Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 06:44, курсовая работа
Экологический менеджмент как один из механизмов создания условий для устойчивого развития общества становится императивом выживания человечества.
Концепция социально-этического маркетинга, нацеленная на обеспечение долговременного благосостояния не только какого-то отдельного предприятия, но и общества в целом, не только созвучна в основных положениях с позицией экологического менеджмента, но дополняет ее и обогащает за счет привлечения внимания к проблемам выживания человечества — а также и связанным с ним проблемам сознательной хозяйственной деятельности, совершенствования процессов обмена товарами и услугами.
Введение……………………………………………………………………………...2
Экологические аспекты международных экономических отношений и внешнеэкономической деятельности предприятий……………………………….4
Экостандарты как средство разрешения противоречия между торговлей и производством……………………………………………………………………….4
Экологическая политика развитых и развивающихся стран………………...9
Основы экологического управления и экологического менеджмента……..13
Экологический менеджмент в современной экономике на примере ОАО «Хабаровский НПЗ»………………………………………………………………..17
Общая характеристика ОАО «Хабаровский НПЗ»………………………….17
Система управления окружающей средой в ОАО «Хабаровский НПЗ»…..20
Совершенствование системы экологического менеджмента………………..25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников и литературы…
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………………...31
ВВЕДЕНИЕ
На рубеже второго тысячелетия человеческая цивилизация столкнулась с такими проблемами развития, которые ставят под сомнение саму перспективу выживания биологического вида "человека разумного".
Любая форма жизни постоянно находится в поиске компромисса между присущим ей стремлением к росту и возможностями и ограничениями для такого роста, возникающими из общения, взаимодействия форм жизни с окружающей средой, природой и обществом.
Антропогенное воздействие на природу привело сегодня к необходимости срочных и всеобъемлющих мер для решения проблемы выживания. Задача управления отношениями общества и природы из-за увеличения скорости, масштабов и сложности взаимодействий вызвала необходимость учета факторов взаимозависимости между благополучным развитием человеческой цивилизации и состоянием окружающей среды.
Экологический менеджмент как один из механизмов создания условий для устойчивого развития общества становится императивом выживания человечества.
Концепция социально-этического маркетинга, нацеленная на обеспечение долговременного благосостояния не только какого-то отдельного предприятия, но и общества в целом, не только созвучна в основных положениях с позицией экологического менеджмента, но дополняет ее и обогащает за счет привлечения внимания к проблемам выживания человечества — а также и связанным с ним проблемам сознательной хозяйственной деятельности, совершенствования процессов обмена товарами и услугами.
Нормы социально-этического маркетинга в известном смысле ограничивают предпринимательскую инициативу и производственно-хозяйственную деятельность, ставя их в зависимость от социально ориентированного общественного развития и необходимости сохранения и улучшения среды обитания.
Стремление к постоянному расширению, преимущественному положению на рынке, максимизации прибыли за счет снижения любыми способами издержек производства и повышения реализационных цен было до недавнего времени общепризнанной основой предпринимательской и любой другой хозяйственной деятельности.
Оценка воздействия на окружающую среду, экологическая оценка, экологическая экспертиза — все эти термины относятся к «упреждающим» инструментам экологического регулирования, которые нацелены на учет экологических последствий намечаемой деятельности в процессе принятия относящихся к ней решений. Упреждающее или превентивное экологическое регулирование находит все более широкое применение по мере распространения и признания идей устойчивого развития. Поэтому изложение основных принципов такого экологического регулирования становится все более актуальным, что и определяет важность и актуальность темы, выбранной для данной курсовой работы.
Целью курсовой работы является – изучить экологический аспект деятельности предприятия на примере ОАО «Хабаровский НПЗ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть экологические аспекты международных экономических отношений и внешнеэкономической деятельности предприятий;
- проанализировать экологический менеджмент в современной экономике на примере ОАО «Хабаровский НПЗ»;
- предложить мероприятия по совершенствованию системы экологического менеджмента.
Объектом изучения в данной курсовой работе является – экологические аспекты деятельности предприятия, предметом - экологический менеджмент ОАО «Хабаровский НПЗ».
Противоречие между торговой политикой и политикой устойчивого экологически безопасного развития экономики, или между торговлей и производством - одно из самых острых противоречий мирового хозяйства. В торговых отношениях страны ориентируются на ценовые преимущества той или иной продукции и не стремятся брать на себя бремя затрат по экологизации и модернизации производства. Пробивает себе дорогу тенденция к перемещению `грязной` продукции в те страны, где ниже производственные издержки, в частности, ниже заработная плата.
Главное средство разрешения этого противоречия - внедрение международных экологических стандартов, в первую очередь, стандартов ИСО 14000, разрабатываемых Международной организацией по стандартизации (ИСО). Стандарты этой серии ориентируют предприятия на внедрение экологического менеджмента, а не отдельные нормы объема выбросов. Их использование предусматривает соблюдение определенных процедур, принятие соответствующих документов и создание системы ответственности за экологизацию производства.
Решение о разработке стандартов ИСО 14000 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров, приведшего к созданию ВТО, и Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году.
Данные стандарты были разработаны с учетом британских стандартов BS 7750 и международных стандартов по системам контроля качества продукции (ИСО 9000).[3] Они рассчитаны на существенную корректировку национальных экологических нормативов, улучшение экологического регулирования деятельности компаний (предприятий) и совершенствование условий международной торговли.
Система ИСО 14000 предусматривает ориентацию на требования, формируемые в следующих документах: ИСО 14001 - системы экологического менеджмента; ИСО 14004 - руководство по принципам создания и методам использования систем экологического менеджмента; ИСО 14010 - руководство по экологическому аудиту; ИСО 14011/1 - руководство по процедурам аудита; ИСО 14012 - руководство по критериям квалификации экологических аудиторов; ИСО 14014 - руководство по определению первоначального уровня экологической эффективности предприятия; ИСО 14020 - принципы экологической маркировки продукции; ИСО 14031 - руководство по оценке показателей экологической деятельности предприятия (организации); ИСО 14040- оценка экологической составляющей на всех стадиях жизненного цикла продукции; ИСО 14060 - руководство по учету экологических аспектов в стандартах на продукцию.[4]
Национальные системы сертификации
продукции на соответствие экологическим
требованиям должны базироваться на названных
стандартах ИСО, а также экологических
стандартах Европейской экономической
комиссии ООН, директивах ЕС и других международных
организаций, принимающих решения по вопросам
экологии. Решения должны ложиться не
только на плечи государства или только
на экономику, но и на все общество в целом.
Подтверждение соответствия нормативным
требованиям в национальных системах
экологической сертификации (в том числе
в российской РОСС RU.001.01. ЭТОО) осуществляется
в форме либо добровольной, либо обязательной
сертификации. При добровольной затраты
относят на счет дохода, при обязательной
- на себестоимость продукции.
Так, в РФ такая система, функционирующая с учетом требований международных стандартов ИСО 14000, включает 16 органов по сертификации, 15 испытательных лабораторий и организацию, занимающуюся подготовкой специалистов.
В то же время существуют ведомственные
системы сертификации, которые зачастую
не обеспечивают необходимого соответствия
продукции экологическим стандартам.
В России это относится и к нефтепродуктам,
и к самолетам, автомобилям и многой другой
продукции. Например, по годовому выбросу
вредных веществ в атмосферу российские
автомобили примерно втрое опаснее американских,
а по токсичности - даже в 9 раз. Они могут
достигнуть соответствия, скажем, нормам
Евро-3 не ранее 2008 года.[5]
К сожалению, в номенклатуре продукции
и услуг Госстандарта РФ пока не выделяются
объекты, подлежащие обязательной экологической
сертификации, что открывает дополнительную
возможность для предприятий не учитывать
требования экологической безопасности
(реализация которых предполагает существенное
увеличение производственных затрат).
Для последовательного согласования интересов производства, торговли и требований экологической безопасности необходима взвешенная государственная экологическая политика.
По прогнозу ЮНЭП, к 2050 году
вероятно увеличение производства во
всех странах мира в целом в 4 раза и одновременно
увеличение в 2,5 раза выбросов в атмосферу
углекислого газа.[1] Это ставит мировое
сообщество перед реальной угрозой глобальных
экологических катастроф.
Проблема коллективной защиты окружающей
природной среды при дальнейшем росте
мировой экономики, особенно в связи с
различием темпов технологической модернизации
производства в развитых и развивающихся
странах, приобретает все большую остроту
и актуальность.
Решение такой проблемы во многом обусловливается
характером государственного и межгосударственного
регулирования международной торговли.
Регулирование напрямую зависит от уровня
мировых цен, в том числе на экологически
небезопасную продукцию. При выгодном
для страны уровне цен такое регулирование,
как показывает практика, может задерживать
(и задерживает) перестройку технологических
основ и отраслевой структуры производства,
что, соответственно, увеличивает опасность
вредных выбросов в окружающую среду.
Об этом, в частности, свидетельствует
рост мировой добычи и торговли нефтью,
в том числе участившиеся катастрофы при
перевозке нефти танкерами.
Лишь в самом начале 70-х годов ХХ века странами мира была в полной мере осознана необходимость в определенной экологизации международных торговых отношений. Странами - участницами ГАТТ была создана специальная группа `по экологическим мерам и международной торговле` (`ЕМIT-group`). В 1994 году уже в рамках ВТО начал функционировать Комитет по торговле и окружающей среде, в задачу которого входило (и входит) определение взаимосвязей между торговой политикой и экологическими мероприятиями, соотношения между нормами ГАТТ/ВТО и положениями международных договоров об охране окружающей среды, а также разработка механизма для разрешения возникающих в международных отношениях споров, обусловленных необходимостью корректировки политики в сфере внешней торговли.
И в настоящее время Комитет ВТО по торговле и окружающей среде постоянно занимается решением данных проблем. В число решений входят и предложения относительно доступа определенных товаров на внутренние рынки, экспорта товаров, запрещенных во внутренней торговле, использования интеллектуальной собственности при разработке и реализации природоохранной (экологической) политики и т.п.
Но многие актуальные вопросы взаимодействия торговой и экологической политики пока решить не удается.
Обоснованного комплексного механизма компромиссных решений еще не создано. В дополнении и совершенствовании нуждаются договоренности о включении в сферу регламентации международной торговли важнейших экологических стандартов и правил.
Только 10% из примерно 180 международных
соглашений по экологическим вопросам
содержат рекомендации о соответствующей
таможенной защите при осуществлении
экологически опасного экспорта и импорта.
Вместе с тем, следует принимать во внимание,
что возведение таможенных барьеров должно
быть предельно обоснованным, поскольку
такие барьеры противоречат одному из
главных принципов ВТО - принципу наибольшего
благоприятствования в торговых отношениях
между странами.
Не решены и многие вопросы, связанные
с организацией сотрудничества ВТО с ЮНЭП,
ИСО.
Требуется привести в полное соответствие с нормами ВТО, ИСО, других международных организаций национальные нормативы экологической безопасности.
Важнейшей проблемой остается ограничение использования экологически опасных субвенций, используемых отдельными странами для развития экспорта своей продукции (субсидий экспортного производства), особенно в энергетическом, транспортном и аграрном секторах экономики. Исследования, в частности, Мирового банка, в энергетике показали, что расходы на такие субвенции в целом составляют несколько сотен миллиардов долларов. Снижение их может привести к значительному уменьшению промышленных отходов и опасных выбросов в атмосферу. По данным Международного энергетического агентства, при уменьшении субвенций только в 8-ми обследованных странах, в том числе в России, Китае, Индии, выбросы в атмосферу могут быть сокращены на 4,5%.[2]
При этом, разумеется, имеется в виду лишь экологически опасное субвенцирование, а не `зеленые` субсидии, направленные на защиту окружающей среды.
ВТО предусматривает природоохранные мероприятия как в сфере производства, так и при экспорте и импорте определенных товаров. Однако с позиций протекционизма отдельные страны могут использовать природоохранные нормы при импорте и не использовать их при экспорте своих товаров.
Информация о работе Совершенствование системы экологического менеджмента