Создание и развитие холдинговой компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Возникают глобальные системы инфраструктуры (транспортная сеть, Интернет и др.). Возрастает значение глобальных проблем современности, решение которых требует сотрудничества всех стран мира. Существенное влияние на протекающие процессы оказывает научно-технический прогресс, в первую очередь, в области информационных технологий и телекоммуникаций. Процесс глобализации затрагивает не только уровень межгосударственных отношений, но и все уровни экономики. Значительное влияние он оказывает и на развитие компаний различных стран.

Содержание работы

Введение 4-8
Глава 1 Понятие холдинга, холдинговой компании
1.1. История возникновения и развития холдинговых компаний 9-16
1.2. Понятие и виды холдинговых компаний 17
1.2.1. Понятие холдинговой компании 17-31
1.2.2. Виды холдинговых компаний 32-38
1.3. Состав (структура) холдинговой компании 39-46
1.4. Правосубъектность холдинговых компаний 47-5
Глава 2 Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний 52
2.1. Цели создания холдинговой компании 52-55
2.2. Правовое регулирование холдинговых компаний 56- 65
2.2.1. Регулирование холдинговых компаний налоговым законодательством 66-74
2. Холдинговые компании и антимонопольное
Законодательство 75-87
2.2.3. Регулирование деятельности холдингов внутренними документами 88-95
Заключение 96-100
Литература 101-106

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 119.24 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 4-8

 

Глава 1 Понятие холдинга, холдинговой компании 9

 

1.1. История возникновения  и развития холдинговых компаний 9-16

 

1.2. Понятие и виды холдинговых  компаний 17

 

1.2.1. Понятие холдинговой  компании 17-31

 

1.2.2. Виды холдинговых  компаний 32-

38

 

1.3. Состав (структура) холдинговой  компании 39-46

 

1.4. Правосубъектность холдинговых компаний 47-51

 Глава 2 Правовое регулирование  деятельности холдинговых компаний 52

 

2.1. Цели создания холдинговой  компании 52-

55

 

2.2. Правовое регулирование  холдинговых компаний 56-

65

 

2.2.1. Регулирование холдинговых  компаний налоговым законодательством

66-74

 

2. Холдинговые компании  и антимонопольное

 

 Законодательство 75-87

 

2.2.3. Регулирование деятельности  холдингов внутренними документами  88-

95

 Заключение 96-100

 Литература 101-106

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Важнейшим фактором, определяющим  развитие мировой экономики в  наши дни, является глобализация  мирового хозяйства. Ее основу  составляет рост взаимозависимости  национальных экономик и все  более тесная их интеграция.

 Возникают глобальные  системы инфраструктуры (транспортная  сеть, Интернет и др.). Возрастает  значение глобальных проблем  современности, решение которых  требует сотрудничества всех  стран мира. Существенное влияние  на протекающие процессы оказывает  научно-технический прогресс, в первую  очередь, в области информационных  технологий и телекоммуникаций. Процесс глобализации затрагивает  не только уровень межгосударственных  отношений, но и все уровни  экономики. Значительное влияние  он оказывает и на развитие  компаний различных стран.

 

 Одним из явлений,  тесно связанных с глобализацией,  является транснационализация - становление крупных международных корпораций и банков, осуществляющих свою деятельность по всему миру. С началом процесса глобализации связана качественно новая эпоха в развитии международного предпринимательства, когда на первое место выходят транснациональные компании и транснациональные банки (ТНК и ТНБ). Безусловно, сами эти корпорации возникли значительно раньше, но лишь сегодня возникает специфическая транснациональная экономика, представляющая собой своеобразную “мировую шахматную доску”, на которой соперничают ведущие международные компании. Конкуренция этих компаний нередко является более острой, чем на национальном уровне, используются принципиально иные методы конкурентной борьбы. ТНК превращаются в самостоятельную силу, учитывать влияние которой вынуждены и национальные правительства - в ряде случаев международные компании превращаются в своеобразный “полюс власти” в мировой экономике.

 

 Развитие предприятий,  их взаимодействие и конкуренция  в рыночной экономике объективно  ведут к необходимости объединения  отдельных предприятий. В то  же время нередко компании  не идут на полное слияние, а создают тот или иной механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями. В связи с этим возникает принципиально новый вид компаний - точнее говоря, речь идет уже не об отдельных предприятиях, а об объединениях юридических лиц. До сих пор не существует общепринятого термина для обозначения подобных объединений - в литературе используются понятия: “интегрированная корпоративная структура”, “связанно-диверсифицированная система”,

 “интергломерат”, “интегрированная бизнес-группа”, а также “холдинг” и

 “холдинговая компания”.

 

 В литературе приводится  целый ряд определений понятия  холдинг. В общем виде можно  утверждать, что холдинговая компания - это юридическое лицо, осуществляющее  тем или иным образом контроль  над рядом других юридических  лиц. Контроль в холдинговой  компании основан на владении  акциями дочерних и зависимых  предприятий. В то же время  возможны и иные формы участия  в капитале дочерних компаний.

 

 Контроль в холдинговой  компании основан на владении  акциями дочерних и зависимых  предприятий. В то же время  возможны и иные формы участия  в капитале дочерних компаний. Большинство предпринимательских  объединений сегодня использует  именно холдинговую форму контроля - например, концерны и конгломераты. Объединения банков и промышленных  предприятий (финансово- промышленные  группы) также нередко оформлены  в виде холдингов, хотя используются  и иные механизмы контроля. Акционерная  форма контроля также реализуется  двояко: как иерархическая структура,  т.е. контроль холдинга над  дочерними предприятиями, и как  так называемая этархия, т.е. система перекрестного владения акциями.

 

 За последнее десятилетие  холдинги как прогрессивная форма  организации бизнеса, позволяющая  значительно повысить его устойчивость  и конкурентоспособность, получили  широкое распространение в России. Несмотря на правовую «непроработанность» данного понятия и существующие законодательные ограничения, холдинги образуются не только в крупном, но и в среднем и даже в малом бизнесе. Привлекательность данного вида организации бизнеса во многом определяется возможностями, которые он предоставляет предпринимателям. Основными среди них, на наш взгляд, являются:

 

. возможность снижения  предпринимательских рисков;

 

. возможность перераспределения  средств внутри холдинга;

 

. возможность установления  централизованного управления в  холдинге.

 

 Однако существующие  в разных странах нормы налогового  и антимонопольного законодательства, гражданского и акционерного  права, направленные на защиту  прав кредиторов и миноритарных акционеров

(участников) дочерних обществ,  а также соответствующие фискальной  политике государства, вносят  существенные ограничения реализации  указанных возможностей. Так, например, перераспределение средств внутри  холдинга существенно ограничено  нормами налогового законодательства, а возможности централизации  управления в холдинге противопоставлена  возможность наступления солидарной  или субсидиарной ответственности  основного общества по обязательствам  дочернего, а также возмещения  убытков, причиненных дочернему  обществу.

 

 В России отсутствуют  традиции и какие-либо стандарты  образования предпринимательских  союзов. Часто они создаются на  месте бывших министерств, отраслевых  или территориальных хозяйственных  управлений. Не вполне ясны юридический  статус таких образований, права  и функции органов управления. Несмотря на то, что в Гражданском  кодексе РФ приведен определенный  порядок создания и функционирования  подобных союзов, практика пока  расходится с теорией.

 

 Учредители предпринимательских  сообществ, совершенно не знакомые  ни с отечественной, ни с  зарубежной практикой, зачастую  сами придумывают названия сообществ,  на основании которых порой  трудно определить их истинный  статус и задачи формирования. Поэтому различить, что образовано  холдинг ФПГ или концерн, практически  невозможно.

 

 Характерный пример  — транснациональная нефтяная  компания «Гермес-

 Союз», в учредительном  договоре которой, заключенном  его участниками в 1992 г., даны  помимо указанного еще 2 наименования  юридического статуса этой компании: акционерное общество открытого  типа «Гермес-Союз», многопрофильный  концерн «Гермес». Глава компании  «Гермес-Союз» и члены правления,  будучи специалистами в совершенно  иной отрасли производства, чем  та, к которой относилась предполагаемая  деятельность компании, оказались  незнакомыми с экономикой, методами  предпринимательства, менеджментом, допускали множество промахов, в  результате чего к 1996 г. компания  прекратила свое существование.

 

 В настоящее время  в России существование холдинговых  компаний диктуется самими экономическими  реалиями - чтобы выжить в мире  большого бизнеса нужно интегрироваться  и в то же время совершенствовать  систему управления. Именно система  холдингов позволяет наилучшим  образом решить все связанные  с этим проблемы.

 

 Сейчас в России  холдинги в большинстве своем  создаются стихийно, не всегда  взвешенно и продуманно, что зачастую  ведет к возникновению различных  неприятных ситуаций. Как правило,  холдинговые структуры "де  юре" состоят из не связанных  между собой хозяйственных субъектов  (антимонопольные ограничения и  стремление к разделению финансовых  и товарных потоков с целью  минимизации налогообложения).

 

 Минусом такого подхода  является худшая управляемость  такой структуры, а также трудность  с привлечением инвестиций в  холдинг - ведь никак нельзя  доказать юридическую связь всех  его звеньев. Естественно, что  такую ситуацию нельзя назвать  приемлемой.

 

 В настоящей работе  мы попробуем разобрать что  есть холдинговая компания в  российских реалиях и каким  образом в отечественном законодательстве  регулируется порядок создания  и деятельности этого вида  предпринимательских объединений.

 

 Глава 1. Понятие холдинга, холдинговой компании

 

1.1. История возникновения  и развития холдинговых компаний

 

 В последнее время  в России появилось огромное  количество предприятий, использующих  в своих названиях термины  «холдинг» или «холдинговая компания».  Но, зачастую, не многие могут  дать определение этим понятиям  и, прежде всего, здесь обнаруживается  пробел в законодательном регулировании  таких предпринимательских структур, каковыми являются холдинги. До  сих пор не принят закон  «О холдингах», проект которого  был отклонен президентом РФ  в июле 2002 года. Но мы попробуем  разобраться в этом явлении,  руководствуясь зарубежным опытом  и нормативными актами, регулирующими  процедуру создания и работу  предприятий типа «холдинг».

 

 Объединения лиц для  достижения определенных целей  возникли ещё в глубокой древности  и не являются порождением  современной экономики и права.

 И.А. Покровский писал:  « Уже всякое древнее общество  характеризуется разнообразными  формами коллективизма; оно всё  состоит из таких или иных  союзов-родов, общин и т.д., вне  которых индивид находиться не  может, вне которых сама правоспособность  его немыслима. Но все эти  союзы имеют для индивида принудительный  характер: он не может не состоять  в них, не может выбирать  их своей волей, не может,  по общему правилу, и выйти  из них добровольно»[1].

 

 Задача выживания, необходимость  прокормить себя и свою семью  заставляла людей объединяться. Но на определённой стадии  развития принудительный характер  подобных объединений оказался  тормозом дальнейшего прогресса.  Возникновение частной собственности,  и как следствие, возникновение товарно-денежных отношений потребовало замены союзов принудительных союзами добровольными»[2], создаваемыми для достижения определенных согласованных целей участников.

 

 Гражданско-правовые объединения  лиц для ведения совместной  деятельности возникли ещё в  Древнем Риме. Порождением римского  права является так называемое  товарищество (римская societas), прообраз современного договора о совместной деятельности (простого товарищества).

 

 Однако экономика не  стоит на месте, и уже развивающийся  торговый оборот не может удовлетворяться  только этой формой. Становится  необходимым обособление имущества  и ограничение ответственности  участников крупных совместных  проектов. И для достижения этих  целей, как отмечает И.С. Шиткина  в своей работе «Предпринимательские  объединения»[3], в римском праве  появляется конструкция юридического  лица. Но со временем даже такие  формы объединений юридических  лиц как акционерные общества, способные объединять большие  капиталы и свободно распространять  их, не смогли удовлетворить всё  более возрастающие потребности  участников коммерческих отношений  в кооперации и интеграции  хозяйственной деятельности.

 

 С развитием капитализма  и связано появление собственно  объединений юридических лиц,  одним из видов которых и  являются холдинговые компании.

 Такие системы возникали,  как в результате добровольного  объединения капиталов на основании  договорных форм с целью производственной  кооперации или разделов рынков  сбыта, так и путём принудительных  поглощений,

 «враждебных захватов»,  создания «систем участия».

 

 «Громадный рост промышленности  и замечательно быстрый процесс  сосредоточения производства во  всё более крупных предприятиях  являются одной из наиболее  характерных особенностей капитализма…  Свободная конкуренция порождает  концентрацию производства, а эта  концентрация на известной ступени  своего развития ведёт к монополии…  Монополистические союзы капиталистов, картели, синдикаты, тресты делят  между собою прежде всего внутренний  рынок, захватывая производство  данной страны в своё, более  или менее полное обладание…  В руках картелей и трестов  сосредотачивается нередко семь-восемь  десятых всего производства данной  отрасли промышленности… Капитализм  давно создал всемирный рынок.  И по мере того, как рос вывоз  капитала, и расширялись всячески  заграничные и колониальные связи  «сферы влияния» крупнейших монополистических  союзов, дело

Информация о работе Создание и развитие холдинговой компании