Совершенствование управления качеством услуг на примере ОАО «Брянскоблгаз» ПУ «Дятьковорайгаз»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:58, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – разработка научно-методических положений и формирования практических рекомендаций по совершенствованию системы оказания услуг по газоснабжению населения и управления деятельностью обслуживающих организаций.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
 изучить теоретические основы качества услуг;
 проанализировать функции управления качеством продукции;
 дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ 6
1.1 Качество услуг: цели, задачи, понятия 6
1.2 Методы управления качеством продукции 18
1.2.1 Планирование процесса управления качеством 18
1.2.2 Организация, координация и регулирование процесса управления качеством 19
1.2.3 Мотивация 20
1.2.4 Способы повышения качества услуг в организации 21
1.3 Экономическая оценка управления качеством услуг 23
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БРЯНСКОБЛГАЗ» ПУ «ДЯТЬКОВОРАЙГАЗ» 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Брянскоблгаз» ПУ «Дятьковорайгаз» 33
2.1.1 Анализ персонала ПУ «Дятьковорайгаз» 36
2.2 Анализ качества услуг ОАО «Брянскоблгаз» ПУ «Дятьковорайгаз» 48
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БРЯНСКОБЛГАЗ» ПУ «ДЯТЬКОВОРАЙГАЗ») 55
3.1 Мероприятия по совершенствованию качества предоставляемых услуг 55
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72

Файлы: 1 файл

пример 4 про услуги газа.doc

— 1.98 Мб (Скачать файл)

В литературе понятие  качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономик. В условиях первой качество трактуется с позиции производителя, а в рыночной с позиции потребителя.

Понятие качества неоднократно обсуждалось научной  общественностью и практиками. Большую  роль в формировании современного представления  о качестве сыграла Академия проблем  качества РФ. В результате ее деятельности сформировалось концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества [30].

В условиях предприятия  управление является круговым циклом: планирование – осуществление – контроль – управляющее воздействие.

Управление качеством  на предприятии является одним из звеньев цикла управления. Иначе  говоря, это круговой цикл, который  вверен группе предварительного контроля и анализа конструкций изделий и является основой в управлении качеством.

Функция планирования, подразумевающая  проектирование, заключается в использовании  руководством предприятия стратегии  и тактики при анализе и  учете результатов изучения рынков, коэффициента эффективности капитальных затрат, технического уровня своего предприятия, эффективности контроля, предполагаемой себестоимости, ожидаемой реализации и т.д.

Функция осуществления  – предусматривает проектирование технологических процессов, определение  вида используемого оборудования, машин, инструментов, а также методов работы и контроля. Функцией осуществления предусматриваются обучение и тренировка исполнителей работ. Все это в комплексе преследует цель – сохранить степень соответствия продукции техническим требованиям или по возможности улучшить эти показатели.

Функция контроля осуществляется как на стадии изготовления продукции, так и путем выявления истинных достоинств товара после поступления  его на рынок. Иными словами пригодность  товара подтверждается посредством сбыта [35, с. 384-389].

 

Рисунок 1 - Управление качеством на предприятии

 

Функция управляющего воздействия  подразумевает меры по реализации продукции  и соблюдению способов продажи товара, предусмотренных планом, проведение мероприятий по техническому обслуживанию (сервису) в случае, когда реализованный товар не отвечает требованиям качества. Кроме этого она включает сбор информации о качестве реализованного на рынке товара, выявление возможности улучшения качества, изучение мнения потребителя о качестве товара для внесения необходимых изменений в процессе производства.

Для четкого управления перечисленными функциями планирования – осуществления – контроля –  управляющего воздействия необходимо, чтобы все службы и отделы предприятия, владея техникой управления и контроля, специальной технологией, а также статистическими методами и располагая представлениями о важном значении качества, с ответственностью за его уровень выполняли возложенные на них обязанности.

Таким образом, можно  утверждать, что управление качеством на предприятии – это «такой вид руководящей деятельности, который обеспечивает проектирование, изготовление и реализацию товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей».

Для управления качеством продукции и его повышением необходимо оценить уровень качества. Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией.

Оценка уровня и качества продукции является основой для  выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции [42, с. 198-203].

Целью оценки обусловливается: какие  показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами и с какой точностью определять их значения, какие средства для  этого потребуются, как обработать и в какой форме представить результаты оценки.

Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и  качественно. Качественные характеристики – это, например, соответствие изделия  современному направлению моды, дизайну, цвету и т.д.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая  применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.

