Современные проблемы занятости и методы ее регулирования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 07:52, курсовая работа
Описание работы
Цель работы – определение современных проблем занятости населения и методы её регулирования. Выявление причин и проблем безработицы в Украине и предложение путей их решения . Метод исследования - количественный и качественный анализ проблем занятости населения.
2 . АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗАНЯТОСТИ
В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Безработица - одна из самых
болезненных проблем даже для наиболее
развитых стран. Есть много причин, прежде
всего , рост безработицы сокращает спрос
на товары на , внутреннем рынке. Люди ,
не получающие зарплату , могут купить
лишь самый минимум средств существования
. Во-вторых , безработица обостряет социальные
проблемы общества и ведет к росту преступности
. Потеря работы обостряет политическую
ситуацию в стране из-за озлобления людей.
Большое количество озлобленных людей
- проходит под демократическим устройством
общества , недаром же приход фашистов
к власти в Германии в 1933 г. было связано
с огромной и застойной безработицей в
стране. [4,329] .
Рост числа рабочих мест не
поспевает за ростом населения , вступающего
в трудоспособный возраст . За последнее
десятилетие число работающих в мире выросло
лишь на 16,6 %. Почти половина занятых людей
( 1,37 млрд.) зарабатывают менее $ 2 в день.
[5,93]
2.1 . Динамика и структура
безработицы в Украине
В Украине на рубеже 90 - х годов
начались процессы формирования многоукладной
экономики, создание новых организационных
форм, использования новых механизмов
управления. Труженики получили больше
возможностей в выборе вида , сферы и формы
деятельности , источников и видов доходов
. Экономика в целом стала более открытой.
Начинается приватизация , то есть изменение
формы собственности . Но и по сей день
по количеству занятых доминирует государственный
сектор. В альтернативных секторах экономики
численность занятых растет , но не в той
мере , какой она сокращается в государственном
. За этот же период численность занятых
на коллективных и частных предприятиях
увеличилась Единственное объяснение
этому - рост неофициальной занятости
. [6,169]
В частных организациях регламентация
трудовых режимов дополняется большей
самостоятельностью и широкой пространством
проявления инициативы . Такие организации
имеют большие возможности для дифференциации
и повышения заработной платы . Однако
процесс украинской приватизации ведет
и к негативным последствиям. В первую
очередь - это распространение нелегальной
деятельности . Теневой сектор в Украине
составляет до 50 % ВВП. Наряду с обогащением
одних слоев населения , другие еще больше отлучаются от материальных
ценностей . С приватизациеюповьязано
и увеличения безработицы .[7,210]
Важно также обострение противоречий
между ценообразованием на товарных рынках
и рынках труда , между товарными и денежными
потоками кругооборота . На товарных рынках
ценообразования была либерализация ,
а на рынке труда заработная плата регулировалась
административными рычагами. Ужасными
стали задержки по заработной плате , связанные
, между прочим , с просчетами денежной
и инвестиционной политики . Обратной
реакцией со стороны населения стал поиск
форм приспособления к новым условиям.
Это расширение предложения своей рабочей
силы за счет вторичной занятости, участия
в неформальной экономике, сельскохозяйственном
труде на земельных участках и т.п. .
[8,182]
В свою очередь официальные
данные Госкомстата Украины учитывают
только количество официально зарегистрированных
безработных - таких у нас в начале 2007 г.
было 0,8 млн. (2,7 % трудоспособных , что на
0,4 % ниже , чем в январе 2006 года) ( 3,2 %). Общее
количество безработных составляло 790,2
тыс. человек. Из них женщин - 468,8 тыс. , мужчин
- 321 , 4тыс .
По низким показателем официально
регистрируемой безработицы не видна
, например , скрытая безработица ( вынужденный
досрочный уход на пенсию , сохранение
рабочего места без реальной отработки
и т.д. ) , что ставит необходимость подсчета
макроэкономических издержек роста безработицы
. Такая цена роста безработицы должна
определяться в большей мере не ростом
компенсационных выплат и финансированием
программ занятости , а в форме потерь
возможного , но не произведенного ВНП
вследствие НЕ занятости части рабочей
силы . Известный американский экономист
Артур Оукен математически выразил соотношение
между уровнем безработицы и отставанием
объема ВНП. Закон Оукена показывает ,
что если фактический уровень превышает
естественный уровень безработицы на
один процент , то отставание объемов ВНП
составляет 2,5 %. Например , попытки в 1953-1980
гг . уменьшить инфляцию путем роста безработицы
создали для США потери в среднем от 6 до
18 % ВНП. При другом варианте экономической
политики занятость населения могла бы
увеличиться на 4,5 млн. человек. [10,268]
Международная организация
труда (МОТ ) провела исследование , которое
показало , что уровень безработных на
Украине значительно выше официально
признанного . Директор МОТ , составлявший
отчет по результатам исследования , заявил
, что украинские источники " самым бесчеловечным
образом" скрывают истинное положение
вещей. Причина такого расхождения данных
в том , что людям не выгодно регистрироваться
в качестве безработных ( с уходом с номинальной
работы человек лишается льгот ) , а предприятия
стараются держать " мертвые души "
чтобы сократить налоги. [11,46 ]
Задачей современного этапа
в сфере регулирования занятости является
переход к активной политике на рынке
труда , который , к сожалению , не осуществляется
сейчас . В основу должна быть положена
модель управления , центральными элементами
которой являются основные регуляторы
рыночной организации труда : заработная
плата как цена услуг труда , конкуренция
на рынке труда , трудовая мобильность
, уровень безработицы . Именно по этим
параметрам осуществляется , с одной стороны
, саморегулирование на рынке труда , а
с другой - происходит вмешательство государства
, которое реализует координирующую , стимулирующую
или ограничивающую роль в процессе управления
.
2.2.Правовая база регулирования
занятости
Формируется в условиях экономической
свободы и конкуренции трудовое право
Украины не может игнорировать опыт регулирования
трудовых отношений других стран , прежде
всего с развитой рыночной экономикой
. Такое изучение крайне полезно , потому
что сущность взаимоотношений наемных
работников и работодателей в принципе
везде одинакова. Освоение этого опыта
позволит избежать повторения тех ошибок
, которые допускались ранее другими странами
и разработать специфические концепции
защиты труда , пригодные в украинских
условиях.
Как свидетельствует опыт практически
всех капиталистических стран , высшим
и наиболее эффективным организацийнимпринципом
рынка труда оказывается сотрудничество
между предпринимателями , профсоюзами
и государством . Положения и условия договорных
отношений закрепляются в трудовых и общих
законодательных решениях , изменяемых
и совершенствуемых по мере развития экономики
и демократизации общества.
Подобное сотрудничество
является результатом сложившегося
общественного сознания компромиссного
типа , принимающего как наиболее целесообразную
формулу поиска решения переговоры , нахождение
взаимоприемлемых условий , учет интересов
всех без исключения общественно -политических
и экономических сил страны.
Трудовой договор , заключенный
между работодателем и наемным работником
, а также существующее законодательство
выражают и защищают интересы обеих сторон
, определяя оптимальные производственные
условия трудовой деятельности , время
, функции и интенсивность работы .
Профессиональный союз (сокращенно
профсоюз ) - массовая общественная организация
, объединяющая на добровольных началах
рабочих и служащих по профессиональному
признаку. В посткоммунистический период
монолитность профсоюзов , универсальность
форм их организации и содержания деятельности
исчезли. Однако до сих пор большинство
профсоюзов являются частью системы менеджмента
, выполняющей жизненно важные для работников
социальные функции .
С помощью коллективных договоров
профсоюзы проводят свою политику в отношении
финансирования страховых фондов , размеров
и продолжительности выплаты пособия
по безработице и т. д. , но редко выдвигают
требования , которые могут подорвать
положение предприятия , корпорации , отрасли
, а в конечном итоге , и работников . Заключенные
между предприятиями и профсоюзами на
одном из трех уровней - национальном ,
отраслевом или фирменном - сроком на 1-2
года коллективные договоры являются
весьма эффективной формой производственно
- трудовых отношений , обеспечивающих
участие трудящихся в развитии экономики
и предотвращают , как правило , возникновение
трудовихконфликтив и забастовочной борьбы
.
Коллективные договоры сегодня
, как правило , результатом не столько
противоборства интересов , сколько их
выявления и сглаживания различий между
ними в контексте общей заинтересованности
в процветании фирмы , корпораций , экономики
в целом. И предприниматели , и профсоюзы
в своих требованиях исходят из научного
анализа ситуации , осуществляемого собственными
, независимыми исследовательскими центрами
и организациями .
