Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:29, реферат

Описание работы

Совокупный спрос — это объем товаров и услуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).

Файлы: 5 файлов

print.docx

— 281.12 Кб (Скачать файл)

43 Асимметричность информации в микроэкономике (англ. asymmetric(al) information; также несовершенная информация,неполная информация) — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация.

Асимметрия информации на рынке страхования. Здесь основой для заключения контракта между продавцом и покупателем является неопределенность. При невозможности деления клиентов на группы по степени риска, страховые компании устанавливают для всех единый размер страхового взноса. В результате клиенты с низкой степенью риска переплачивают за риск. Таким образом, при отсутствии информации о клиентах страхователь осуществляет «ухудшающий отбор». Этой ситуации можно было бы избежать, если бы участники рынка располагали одинаковой информацией о риске. Следствием ухудшающего отбора является неэффективная работа рынка, неэффективное размещение ресурсов, а сам «ухудшающий отбор» является следствием информационной асимметрии

  • Кредитный рынок. При предоставлении кредита банки занижают процентные ставки относительно равновесного уровня и осуществляют рационирование кредита, требуя его надежного залогового обеспечения. Банкиры прекрасно понимают, что высокие процентные ставки могут отпугнуть в первую очередь серьёзных клиентов, имеющих умеренно рентабельные проекты и не склонных к риску. С другой стороны, аферист может согласиться на любые процентные ставки, лишь бы заполучить кредит. Таким образом, снижается количество рисковых проектов, принимаемых для кредитования, и доля недобросовестных заемщиков.
  • Рынок ценных бумаг. В случае с ипотечными ценными бумагами проблема асимметрии информации проявляется в том, что их эмитент имеет больше информации, чем инвестор, относительно качества предлагаемых ценных бумаг и стоящих за ними ипотечных кредитов. Отсутствие у инвесторов достаточного объема информации об ипотечных ценных бумагах может привести к тому, что они не решатся покупать ценные бумаги или потребуют повышения доходности по таким бумагам в качестве компенсации за риск. Выпуск ипотечных ценных бумаг последней очереди представляет собой самый рискованный транш, на котором лежит риск неисполнения обязательств по ипотечным кредитам, входящих в состав ипотечного покрытия.
  • Рынок труда. Прежде всего, асимметрия информации проявляется на стадии найма работников. В этот момент работодатель не знает реального качества приобретаемого товара. Однако доступен ряд других характеристик (образование, возраст, пол, национальность, опыт работы), которые рассматриваются как сигнальная информация о качестве рабочей силы, возможностях и способностях работника. Образовательные сигналы являются одними из наиболее важных.

44  Мультипликатор автономных расходов

Равновесный уровень выпуска Y0 может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных доходов: C, I, G или NX. Увеличение любого из компонентов  сдвигает кривую планируемых расходов вверх и способствует росту равновесного уровня выпуска. Снижение любого из компонентов AD сопровождается спадом занятости  и равновесного выпуска.

Приращение  любого компонента автономных расходов ∆A = ∆(a + i + g + nx)  вызывает несколько большее приращение совокупного дохода благодаря эффекту мультипликатора.

Мультипликатор  автономных расходов – отношение  изменения равновесного ВНП к  изменению любого компонента автономных расходов.

m = ∆Y/ ∆A,

где m – мультипликатор автономных расходов; ∆Y - изменение  равновесного ВНП; ∆A -изменение автономных расходов, независимых от динамики дохода.

Мультипликатор  показывает, во сколько раз суммарный  прирост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Однократное  изменение любого компонента автономных расходов порождает многократное изменение  ВНП.

48 Для анализа экономических процессов и явлений, прогнозирования их дальнейшего развития применяются логические и формально-математические модели. 
 
Макроэкономические модели — это формализованные логическим, графическим или алгебраическим способом описания различных макроэкономических процессов и явлений с целью установить между ними функциональные взаимозависимости. Следует иметь в виду, что любая модельесть абстрактное упрощение реальности, поэтому она не может быть всеобъемлющей. 
 
