Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:13, курсовая работа
Целью данной работы является применение базовых знаний и приобретение навыков, которыми должны обладать профессионально подготовленные менеджеры в сфере стратегического управления.
Для достижения целей решаются следующие задачи: анализируются внешняя и внутренняя среды предприятия, проводится стратегическое планирование деятельности ЗАО «АБАМЕТ», разрабатываются функциональные стратегии по четырем направлениям: маркетинг, производство, персонал и финансы, - исследуется существующая общекорпоративная структура и культура управления предприятия, приводятся рекомендации по их совершенствованию.
Совершенствование Введение…………………………………………………………………………... 3
1. Характеристика ЗАО «АБАМЕТ»………………………………………….. 5
2. Анализ внешней и внутренней сред ЗАО «АБАМЕТ»…………………... 11
3 Стратегическое планирование на ЗАО «АБАМЕТ»……………………… 21
4 Разработка функциональных стратегий для ЗАО «АБАМЕТ»………… 38
4.1 Тактическое планирование маркетинга предприятия ……………………. 38
4.2 Тактическое планирование производства предприятия…………………… 40
4.3 Тактическое планирование персонала предприятия………………………. 42
4.4 Тактическое планирование финансов предприятия………………………. 46
Заключение……………………………………………………………………… 50
Список литературы…………………………………………………………….. 52
Из таблицы 5 следует, что наиболее слабыми сторонами ЗАО «АБАМЕТ» являются маркетинг, финансы и персонал. Сильной стороной является менеджмент и производство.
Применяемый для анализа среды метод SWOT – сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) – является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды.
Данный анализ представляет собой матрицу (таблица 6), в которой выделяются 4 поля: сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities), угрозы (threats).
Таблица 6 – Матрица SWOT
Возможности
|
Угрозы
| |
Сильные стороны
|
ПОЛЕ «СИВ» |
ПОЛЕ «СИУ» |
Слабые стороны
|
ПОЛЕ «СЛВ» |
ПОЛЕ «СЛУ» |
Таким образом, предприятие должно использовать следующие возможности:
На основе выполненного анализа внешней и внутренней среды ЗАО «АБАМЕТ» можно предложить стратегию, характерную для данного предприятия:
Таким образом, анализ среды – это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установление связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами предприятия, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям.
Далее перейдем к разработке миссии, целей и общекорпоративной стратегии предприятия.
3 Стратегическое планирование на ЗАО «АБАМЕТ»
В широком понимании миссия – это констатация философии и предназначения, смысла существования организации. В этом случае миссия содержит ценности, верования, принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществить свою деятельность.
В узком понимании миссия – это утверждение, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных (уникальность данной организации).
Роль миссии организации состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне.
Миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.
Миссия должна содержать:
Развернутая форма миссии должна содержать ответы на вопросы:
Таким образом, миссия ЗАО «АБАМЕТ» выглядит следующим образом: «Миссия закрытого акционерного общества «АБАМЕТ» заключается в обеспечении промышленного фонда Российской Федерации в металлообрабатывающем оборудовании, посредством оказания соответствующих услуг, удовлетворяющих требованиям стандартов качества и запросов потребителей с целью повышения конкурентоспособности отечественного производства».
Короткий вариант миссии ЗАО «АБАМЕТ» выглядит следующим образом: «Мы видим свою миссию в том, чтобы обеспечить промышленное производство Российской Федерации качественным, высокотехнологичным оборудованием».
Помимо развернутого варианта миссии часто используют и лозунговый вариант. Лозунговый вариант миссии - это миссия компании в виде краткого изречения, «лицо» компании, которое можно поместить на фирменном транспорте, буклетах, на бланках и в рекламе.
Примером лозунгового варианта ЗАО «АБАМЕТ» может служить следующий вариант: «Наша цель – комплексное решение Ваших проблем, связанных с производством на высокотехнологическом металлообрабатывающем оборудовании».
Цели - это конкретное
состояние отдельных
Организации – многоотраслевые системы, которые одновременно реализуют несколько ключевых целей, важных для их существования, поэтому целесообразно составлять дерево целей.
На рисунке 3 представлено дерево целей для ЗАО «АБАМЕТ».
Количественную взаимосвязь предложенных целей можно доказать следующим образом. ЗАО «АБАМЕТ» работает на 2 рынках – г.Москвы и МО и других регионах РФ.
Планируется:
Положение ЗАО «АБАМЕТ» (текущее положение предприятия и структура прибыли) в настоящее время представлено в таблицах 7 и 8.
Таблица 7 - Текущее положение ЗАО «АБАМЕТ»
Рынок №1 |
Рынок №2 |
Предприятие в целом | |
Доля на рынке, % |
30 |
70 |
100 |
Выручка, тыс. руб. |
163865 |
382353 |
546218 |
Доля в переменных затратах, % |
33 |
67 |
100 |
Переменные затраты, тыс. руб. |
104492 |
212151 |
316643 |
Постоянные затраты, тыс. руб. |
135704 | ||
Прибыль, тыс. руб. |
26050 |
Таким образом, из таблицы видно, прибыль составляет разницу между выручкой и переменными и постоянными затратами и равна 26050 тыс. рублей.
Таблица 8 – Структура прибыли ЗАО «АБАМЕТ»
Прибыль = 0,05 ВР | ||||
Выручка = 1ВР |
Затраты = 0,828 ВР | |||
Рынок №1 |
Рынок №2 |
Переменные затраты (0,7) |
Посто-янные затраты | |
30 |
70 |
Рынок №1 |
Рынок №2 |
0,248 |
33 |
67 |
Таким образом, рынок №1 приносит 30% прибыли, рынок №2 – 70%.
Уравнение, описывающее текущую ситуацию:
Прибыль = Выручка – (Переменные затраты + Постоянные затраты)
ПР= 1,0ВР – 0,828 ВР (0,7+0,248)
0,05 ВР = 1,0ВР – 0,828 ВР (0,7+0,248)
Предприятием запланировано:
Без действия предприятия и его конкурентов темп прироста рынка составит 1,00.
С учетом всего перечисленного можно составить уравнение, описывающее планируемую ситуацию:
Прибыль = 1ВР × (0,3×1×1,02 + 0,7×1×1,08) — 0,828 ВР × 0,7(0,33 ×1×1,02 + 0,67 ×1×1,08) + 0,248)
Упростив выражение получим:
Прибыль = 1ВР×1,062 – 0,828ВР×0,915 = 0,304 ВР.
Прибыль = 0,304×546218 тыс. руб. = 16605 тыс. руб.
Таким образом, расчеты показывают, что планируемые изменения на рынках с учетом темпов прироста, позволяют добиться финансовой цели увеличения прибыли ЗАО «АБАМЕТ» до 16605 тыс. руб., даже с излишком 1605 тыс.руб.
Стратегия (др.-греч. — «искусство полководца») — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.
В общем понимании стратегия - это иерархия целей, последовательное достижение которых, начиная с нижних уровней, приводит к достижению цели самого верхнего уровня. Быть стратегом - значит уметь выстроить такую иерархию, которая с минимальными затратами ресурсов (время, силы, деньги и пр.) приведет к достижению цели (или целей) верхнего уровня.
Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель».
Обычно организация производит
и реализует несколько видов
продукции или услуг, которые
могут иметь разного
Далее определим количество СЗХ по формуле:
N=M*K*L*S,
где М - потребности,
К – технологии,
L – типы клиентов,
S – география потребностей.
N= 1*1*1*2=2.
При разработке концепции портфельной стратегии используют Матрицу Бостонской консалтинговой группы (БКГ).
Матрица БКГ (англ. Boston Consulting Group, BCG) — инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге. Создана основателем Бостонской консалтинговой группы Брюсом Д. Хендерсеном для анализа актуальности продуктов компании, исходя из их положения на рынке относительно роста рынка данной продукции и занимаемой выбранной для анализа компанией доли на рынке. Данный инструмент теоретически обоснован. В его основу заложены две концепции: жизненного цикла товара (вертикальная ось) и эффекта масштаба производства или кривой обучения (горизонтальная ось) (рисунок 4).
Рост рынка
Высокая |
Низкая |
ЗВЕЗДЫ |
ТРУДНЫЕ ДЕТИ
|
ДОЙНЫЕ КОРОВЫ |
СОБАКИ |
Высокие |
Темпы роста рынка
|
Низкие
|
0