Современные проблемы занятости и методы ее регулирования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 07:52, курсовая работа
Описание работы
Цель работы – определение современных проблем занятости населения и методы её регулирования. Выявление причин и проблем безработицы в Украине и предложение путей их решения . Метод исследования - количественный и качественный анализ проблем занятости населения.
Безработица - одна из самых
болезненных проблем даже для наиболее
развитых стран .
Важный фактор - это спад производства
и торможения структурной перестройки
экономики. Производительность труда
сократилась на 40 %. Это привело к обеднению
товарных рынков , снижение уровня потребления
и социального статуса населения;
По мнению старшего экономиста
Международного центра перспективных
исследований, нынешний показатель - это
естественный уровень , и снижаться он
не будет. Ведь в отличие от Польши и других
новых членов ЕС , где пособия по безработице
немалые и позволяют гражданам время отдохнуть
от работы , в Украине на пособие по безработице
прожить нереально. По данным Госкомстата
, в январе 2007 года держава выдилила помощь
безработным в размере 128,3 млн. гривен.
Ее получили 483,4 тыс. безработных , средний
размер пособия на одного безработного
в январе 2007 года составил 265,51 гривны.
Даже не все безработные (около 80 %) тратят
время на его получение . [9,32]
Скорее всего , для Украины наиболее
приемлемой будет европейская модель
трудового законодательства , отличающаяся
гораздо большей степенью вмешательства
государства в трудовые отношения , поскольку
слабость частных предпринимательских
структур в правовом плане не позволяет
передать регулирование большинства вопросов
, связанных с трудовыми отношениями ,
на уровень фирмы . Важно и психология
самих работников , обращающих все свои
требования по привычке государству ,
считая , что именно им должны решаться
все вопросы регулирования трудовых отношений
.
В заключение следует отметить
, что само по себе наличие должным образом
подготовленного закона не достаточно
, чтобы заметно повлиять на общественное
сознание . Хороший закон может просто
не применяться , и не действовать эффективно
(в современных условиях массовые нарушения
прав работников связаны часто не с отсутствием
законодательных актов , а с простым неисполнением
закона). Условия реального исполнения
законов о труде , их действенности требуют
особого рассмотрения , однако в целом
необходимо отметить , что гарантированные
государством права работников должны
защищаться , прежде всего , путем обеспечения
для гражданина доступа к подлинному правосудию
без многомесячных и унизительных ожиданий.
[12,378 ]
Уровень заработной платы может
гарантироваться только государством
, путем установления предельных правовых
норм ( тарифные ставки , ставки оплаты
труда , продолжительность рабочего времени
, налогообложения и др.). В процессе саморегулирования
рынка труда не менее важна роль прибыли
предпринимателя , который является покупателем
на рынке труда. Вполне естественно его
стремление извлечь из наемного труда
максимальную выгоду при минимальных
затратах. Эта выгода воплощается в размерах
нормы прибыли , которая показывает размеры
дохода по расходам предпринимателей.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНИЕ
ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
В Украине в феврале к январю
уровень безработицы вырос на 0,1 процентных
пункта - до 2,1%. Об этом сообщает Государственная
служба статистики (Госстат).
По данным Госстата, в феврале
2013 года в Государственной службе занятости
было зарегистрировано 589,1 тысячи безработных
(564,5 в январе 2013 года и 506,8 тысячи в декабре
2012 года), из них 469,1 тысячи (435,8 тысячи в
январе 2013 года и 386,3 тысячи в декабре 2012
года) получают пособие по безработице.
Средний размер пособия на одного
безработного в феврале 2013 года составил
1069 тысяч гривен (1089 в январе 2013 года и
1028 гривен в декабре 2012 года).
За январь уровень безработицы
поднялся сразу на 0,2%. В декабре тенденция
была аналогичной.
Стоит отметить, в течение 2012
года уровень безработицы сначала снижался:
с 2% в феврале (максимальное значение в
2012 года) до 1,4% в октябре (минимальное значение),
но до конца года вновь продемонстрировал
рост.
Отметим, 15 октября 2012 года,
правительство одобрило программу содействия
занятости населения и стимулирования
создания новых рабочих мест на период
до 2017 года. Ожидается, что в результате
реализации программы в 2017 году численность
занятого населения увеличится до 21,4 миллиона
человек, из которых официально трудоустроенными
будут не менее 17 миллионов.
Кроме того, ожидается, что уровень
безработицы в Украине, рассчитанный по
методологии Международной организации
труда (МОТ), снизится с 7,9% в 2012 году до
6,3% в 2017 году, а среди молодежи он составит
13% против нынешних 19%.
Добавим, что Международная
организация труда предупреждает, что
мир столкнулся со срочной необходимостью
создать в ближайшее десятилетие 600 миллионов
новых рабочих мест, чтобы обеспечить
устойчивый рост и сохранить социальное
единство. В целом уровень мировой безработицы
по прогнозам МОТ в этом году может вырасти
со 197 миллионов до 202 миллионов. [приложение
А]
3.1 . Проблемы занятости
населения
Безработицы населения является
одним из существенных факторов, влияющих
на социально - экономическое положение
населения, в частности , определяет его
бедность и масштабы трудовой миграции
за пределы Украины .
Суждения о социально-экономических
последствиях безработицы неоднозначны
и зависят , преимущественно от того , о
каком уровне безработицы идет речь. Некоторые
исследователи, в основном неоклассического
направления , отмечают , что умеренная
безработица имеет ряд позитивных последствий
: формируется мобильный резерв рабочей
силы , который можно задействовать при
расширении производства ; сдерживает
требования профсоюзов в части повышения
заработной платы , а значит , снижает предполагаемый
уровень инфляции , усиливает трудовую
мотивацию занятых , так как гарантии занятости
и опасения потерять работу начинают выступать
в качестве самостоятельного стимула
к труду.
Вместе с тем несомненны и негативные
последствия безработицы , прежде всего
циклически . Главные отрицательный экономический
эффект - недоиспользование экономического
потенциала общества , когда реальный
ВНП существенно меньше потенциального
. Безработица приносит большие проблемы
как самому человеку , оставшемуся без
работы и стремящихся ее получить , так
и обществу , экономике в целом. Проблемы
, связанные оценкой уровня безработицы
и определением уровня безработицы при
полной занятости , не должны мешать пониманию
важной истины: чрезмерная безработица
влечет за собой большие затраты . Издержки
безработицы - это то , во что она обходится
, что является платой за нее . Плата может
быть экономической , психологической
, социальной и т.д.
Основными проблемами в занятости
населения в Украине являются:
Отсутствует четко выраженная
государственная политика при выборе
направлений расходования собранных в
фондах занятости средств .
Приоритетом в период экономического
спада должна быть не высокозатратная
при малой отдачи активная политика (в
тех формах , в которых она осуществляется
сейчас) , а эффективная пассивная политика
на рынке труда , проводимой во всех рыночно
- ориентированных странах . Это означает
необходимость разработки принципиально
иной системы страхования от безработицы
.
Демографическая проблема .
Приводит к необратимым измерениям
в профессиональном составе трудовых
ресурсов : людям в зрелом возрасте труднее
сменить квалификацию , - словом , снижается
мобильность трудовых ресурсов . Уже сегодня
в ряде территорий Центральной и Западной
Украины доля лиц пожилого возраста больше
30-40 % и имеет тенденцию к росту
Одной из глубинных причин роста
безработицы становится усиливающаяся
дифференциация населения по доходам
. Элитные слои населения , в пользу которых
перераспределяется сегодня национальный
доход , не могут сформировать мощного
спроса на предметы массового потребления
отечественного производства , что способствует
его стагнации и , как следствие , безработице
.
Недостаточный уровень реформирования
трудовой сферы , что приводит к неэффективной
занятости и проявляется в концентрации
рабочей силы на убыточных предприятиях
; значительные масштабы недоиспользования
рабочего времени занятых , низкая эффективность
труда и недостаточный уровень ее оплаты
, снижение части работают в высокотехнологичных
и наукоемких видах деятельности , отсутствие
свя связи между трудовым вкладом и доходами
работников и т.д.
Переход специалистов в сферу
неформальной занятости , теневой экономики
, миграция за границу.
Миграционные потоки из Украины
формируются за счет наиболее мобильной
части экономически активного и неактивного
населения , в составе которой находятся
в основном мужчины в возрасте от 25 до
50 лет и женщин от 20-40 лет. В большинстве
случаев из-за ограниченности возможности
получить высокооплачиваемую работу ,
указанные категории часто находятся
в состоянии вынужденной неполной занятости
, на низкооплачиваемых работах с постоянными
задержками заработной платы .
Отечественная регистрация
не охватывает даже всю легальную эмиграцию
, а оценить реальные ее масштабы почти
невозможно.
Очевидно , что наибольшие миграционные
оттоки имеют место из регионов Западной
Украины благодаря географическому положению
и где самый высокий уровень официальной
и скрытой безработицы . Например , по неофициальным
данным рубежом работают более 300 тыс.
жителей Львова и области. Вследствие
высокой вынужденной трудовой миграции
на Львовщине почти 19 тыс. детей разного
возраста остались без одного из родителей
, а 4360 детей - без обоих родителей. Это
так называемые социальные сироты - явление
заразного характера для украинского
общества . Родители привозят из-за границы
заработанные деньги , но часто теряют
самое дорогое : своих детей , свою семью.
[13,8 ]
Ухудшение качественных характеристик
рабочих мест , недостаточное введение
в действие новых рабочих мест , особенно
для квалифицированных кадров, увеличивает
объемы и уровень безработицы , снижает
производительность труда и конкурентоспособность
производства .
Несоответствие между спросом
и предложением рабочей силы , несмотря
на признаки стабилизации производства
и оживление инвестиционной активности
; вместе с тем объемы инвестиций в сферу
производства недостаточны для решения
вопросов обеспечения безработных современными
рабочими местами; недостаточной также
государственная поддержка предпринимательства
и малого бизнеса.
Недостатки процессов реформирования
системы государственного профессионального
обучения и образования , неадекватность
масштабов , структуры и форм профессиональной
подготовки кадров требованиям современного
рынка труда в аспектах спроса на определенные
профессии ; недостаточная развитость
системы подготовки , переподготовки и
повышения квалификации , слабая заинтересованность
работодателя в повышении квалификации
работников .
Сложная ситуация касается
трудоустройства отдельных социально
- демогорафичесикх групп населения ( молодежи
, женщин , инвалидов , бывших военнослужащих
и др.); недостатки системы соблюдения
норм трудового законодательства, ккасаются
режима и охраны труда отдельных групп
рабочих .
Существующая дифференциация
региональных рынков труда , существование
депрессивных регионов с особо напруженоюситуациею
на рынке труда, говорит о недостатках
госрегулирования занятости и безработицы
.
На Украине острая безработица
имеется в регионах с высоким естественным
приростом населения. Здесь на рынок труда
постоянно выходит большое количество
молодежи , тогда как количество рабочих
мест в условиях экономического кризиса
не только не увеличивается , но и сокращается
. Также в депрессивных регионах , т.е. с
преобладанием наиболее кризисных отраслей.
На данный момент таковыми являются легкая
промышленность и военно-промышленный
комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением
объемов производства по сравнению с концом
80- х .
Потеря трудовых способностей
квалифицированных кадров из-за закрытия
, реструктуризации крупных промышленных
предприятий , их убыточности .
Для Донецкой области следствием
ликвидации угольнодобивающих предприятий
является массовое высвобождение работников
угольной отрасли. В близком времени ожидается
увольнение около 40,0 тыс. человек , 85 % из
которых нуждаются в трудоустройстве
. Нагрузка на одно свободное место в самых
крупных шахтерских городах составляет
: в Донецке - 5 человек , в Горловке - 13, в
Макеевке - 8 , в Енакиево - 6 человек [14,12].
Такая ситуация требует особого внимания
к формированию рынка труда в нашем регионе.
Таким образом , украинская
экономика , основанная на низкой стоимости
трудового потенциала , не стимулирует
сам процесс накопления и качественное
воспроизводство рабочей силы .
Обзор основных тенденций безработицы
в Украине дает возможность сделать вывод
, что главной задачей политики занятости
на современном этапе является не искусственное
занижение его зарегистрированного уровня
, а разработка комплекса мер по преодолению
его скрытых и открытых форм .
3.2 Методы борьбы с безработицей
в Украине
Формирование рынка труда в
Украине , его прогнозирование , является
неотъемлемой частью становления рыночного
механизма . Основными направлениями его
регулирования должны стать : борьба против
дальнейшего спада производства; недопущение
массовой безработицы ; принятие мер по
повышению уровня жизни населения и др.
При выборе путей формирования
рынка труда надо исходить из необходимости
изучения и анализа внутренних закономерностей
, присущих развитию занятости и хранятся
в условиях рыночной экономики , поскольку
многие факторы , влияющие на важнейшие
параметры занятости , зависят непосредственно
от человека .