Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:29, реферат
Совокупный спрос — это объем товаров и услуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).
Область,
в которой потери не ожидаются, назовем безрисковой зоной, ей соответствуют
нулевые потери или отрицательные (превышение
прибыли).
Под зоной допустимого риска будем понимать
область, в пределах которой данный вид
предпринимательской деятельности сохраняет
свою экономическую целесообразность,
т. е. потери имеют место, но они меньше
ожидаемой прибыли.
Граница зоны допустимого риска соответствует
уровню потерь, равному расчетной прибыли
от предпринимательской деятельности.
Следующую более опасную область будем
называть зоной критического риска. Это область,
характеризуемая возможностью потерь,
превышающих величину ожидаемой прибыли,
вплоть до величины полной расчетной выручки
от предпринимательства, представляющей
сумму затрат и прибыли.
Иначе говоря, зона критического риска
характеризуется опасностью потерь, которые
заведомо превышают ожидаемую прибыль
и в максимуме могут привести к невозмещаемой
потере всех средств, вложенных предпринимателем
в дело. В последнем случае предприниматель
не только не получает от сделки никакого
дохода, но несет убытки в сумме всех бесплодных
затрат.
Кроме критического, целесообразно рассмотреть
еще более устрашающий катастрофический
риск. Зона катастрофического риска представляет
область потерь, которые по своей величине
превосходят критический уровень и в максимуме
могут достигать величины, равной имущественному
состоянию предпринимателя. Катастрофический
риск способен привести к краху, банкротству
предприятия, его закрытию и распродаже
имущества.
Общественное Производство
процесс создания материальных благ,
в том числе предметов
53, 93, 98
Природа внешних эффектов
Что такое внешние эффекты? Сформулируйте понятие
Внешние эффекты – это издержки и выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах, так как они направлены на третьих лиц, не являющихся участниками рыночной сделки.
Что представляют собой частные, внешние и общественные издержки
Частные издержки (PC) - издержки по предоставлению товаров и услуг, которые несут физические лица или фирмы, поставляющие их. В частные издержки не входит любой внешний ущерб, наносимый другим лицам или окружающей среде, например шум или загрязнение, до тех пор, пока закон не обяжет поставщика платить за это.
Внешние издержки (EC) – это виды дополнительной экономии или дополнительных издержек, которые не зависят от деятельности данного предприятия, но влияют на ее результат. Эти издержки являются внешними по отношению к предпринимателю - природопользователю, деятельность которого сопряжена с неизбежным загрязнением окружающей среды. Производители загрязнений, прежде всего, заинтересованы в минимизации своих внутренних издержек, а внешние издержки они обычно игнорируют как проблему, требующую для разрешения дополнительных затрат.
Общественные издержки (SC) - общие издержки от ведения любой деятельности. Они включают не только частные издержки, которые выпадают на долю отдельного лица или фирмы, но также и внешние издержки, достающиеся на долю других людей, которые не имеют возможности потребовать их компенсации. (SC = PC+EC)
Проиллюстрируйте графически каждый вид.
Формы проявления внешних эффектов
Внешние воздействия могут приводить
как к негативным, так и к
позитивным последствиям. В зависимости
от характера последствий
Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента (предприятия) вызывает издержки других. Отрицательные внешние эффекты приводят к тому, что у третьих лиц возникают некомпенсированные для них издержки (ущерб). Рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, в результате чего создается больше продукции, чем необходимо обществу. Например, сброс неочищенной воды в реку пропорционален объему производства. Выходит, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку предприятие не осуществляет очистку воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что объем выпускаемой продукции превышает оптимальный объем выпуска (рис. 14.5).
Положительный внешний эффект возникает при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. При этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, причем бесплатно. Поэтому при положительном внешнем эффекте частная предельная выгода блага ниже его общественной предельной выгоды.
Виды положительных внешних эффектов многообразны. Например, сооружение бассейна в густонаселенном квартале благоприятно влияет на положение его жителей. Деятельность пчеловода по разведению пчел благоприятно сказывается на опылении садов на соседних участках. Занимающиеся туризмом люди укрепляют свое здоровье, а это позволяет экономить общественные средства на здравоохранение. Наглядным примером положительного внешнего эффекта является получение высшего образования. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование и приносят выгоду обществу: повышается его образовательный уровень, создаются предпосылки для развития научно-технического прогресса, в производстве используется более квалифицированная сила, снижается уровень преступности, меняется политическая активность населения. Однако каждый из получающих образование навряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с процессом обучения, и те выгоды, которые могут быть получены в результате получения образования. Именно поэтому инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества
118 ,103
Теории внешних эффектов
Новый подход к изучению общественных финансов был предложен английским экономистом
А. Пигу в 1920-х гг.[1] В его основе лежало понятие экстерналий
(внешний эффектов), на основе которого
автор разделил частные и общественные
блага. Внешними эффектами (англ. externalities
В качестве способа решения проблемы внешних эффектов А. Пигу видел налогообложение, в частности введение налога на каждую единицу общественного блага, генерирующего отрицательные внешние эффекты. Налог такого типа получил название налога Пигу. Ставка налога Пигу устанавливается в сумме, равной внешним затратам при общественно оптимальном объеме выпуска.Дискуссия перешла на новый содержательный уровень с развитием понятия предельной полезности, заложившей основы новой теории стоимости. Основным аргументом этой теории, разработанной в трудах итальянских экономистов Сакса и Мацоллы, стало предположение о том, что по аналогии с частными благами общественные блага предоставляются для удовлетворения спроса на них со стороны индивидуумов. Предоставление услуг посредством общественного сектора может, таким образом, анализироваться аналогично механизму добровольного рыночного обмена, при котором потребители услуг (общественных благ) оплачивают их потребление (налоговые платежи)[2].
Однако шведские экономисты К. Виксель и позднее Э. Лидаль опровергли данную теорию, показав, что уровень потребления общественного блага индивидуумом слабо зависит от его личного вклада (оплаты) в производство блага. У потребителей общественных благ наличествуют стимулы потреблять публичные блага, а финансовое бремя их производства переносить на других пользователей. Данное явление получило название — «эффекта безбилетника».
Спрос на общественные блага дифференцирован, однако объем чистого общественного блага, предоставляемого потребителям, не может изменяться от потребителя к потребителю. В связи с этим дифференциация запросов должна получить признание в дифференциации той платы, за которую благо в равном количестве предоставляется разным потребителям. Индивидуальному потребителю нет надобности полностью оплачивать стоимость, связанную с предоставлением блага всему обществу, достаточно внести некоторый вклад, соответствующий персональной готовности платить. Причем оптимум достигается в том случае, если сумма определенных таким образом вкладов равна альтернативной стоимости ресурсов, которые необходимы для получения единицы общественного блага. Цены общественного блага для различных индивидуумов, отражающие дифференциацию предельных норм замещения[3], могут служить основой распределения налогового бремени. Состояние, которое при этом достигается, называется равновесием Линдаля, а сами цены — ценами Линдаля.
В 1950-х гг. в области общественных финансов основополагающей стала теория общественных благ, разработанная нобелевским лауреатом П. Самуэльсоном[4]. Именно ему принадлежит классическое определение общественного блага, как блага, обладающего следующими свойствами:
неделимость (несоперничество) — предоставление общественного блага одному потребителю позволяет неограниченно увеличить количество реципиентов без изменения стоимости и качества блага;
неисключаемость — потребитель не может быть исключен из числа реципиентов общественного блага (например, за неуплату пользования услугой);
невозможность не потреблять — если общественное благо предоставляется, то им пользуются все члены общества без исключения, вне зависимости от желания потреблять.
Это определение хорошо иллюстрируется следующими примерами:
маяк, направляющий моряков ночью, светит всем, до кого доходит его свет.
обеспеченная внутренняя и внешняя безопасность государства доступна всем, кто находится на его территории.
Общественные блага совсем не похожи на частные блага, практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).
В своих трудах Самуэльсон также предпринял попытку определить оптимальное распределение ресурсов при наличии как частных, так и общественных благ. Применительно к общественным финансам автор предложил так называемое уравнение Самуэльсона, показывающее, что сумма предельных норм замещения общественного блага на частное в потреблении равна норме замещения общественного блага на частное в производстве.
Р. Масгрейв ввел понятие мериторных благ (merit goods) — публичных благ, имеющих выраженный внешний эффект. Внешний эффект может сочетаться с исключаемым благом совместного потребления. К такого рода благам часто относят здравоохранение и образование[5].
Особенности общественных и частных благ представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Сравнительные характеристики общественных и частных благ
Признаки |
Общественные |
Частные блага |
Исключаемость потребителя |
Трудно |
Легко |
Совместность потребления |
Высокая (невычитаемость) |
Низкая (вычитаемость) |
Внешние эффекты, эффект бесплатного потребления |
Сильные |
Слабые |
Возможность их контроля частным образом |
Слабая (государственная власть замыкает на себя позитивные и негативные последствия) |
Сильная |
Соперничество в потреблении |
Нет |
Есть |
Делимость на части |
Трудно |
Легко |
Определение потребности, измерение качества и количества |
Относительно затруднено |
Относительно не затруднено |
Индивидуальный выбор в |
Обычно отсутствует |
Обычно присутствует |
Связь оплаты со спросом и потреблением |
Нет |
Есть |
«Безбилетник» |
Есть |
Нет |
Решения |
Государство |
Рынок |
Общественные товар или услуга,
для которых характерны четко
выраженные несоперничество в потреблении
и неисключаемость
Для чистых общественных благ также характерна совместность потребления, их полезное действие направлено на удовлетворение потребностей групп населения и не разлагается на индивидуальные услуги. Производство чистых общественных благ, в отличие от частных, не подвержено рыночному контролю. Вследствие отсутствия связи оплаты со спросом и потреблением, спрос на чистые общественные блага трудно поддается оценке, не всегда возможно непосредственное измерение качества и количества предоставляемых благ.
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение