Современные проблемы занятости и методы ее регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 07:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определение современных проблем занятости населения и методы её регулирования. Выявление причин и проблем безработицы в Украине и предложение путей их решения .
Метод исследования - количественный и качественный анализ проблем занятости населения.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ макроэкономика.docx

— 77.64 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ВЫВОД К РАЗДЕЛУ

 

Безработица - одна из самых болезненных проблем даже для наиболее развитых стран .

Важный фактор - это спад производства и торможения структурной перестройки экономики. Производительность труда сократилась на 40 %. Это привело к обеднению товарных рынков , снижение уровня потребления и социального статуса населения;

По мнению старшего экономиста Международного центра перспективных исследований, нынешний показатель - это естественный уровень , и снижаться он не будет. Ведь в отличие от Польши и других новых членов ЕС , где пособия по безработице немалые и позволяют гражданам время отдохнуть от работы , в Украине на пособие по безработице прожить нереально. По данным Госкомстата , в январе 2007 года держава выдилила помощь безработным в размере 128,3 млн. гривен. Ее получили 483,4 тыс. безработных , средний размер пособия на одного безработного в январе 2007 года составил 265,51 гривны. Даже не все безработные (около 80 %) тратят время на его получение . [9,32]

Скорее всего , для Украины наиболее приемлемой будет европейская модель трудового законодательства , отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения , поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов , связанных с трудовыми отношениями , на уровень фирмы . Важно и психология самих работников , обращающих все свои требования по привычке государству , считая , что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений .

В заключение следует отметить , что само по себе наличие должным образом подготовленного закона не достаточно , чтобы заметно повлиять на общественное сознание . Хороший закон может просто не применяться , и не действовать эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных актов , а с простым неисполнением закона). Условия реального исполнения законов о труде , их действенности требуют особого рассмотрения , однако в целом необходимо отметить , что гарантированные государством права работников должны защищаться , прежде всего , путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий. [12,378 ]

Уровень заработной платы может гарантироваться только государством , путем установления предельных правовых норм ( тарифные ставки , ставки оплаты труда , продолжительность рабочего времени , налогообложения и др.). В процессе саморегулирования рынка труда не менее важна роль прибыли предпринимателя , который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь из наемного труда максимальную выгоду при минимальных затратах. Эта выгода воплощается в размерах нормы прибыли , которая показывает размеры дохода по расходам предпринимателей.

 

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНИЕ  ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ

 

В Украине в феврале к январю уровень безработицы вырос на 0,1 процентных пункта - до 2,1%. Об этом сообщает Государственная служба статистики (Госстат).

По данным Госстата, в феврале 2013 года в Государственной службе занятости было зарегистрировано 589,1 тысячи безработных (564,5 в январе 2013 года и 506,8 тысячи в декабре 2012 года), из них 469,1 тысячи (435,8 тысячи в январе 2013 года и 386,3 тысячи в декабре 2012 года) получают пособие по безработице.

Средний размер пособия на одного безработного в феврале 2013 года составил 1069 тысяч гривен (1089 в январе 2013 года и 1028 гривен в декабре 2012 года).

За январь уровень безработицы поднялся сразу на 0,2%. В декабре тенденция была аналогичной.

Стоит отметить, в течение 2012 года уровень безработицы сначала снижался: с 2% в феврале (максимальное значение в 2012 года) до 1,4% в октябре (минимальное значение), но до конца года вновь продемонстрировал рост.

Отметим, 15 октября 2012 года, правительство одобрило программу содействия занятости населения и стимулирования создания новых рабочих мест на период до 2017 года. Ожидается, что в результате реализации программы в 2017 году численность занятого населения увеличится до 21,4 миллиона человек, из которых официально трудоустроенными будут не менее 17 миллионов.

Кроме того, ожидается, что уровень безработицы в Украине, рассчитанный по методологии Международной организации труда (МОТ), снизится с 7,9% в 2012 году до 6,3% в 2017 году, а среди молодежи он составит 13% против нынешних 19%.

Добавим, что Международная организация труда предупреждает, что мир столкнулся со срочной необходимостью создать в ближайшее десятилетие 600 миллионов новых рабочих мест, чтобы обеспечить устойчивый рост и сохранить социальное единство. В целом уровень мировой безработицы по прогнозам МОТ в этом году может вырасти со 197 миллионов до 202 миллионов. [приложение А]

 

3.1 . Проблемы занятости  населения

Безработицы населения является одним из существенных факторов, влияющих на социально - экономическое положение населения, в частности , определяет его бедность и масштабы трудовой миграции за пределы Украины .

Суждения о социально-экономических последствиях безработицы неоднозначны и зависят , преимущественно от того , о каком уровне безработицы идет речь. Некоторые исследователи, в основном неоклассического направления , отмечают , что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий : формируется мобильный резерв рабочей силы , который можно задействовать при расширении производства ; сдерживает требования профсоюзов в части повышения заработной платы , а значит , снижает предполагаемый уровень инфляции , усиливает трудовую мотивацию занятых , так как гарантии занятости и опасения потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.

Вместе с тем несомненны и негативные последствия безработицы , прежде всего циклически . Главные отрицательный экономический эффект - недоиспользование экономического потенциала общества , когда реальный ВНП существенно меньше потенциального . Безработица приносит большие проблемы как самому человеку , оставшемуся без работы и стремящихся ее получить , так и обществу , экономике в целом. Проблемы , связанные оценкой уровня безработицы и определением уровня безработицы при полной занятости , не должны мешать пониманию важной истины: чрезмерная безработица влечет за собой большие затраты . Издержки безработицы - это то , во что она обходится , что является платой за нее . Плата может быть экономической , психологической , социальной и т.д.

