Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 06:44, курсовая работа
Экологический менеджмент как один из механизмов создания условий для устойчивого развития общества становится императивом выживания человечества.
Концепция социально-этического маркетинга, нацеленная на обеспечение долговременного благосостояния не только какого-то отдельного предприятия, но и общества в целом, не только созвучна в основных положениях с позицией экологического менеджмента, но дополняет ее и обогащает за счет привлечения внимания к проблемам выживания человечества — а также и связанным с ним проблемам сознательной хозяйственной деятельности, совершенствования процессов обмена товарами и услугами.
Введение……………………………………………………………………………...2
Экологические аспекты международных экономических отношений и внешнеэкономической деятельности предприятий……………………………….4
Экостандарты как средство разрешения противоречия между торговлей и производством……………………………………………………………………….4
Экологическая политика развитых и развивающихся стран………………...9
Основы экологического управления и экологического менеджмента……..13
Экологический менеджмент в современной экономике на примере ОАО «Хабаровский НПЗ»………………………………………………………………..17
Общая характеристика ОАО «Хабаровский НПЗ»………………………….17
Система управления окружающей средой в ОАО «Хабаровский НПЗ»…..20
Совершенствование системы экологического менеджмента………………..25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников и литературы…
Основным принципом перспективной экологической политики должен быть принцип `за загрязнение окружающей среды несет ответственность прежде всего производитель`. Соответственно на производителя государство воздействует с помощью платы за природные ресурсы (почву, воду, воздух), за превышение норм выбросов, посредством эко-налогов. Это регулирование - первое условие рационального сочетания экологической и внешнеторговой политики государства.
Вместе с тем, поскольку экологические затраты влияют на конкурентные позиции отдельных производителей и стран (в связи с увеличением себестоимости национальной продукции и услуг), многие исследователи с основанием считают, что эффективно координировать экологическую и внешнеторговую политику возможно только на макроэкономическом уровне с учетом международных соглашений.[6]
Такие соглашения в рамках ВТО должны препятствовать экологическому демпингу - ограничивать экспорт из стран, не осуществляющих активной экологической политики, экономящих на затратах по защите окружающей среды. С другой стороны, они призваны ограничивать `бегство промышленности` с грязными технологиями из развитых в развивающиеся страны. [7]
В сфере производства анализ эффективности экологического инвестирования предполагает 3 вида оценок: инвестирования в `грязные` отрасли; инвестирования в экологически чистые производства; экологических инвестиций в лидирующих компаниях в отдельных отраслях экономики.
При этом необходимо стремиться хотя бы к двусторонней гармонизации экологической политики таких стран, к постепенному введению природоохранных мер, предоставляя торговым партнерам возможность приспосабливаться к новым условиям конкуренции в течение определенного переходного периода (не менее 5 лет).
В первую очередь от снижения уровня конкурентоспособности в современном мировом хозяйстве могут пострадать грязные производства в химической и нефтехимической промышленности, в которой очистные комплексы пока малоэффективны, хотя и требуют больших капиталовложений. В таких производствах актуальной задачей становится формирование новой экологической производственной культуры, разработка безотходных технологий и новых способов переработки отходов, в том числе путем развития международного сотрудничества, международной производственной и научно-технической интеграции.
В развитых странах с учетом требований экологии принимаются решения об ограничении импорта, используются нетарифные барьеры в виде специальных технических стандартов, специальные маркировки товаров, подтверждающие их экологическую чистоту.
Для развивающихся стран все это создает препятствия, затрудняющие развитие их экспорта. Затруднения возникают и из-за отсутствия соответствующей информации об экологических требованиях, предъявляемых к товару на отдельных товарных рынках. Так, недостаточная информированность о немецкой программе `Зеленый пункт` (в отношении утилизации отходов упаковки) поставила предприятия многих стран (развивающихся и развитых) в неравные конкурентные условия с немецкими фирмами. Текстильная промышленность развивающихся стран оказалась недостаточно конкурентоспособной и по причине установления в ЕС особых требований к экологической безопасности выращивания хлопка и экологической чистоте красителей.
