Совершенствование системы экологического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 06:44, курсовая работа

Описание работы

Экологический менеджмент как один из механизмов создания условий для устойчивого развития общества становится императивом выживания человечества.
Концепция социально-этического маркетинга, нацеленная на обеспечение долговременного благосостояния не только какого-то отдельного предприятия, но и общества в целом, не только созвучна в основных положениях с позицией экологического менеджмента, но дополняет ее и обогащает за счет привлечения внимания к проблемам выживания человечества — а также и связанным с ним проблемам сознательной хозяйственной деятельности, совершенствования процессов обмена товарами и услугами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...2
Экологические аспекты международных экономических отношений и внешнеэкономической деятельности предприятий……………………………….4
Экостандарты как средство разрешения противоречия между торговлей и производством……………………………………………………………………….4
Экологическая политика развитых и развивающихся стран………………...9
Основы экологического управления и экологического менеджмента……..13
Экологический менеджмент в современной экономике на примере ОАО «Хабаровский НПЗ»………………………………………………………………..17
Общая характеристика ОАО «Хабаровский НПЗ»………………………….17
Система управления окружающей средой в ОАО «Хабаровский НПЗ»…..20
Совершенствование системы экологического менеджмента………………..25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников и литературы…

Файлы: 1 файл

17796.docx

— 62.73 Кб (Скачать файл)

-   средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.

Руководство ОАО «Хабаровский НПЗ» предоставляет ресурсы, необходимые для внедрения системы управления окружающей средой и для контроля за ней. Ресурсы включают в себя людские ресурсы, специальные знания и опыт, технологию и финансовые ресурсы.

Персонал, выполняющий работы, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, должен обладать компетентностью, обусловленной соответствующим образованием, подготовкой и/или практическим опытом.

ОАО «Хабаровский НПЗ» предусматривает процессы внешних сообщений о своих важных экологических аспектах и регистрации своих решений.

Аппаратура контроля должна проверяться и поддерживаться в рабочем состоянии, а записи, касающиеся этих процессов, должны сохранятся согласно процедурам, установленным организацией.

Любое корректирующее или предупреждающее действие, предпринятое для устранения причин действительного и потенциального несоответствий, должно быть пропорционально важности проблем и соразмерно выявленному воздействию на окружающую среду.

ОАО «Хабаровский НПЗ» проводит и регистрирует любые изменения в документированных процедурах в результате корректирующих и предупреждающих действий.

Зарегистрированные данные об окружающей среде должны быть удобочитаемыми, идентифицируемыми и прослеживаемыми по охваченным видам деятельности, продукции или услуге. Эти экологические данные должны храниться и вестись таким образом, чтобы их можно было легко найти и защитить от повреждений, порчи или потери. Срок их хранения должен быть установлен и зафиксирован.

Зарегистрированные данные должны актуализироваться, как это необходимо для системы и ОАО «Хабаровский НПЗ», с тем чтобы продемонстрировать соответствие требованиям настоящего стандарта.

Программа аудита для ОАО «Хабаровский НПЗ», включая любой график, основана на значимости, с экологической точки зрения, проверяемой деятельности и на результатах предыдущих аудитов. Для того чтобы быть исчерпывающими, процедуры аудита должны охватывать область распространения аудита, частоту и методологию его проведения, а также ответственность и требования к проведению аудитов и регистрированию результатов.

Высшее руководство ОАО «Хабаровский НПЗ» анализирует систему управления окружающей средой через установленные им промежутки времени, с тем чтобы обеспечить её постоянную пригодность, адекватность и эффективность. Процесс анализа со стороны руководства должен обеспечивать сбор информации, необходимой руководству для проведения оценивания. Анализ должен документально оформляться.

 

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

Опыт внедрения систем менеджмента качества в России убедительно указывает на то, что существует определенная "национальная" лаг-фаза, то есть период времени, характеризующийся кажущимся отсутствием интереса, развития, свидетельств внедрения и сертификации. Период этот чрезвычайно важен: именно в это время происходит накопление сведений о зарубежном опыте, создание системы мотивации, формирование типичных подходов к последующему внедрению систем.

Тем не менее, шаг за шагом системы менеджмента качества и экологического менеджмента получают все большее распространение, хотя в контексте международной статистики это должно звучать по-другому, а именно "некоторое распространение". Интересно, что единственный в России регистр сертификации систем экологического менеджмента в России создан общественной организацией (РОО "Эколайн") и поддерживается ее специалистами на добровольной основе. В Регистре размещается информация о российских организациях, сертифицированных на соответствие стандарту ISO 14001 "Environmental management systems - Specification with guidance for use" (ГОСТ Р ИСО 14001 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению"). В настоящее время в регистр занесено 40 организаций, еще семи направлены запросы. До лидеров внедрения СЭМ России очень далеко.

В большинстве случаев экологическая (природоохранная) деятельность российских предприятий рассматривается исключительно как деятельность, осуществляемая по принципу "на конце трубы". Безусловно, внедрение и эксплуатация средозащитной техники является неотъемлемой частью экологической деятельности, однако во многих случаях превентивный подход, основанный на систематическом анализе производственного процесса как единого целого, может привести к гораздо более продуктивным решениям. Так, оптимизация существующих технологических процессов, сокращение потерь могут потребовать относительно небольших затрат, приведя в конечном счете как к снижению воздействия на окружающую среду, так и к получению экономического эффекта.

Создание СЭМ во многих случаях также первоначально рассматривается как реорганизация работы отдела по охране окружающей среды. В то же время, создание эффективной СЭМ требует принципиального решения высшего руководства о важности такой системы для предприятия, его дальнейшего участия в ее внедрении, а также, в той или иной степени, развития системы менеджмента в целом. Кроме того, необходимо вовлечение всего персонала в экологическую деятельность организации, инвестиции в его развитие.

Определенные трудности представляет понимание самой природы добровольных стандартов и их соотношения с методами государственного регулирования. Характерным для российских условий является стремление рассматривать их как обязательные, чему в немалой степени способствует позиция (а вернее, отсутствие четкой позиции Министерства природных ресурсов и его региональных органов). То есть, руководители предприятий нередко рассматривают стандарты ISO серии 14000 как еще один инструмент государственного регулирования, который вот-вот будет введен в действие. Поэтому значительное внимание приходится не только распространению сведений о принципах и конкретных элементах СЭМ, но и разъяснению их добровольного характера. При этом отмечается тот факт, что стандарты в области СЭМ предлагают инструмент, позволяющий помимо решения прочих задач эффективно организовать учет и соблюдение предприятиями требований регулирующих органов.

Как следует из мировой статистики, после официальной публикации международного стандарта ИСО 14001 в мире широко развернулись работы по сертификации/ регистрации СЭМ. Во многих странах были созданы соответствующие национальные органы по аккредитации или расширена область аккредитации ранее существовавших органов.

Госстандартом России зарегистрировано несколько систем добровольной сертификации, объектом сертификации которых являются СЭМ (или системы управления окружающей средой, согласно ГОСТ Р ИСО 14001-98). Одна из проблем, с которой столкнулись органы по сертификации этих систем, это признание выдаваемых ими сертификатов органами по сертификации других систем, в частности, зарубежными органами по сертификации и, соответственно, зарубежными потребителями. Отсутствие такого признания наносит существенный ущерб российской экономике, поскольку на российском рынке развертывают свою деятельность зарубежные органы по сертификации, оказывая сертификационные услуги за весьма высокую (по российским меркам) плату. К тому же такие услуги в ряде случаев оказываются не вполне качественными. С другой стороны, в целом ряде случаев российские организации, предлагающие услуги сертификации СЭМ, не имеют необходимого опыта и навыков, не соблюдают международные требования к сертификации, а качество их услуг вызывает явные сомнения.

Таким образом, актуальность создания системы аккредитации органов по сертификации СЭМ, которая смогла бы претендовать на признание ее зарубежными партнерами, постоянно возрастает.

Системы экологического менеджмента могут обеспечить снижение негативного воздействия на окружающую среду экономически эффективным образом, сочетая, таким образом, решение экономических и экологических задач.

Фактически, эта возможность тесно связана с описанным уже потенциалом положительного влияния, стимулирования развития систем менеджмента качества в результате (в ходе) развития систем экологического менеджмента.

Одним из характерных примеров в этом случае выступает опыт предприятия электротехнической отрасли. Поэтапный отказ от использования хлорсодержащих полимеров для выработки изоляции позволил резко сократить вероятность поступления персистентных органических загрязняющих веществ (ПОЗВ) в окружающую среду. Отметим, что затраты на производство изоляции, не содержащей поливинилхлорида, оказались ниже, чем предполагалось изначально в связи с доступностью отечественных полимеров соответствующего качества. Кроме того, прекратилась тяжба в природоохранительными органами, требовавшими организации неправдоподобно дорогих измерений концентраций ПОЗВ (один анализ обходится в 800-1000 долларов) в отходящих газах и установки очистного оборудования, близкого к таковому, разработанному для мусоросжигательных заводов.

Были решены и задачи повышения эффективности работы природоохранительных органов, которые, наконец, сфокусировали усилия на ликвидации несанкционированных свалок, где сгорает значительное количество отходов, содержащих хлорорганические соединения.

Развитие системы экологического менеджмента способствует укреплению систем менеджмента качества и создает основу для последующего интегрирования систем менеджмента на предприятиях. В этой области в роли "идола" выступают, как это ни странно, компьютерные технологии.

Возможности облегчения применения нормативных требований, рационального сочетания методов административного регулирования и контроля с инициативной экологической деятельностью предприятий, улучшение отношений предприятий с органами государственной власти и управления, общественностью, компаниями-партнерами, потребителями и др., формирование благоприятного имиджа компаний в целом, привлечение более квалифицированной и сознательной рабочей во многом пересекаются с описанными уже шестью блоками потенциальных выгод.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С тем, чтобы системы экологического менеджмента были действительно приняты руководителями российских предприятий и использованы наиболее результативных образом, принципы распространения СЭМ должны, прежде всего, отражать то обстоятельство, что эти системы выступают как действенный инструмент поступательного развития бизнеса. Рассмотрим эти принципы.

Значимость подходов экологического менеджмента для решения внутренних задач предприятий. Как уже сказано, в современных российских условиях для многих предприятий и консультантов характерна ориентация на получение формального сертификата как на основной мотив внедрения СЭМ (аналогичная ситуация имеет место и в сфере менеджмента качества). Как правило, именно наличие такого сертификата рассматривается как конкурентное преимущество для работы на рынке, что в целом может быть вполне справедливо. В то же время, как показывает опыт, только ориентация на внутренние задачи предприятий позволяет обеспечить принятие подходов экологического менеджмента в долгосрочной перспективе. Кроме того, признание как самих этих подходов, так и соответствующих сертификатов со стороны различных секторов общества прямо зависит от того, способно ли применение подходов СЭМ привести к существенному снижению воздействия на окружающую среду. С другой стороны, распространение СЭМ в промышленном секторе будет зависеть от того, насколько успешно эти системы позволят сочетать решение экономических и экологических задач предприятий.

В связи с этим одна из основных задач состоит в том, чтобы продемонстрировать возможность реального снижения воздействия на окружающую среду экономически целесообразными методами в результате внедрения СЭМ; при этом в качестве основы используются различные модели подходов, внимание уделяется не столько соблюдению формальных требований определенных стандартов (таких, например, как ISO 14001) .

Вопросы, связанные с экологическим менеджментом, созданием СЭМ на конкретных предприятиях, эффективностью внедренных систем, представляют интерес для различных секторов общества и создают хорошую основу для диалога и взаимодействия между ними. Проблематика экологического менеджмента может служить отправной точкой для обсуждения более широкого круга значимых для цивилизованного бизнеса вопросов, например, таких, как миссия организации и социальная ответственность бизнеса.

Таким образом, экологический менеджмент способен сыграть исключительную роль в условиях выхода Российской Федерации из социально-экономического кризиса при крайней ограниченности финансовых и материальных ресурсов для решения экологических проблем.

В ходе написания данной курсовой работы была достигнута поставленная цель - изучен экологический аспект деятельности предприятия на примере ОАО «Хабаровский НПЗ».

Для достижения поставленной цели был решен ряд следующих задач:

- рассмотрены экологические аспекты международных экономических отношений и внешнеэкономической деятельности предприятий;

- проанализирован экологический менеджмент в современной экономике на примере ОАО «Хабаровский НПЗ»;

- предложены мероприятия по совершенствованию системы экологического менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1, Ч. 2. М.: Новая Волна. 2004.
  2. РФ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. за N 174-ФЗ.
  3. ЕЭК ООН. Сводный проект Конвенции по доступу к экологической информации и участию общественности в принятии решений в области охраны окружающей среды. – Женева, 1997.
  4. Регламент проведения государственной экологической экспертизы от 17.06.1997 г.
  5. Руководство по системе экологического менеджмента ОАО «Хабаровский НПЗ». – Хабаровск, 2003.
  6. Аганбегян, В.А. Аникеев, А.Ф. Клышнев, Е.В. Минаев и др., Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. // Материалы Межведомственного научно-технического совета по комплексным проблемам охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. М., 2010. – 306 с.
  7. Быстраков Ю.И., Колосов А.В. Экономика и экология. –М.: Инфра-М, 2012. – 288 с.
  8. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономические методы управления природопользованием. –М.: Наука, 2010. – 401 с.
  9. Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез». 2012. – 355 с.
  10. Комягин В.М. Экология и промышленность. – М.: Инфра-М, 2013 – 199 с.
  11. Коцубинский А.О. Экологический менеджмент. – М.: Инфра-М, 2012. – 300 с.
  12. Неверов А.В. Экономика природопользования. Учебн.пособие для вузов. –М.: Высшая школа, 2012. – 455 с.
  13. Одум Ю. Основы экологии. – М.: Мир, 2013. – 504 с.
  14. Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. – М.: Просвещение, 2013. – 241 с.
  15. Управление окружающей средой: Информ. бюлл. №6. Компонент РПОИ.— М.:НУМЦ Госкомэкологии России, 2011. – 155 с.
  16. Чернова Н.М.,    Былова А.М. Экология. – М.: Инфра-М, 2009. – 168 с.
  17. Экологическое аудирование промышленных предприятий / Под ред. А.Ф. Порядина.- М: НУМЦ Госкомэкологии России, 2011. – 208 с.
  18. Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада, ЛТД». 2010. – 305 с.

Информация о работе Совершенствование системы экологического менеджмента