Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 16:37, курсовая работа
Задачами исследования являются следующие:
- анализ зарубежного опыта осуществления оптовой торговли;
- изучение правового регулирования оптовой торговли в Республике Беларусь;
- изучение перспективных форм оптовой торговли в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАЗВИТИЯ ФОРМАТОВ ОПТОВОЙ
ТОРГОВЛИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 5
2 СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМАТОВ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 13
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМАТОВ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Эта новая организационная форма сотрудничества нескольких самостоятельных, с правовой и хозяйственной точек зрения, производственных и торговых организаций, основанная на добровольных началах, выгодна всем ее участникам.
Целесообразность их создания определяется тем, что появляется возможность координировать деятельность поставщиков и оптовых покупателей, эффективнее управлять ею, гибко реагировать на рыночные изменения, совместно организовывать мероприятия по стимулированию сбыта товаров.
В условиях усиления конкуренции взаимовыгодное сотрудничество всех участников оптового рынка может расцениваться как способ обеспечить каждому из них прочное положение на рынке. Примером может служить Минский оптовый рынок, который успешно работает с 1996 г.
Такая форма организации оптовой торговли может рассматриваться как целесообразная и для системы потребительской кооперации, а также как одно из направлений выхода кооперативного опта из кризиса.
Разновидностью оптового рынка являются мелкооптовые магазины-склады «кэш-энд-кэрри» (в переводе «плати и уноси»), предназначенные для обслуживания мелких покупателей, владельцев мелких магазинов, ларьков, киосков, палаток. Эти магазины-склады торгуют со скидкой, предлагают более ограниченный ассортимент товаров и меньше услуг покупателям за более низкую цену. « Республике Беларусь принято законодательство, делающее возможным ведение экспериментальных операций типа «кэш-энд-кэрри». Но законодательство ограничивает торговлю наличными для этого вида операций, что сдерживает их развитие и снижает эффективность.
Товарные биржи - постоянно функционирующий оптовый рынок какого-либо товара, представляющий собой сложный рыночный механизм с комплексом правил, регламентирующих поведение хозяйствующих субъектов.
В то же время хозяйствующие субъекты на биржах имеют определенную свободу действий.
Биржевой механизм организационно обеспечивает представление в одном месте спроса и предложения на рынке и формирование рыночной цены.
Самостоятельно хозяйствующие субъекты встречаются на бирже, чтобы, с одной стороны, реализовать свои товары с целью получения прибыли, а с другой - удовлетворить свой собственный спрос. На бирже покупатель и продавец не связаны друг с другом, а осуществляют процесс купли-продажи через брокера. Цена зависит от спроса и предложения.
Биржевой механизм призван отстаивать наиболее выгодные условия производства и реализации товара и получение максимального дохода. Конкуренция представляет собой эффективно действующий механизм на биржевом рынке [7, с. 150].
Основными признаками биржевого товара являются: стандартизированность; взаимозаменяемость; низкий уровень монополизации; массовость производства; устойчивый спрос.
Определив биржевой товар, устанавливают и ассортиментный профиль биржи. Биржа может быть узкоспециализированной, т. е. проводить операции с однородным товаром, а может быть универсальной.
Далее следует выбрать место размещения товарной биржи с учетом наличия развитых информационных сетей, складских площадей и оформить регистрацию биржи. Она может быть государственным или акционерным обществом. Функции товарных бирж можно разделить на основные и вспомогательные.
К ним относятся:
- совершение различного рода биржевых сделок;
- спекулятивные операции (игра на разнице в ценах) в день заключения и в день исполнения сделки;
- хеджирование цен (страхование от возможных потерь в случае изменения рыночных цен при заключении сделок на реальный товар);
- котировка цен на товары (периодическая оценка);
- установление стандартов на биржевые товары;
- разработка типовых контрактов;
- осуществление арбитражных функций;
- ведение расчетов между членами биржи (через расчетную палату);
- информационная деятельность;
- оказание услуг клиентам.
На товарных биржах совершаются два основных вида сделок:
- сделки на реальный товар;
- срочные (фьючерсные) сделки.
Сделки на реальный товар осуществляются с предъявлением товара либо товарных образцов на месте и завершаются действительным переходом товара от продавца к покупателю, т. е. сдачей-приемкой товара на одном из биржевых складов.
Сделки на реальный товар в зависимости от сроков поставки делятся на сделки с немедленной поставкой и сделки с поставкой в будущем.
Сделки с
немедленной поставкой называют
Сделки на товар
с поставкой в будущем называют
К сделкам с
последующей поставкой
Форвардные
сделки благодаря гарантийным
Срочные (фьючерсные) сделки в отличие от сделок на реальный товар не предусматривают обязательства сторон поставить или принять реальный товар, а предполагают куплю и продажу права на товар (бумажные сделки). В соответствии с их условиями уплата денежных сумм за товар производится через определенный срок после заключения сделки по цене, установленной в ней. В этих сделках согласовываются две позиции: цена и срок поставки. Все остальные условия стандартные, определяются биржевыми правилами. Различают следующие виды фьючерсных сделок:
- простую, предусматривающую выполнение обязательств в определенные сроки по фиксированным на момент заключения сделки ценам;
- премиальную, предполагающую выплату одним из контрагентов сделки премии за пересмотр партнером первоначальных условий сделки или отказ от нее. Основная цель таких сделок - получение разницы в ценах, возникающей к сроку завершения сделок. Результатом сделок является не передача реального товара, а уплата или получение разницы между ценой договора в день его заключения и ценой в день исполнения. Фьючерсная сделка применяется для страхования от возможных потерь в случае изменения рыночной цены. Страховочная операция получила название хеджирование. Покупатель реального товара осуществляет хеджирование продажей, а продавец реального товара - покупкой.
Хеджирование может быть проведено через опцион.
Фьючерсная торговля в данный период используется ограниченно, но должна получить распространение в перспективе. Это определяется тем, что фьючерсная сделка заканчивается не поставкой товаров, а ликвидацией контракта (закрытием позиции), т. е., если кто-то купил контракт (открыл позицию), то кто-то должен в последующем его продать, и наоборот, если кто-то продал контракт, то кто-то должен его выкупить.
Таким образом, товарная биржа перестает выполнять функцию обмена наличным товаром, но сохраняет функцию ценообразования — «открытия цены».
Совокупность фьючерсных контрактов, которые оборачиваются на бирже, представляет собой как бы зеркальное отражение совокупности наличных товаров. Таким образом, фьючерсный контракт дает возможность сосредоточить спрос и предложение на данный товар в едином центре независимо от физического движения товара.
Фьючерсные биржи выполняют роль центров рыночного ценообразования: цены, устанавливающиеся на бирже, служат ориентиром, отправной точкой для рынков физического товара. Кроме того, механизм фьючерсной торговли обеспечивает страхование ценового риска.
При всей неразвитости рынка в Республике Беларусь уже в настоящее время целесообразно использовать фьючерсную торговлю.
Биржа не имеет права проводить сделки купли-продажи от своего имени. Посредником между продавцом и покупателем на биржах является брокер, который от имени своего поручителя ведет дело по заключению сделки, за что получает куртажное вознаграждение.
Взаимоотношения между брокерами и клиентами оформляются договором на оказание брокерских услуг по купле-продаже. В договоре указываются: полное наименование договаривающихся сторон; место и время заключения договора; предмет договора; взаимные гарантии; условия расчетов; порядок осуществления связи; ответственность сторон и порядок рассмотрения споров; срок действия; основания изменения и прекращения договора; особые условия; реквизиты сторон [8, с. 172].
В мировой практике
торговым домом принято считать
крупную оптово-розничную
Торговый дом представляет собой многопрофильную организацию, осуществляющую операции по широкой номенклатуре товаров и услуг. В его функции входят: организация производственной кооперации, научно-технического сотрудничества, участие в кредитно-финансовых операциях, приобретение предприятий экспортной направленности, сдача в аренду оборудования, сервисно - ремонтные работы, складирование, консультационные услуги.
Торговый дом в отличие от бирж предполагает простую схему движения товара. Между изготовителем и потребителем остается один посредник — торговый дом. Именно он оказывает любые виды посреднических услуг, обеспечивающих доведение товара от производства до потребителя. Торговые дома достаточно хорошо приспособлены к ведению операций с потребительскими товарами: одеждой, бытовой техникой, продуктами питания и др. Как крупные оптовые покупатели, они способны приобретать товары большими партиями со значительной скидкой.
Торговые дома работают более эффективно, чем товарные биржи по доведению товаров до потребителей: устраняется многозвенность хозяйственных связей и продвижения товара, закупаются крупные партии товаров, снижаются цены, стабилизируется расчетная дисциплина.
Торговые дома могут развиваться за счет привлечения не только отечественного, но и иностранного капитала.
Аукционная торговля — способ реализации товара, при котором продавец, желая получить максимальную прибыль, использует конкуренцию нескольких или многих покупателей, присутствующих при продаже. Товарные аукционы организуются периодически в заранее обусловленное время в назначенном месте. Здесь осуществляется продажа предварительно осмотренных покупателем товаров путем публичных торгов. Товар переходит в собственность того покупателя, который предложит наиболее высокую цену.
На аукционах предлагаются товары, имеющие индивидуальные особенности. Покупателю в обязательном порядке до начала аукциона должна быть предоставлена возможность детально ознакомиться с товаром, так как впоследствии претензии по качеству ни к продавцам, ни к устроителям аукциона не принимаются.
Предметами аукционного торга могут быть: пушно-ме-ховые товары, чай, табак, лошади, цветы, ювелирные изделия, антиквариат, картины, представляющие художественную ценность, и т.п.
Посреднические фирмы на аукционах работают на комиссионных началах.
Порядок проведения аукционов включает несколько этапов:
- подготовку аукциона;
- предварительный осмотр товаров покупателями;
- аукционный торг;
- оформление и исполнение аукционной сделки.
Торги - способ закупки, размещения заказов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков и заключение контрактов с теми, которые предложат наиболее выгодные коммерческие условия. Таким образом, выбор поставщика осуществляется на конкурсной основе. В Республике Беларусь так может происходить формирование и размещение заказов на поставку товаров для государственных нужд, которые завершаются заключением Государственного контракта между государственным заказчиком и выигравшим конкурс поставщиком.
Тендер представляет собой конкурсную форму размещения заказов на закупку товаров, работ и услуг. Тендеры на закупку товаров для организаций, финансируемых из госбюджета в рамках установленного Министерством торговли перечня, проводит концерн по материальным ресурсам.
Для подготовки и проведения тендеров создается тендерная комиссия не менее 5 человек, действующая на постоянной или временной основе.
В зависимости
от ориентировочной суммы
- при сумме равной или выше пороговой используются открытая процедура тендера, ограниченная процедура тендера, процедура переговоров;
- при сумме ниже пороговой проводится тендер по упрощенной процедуре либо осуществляется прямая процедура закупки.
На тендерных торгах отечественным претендентам при оценке тендерных предложений могут быть предоставлены преференции. Все документы для участия в тендерных закупках оформляются претендентами в письменном виде. Сведения, представленные во всех документах, должны быть достоверны. Заказчик также готовит пакет тендерных документов, включающих необходимую для претендентов информацию. Перечень необходимых документов и порядок обмена ими между заказчиком и претендентами определен указанным выше Положением [8, с. 173].
Результаты тендерных торгов оформляются протоколом. Решение тендерной комиссии, отраженное в протоколе, правомерно в том случае, если на ее заседании присутствовало не менее 2/3 ее состава и за него проголосовало более 50% членов комиссии, участвующих в заседании.
Судебный пересмотр дел по возбужденным искам претендентов осуществляется в порядке, установленном хозяйственными судами Республики Беларусь.
Участники конкурса представляют предложения об объемах поставки товаров, их ценах, технических характеристиках, коммерческих условиях поставки, а также о своем финансовом положении. По истечении срока, предусмотренного условиями конкурса, экспертная комиссия рассматривает поступившие заявки. Для объективности, гласности конкурсный отбор надо осуществлять публично путем проведения открытых торгов, куда следует приглашать всех желающих поставщиков. Государственный заказчик в месячный срок заключает с поставщиком-победителем контракт на поставку товаров для государственных нужд.