Рисунок 2 - Классификация показателей качества

 

По характеризуемым  свойствам применяют следующие  группы показателей:

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для  выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения [44, с. 78-82].

Показатели экономного использования сырья, материалов, топлива, и энергии характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое  совершенство по уровню или степени  потребляемого им сырья, материалов, топлива, энергии.

Показатели надежности. Надежность - это свойство изделия (объекта) сохранять во времени в установленных  пределах значения всех параметров, характеризующих  способность выполнять требуемые  функции в заданных режимах и  условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения, транспортирования. Надежность изделия в зависимости от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.

Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторые наработки.

Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособное  состояние до наступления предельного  состояния при установленной  системе технического обслуживания и ремонта.

Ремонтопригодность –  свойство изделия, заключающееся в  приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения  отказов, повреждений и поддержанию  и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

Сохраняемость – свойство изделия сохранять значения показателей  безотказности, долговечности и  ремонтопригодности в течение и  после хранения или транспортирования.

Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт  потребления (эксплуатации) изделия на этапах функционального процесса в системе «человек – изделие – среда использования» [41, с. 214-217].

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность  композиции, совершенство производственного исполнения. Оценка эстетических показателей качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный (эталонный) ряд изделий аналогичного класса и назначения, составляемый экспертами на основе базовых образцов.

Показатели технологичности  характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение  затрат, материалов, труда и времени  при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без ее использования или потребления. Наиболее полно транспортабельность оценивается стоимостными показателями, позволяющими одновременно учесть материальные и трудовые затраты, квалификацию и количество людей, занятых работами по транспортированию.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также  уровень унификации с другими изделиями.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту. Патентно-правовые показатели являются существенным фактором при определении  конкурентноспособности продукции.

Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукта.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции  обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и т.д. [38, с. 50-52].

Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление. Эксплуатацию или потребление  продукции.

Относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой (новой) продукции с базовыми значениями таких же показателей, определяет уровень качества продукции.

Технический уровень  – относительная характеристика технического совершенства продукции – совокупности наиболее существенных свойств, определяющих ее качество и характеризующих научно-технические достижения в развитии данного вида продукции.

Оценка технического уровня заключается в установлении соответствия продукции мировому, региональному, национальному, уровням или уровню отрасли. Соответствие оцениваемой продукции мировому уровню (или другим) останавливается на основании сопоставления значения показателей технического совершенства продукции и базовых образцов.

Базовый образец –  это образец продукции, представляющий передовые научно-технические достижения и выделяемые из группы аналогов оцениваемой  продукции.

В результате оценки продукцию  относят к одному из трех уровней: превосходит мировой уровень; соответствует мировому уровню; уступает мировому уровню.

Результаты оценки используют при разработке новой (модернизированной) продукции: обоснований, требований, закладываемых  в техническое задание и нормативную  документацию; принятии решения о  постановке продукции на производство; обосновании целесообразности замены или снятия продукции с производства; формировании предложений по экспорту и импорту [33, с. 146-149].

Чтобы обеспечить необходимый  уровень качества продукции, необходимо его поддерживать на протяжении всего «жизненного» цикла продукции.

1.2 Методы управления качеством продукции

1.2.1 Планирование процесса управления качеством

Планирование качества продукции – установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени. Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества [28, с. 125-128].

В перечень главных задач  планирования повышения качества продукции  входят:

  • обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;
  • достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;
  • установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;
  • увеличение выпуска сертифицированной продукции;
  • улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и др.);
  • своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;
  • обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;
  • разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;
  • увеличение экономической эффективности производства и использование продукции улучшенного качества.

Предметами планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия  и показатели, отражающие как отдельные  свойства продукции, так и разнообразные  характеристики системы и процессов  управления качеством [24].

1.2.2 Организация, координация и регулирование процесса управления качеством

За предварительным  управлением, включающим в себя прогнозирование  и планирование качества продукции, следует этап оперативного управления, который согласно теории управления состоит из процессов организации, координации, регулирования и мотивации.

Эти процессы применительно  к управлению качеством основаны на создании условий для:

  • эффективного проведения мероприятий по совершенствованию качества продукции и работ;
  • стабилизации производства, сбыта и послепродажного обслуживания высококачественной продукции;
  • оперативного воздействия на причины возникновения дефектов и устранения брака;
  • использования механизма коллективной и индивидуальной ответственности и стимулирования выпуска продукции высокого качества.

Информация о работе Совершенствование управления качеством услуг на примере ОАО «Брянскоблгаз» ПУ «Дятьковорайгаз»