Весьма эффективны , как показывает
опыт Австрии , Швеции , Норвегии , Дании
и других стран , коллективные договоры,
заключаемые на высшем национальном уровне
между ассоциацией предпринимателей и
руководством профсоюзов. Они действительны
во всех отраслях и обязательны - при условии
их принятия - для работников каждого учреждения
и предприятия в течение всего срока действия
. Именно на национальном уровне наилучшим
образом видны и понятны и потому могут
быть всеми сторонами учтены и согласованы
многосторонние общенациональные интересы
- внешней и внутренней экономической
политики , комплексного развития отраслей
, в т.ч. и отдельных предприятий.
Наряду со всем комплексом условий
труда и мер социальной защиты , зарплата
, безусловно , является одним из ключевых
пунктов коллективных договоров и одной
из основных тем переговоров между профсоюзами
и предпринимателями. Ее общее движение
почти никогда не отстает от роста индекса
цен на товары и услуги , часто его опережает
и определяется спросом и предложением
рабочей силы , ростом образования и квалификации
. Но повышение зарплаты по этой причине
не бывает непрерывным. Оно прекращается,
в частности , на период действия коллективных
договоров .
Однако бывает , что в странах
, где наемные работники не могут по - настоящему
отстаивать свои интересы или где бушует
экономический кризис , минимальная заработная
плата падает ниже прожиточного минимума.
Это в полной мере характерно для Украины
в настоящее время.
Такая ситуация на рынке труда
неизбежно ведет к росту числа забастовок
с требованием повышения оплаты труда
и даже может породить опасные политические
последствия .
Государство осуществляет как
прямое , так и косвенное влияние на рынок
труда. На государственном уровне определяются
минимально необходимые нормативы функционирования
рынка труда , объем прав работодателей
и работников сферы найма , пределы компетенции
местных органов управления рынком труда
, обеспечивается унификация системы социального
и трудового законодательства. Среди косвенных
источников государство использует налоговую
кредитно -денежную системы , а также методы
общеэкономического характера . Таким
образом . Государство играет решающую
роль в формировании рынка труда .
Механизм государственного
регулирования занятости является эффективным
только тогда , когда они основаны на правовой
базе , гарантируя обеспечение прав граждан
на труд , регулирования и организации
занятости населения , компенсации при
потере работы .
2.3 . Механизм регулирования
равновесия на рынке труда
Развитый рынок труда предполагает
ряд взаимосвязанных условий своего существования
и функционирования:
- Наличие большого числа независимых
субъектов трудовой деятельности, в результате
трудовой мотивации в поведении на рынке
труда обусловливают формирование спроса
и предложения на рабочую силу ;
- Обеспечение условий
экономической свободы и потенциальной
мобильности субъектов рынка
труда;
- Минимальная заработная
плата должна обеспечивать уровень
жизни выше прожиточного минимума
и устанавливаться в соответствии
с образованием , квалификации и
качества труда ;
- Одинаковый уровень экономической
и юридической ответственности
работника и работодателя ;
- Наличие развитого рыночной
( конкурентной ) среды в стране ;
На практике рынок труда рассматривается
как механизм выявления и согласования
спроса и предложения на рабочую силу
, то есть этот рынок имеет общие черты
с другими составляющими общего рынка.
В то же время рынок труда отличается от
других рынков. Суть различия в том , что
для работника продажа рабочей силы , ее
цена , служат , как правило , основным источником
жизнедеятельности. Поэтому продажа рабочей
силы нельзя отложить на длительное время
, ожидая более благоприятного соотношения
спроса -предложения .
К основным рычагам саморегулирования
рынка труда относятся цена труда , соотношение
платежеспособного спроса на него и его
предложение и конкуренция .
На рынке труда ценой труда
является заработная плата . Она привлекает
на рынок труда ту часть населения , которая
не имеет других источников к существованию.
Высокий уровень заработной платы увеличивает
предложение труда во всех сегментах рынка
труда . Повышение общего уровня реальной
заработной платы повышает общий уровень
життяпрацездатних наемных работников
. Увеличиваются налоговые поступления
от заработной платы , страховые взносы
и отчисления в различные фонды , что расширяет
возможности социальной защищенности
населения. Опыт развитых стран показывает
, что в значительной степени благосостояние
их населения связано с высоким уровнем
заработной платы на рынке труда . Колебания
цены труда в сторону ее снижения приводят
к обратным результатам : ограничивается
приток рабочей силы на рынке труда, уменьшается
его предложение , снижаются налоговые
поступления и т.д.