Спрос на товар или услугу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:24, лекция

Описание работы

Эффект процентной ставки заключается в том, что при росте цен покупателям товаров и услуг нужно больше денег для оплаты договорённостей. Следовательно, растет спрос на деньги, что при неизменной денежной массе вызывает повышение их цены, т.е. процентной ставки. В результате совокупный спрос уменьшается за счет спроса на те товары, для покупки которых нужно брать деньги в кредит. Это касается в первую очередь инвестиционных товаров, а также дорогостоящих товаров потребительского назначения, к которым относят преимущественно товары долгосрочного пользования (машины квартиры, телевизоры и т.п.).

Файлы: 1 файл

Семинар по МИКРОЭКОНОМИКЕ.docx

— 124.09 Кб (Скачать файл)

 

   Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

ФУНКЦИЯ СПРОСА [demand function] — функция, отражающая зависимость объемаспроса на отдельные товары и услуги (потребительские блага) от комплекса факторов, влияющих на него. Более узкая трактовка: Ф. с. выражает взаимозависимость между спросом на товар и ценой этого товара при условии, что другие факторы, влияющие на величину спроса, признаются постоянными.

Такие зависимости применяются  в аналитических моделях спроса и потребления и строятся с использованием методов математической статистики на основе информации о структуре доходов населения, цен на товары и других факторов. Напр., для анализа ипрогнозирования спроса на предметы длительного пользования нужны данные о наличии и возрасте таких предметов, уже имеющихся у населения, о составе семей; спрос на мебель во многом определяется интенсивностью жилищного строительства и т. д.

 

Между совокупным спросом  и ценой национального продукта существует опосредованная зависимость, которая проявляется через три  фактора: эффект процентной ставки, эффект богатства и эффект чистого экспорта.  
 
Эффект процентной ставки заключается в том, что при росте цен покупателям товаров и услуг нужно больше денег для оплаты договорённостей. Следовательно, растет спрос на деньги, что при неизменной денежной массе вызывает повышение их цены, т.е. процентной ставки. В результате совокупный спрос уменьшается за счет спроса на те товары, для покупки которых нужно брать деньги в кредит. Это касается в первую очередь инвестиционных товаров, а также дорогостоящих товаров потребительского назначения, к которым относят преимущественно товары долгосрочного пользования (машины квартиры, телевизоры и т.п.).  
 
Эффект богатства выражается в том, что при росте цен реальная стоимость, то есть покупательная способность, накопленных финансовых активов с фиксированным доходом, (облигации, срочные депозиты и др.), которые находятся у населения уменьшаются. В этом случае владельцы финансовых активов становятся реально беднее, что сокращает их спрос, и, наоборот, в условиях снижения цен реальная стоимость финансовых активов увеличивается, что повышает спрос со стороны их владельцев.  
 
Эффект чистого экспорта отражает влияние внешнего сектора экономики на совокупный спрос и ВВП. Он проявляется тогда, когда цены на отечественные товары растут или снижаются, чем цены на иностранные товары. Если внутренние цены поднимаются относительно цен за границей, то покупатели начнут отдавать предпочтение импортным товарам, что вызовет увеличение импорта. Вместе с тем иноземцы начнут покупать меньше отечественных товаров, что вызовет уменьшение экспорта. Следовательно, при прочих неизменных условиях роста цен внутри страны вызывает увеличение импорта и уменьшение экспорта. Вследствие этого сокращается чистый экспорт в составе совокупного спроса.  
 
Рассмотренные выше факторы являются ценовыми факторами совокупного спроса, которые косвенно реализуют обратную зависимость совокупного спроса от цены. Их влияние на совокупный спрос воспроизводится на графике с помощью движения экономики вдоль неподвижной кривой совокупного спроса.  
 
Для макроэкономического анализа большое значение имеет угол наклона кривой совокупного спроса. Это зависит от того, насколько существенно ценовые факторы влияют на совокупные расходы. Так, закупки товаров и услуг за счет кредитов и доходов от финансовых активов занимают незначительную часть в совокупных расходах. 
 
Изменения в чистом экспорте под влиянием цен также не могут оказывать существенного влияния на динамику совокупных расходов. В связи с этим уместно было бы предположить, что эластичность совокупного спроса относительно цены является не высокой, а кривая совокупного спроса больше тяготеет к вертикальной линии.

 

 

Начальное представление  о “спросе” имеет каждый человек  и выступает оно как потребность  в определенных благах. Поэтому можно  сказать, что основу спроса образуют те или иные человеческие потребности. Из всей их совокупности можно выделить первичные потребности, связанные  с обеспечением самого существования  человека, и вторичные потребности, возникновение которых определяется прогрессом общества. Однако градация потребностей на первичные и вторичные  весьма условна, и то, что одним  кажется роскошью (например, личная библиотека), другим представляется неотъемлемым элементом их существования.

Следует четко различать  желание человека что-либо купить и  готовность его это сделать исходя из своих платежных возможностей. Поэтому в экономической теории под спросом понимают именно спрос, потребность в товаре, равная величине покупательских средств потребителя.

С чего начинается путь потребителя  к желанной вещи, которую он задумал  купить? Безусловно, с анализа цен  на эту вещь. Будущий покупатель выяснит цены на данный товар в  других магазинах, на аналогичный товар, на условия его эксплуатации, если таковые предстоят и т.д. Но безусловно просматривается одно обстоятельство: наиболее притягательным фактором в приобретении товара является цена. Если какая-либо потребность может быть удовлетворена только через оплату соответствующего товара или услуги, то размер этой оплаты (цена) влияет на выбор приобретаемых товаров и величину их приобретения.

Отсюда следует, что величина спроса непосредственно зависит  от цены товара - чем дороже товар, тем  меньшее его количество может  приобрести покупатель, располагающий  определенной суммой денег, и, наоборот, чем меньше цена, тем больше он может  купить, имея то же количество денежных средств. Эта зависимость может  быть представлена в виде таблицы, которую  в экономике принято именовать  шкалой спроса.

 

ШКАЛА СПРОСА

Цена (Р), руб.

Спрос (Q). шт.

10

1

8

2

4

3

2

8


 

Для понимания закона спроса вовсе не безразлично: зависимость  “чего” от “чего” имеется в виду - цены от спроса или спроса от цены. Закон спроса - это такая модель экономики, в которой спрос определяется ценой.

Действие закона спроса проявляется через так  называемый «эффект дохода» и  «эффект замещения». Эффект роста  дохода, при неизменном его фактическом  уровне, возникает в случае снижения цен на какой-либо товар, в результате чего теперь на ту же сумму покупатель может приобрести больше товара, чем  раньше. Сэкономленные в результате снижения цен деньги потребитель  не обязательно потратит на покупку  подешевевшего товара, он может приобрести и что-нибудь другое, но, как показывает практика, в большинстве случаев люди склонны истратить сумму денег на приобретение именно этого товара.

Эффект замещения  выражается в том, что при более  низкой цене у покупателя появляется возможность приобрести дешевый  товар вместо аналогичных товаров, которые теперь оказываются относительно дорогими. Потребители склонны заменять дорогие товары более дешевыми. Эффекты  «дохода» и «замещения» совмещаются  и приводят к тому, что у потребителя  возникает способность и желание  покупать большее количество товаров  по более низкой цене, чем по высокой.

Цена -важный, но не единственный фактор, определяющий спрос на конкретный товар. В связи с этим в экономике принято различать два понятия - “величина” спроса и “объем” спроса.

Величина спроса есть фиксированный определенной ценой  размер покупок, графически это выглядит как движение по самой кривой спроса - с уменьшением цен потребитель  увеличивает количество покупаемого  товара.

В то же время существует целый ряд неценовых детерминант, вызывающих изменения в объеме спроса и приводящих к сдвигу положения кривой на графике в сторону увеличения или уменьшения.

К ним относятся  следующие.

1. Изменение потребительских  вкусов и предпочтений. На вкусы  и предпочтения покупателей влияют  различные факторы: сложившиеся  в обществе традиции, уровень  образования и культуры покупателей,  усилия производителя в области  рекламы, изменение моды, стремление  покупателей не отстать от  других или, наоборот, желание  обособиться, выделиться, проявление  различного рода демонстративного  потребления. Например, с исчезновением  моды на кримплен спрос на  него упал почти до нуля.

2. Изменение доходов  покупателей. Этот фактор проявляет  себя неодинаково по отношению  к различным товарам. В случае  роста дохода потребителей спрос  на одни виды товаров растет, а на другие, наоборот, снижается,  т.е. зависит от природы самого  товара. К товарам, спрос на  которые по мере роста дохода  увеличивается, относят так называемые  нормальные товары или товары  высшей категории; вторая группа  товаров образует товары низшей  категории, спрос на которые  изменяется при изменении доходов  в противоположном направлении.  Примером товаров низшей категории  являются хлеб, картофель, крупы,  дешевая одежда низкого качества, поездки на общественном транспорте. Товары высшей категории - мясо, животное масло, модные предметы  одежды, автомобили и т.п.

3. Изменение цен  на товары-заменители (субституты) и  сопряженные товары. Учитывая возможность  замещения одних товаров другими,  увеличение (уменьшение) цены товара  может вызвать рост (снижение) спроса  на заменяющий его товар, если  даже цена последнего останется  прежней. Например, говядина и  свинина - это товары заменители. Если цены на свинину возрастут,  а на говядину останутся неизменными,  покупатели снизят потребление  свинины за счет увеличения  потребления говядины. Ракетки и  теннисные мячи - это сопряженные  товары, при снижении цены ракеток  их потребление возрастет, но  для игры понадобятся мячи, которых  станут покупать больше даже  по прежней цене.

4. Изменение числа  покупателей, а также состава  и структуры населения. Количественное  увеличение покупателей влечет  за собой и рост покупаемых  ими для своего потребления  товаров, кроме того, если происходят  структурные изменения, например, в результате роста рождаемости увеличивается количество детей, произойдет рост спроса на товары детского ассортимента, не связанный с изменением цен. Увеличение же доли пенсионеров в населении повышает спрос на лекарства и услуги помощников по хозяйству.

5. Экономические  ожидания в отношении будущего  уровня цен и размера своего  дохода могут побудить покупателей  в настоящий момент увеличить  или уменьшить количество покупаемого  товара.

6. Экономическая  политика государства в области  доходов. Государственные субсидии, различного рода пособия, выплачиваемые  в денежной форме или распределяемые  в виде карточек, оказывают существенное  влияние на спрос.

Изложенное по различию в изменении объема спроса и величины спроса можно отразить на графике.

Закон спроса действует  всегда. Хотя в жизни можно найти  ряд ситуаций, когда кажется, что  они являются исключением из правил. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти исключения были мнимыми.

1. Повышение цены  сопровождается повышением величины  спроса. Ожидание еще большего  роста цен в будущем делают  сегодняшние покупки по возрастающей  цене выгодными. Потратить больше  сегодня, чтобы многократно сэкономить  завтра - таков “смысл первого  исключения”, и он полностью  укладывается в механизм действия  закона спроса.

2. Понижение цены  сопровождается понижением величины  спроса. Если есть уверенность,  что завтра товар будет стоить  еще дешевле, то не следует  покупать его сегодня, даже  если цены на него и снизились.

3. Стабильный спрос  на традиционно дорогостоящие  изделия. Есть группа товаров,  цены на которые устойчиво  высоки и практически никогда  не снижаются: изделия из золота, меха, земля, недвижимость, антиквариат,  картины и т.д. Покупку этих  товаров следует рассматривать  как выгодное помещение денежных  сбережений. А так как цены  на них и дальше будут возрастать, то приобретение их и есть  та выгода, которую покупатель  имеет сегодня, что и соответствует  логике закона спроса.

4. Покупка из товаров-субститутов  наиболее дорогого. Это явление  иногда называют по имени известного  американского экономиста и социолога  “эффектом Веблена”, что означает покупку товаров особого рода по высоким престижным ценам и тем самым должно свидетельствовать о высоком статусе покупателя. Объясняется это неэкономической мотивацией и не имеет отношения к закону спроса. В данной ситуации покупателем движет либо высокая общественная престижность самого факта покупки исключительно дорогого товара, либо привычка, с которой он не хочет расстаться, либо ожидание через высокую цену товара его хорошего качества.

Покупательский  спрос - сложное, многомерное явление. В зависимости от формы образования  различают потенциальный, формирующийся  и сложившийся спрос.

Потенциальный - это  спрос, который существует в так  называемой скрытой форме, не проявляя себя до тех пор, пока на рынке не появится новый, соответствующий данному  спросу товар. Он возникает как результат того, что покупатель, по тем или иным причинам, не удовлетворен существующими товарами и ждет появление новых, способных удовлетворить его запросы.

Формирующийся - это  складывающийся спрос на новые товары при их появлении на рынке.

Сложившийся, или  существующий спрос - это то количество денег, которые потребители хотят и могут истратить на покупку стабильно признанного на рынке товара.

В зависимости от намерений покупателя различают  жесткий, альтернативный, импульсивный и ажиотажный спрос.

Жесткий спрос возникает  в том случае, когда мы имеем  дело с покупателем, приверженном к  определенной марке товара, который  постоянно покупает товары именно этой марки и не намерен совершать  покупку аналогичного товара, но другой марки (сорта, разновидности и т.п.).

Альтернативный  спрос имеет место в том  случае, если покупатель не имеет четкой приверженности к одному товару и  совершает покупку в зависимости  от наличия товара в продаже.

Импульсивный спрос  возникает в том случае, когда  покупатель первоначально не имел намерения  купить товар, но под влиянием каких-либо внешних побудительных мотивов, возникших непосредственно в  месте продажи товара, совершил покупку. Как свидетельствует практика, в 70% случаев продукты питания приобретают  на основе импульсивного спроса.

Ажиотажный спрос  является результатом кризисного, неблагополучного состояния экономики (инфляция, дефицит  и т.п.), при котором желание  покупателя обезопасить себя от неблагоприятной  ситуации (рост цен, исчезновение из свободной  продажи товара и т.п.) побуждает  его делать излишние покупки, не соответствующие  его реальным потребностям в товаре.

В зависимости от состояния рынка спрос принято  подразделять на негативный, отсутствующий, падающий, колеблющийся, полноценный, чрезмерный, иррациональный.

Отрицательным, или  негативным спрос является в том  случае, когда покупатель по тем  или иным причинам негативно относится  к какому-либо товару, в результате чего он отказывается от покупки или  даже избегает ее.

Отсутствующий спрос - это результат безразличия покупателя к товару, в этом случае он также  не приобретает товара, считая его  для себя бесполезным.

Падающий спрос  имеет место в том случае, когда  по тем или иным причинам у покупателя утрачивается интерес к приобретению товара, который проигрывает в  конкурентной борьбе новому, более  совершенному.

Информация о работе Спрос на товар или услугу