При помощи моделирования можно определить способы управления темпами инфляции, уровнем занятости, объемами выпуска и потребления продукции, величиной процентной ставки, валютным курсом. Все эти позиции называются эндогенными экономическими переменными, т.е. внутренними, формирующимися внутримодели, являющимися результатами ее построения и определяемыми в ходе экономических расчетов.

Макроэкономика  как совокупность взаимосвязанных  производителей и потребителей товаров  и услуг. Кругооборот товаров, доходов  и ресурсов

В экономической литературе с помощью  модели кругооборота товаров, доходов и ресурсов иллюстрируется целостность национального хозяйства, взаимозависимость между структурными элементами экономики.

В своей элементарной форме эта  модель включает в себя только две  категории экономических агентов. Субъектами рыночного хозяйства здесь выступают, с одной стороны, домохозяйства, с другой стороны, предприятия (фирмы). Под домохозяйствами понимают совокупность хозяйственных единиц, которые являются собственниками экономических ресурсов, самостоятельно принимают решения, формируют спрос на рынке потребительских товаров и услуг, на рынке факторов производства выступают со стороны предложения, стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей. Предприятия (фирмы) — множество хозяйствующих единиц, которые используют факторы производства для создания материальных благ с целью их продажи, самостоятельно принимают решения, на рынке факторов производства выступают со стороны спроса, формируют рыночное предложение на рынке товаров и услуг, стремятся к максимизации прибыли. Все экономические решения как домохозяйств, так и бизнеса реализуются через рынки — рынок экономических ресурсов (факторов производства) и рынок продуктов (рынок товаров и услуг). Рассматриваемая модель включает два вида потоков. По внешнему контуру — поток товаров и экономических ресурсов, по внутреннему — поток денежных средств. Эти потоки не прерываются, бесконечно повторяются и существуют одновременно.

51 Исследование закономерностей и ступеней развития общества является исключительно важной проблемой для науки и общественной практики. Без этого нельзя понять сложные социально-экономические процессы движения человечества к вершинам современной цивилизации.

Ученые-экономисты прошлого и современности по-разному трактуют сущность и особенности исторического  развития общества. Наибольшее распространение  получили формационный и цивилизационный  подходы к пониманию процесса экономического развития человеческого  общества

Цивилизация — исторически конкретное состояние общества, которое характеризуется достигнутым уровнем производительных сил, особой формой производства и соответствующей духовной культурой люде.,

Цивилизационный подход по-иному  определяет закономерные ступени развития экономических систем.

Цивилизация — категория  историческая, ее уровень и сущность определяются теми многогранными социально-экономическими условиями, в которых происходит жизнедеятельность того или иного  народа.

Переход от одной ступени  зрелости цивилизации к другой происходит благодаря глубинным качественным изменениям в производительных силах  общества, росту производительности труда, повышению культуры человека.

Современная зарубежная экономическая  наука (Дж. Гэлбрейт, Р. Арон и др.), используя  критерий "степень индустриального  развития общества", выделяет три  стадии индустриальной цивилизации:

— доиндустриальное (аграрное) общество;

— индустриальное общество;

— постиндустриальное общество.

В доиндустриалъном обществе преобладают сельское хозяйство и ручной труд. Оно существовало до конца ХУЛ в., т. е. до периода развертывания промышленной революции.

В индустриальном обществе ведущую роль играло крупное механизированное промышленное производство.

Постиндустриальное общество — это новая, наиболее развитая стадия человеческой цивилизации, начало которой положила научно-техническая революция, развернувшаяся во второй половине XX в. и постепенно переросшая в современную информационно-интеллектуальную революцию. В постиндустриальном обществе доминируют наука, принципиально новые виды техники и технологий, информатика, компьютеризация, автоматизация и роботизация всех сфер экономики и управления. В общественном производстве на первый план выдвигаются интеллектуальный капитал, знания, сфера услуг (образование, здравоохранение, культура, производство духовных благ и т. п.). Вследствие этих научно-технических преобразований формируется работник нового типа, усиливается творческий характер его работы и приобретают все больший вес потребности творческой саморегуляции личности.

