Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:24, лекция
Эффект процентной ставки заключается в том, что при росте цен покупателям товаров и услуг нужно больше денег для оплаты договорённостей. Следовательно, растет спрос на деньги, что при неизменной денежной массе вызывает повышение их цены, т.е. процентной ставки. В результате совокупный спрос уменьшается за счет спроса на те товары, для покупки которых нужно брать деньги в кредит. Это касается в первую очередь инвестиционных товаров, а также дорогостоящих товаров потребительского назначения, к которым относят преимущественно товары долгосрочного пользования (машины квартиры, телевизоры и т.п.).
Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
ФУНКЦИЯ СПРОСА [demand function] — функция, отражающая зависимость объемаспроса на отдельные товары и услуги (
Такие зависимости применяются
в аналитических
моделях спроса и потребления и строятся с использованием
методов математической
статистики на основе информации о структуре доходов населения, цен на товары и других
факторов. Напр., для анализа ипрогнозирования с
Между совокупным спросом
и ценой национального продукта
существует опосредованная зависимость,
которая проявляется через три
фактора: эффект процентной ставки, эффект
богатства и эффект чистого экспорта.
Эффект процентной ставки заключается в том, что при росте
цен покупателям товаров и услуг нужно
больше денег для оплаты договорённостей.
Следовательно, растет спрос на деньги,
что при неизменной денежной массе вызывает
повышение их цены, т.е. процентной ставки.
В результате совокупный спрос уменьшается
за счет спроса на те товары, для покупки
которых нужно брать деньги в кредит. Это
касается в первую очередь инвестиционных
товаров, а также дорогостоящих товаров
потребительского назначения, к которым
относят преимущественно товары долгосрочного
пользования (машины квартиры, телевизоры
и т.п.).
Эффект богатства выражается в том, что при росте
цен реальная стоимость, то есть покупательная
способность, накопленных финансовых
активов с фиксированным доходом, (облигации,
срочные депозиты и др.), которые находятся
у населения уменьшаются. В этом случае
владельцы финансовых активов становятся
реально беднее, что сокращает их спрос,
и, наоборот, в условиях снижения цен реальная
стоимость финансовых активов увеличивается,
что повышает спрос со стороны их владельцев.
Эффект чистого экспорта отражает влияние внешнего сектора
экономики на совокупный спрос и ВВП. Он
проявляется тогда, когда цены на отечественные
товары растут или снижаются, чем цены
на иностранные товары. Если внутренние
цены поднимаются относительно цен за
границей, то покупатели начнут отдавать
предпочтение импортным товарам, что вызовет
увеличение импорта. Вместе с тем иноземцы
начнут покупать меньше отечественных
товаров, что вызовет уменьшение экспорта.
Следовательно, при прочих неизменных
условиях роста цен внутри страны вызывает
увеличение импорта и уменьшение экспорта.
Вследствие этого сокращается чистый
экспорт в составе совокупного спроса.
Рассмотренные выше факторы являются
ценовыми факторами совокупного спроса,
которые косвенно реализуют обратную
зависимость совокупного спроса от цены.
Их влияние на совокупный спрос воспроизводится
на графике с помощью движения экономики
вдоль неподвижной кривой совокупного
спроса.
Для макроэкономического анализа большое
значение имеет угол наклона кривой совокупного
спроса. Это зависит от того, насколько
существенно ценовые факторы влияют на
совокупные расходы. Так, закупки товаров
и услуг за счет кредитов и доходов от
финансовых активов занимают незначительную
часть в совокупных расходах.
Изменения в чистом экспорте под влиянием
цен также не могут оказывать существенного
влияния на динамику совокупных расходов.
В связи с этим уместно было бы предположить,
что эластичность совокупного спроса
относительно цены является не высокой,
а кривая совокупного спроса больше тяготеет
к вертикальной линии.
Начальное представление
о “спросе” имеет каждый человек
и выступает оно как
Следует четко различать желание человека что-либо купить и готовность его это сделать исходя из своих платежных возможностей. Поэтому в экономической теории под спросом понимают именно спрос, потребность в товаре, равная величине покупательских средств потребителя.
С чего начинается путь потребителя к желанной вещи, которую он задумал купить? Безусловно, с анализа цен на эту вещь. Будущий покупатель выяснит цены на данный товар в других магазинах, на аналогичный товар, на условия его эксплуатации, если таковые предстоят и т.д. Но безусловно просматривается одно обстоятельство: наиболее притягательным фактором в приобретении товара является цена. Если какая-либо потребность может быть удовлетворена только через оплату соответствующего товара или услуги, то размер этой оплаты (цена) влияет на выбор приобретаемых товаров и величину их приобретения.
Отсюда следует, что величина спроса непосредственно зависит от цены товара - чем дороже товар, тем меньшее его количество может приобрести покупатель, располагающий определенной суммой денег, и, наоборот, чем меньше цена, тем больше он может купить, имея то же количество денежных средств. Эта зависимость может быть представлена в виде таблицы, которую в экономике принято именовать шкалой спроса.
ШКАЛА СПРОСА
Цена (Р), руб. |
Спрос (Q). шт. |
10 |
1 |
8 |
2 |
4 |
3 |
2 |
8 |
Для понимания закона спроса вовсе не безразлично: зависимость “чего” от “чего” имеется в виду - цены от спроса или спроса от цены. Закон спроса - это такая модель экономики, в которой спрос определяется ценой.
Действие закона спроса проявляется через так называемый «эффект дохода» и «эффект замещения». Эффект роста дохода, при неизменном его фактическом уровне, возникает в случае снижения цен на какой-либо товар, в результате чего теперь на ту же сумму покупатель может приобрести больше товара, чем раньше. Сэкономленные в результате снижения цен деньги потребитель не обязательно потратит на покупку подешевевшего товара, он может приобрести и что-нибудь другое, но, как показывает практика, в большинстве случаев люди склонны истратить сумму денег на приобретение именно этого товара.
Эффект замещения
выражается в том, что при более
низкой цене у покупателя появляется
возможность приобрести дешевый
товар вместо аналогичных товаров,
которые теперь оказываются относительно
дорогими. Потребители склонны заменять
дорогие товары более дешевыми. Эффекты
«дохода» и «замещения» совмещаются
и приводят к тому, что у потребителя
возникает способность и
Цена -важный, но не единственный фактор, определяющий спрос на конкретный товар. В связи с этим в экономике принято различать два понятия - “величина” спроса и “объем” спроса.
Величина спроса есть фиксированный определенной ценой размер покупок, графически это выглядит как движение по самой кривой спроса - с уменьшением цен потребитель увеличивает количество покупаемого товара.
В то же время существует целый ряд неценовых детерминант, вызывающих изменения в объеме спроса и приводящих к сдвигу положения кривой на графике в сторону увеличения или уменьшения.
К ним относятся следующие.
1. Изменение потребительских
вкусов и предпочтений. На вкусы
и предпочтения покупателей
2. Изменение доходов
покупателей. Этот фактор
3. Изменение цен
на товары-заменители (субституты) и
сопряженные товары. Учитывая возможность
замещения одних товаров
4. Изменение числа
покупателей, а также состава
и структуры населения.
5. Экономические
ожидания в отношении будущего
уровня цен и размера своего
дохода могут побудить
6. Экономическая
политика государства в
Изложенное по различию в изменении объема спроса и величины спроса можно отразить на графике.
Закон спроса действует всегда. Хотя в жизни можно найти ряд ситуаций, когда кажется, что они являются исключением из правил. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти исключения были мнимыми.
1. Повышение цены
сопровождается повышением
2. Понижение цены
сопровождается понижением
3. Стабильный спрос
на традиционно дорогостоящие
изделия. Есть группа товаров,
цены на которые устойчиво
высоки и практически никогда
не снижаются: изделия из
4. Покупка из товаров-
Покупательский спрос - сложное, многомерное явление. В зависимости от формы образования различают потенциальный, формирующийся и сложившийся спрос.
Потенциальный - это спрос, который существует в так называемой скрытой форме, не проявляя себя до тех пор, пока на рынке не появится новый, соответствующий данному спросу товар. Он возникает как результат того, что покупатель, по тем или иным причинам, не удовлетворен существующими товарами и ждет появление новых, способных удовлетворить его запросы.
Формирующийся - это складывающийся спрос на новые товары при их появлении на рынке.
Сложившийся, или существующий спрос - это то количество денег, которые потребители хотят и могут истратить на покупку стабильно признанного на рынке товара.
В зависимости от намерений покупателя различают жесткий, альтернативный, импульсивный и ажиотажный спрос.
Жесткий спрос возникает в том случае, когда мы имеем дело с покупателем, приверженном к определенной марке товара, который постоянно покупает товары именно этой марки и не намерен совершать покупку аналогичного товара, но другой марки (сорта, разновидности и т.п.).
Альтернативный
спрос имеет место в том
случае, если покупатель не имеет четкой
приверженности к одному товару и
совершает покупку в
Импульсивный спрос возникает в том случае, когда покупатель первоначально не имел намерения купить товар, но под влиянием каких-либо внешних побудительных мотивов, возникших непосредственно в месте продажи товара, совершил покупку. Как свидетельствует практика, в 70% случаев продукты питания приобретают на основе импульсивного спроса.
Ажиотажный спрос является результатом кризисного, неблагополучного состояния экономики (инфляция, дефицит и т.п.), при котором желание покупателя обезопасить себя от неблагоприятной ситуации (рост цен, исчезновение из свободной продажи товара и т.п.) побуждает его делать излишние покупки, не соответствующие его реальным потребностям в товаре.
В зависимости от состояния рынка спрос принято подразделять на негативный, отсутствующий, падающий, колеблющийся, полноценный, чрезмерный, иррациональный.
Отрицательным, или негативным спрос является в том случае, когда покупатель по тем или иным причинам негативно относится к какому-либо товару, в результате чего он отказывается от покупки или даже избегает ее.
Отсутствующий спрос
- это результат безразличия
Падающий спрос имеет место в том случае, когда по тем или иным причинам у покупателя утрачивается интерес к приобретению товара, который проигрывает в конкурентной борьбе новому, более совершенному.