Основными проблемами в занятости населения в Украине являются:

Отсутствует четко выраженная государственная политика при выборе направлений расходования собранных в фондах занятости средств .

Приоритетом в период экономического спада должна быть не высокозатратная при малой отдачи активная политика (в тех формах , в которых она осуществляется сейчас) , а эффективная пассивная политика на рынке труда , проводимой во всех рыночно - ориентированных странах . Это означает необходимость разработки принципиально иной системы страхования от безработицы .

Демографическая проблема .

Приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов : людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию , - словом , снижается мобильность трудовых ресурсов . Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной Украины доля лиц пожилого возраста больше 30-40 % и имеет тенденцию к росту

Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаяся дифференциация населения по доходам . Элитные слои населения , в пользу которых перераспределяется сегодня национальный доход , не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления отечественного производства , что способствует его стагнации и , как следствие , безработице .

Недостаточный уровень реформирования трудовой сферы , что приводит к неэффективной занятости и проявляется в концентрации рабочей силы на убыточных предприятиях ; значительные масштабы недоиспользования рабочего времени занятых , низкая эффективность труда и недостаточный уровень ее оплаты , снижение части работают в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности , отсутствие свя связи между трудовым вкладом и доходами работников и т.д.

Переход специалистов в сферу неформальной занятости , теневой экономики , миграция за границу.

Миграционные потоки из Украины формируются за счет наиболее мобильной части экономически активного и неактивного населения , в составе которой находятся в основном мужчины в возрасте от 25 до 50 лет и женщин от 20-40 лет. В большинстве случаев из-за ограниченности возможности получить высокооплачиваемую работу , указанные категории часто находятся в состоянии вынужденной неполной занятости , на низкооплачиваемых работах с постоянными задержками заработной платы .

Отечественная регистрация не охватывает даже всю легальную эмиграцию , а оценить реальные ее масштабы почти невозможно.

Очевидно , что наибольшие миграционные оттоки имеют место из регионов Западной Украины благодаря географическому положению и где самый высокий уровень официальной и скрытой безработицы . Например , по неофициальным данным рубежом работают более 300 тыс. жителей Львова и области. Вследствие высокой вынужденной трудовой миграции на Львовщине почти 19 тыс. детей разного возраста остались без одного из родителей , а 4360 детей - без обоих родителей. Это так называемые социальные сироты - явление заразного характера для украинского общества . Родители привозят из-за границы заработанные деньги , но часто теряют самое дорогое : своих детей , свою семью. [13,8 ]

Ухудшение качественных характеристик рабочих мест , недостаточное введение в действие новых рабочих мест , особенно для квалифицированных кадров, увеличивает объемы и уровень безработицы , снижает производительность труда и конкурентоспособность производства .

Несоответствие между спросом и предложением рабочей силы , несмотря на признаки стабилизации производства и оживление инвестиционной активности ; вместе с тем объемы инвестиций в сферу производства недостаточны для решения вопросов обеспечения безработных современными рабочими местами; недостаточной также государственная поддержка предпринимательства и малого бизнеса.

Недостатки процессов реформирования системы государственного профессионального обучения и образования , неадекватность масштабов , структуры и форм профессиональной подготовки кадров требованиям современного рынка труда в аспектах спроса на определенные профессии ; недостаточная развитость системы подготовки , переподготовки и повышения квалификации , слабая заинтересованность работодателя в повышении квалификации работников .

Сложная ситуация касается трудоустройства отдельных социально - демогорафичесикх групп населения ( молодежи , женщин , инвалидов , бывших военнослужащих и др.); недостатки системы соблюдения норм трудового законодательства, ккасаются режима и охраны труда отдельных групп рабочих .

Существующая дифференциация региональных рынков труда , существование депрессивных регионов с особо напруженоюситуациею на рынке труда, говорит о недостатках госрегулирования занятости и безработицы .

На Украине острая безработица имеется в регионах с высоким естественным приростом населения. Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи , тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается , но и сокращается . Также в депрессивных регионах , т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с концом   80- х .

Потеря трудовых способностей квалифицированных кадров из-за закрытия , реструктуризации крупных промышленных предприятий , их убыточности .

Для Донецкой области следствием ликвидации угольнодобивающих предприятий является массовое высвобождение работников угольной отрасли. В близком времени ожидается увольнение около 40,0 тыс. человек , 85 % из которых нуждаются в трудоустройстве . Нагрузка на одно свободное место в самых крупных шахтерских городах составляет : в Донецке - 5 человек , в Горловке - 13, в Макеевке - 8 , в Енакиево - 6 человек [14,12]. Такая ситуация требует особого внимания к формированию рынка труда в нашем регионе.

Таким образом , украинская экономика , основанная на низкой стоимости трудового потенциала , не стимулирует сам процесс накопления и качественное воспроизводство рабочей силы .

Обзор основных тенденций безработицы в Украине дает возможность сделать вывод , что главной задачей политики занятости на современном этапе является не искусственное занижение его зарегистрированного уровня , а разработка комплекса мер по преодолению его скрытых и открытых форм .

 

 

3.2 Методы борьбы с безработицей в Украине

Формирование рынка труда в Украине , его прогнозирование , является неотъемлемой частью становления рыночного механизма . Основными направлениями его регулирования должны стать : борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы ; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.

При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей , присущих развитию занятости и хранятся в условиях рыночной экономики , поскольку многие факторы , влияющие на важнейшие параметры занятости , зависят непосредственно от человека  .

Информация о работе Современные проблемы занятости и методы ее регулирования