Бурное развитие информационно-интеллектуальних технологий, компьютеризации, космонавтики усилили связи человека с космосом, что согласно концепции В.И. Вернадского  о ноосфере позволяет сделать  вывод, будто современное общество стоит на пороге зарождения новой  ноосферно-космической цивилизации, которая будет определять экономическое, научно-техническое и культурное лицо человека XXI в.

Для постиндустриального  общества характерным является углубление международного разделения труда, усиление взаимосвязей и взаимодействия национальных экономик.

54 Налоговый мультипликатор (Tax multiplier) (mt) – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.

Чем ниже предельная налоговая  ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.

Отсюда:

Снижение налогов увеличивает  частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так  как потребительские расходы  зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:

В открытой экономике на величину налогового мультипликатора  влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект. Такое же действие происходит и в отношении мультипликатора государственных расходов.

Мультипликатор сбалансированного  бюджета (Balanced budget multiplier) – это показатель, отражающий изменение объема выпуска в результате изменения государственных расходов и налоговых поступлений, которые в свою очередь меняются на одну и ту же величину (ΔT = ΔG).

Увеличение расходов государства  увеличит объем выпуска, а увеличение налогов снизит его. Но так как  мультипликационный эффект от увеличения налогов слабее эффекта мультипликатора  госрасходов, то действие мультипликатора  сбалансированного бюджета приведет к росту объема выпуска (ΔV). Иначе  говоря, эффект мультипликатора сбалансированного  бюджета равен разности действиямультипликатора госрасходов и налогового мультипликатора:

59 Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. "Встроенные" стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

64 Государственное регулирование рыночной экономики осуществляется при помо щи целой системы макроэкономических инструментов. Наиболее важными из них явля ются финансы и финансовая политика. Под финансами понимают сложившуюся в обществе систему отношений по фор мированию и использованию денежных средств. Финансовая система общества представляет собой совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств. Она включает в себя финансовые институты разных уровней: государства, хозяйствующих субъектов, на селения. Центральным звеном финансовой системы выступает государственный бюджет - основной финансовый план образования и использования фонда денежных доходов и расходов государства. Бюджетно-налоговая политика - это целенаправленная деятельность госу дарства по использованиюбюджетно-финансовой системы для реализации целей социально-экономической политики. Определ ение Часто бюджетно-налоговую политику называют фискальной (от лат.

fiscus - госу дарственная  казна). Однако некоторые специалисты  считают, что под фискальной  более правильно понимать налоговую политику, поскольку «фиск» - это деятельность по сбору налогов.Основными целями бюджетно-налоговой политики являются: сглаживание колебаний экономического цикла; стабилизация темпов экономического роста; обеспечение высокого уровня занятости при низкой инфляции. Продуманная бюджетно-налоговая политика способствует росту инвестиционных возможностей государства и предпринимательской активности, повышению уровня со циальной защищенности граждан, укреплению конкурентоспособности экономики и улучшению международного положения страны. Современная экономическая наука выделяет следующие типы бюджетно- налоговой политики:дискреционную (или активную) политику - сознательное манипулирование пра вительством налогами и государственными расходами с целью воздействия на эко номику; автоматическую (пассивную) политику,основанную на использовании «встроен ных стабилизаторов», которые начинают действовать при изменении экономиче ской ситуации «автоматически», без специальных решений правительства.

Бюджетно-налоговая политика, осуществляемая в целях сглаживания циклических колебаний экономики, бывает двух видов: экспансионистская (стимулирующая), направленная на стимулирование сово купного спроса и оживление экономического роста путем увеличения государст венных расходов и сниженияналогов; рестриктивная (сдерживающая), нацеленная на ограничение инфляционного эко номического роста при помощи увеличения налогов и снижения государственных расходов. Инструментамибюджетно-налоговой политики государства выступают государ ственный бюджет, налоги, государственные расходы. Осуществление этой политики предполагает действие мультипликаторов: налогового,государственных расходов, сба лансированного бюджета.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение