Одним из основных элементов
формирования политики эффективной занятости
является разработка и задействование
механизма, регулирующего динамичное
равновесие спроса и предложения рабочей
силы на рынке труда. В связи с этим следует
выделить два блока проблем :
оживление экономической ситуации
и инвестиционной активности в стране
, создание условий для динамичного движения
капитала , разработка мероприятий по
развитию системы рабочих мест и увеличению
потребности предприятий и организаций
в рабочей силе ;
совершенствования системы
оплаты труда , расширение возможностей
получения населением дополнительных
доходов ( дивиденды от ценных бумаг , проценты
по вкладам и т.д. ) , развитие системы социальных
пособий , дотаций и льгот , снижающих потребность
в труде отдельных социально - демографических
групп населения , особенно женщин , учащейся
молодежи и пенсионеров.
В реализации первого направления
большое значение приобретают методы
воздействия на занятость населения в
условиях структурных сдвигов в экономике
и развития новых форм собственности .
Начавшийся под влиянием рыночных
реформ стихийного процесса реструктуризации
производства важно придать управляемый
характер. Иными словами , государство
должно стимулировать создание и преобразование
рабочих мест (естественно , на новых принципах
инвестирования) в жизнеобеспечивающих
производствах , а также в наиболее развитых
в технологическом отношении отраслях
экономики.
ВЫВОД К РАЗДЕЛУ
Анализ ситуации в сфере занятости
в Украине в предыдущие годы показывает
, что способность состоит рынка труда
к саморегулированию все еще незначительна , поэтому остается
необходимость в использовании элементов
государственного регулирования .
С одной стороны в Украине, признается
законной добровольная незанятость граждан.
Она не может, как раньше , осуждаться обществом
или служить основанием для привлечения
лица к административной или уголовной
ответственности . С другой - не занятость
человека , который ищет работу . Именно
эта категория населения должна находиться
в поле зрения государства , призванного
обеспечить каждому гражданину его конституцийнальное
право на труд. Соответственно нужно решать
проблему организации учета незанятого
населения, необходимо из миллионов незанятых
выделить тех , кто оказался в такой ситуации
вынуждено.
Законодательство предусматривает
обязанность вынуждено незанятого гражданина
заявить об этом . Это один из новых принципов,
определяющих правила поведения гражданина
и государства на рынке труда: не государство
выявляет неработающих , а незанятый гражданин
сам обращается за помощью к государству
, а именно в Государственную службу занятости
.
Государственная служба занятости
является структурой специальных государственных
органов , призванных обеспечить координацию
, решение вопросов занятости населения
, регулировать спрос и предложение на
рабочую силу , содействовать неработающим
гражданам в трудоустройстве , организации
их профессиональной подготовки , оказания
социальной поддержки безработным.
С целью обеспечения трудоустройства
наиболее уязвимых слоев населения осуществляется
предоставление дотаций работодателям
из Фонда общеобязательного государственного
социального страхования на случай безработицы
.
Для поддержки безработных
в организации собственного дела государственная
служба занятости предоставляет одноразовую
выплату помощи по безработице .
При содействии службы занятости
трудоустроено - 4,5 тыс. человек; направлено
на профессиональное обучение - 65 % лиц
в возрасте до 18 лет ; прошли профессиональное
обучение - 56%; безработная молодежь в возрасте
от 16 до 18 лет была одним из основных участников
( 67 %) мероприятий по организации временного
трудоустройства безработных граждан
, испытывающих трудности в поиске работы.
Наибольшее количество человек
претендуют на одно рабочее место в Ивано
- Франковской и Ровенской областях - 22
и 21 соответственно. В Херсонской и Тернопольской
областях этот показатель составляет
18 человек , в Закарпатской и Черкасской
- 15 , Винницкой и Львовской - 14. Самая низкая
нагрузка на вакансию в Донецкой области
- 3 человека , а также в Харьковской и Луганской
областях - 5 человек. В Киеве и Севастополе
в среднем на одно рабочее место претендует
1 человек.
Достижение оптимально высокой
, структурно - рациональной , экономически
эффективной и социально - обоснованной
занятости - неотъемлемая составная часть
процесса восстановления украинской экономики
. Стимулами этого процесса должны быть
рыночные отношения и целенаправленные
меры хозяйственной политики на всех уровнях.
Если в развитых странах проблемы занятости
могут часто решатся обособленно , безкардинальних
изменений экономической стратегии , то
в Украине для этого требуется коренное
преобразование экономики . Это может
быть реализовано лишь при финансовой
стабилизации , восстановления экономического
роста , увеличении ресурсов для инвестиционной
активности и решения социальных проблем.
Необходимо эффективное взаимодействие
работников , работодателей и государственных
органов для согласования путей решения
проблем занятости
ВЫВОДЫ
В данной курсовой
мы попытались дать анализ как научно
- теоретического , так и практического
аспекта деятельности такого сложного
элемента рыночной экономики , как рынок
труда и самую его проблему – безработицу.
Из-за чрезмерной обширности данной темы
невозможно подробно рассмотреть в одной
работу все стороны этой проблемы . Однако
, исходя из всего вышесказанного , можно
сделать некоторые выводы , обобщая анализ
каждого из рассмотренных вопросов.
Экономисты выделяю три основных
типа безработицы: фрикционная, структурная
и циклическая . В настоящее время считается
, что полная занятость , или естественный
уровень безработицы осложняется тем
, что есть работники , занятые неполный
рабочий день , а также такие , кто потерял
надежду на получение работы .
Если речь идет о систематическом
высвобождении работников предприятиями
, которые должны сворачивать свою деятельность
вследствие их технологической или экономической
неэффективности , то такого рода высвобождение
рабочей силы должно считаться , безусловно
, позитивным процессом , так как это высвобождение
работников в одних сферах всегда сопровождается
параллельным появлением значительного
числа вакансий рабочих мест в новых отраслях
и сферах деятельности , порождаемых научно
- техническим развитием . Однако все это
воплощается в реальнисть только при условии,
что в обществе действуют социально - экономические
отношения, обеспечивающие гибкую занятость
, взаимное соответствие структур рабочей
силы и производства , перестройка структуры
занятости является не принудительной
, а базируется на свободном доступе каждого
работника к системе переквалификации
, получения дополнительного образования
, смене места работы , жительства и т.д.
Между тем , в условиях переходной экономики
фрикционная и структурная безработица
принимает , как правило , иррациональные
формы , закрытие предприятий идет гораздо
быстрее , чем образование новых рабочих
мест в перспективных отраслях , усиливая
к тому же и опережающим спадом в сферах
, которые , напротив , заслуживают наибольшего
развития ( высоких технологий , наукоемкого
производства) и требуют квалифицированной
рабочей силы . В результате сегодня в
Украине ученые переквалифицируются в
продавцов и грузчиков.
Существует огромная разница
в уровнях безработицы в разных состояниях.
Уровни безработицы отличаются потому
, что страны имеют разные естественные
уровни безработицы и часто находятся
в разных фазах экономического цикла.
Рынок труда это не только отношения
между наемными работниками как субъектами
предложения труда и предпринимателями
как субъектами спроса , возникающие по
поводу купли-продажи этого труда. Ведь
рынок труда испытывает колоссальное
влияние со стороны различных субъектов
трудовых отношений : это и профсоюзы ,
отстаивающие интересы наемных работников
перечисленными в пункте 2.2 способами
, и государство, поддерживающее интересы
как работников , так и работодателей посредством
специализированных организаций и законодательного
регулирования трудовых отношений , и
предпринимательские объединения , создаваемые
в противовес профсоюзам .
Хотя уровень безработицы является
одним из важнейших показателей экономического
положения страны , его нельзя считать
безошибочным барометром здоровья нашей
экономики.
Безработица сказывается на
экономическом , социальном и психологическом
состоянии людей . И хотя она может оказаться
созидательным , мобилизующим волю испытанием
, большинство прошедших через это говорят
, что пережили отчаяние , бессилие и растерянность
, особенно если были без работы дольше
, чем несколько недель. Психологамидоведено
, что столкновение с безработицей отрицательно
сказывается на средней продолжительности
жизни , состоянии здоровья , долголетия
и уровне смертности , пристрастии к алкоголю
.
Забота государства о достижении
в стране наиболее полной и эффективной
занятости как важной социальной гарантии
для экономически активного населения
является важнейшим аспектом государственного
регулирования рынка труда , механизм
формирования которого будет постоянно
совершенствоваться применительно к новым
условиям развития многоукладной экономики
, структурной перестройки производства
, формирования эффективной социальной
политики .
При решении вопросов регулирования
занятости населения важно учитывать
специфические черты украинской модели
рынка труда . Это : более высокая степень
коллективизма как традиционного способа
взаимной поддержки работающих (отсюда
преобладающими , видимо , останутся и
коллективные формы найма и увольнения
, социальной поддержки в сфере труда)
; разная скорость движения к рынку различных
отраслей и секторов экономики ; неравномерность
перехода к рынку в отдельных регионах
, городах и сельской местности.
Забота государства о достижении
в стране наиболее полной и эффективной
занятости как важной социальной гарантии
для экономически активного населения
является важнейшим аспектом государственного
регулирования рынка труда , механизм
формирования которого будет постоянно
совершенствоваться применительно к новым
условиям развития многоукладной экономики
, структурной перестройки производства
, формирования эффективной социальной
политики .
В нашей экономике с присущим
ей крупным государственным сектором
и активным вмешательством в рыночные
процессы говорить о построении эффективной
социальной экономики рано. Этому способствует
и несовершенство правовой базы , и налогового
законодательства , и коррупция в руководящем
составе , и сильный " теневой " сектор.
Словом , чтобы начать эффективно решать
проблемы на рынке труда , нужно сначала
реформировать все сферы экономической
, политической и социальной жизни общества
.
В Украине , которая трансформирует
свою экономику в социально - рыночную
, проблемы функционирования рынка труда
приобретают статус первоочередных. Вместе
с тем , в условиях переходного периода
, когда происходит установление совершенных
трудовых отношений , ситуация на отечественном
рынке труда характеризуется большим
количеством негтивних тенденций.
В современных условиях исходным
постулатом стратегии занятости в украинском
обществе должен стать принцип достижения
и поддержания эффективной занятости
, допускающий безработицу в социально
приемлемых пределах. Реализации этого
принципа может способствовать оптимальное
сочетание экономической эффективности
и социальных результатов , которое будет
различным в украинских регионах , отличающихся
своим экономическим потенциалом , структурой
хозяйства , ресурсообеспеченностью и
т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Экономика труда »
под редакцией Г. Р. Погосян и
Л. И. Жукова М. : Экономика , 2004
2. Василенко Н.Ф. Особенности
становления социально - ориентированных
рынка труда / / Актуальные проблемы
ЭКОНОМИКИ . - 2004 . - № 11 . - С.164 -173
3. Г. И. Башнянин , П. Ю. Лазур
, В. С. Медведев - Политическая экономия
: учебник для студентов вузов , 2009 . - 528с
.
4. Экономическая теория:
Политэкономия : учебник / под ред . В.
Д. Базилевича . - 2 - е изд. , ВИПРА . - М.: -
пресс , 2009 . - 581с . - ( Высшее образование
XXI века )
5. Зайцева Н. Ф. Повышение
эфективность использования трудового
потенциала / / Вестник Восточноукраинского
национального университета им .. В. Даля
- 2011 . - № 5 ( 51). - С.92 -101
6. Краузе А. И. . Концепция змишанногорегулювання
занятости населения Украины / / Актуальные
проблемы ЭКОНОМИКИ . -2010 - № 10 . - С.167 -172
7. Садовая И.Я. , Семив Я.К.
проблемы регулирования занятости и безработицы
на региональном рынка труда / / Региональная
экономика . - 2011 . - № 2 . - С.208 -213
8. Семикина М.В. Индикаторы
экономической и СОЦИАЛЬНОЙ эфективность
мотивация труда / / Актуальные проблемы
ЭКОНОМИКИ . - 20012 . - № 10 . - С.181 -189
9. Толмачева г. Малой бизнес
Как средство Решение проблем занятости
на территориях приоритетного развития
/ / Экономическая газета. - 2012 . - № 10 . - С.30
-33
10. Носова С.С. Экономическая
теория: Учебник для вузов. - М. , Издательско
- торговая корпорация « Дашков и К », 2009.
- 864с .
11. Злупко С.М. , Раденький И.И.
Человеческий Потенциал , занятость и
социальная защита населения в Украине
: Учеб. Пособие / Львовский национальный
ун - т им .. Ивана Франко / Н.Н. Мартиняк9ред
. ) . - Л. : Издательский центр ЛНУ им . И.Франко
, 2011