в 2008г. составила 37448 тыс. руб., в 2009г. – 12194 тыс. руб., в 2010г. – 26050 тыс. руб.
Основные средства предприятия в 2008г. составили 8906 тыс.руб., в 2009г. – 9879 тыс.руб., в 2010г. – 5861 тыс.руб.
Запасы предприятия имеют тенденцию к уменьшению за весь анализируемый период, так в 2008г. величина запасов составила 184059 тыс.руб., в 2009г. – 364734 тыс.руб., в 2010г. – 128392 тыс.руб.
Дебиторская задолженность имеет тенденцию к уменьшению, в 2008г. она составила 566720 тыс.руб., в 2009г. – 364734 тыс.руб., в 2010г. – 128392 тыс.руб.
Кредиторская задолженность
также имеет тенденцию к
Далее перейдем к анализу внешней и внутренней сред предприятия.
2 Анализ внешней и внутренней сред ЗАО «АБАМЕТ»
Анализ среды считается исходным пунктом в процессе стратегического планирования, так как он дает информацию для создания или изменения миссии, определения целей и разработки стратегий.
Анализ включает изучение:
Макросреда анализируется с помощью PESTE анализа:
Проведем анализ макросреды предприятия (PESTE).
Обобщение результатов анализа внешней среды приводится в таблице 2.
Обозначения, используемые в таблице 2.
СЗХ - стратегические зоны хозяйствования;
Оценка важности фактора для отрасли (X):
Оценка влияния на организацию (Y):
Оценка направленности влияния (Z):
(+1) - позитивная направленность (возможность),
(-1) - негативная направленность (угроза).
Таблица 2 - Обобщение результатов оценки факторов внешней среды
Факторы |
Важность для СЗХ, Х |
Влияние на организацию, У |
Направленность влияния, Z |
Сила воздействия, Z = X*Y*Z |
PESTE-факторы (внешняя среда дальнего окружения) | ||||
Политические и правовые факторы: |
||||
1) несовершенство |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
2) правительственная политика |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Экономические факторы: |
||||
1) нормы налогообложения; |
2 |
2 |
-1 |
-4 |
2) общий уровень экономического развития; |
2 |
2 |
+1 |
+4 |
3) развитие инвестирования; |
1 |
1 |
+1 |
+1 |
4) рост инфляции; |
1 |
1 |
-1 |
-1 |
5) стремительное развитие |
1 |
1 |
+1 |
+1 |
6) направленность |
2 |
2 |
+1 |
+4 |
7) величина заработной платы; |
2 |
2 |
+1 |
+4 |
8) уровень безработицы |
1 |
1 |
-1 |
-1 |
9) уровень конкуренции |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Социальные факторы: |
||||
1) демографическая структура |
1 |
1 |
+1 |
+1 |
3) улучшение уровня жизни |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Технические и технологические факторы: |
||||
1 ) постоянное совершенствование средств производства; |
2 |
1 |
+1 |
+2 |
2) появление более совершенных материалов; |
2 |
2 |
+1 |
+4 |
3) последние разработки в |
2 |
2 |
+1 |
+4 |
Экологические факторы: |
||||
1) использование технологий по защите окружающей среды. |
1 |
1 |
-1 |
-1 |
Всего: |
+54 |
Таким образом, из таблицы 2 видно, что по внешним факторам дальнего окружения наибольшую угрозу представляют экономические факторы (уровень конкуренции и нормы налогообложения), наибольшую возможность представляют правовые и социальные факторы.
Общее количество факторов, рассмотренных в таблице 2 - 17, следовательно, интервал от -153 до 153 и разделен на три равных отрезка: от -153 до -51 – негативное положение, от -51 до 51 – стабильное положение, от 51 до 153 – благоприятное положение. Общая оценка факторов составляет +54, следовательно, организация имеет благоприятное положение.
Рисунок 1 – Положение ЗАО «АБАМЕТ»
Исследование внешней среды ближнего окружения осуществляется путем анализа конкурентов, потребителей, поставщиков, партнеров, имеющих прямые деловые контакты с предприятием.
Одна из наиболее известных схем, позволяющих добиться результата исследования, методом структурного анализа была предложена Портером и получила название «Модель пяти сил».
Первая сила - производители аналогичной продукции (внутриотраслевая конкуренция).
Изучение конкурентов направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.
Силу влияния производителей аналогичных услуг можно определить с помощью данных таблицы 3. У предприятия много равносильных конкурентов, но выделим 2 основных: ООО «РосСтанКом», ООО «Квадрон».
Силу влияния производителей аналогичной табачной продукции оценим по 3-бальной системе (3 – хороший показатель, 2 – средний показатель, 1 – удовлетворительный показатель).
На основе данных таблицы 3 можно сделать вывод, что ООО «Квадрон» является наиболее сильным конкурентом для ЗАО «АБАМЕТ», которому показатели ЗАО «АБАМЕТ» уступают по следующим параметрам: ассортимент, качество товаров, устойчивость финансовых отношений, клиентура, но ЗАО «АБАМЕТ» является наиболее сильным предприятием по сравнению с ООО «РосСтанКом».
Таблица 3 – Характеристика ЗАО «АБАМЕТ» и его конкурентов
Показатели |
ЗАО «АБАМЕТ» |
ООО «РосСтанКом» |
ООО «Квадрон» |
Ассортимент товаров |
2 |
2 |
3 |
Цена товаров |
3 |
2 |
2 |
Качество товаров |
2 |
2 |
3 |
Объем реализации |
2 |
1 |
2 |
Менеджмент предприятия |
2 |
1 |
2 |
Устойчивость финансовых отношений |
2 |
2 |
3 |
Клиентура |
2 |
2 |
3 |
Сырьевая база |
2 |
2 |
2 |
Организация сбыта |
3 |
2 |
3 |
Организация стимулирования продаж |
2 |
3 |
2 |
Всего: |
22 |
19 |
25 |
Вторая сила - сила влияния поставщика. Поставщики - это физические и юридические лица, обеспечивающие организацию и ее конкурентов материальными ресурсами. Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организацию в очень высокую зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал, с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками
Третья сила - конкурентная сила покупателей продукта. Покупатели – физические и юридические лица, которые приобретают продукт или услуги организации. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Четвертая сила - сила потенциальных производителей аналогичной продукции. Эта сила зависит от отношений между организациями-производителями аналогичной продукции, от стоимости продукции, каналов сбыта и распределения, от издержек на производство и т.д.
Пятая сила - сила производителей товаров-заменителей. Зависит, прежде всего, от соотношения цен на изделия-оригиналы и товары-заменители, а также от различий в их качественных характеристиках. Чтобы быть готовым встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, предприятие должно иметь достаточный потенциал для перехода к созданию нового продукта.
Обобщение результатов анализа внешней среды приводится в таблице 4.
Обозначения, используемые в таблице 4 аналогичны обозначениям, применяемым для таблицы 2.
Определим некоторые области значений влияния внешней среды ближнего окружения на предприятие (в таблице 4 – 15 факторов):
От -45 до -15: неблагоприятное влияние внешней среды ближнего окружения;
От -15 до 15: нейтральное влияние внешней среды ближнего окружения;
От 15 до 45: благоприятное влияние внешней среды ближнего окружения.
Таблица 4 - Обобщение результатов оценки факторов внешней среды ближнего окружения
Факторы |
Влияние на организацию Y |
Направ-ленность влияния Z |
Сила воздействия S = Y*Z |
Производители аналогичной продукции |
|||
1.Количество отраслевых |
3 |
-1 |
-3 |
2.Темп развития рынка |
3 |
1 |
3 |
3.Степень дифференцированности товара |
2 |
1 |
2 |
4.Сложность выхода из бизнеса |
2 |
1 |
2 |
5.Вхождение сильных компаний из других отраслей |
2 |
-1 |
-2 |
Сила влияния поставщика |
|||
1.Соотношение спроса и |
3 |
+1 |
3 |
2.Количество фирм-поставщиков |
3 |
-1 |
-3 |
3.Доля закупок у данного |
3 |
1 |
3 |
4.Степень уникальности сырья |
2 |
1 |
3 |
5.Наличие товаров-заменителей |
1 |
-1 |
-1 |
Конкурентная сила покупателей продукта |
|||
1.Способность требовать |
2 |
1 |
2 |
Сила потенциальных производителей аналогичной продукции |
|||
1.Возможность переключить |
1 |
-1 |
-1 |
2.Высота входного барьера в отрасль |
3 |
-1 |
-3 |
Сила производителей товаров-заменителей |
|||
1.Вероятность переключения |
1 |
-1 |
-1 |
2.Зависимость вероятности |
1 |
-1 |
-1 |
ИТОГО |
3 |
Поскольку S = Y*Z равно 3, что попадает в промежуток от -15 до 15, можно говорить об нейтральном влиянии внешней среды ближнего окружения на ЗАО «АБАМЕТ» (рис. 2).
Рисунок 2 – Положение ЗАО «АБАМЕТ»
Внутренняя среда предприятия
исследуется с помощью SNW-
Результаты оценки внутренней среды ЗАО «АБАМЕТ» приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Оценка внутренней среды предприятия
Области компетентности предприятия |
Экспертная оценка | |||
сильная позиция |
нейтральная позиция |
слабая позиция | ||
Менеджмент |
||||
1.Уровень управленческой |
+ |
|||
2.Опыт руководителей в |
+ |
|||
3.Распределение |
+ |
|||
4.Степень мотивации |
+ |
|||
5.Имидж предприятия в глазах общественности и персонала и т.д. |
+ |
|||
Маркетинг |
||||
1.Наличие понятной |
+ |
|||
2.Степень восприятия руководит |
+ |
|||
3.Проведение маркетинговых |
+ |
|||
4.Наличие стратегий по 5-P и т.д. |
+ |
|||
Финансы |
||||
1.Ликвидность/ |
+ |
|||
2.Рентабельность |
+ |
|||
3.Оборачиваемость |
+ |
|||
4.Финансовая устойчивость |
+ |
|||
5.Наличие обоснованного |
+ |
|||
6.Наличие внешних источников финансирования |
+ |
|||
7.Репутация организации как заемщика в финансовых кругах |
+ |
|||
8.Возможность размещения |
+ |
|||
НИОКР |
||||
1.Уровень специальных знаний коллектива |
+ |
|||
2.Опыт внедрения научных |
+ |
|||
3.Уровень знания достижений
в области функционирования |
+ |
|||
4.Наличие финансовой и |
+ |
|||
Персонал |
||||
1.Возрастной и |
+ |
|||
2.Умение сотрудников работать в команде |
+ |
|||
3.Степень допуска |
+ |
|||
4.Наличие системы подбора/ |
+ |
|||
5.Наличие системы мотивации персонала |
+ |
|||
6.Наличие системы обучения |
+ |
|||
Ценности («душа» компании) |
Краткая характеристика | |||
Компания |
Основной конкурент | |||
Ценности руководства (в т.ч. стиль лидерства) |
Партнерский стиль руководства |
Партнерский стиль руководства | ||
Принципы и верования персонала |
Достижение личных целей, посредством достижения целей организации |
Цели организации и личные цели не совпадают |