Отсюда обвинения (в адрес развитых стран) в `зеленом` протекционизме и `экологическом империализме`. При этом последний трактуется и как политика, направленная на перемещение `грязных` производств в менее развитые страны, и как политика в сфере экологической стандартизации, разрабатываемая без учета реальных возможностей развивающихся стран внедрять экостандарты.
В принципе отстаиваемые Всемирной торговой организацией требования к свободе торговых отношений и требования к повышению уровня защиты окружающей природной среды вполне совместимы. И правила ВТО предусматривают особое положение менее развитых стран при реализации таких требований. Однако механизм, который призван обеспечить выполнение этих правил, несовершенен. Необходимо определенное реформирование режима ГАТТ/ВТО в направлении повышения ответственности развитых стран за экологизацию производства их торговых партнеров из развивающихся стран. Этим странам требуется и финансовая помощь, и организация технологического содействия в форме трансферта передовых технологий и более активного научно-технического сотрудничества с развитыми странами.
Формирование международных
систем экологического менеджмента и
экологического аудита (как органической
составляющей таких систем) - одна из самых
актуальных проблем современной экономики.
Ее актуальность стала особенно очевидной
с разработкой и внедрением международных
и национальных стандартов менеджмента
качества продукции и услуг.
Еще в октябре 1993 года Европейским Советом
было принято постановление (1836/93) о добровольном
участии промышленных предприятий в Общей
системе экологического менеджмента и
экологического аудита (Постановление
EMAS). Правда, в законную силу оно вступило
далеко не сразу и не во всех странах. Тем
не менее, внедрение такой системы стало
тенденцией, обязывающей принимать решения
не только на государственном, но и межгосударственном
уровнях.
Дело в том, что применение международных стандартов, прежде всего ИСО 14000, в отдельных странах регламентируется внутренними (внутригосударственными) особенностями системы экологического менеджмента и аудита. Развитие же внешнеэкономических связей, особенно интеграционных, требует участия национальных предприятий и организаций в соответствующих международных системах (европейской и других). Так, по Постановлению EMAS предприятия должны привлекаться к деятельности в рамках Общей программы по экологии и разработке мероприятий по экологизации производства.
В итоге ЕС определил правила деятельности предприятий и потребовал реальной реализации принципа `загрязнитель платит` и кооперации при решении экологических задач.
Публикация отчетов по экологической
политике предприятий (организаций) и
регулярные проверки в отношении соблюдения
государственной политики охраны окружающей
среды должны вносить в экологический
аудит элементы внешнего контроля (а не
только самоконтроля).
`Экологический дизайн` продукта рассматривался
как отдельная тема еще на конференции
в Рио-де-Жанейро в 1992 году, где было принято
решение передать разработку новых экологических
стандартов (по аналогии с уже существующими
стандартами ИСО 9000, менеджмента управления
качеством) Техническому Комитету 207 ИСО.
Тогда были созданы 25 стандартов в 5 областях:
системы экологического менеджмента,
аудита, маркировки, LCA и EPE.[8]
Экоаудит разделяется на аудит продукции, аудит производственного процесса, системный аудит и аудит соответствия. В системе экологического менеджмента он направлен на совершенствование управленческого контроля экологических мероприятий, выполнение поставленных предприятием экологических задач и соблюдение экологического законодательства. Аудиторской проверке подвергаются экологические нормативы, которыми руководствуются предприятия, готовая продукция, технология производства и ее воздействие на окружающую среду. Системный аудит предусматривает проверку состояния всей системы экологического менеджмента. Аудит соответствия основан на сопоставлении поставленных задач и достигнутых экологических результатов с учетом соблюдения установленных правовых норм.
Окончательно Положение EMAS вступило в силу в ЕС 13 июля 1999 года. Им охвачены уже тысячи предприятий.
По мере развития интеграционных процессов в СНГ и прежде всего в Евразийском экономическом сообществе оно должно все более тщательно изучаться и использоваться при разработке экологической политики государств и отдельных фирм и предприятий в нашем регионе мировой экономики.
Как уже отмечено, стандарт ISO 14001 устанавливает требования к системе экологического менеджмента, которые позволяют любому предприятию сформулировать экологическую политику и цели в соответствии с требованиями природоохранительного законодательства своей страны. В стандарте приведены основные термины и определения, а также изложены рекомендации в области экологической политики, планирования, целей и задач, программы и системы экологического менеджмента. В соответствии с приведенными рекомендациями любое предприятие может создать систему экологического менеджмента, развивать функции экологического менеджмента и обеспечивать подтверждение соответствия системы экологического менеджмента требованиям стандарта.
Стандарт ISO 14001 имеет следующую структуру:
1. Возможности стандарта
2. Ссылки на нормативные документы
3. Определения
4. Требования к системе экологического менеджмента
4.1. Общие требования
4.2. Экологическая политика
4.3. Планирование
4.3.1. Экологические аспекты
4.3.2. Законодательные и другие требования
4.3.3. Цели и задачи
4.3.4. Программа (программы) экологического менеджмента
4.4. Внедрение в действие
4.4.1. Структура и ответственность
4.4.2. Подготовка, осознание и компетенция
4.4.3. Коммуникации
4.4.4. Документация в системе экологического менеджмента
4.4.5. Контроль документации
4.4.6. Оперативный контроль
4.4.7. Подготовленность к
чрезвычайным ситуациям и
4.5. Проверяющие и корректирующие действия
4.5.1. Мониторинг и измерения
4.5.2. Действия в случае несоблюдения требований, корректирующие и предупредительные действия
4.5.3. Отчетность
4.5.4. Аудит системы экологического менеджмента
4.6. Периодический пересмотр системы менеджмента
Приложения
А Указания к использованию стандарта
В Связи между ISO 14001 и ISO 9001
С Библиография
Основным нормативным документом в области производственного экологического управления является ГОСТ 24525-80. Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Управление охраной окружающей Среды.
Настоящий стандарт распространяется на деятельность органов управления производственным объединением и промышленным предприятием и их структурных подразделений, кроме оборонных отраслей промышленности.
Стандарт не распространяется на деятельность органов управления по охране производственной среды, регламентируемой другой нормативно-технической документацией.
Координация деятельности всех подразделений и методическое управление охраной окружающей среды должно осуществляться структурным подразделением по охране окружающей среды или другим подразделением, определенным руководителем.
Эффективность управления охраной окружающей среды должна оцениваться по экономическим, гигиеническим, экологическим и социальным показателям по отраслевым методикам, утвержденным в установленном порядке.
К основным функциям экологического управления и менеджмента относятся:
- Обоснование экологической политики и обязательств.
- Планирование экологической деятельности.
- Организация внутренней и внешней экологической деятельности.
- Управление персоналом.
- Управление воздействием на окружающую среду и использованием ресурсов.
- Внутренний экологический мониторинг и экологический контроль.
- Анализ и оценка результатов экологической деятельности.
- Пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента.
Функции экологического управления и экологического менеджмента в целом совпадают. Для экологического менеджмента характерно существенное развитие, углубление и расширение ряда функций и соответствующей деятельности, которые в традиционном экологическом управлении реализуются поверхностно и формально. Например, обоснование экологической политики и обязательств, организация внешней экологической деятельности, пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента.
С развитием экологического менеджмента значительно расширяются и видоизменяются традиционные функции экологического управления. Так, функция анализа и оценки результатов экологической деятельности здесь в первую очередь начинает определять задачи аудирования системы экологического менеджмента, отсутствующие в традиционном управлении.
Система - единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в общие характеристики целого.
В соответствии с принятым в международных стандартах определением система экологического менеджмента (EMS) представляет собой часть общей системы менеджмента, включающую организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики.
Информация о работе Совершенствование системы экологического менеджмента