Спрос на товар или услугу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:24, лекция

Описание работы

Эффект процентной ставки заключается в том, что при росте цен покупателям товаров и услуг нужно больше денег для оплаты договорённостей. Следовательно, растет спрос на деньги, что при неизменной денежной массе вызывает повышение их цены, т.е. процентной ставки. В результате совокупный спрос уменьшается за счет спроса на те товары, для покупки которых нужно брать деньги в кредит. Это касается в первую очередь инвестиционных товаров, а также дорогостоящих товаров потребительского назначения, к которым относят преимущественно товары долгосрочного пользования (машины квартиры, телевизоры и т.п.).

Файлы: 1 файл

Семинар по МИКРОЭКОНОМИКЕ.docx

— 124.09 Кб (Скачать файл)

Из-за того что потребители  приобретают все потребленные единицы  по цене последней единицы, они получают избыток полезности сверх издержек.

Излишек потребителя можно  подсчитать на основе кривой рыночного  спроса. Соотношение между спросом  и излишком потребителя можно  показать посредством определения  кривой спроса на продукты питания (рис. 19.3).

ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ –  дополнительные доходы, извлекаемые  производителями в результате того, что цена на его благо превышает  цену, по которой они готовы продавать  это благо на рынке.

Известно, что эффективность  выпуска благ у разных производителей различная, поэтому установление рыночной цены, достаточной, чтобы сохранить  на рынке даже наименее эффективного производителя, приведет к тому, что  наиболее эффективные производители  получат излишек. Общий излишек  производителя от производства данного  блага представляет собой разницу  между доходом от реализации произведенных  благ и минимальной суммой денег, которая устроила бы производителя  при выпуске и продаже данного  объема благ. Иначе – это разница  между действительным доходом производителя  и альтернативной стоимостью переменных ресурсов. Или разница между рыночной ценой и предельными издержками выпуска единицы блага. Понижение  цены сокращает величину излишка  производителя, повышение цены, наоборот, увеличивает излишки производителя.

Излиш Термины «излишек потребителя» и «излишек производителя» применяются с целью определить результаты добровольного обмена. Сумма излишков потребителей и излишков производителей показывает общественную выгоду, образующуюся в связи с существованием рынка. Все названные категории могут эффективно применяться в процессе разработки и осуществления государственной налоговой и внешнеэкономической политики, а также в других случаях. ек производителя схож с излишком потребителя 

 

Эластичность спроса - степень  чувствительности спроса к изменению  цены товара. Мерой такого изменения  служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения  объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены. Выражается в процентах, обозначается буквой Е.

E=% роста или снижения  объема спроса/% снижения или роста  цены товара

Эластичность спроса характеризует  степень зависимости объема покупаемого  товара от колебания рыночных цен. Когда  снижение цены вызывает такое увеличение покупок товара, что общая выручка  возрастает, то говорят об эластичном спросе (эластичность больше единицы). Когда же снижение цены компенсируется объемом продаж, так, что общая  выручка остается неизменной, говорят  о единичной эластичности (эластичность равна единице).

Наконец, когда снижение цены товара вызывает незначительный рост спроса, а общая выручка уменьшается, следует говорить о неэластичном спросе (эластичность меньше единицы).

Эластичность спроса зависит  от многих факторов: 1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров  является соль, т. к. ее нельзя ничем  заменить; 2) удельный вес стоимости  товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При  этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем выше качество, чем менее  эластичен спрос; 5) степень необходимости  товара. На продукты питания спрос  менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен; 6) размеры запасов  товара; 7) потребительские ожидания.[7]

Виды эластичности.

Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.

Эластичность спроса по цене

Эластичность  спроса по цене показывает, на сколько  процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%.

В зависимости от этих показателей  различают:

·  Неэластичный спрос (Ep(D) < 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).

·  Эластичный спрос (Ep(D) > 1) – рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD.

·  Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) – это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.

·  Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD.

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов  изменится величина спроса при изменении  дохода на 1%. Она зависит от следующих  факторов:

·  Значимость товара для бюджета семьи.

·  Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.

·  Консерватизм во вкусах.

Если ej < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.

Если e > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.

Среди нормальных товаров  можно выделить три группы. Товары первой необходимости, спрос.на которые растет медленнее роста доходов (0 < e < 1) и потому имеет предел насыщения. Предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов ( e > 1) и потому не имеет предела насыщения. Товары, спрос на которые растет в меру роста доходов ( e = 1), называют товарами ⌠второй необходимости". Эта классификация не совпадает с часто встречающейся классификацией потребностей по их очередности, так как потребности существуют и удовлетворяются комплексно и никакой очередности не имеют. Заметим, что для лиц с разным уровнем дохода (или для одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши, либо товарами первой необходимости.[1]

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа).

Перекрёстная эластичность спроса

Это отношение  процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению  цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы)[

 

Факторы, влияющие на эластичность спроса

Важным моментом, оказывающим  воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного  конкретного продукта в случае повышения  его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос  на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как  с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может  перейти на другой сорт ржаного хлеба  и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать  эластичность по отношению к отдельным  видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше [Л4, с. 137].

Та же закономерность применима  к изделиям, выпускаемым отдельной  фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих  аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию  этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар  каждой отдельной фирмы будет  абсолютно эластичным.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

Такая тенденция изменения  эластичности во времени объясняется  тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность  изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.

Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью  того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости  неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при  повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки  хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов  средней российской семьи.

Изменение эластичности спроса происходит под влиянием ряда факторов:

§ наличие товаров-заменителей (эластичность увеличивается при  большом количестве близких по потребительским  свойствам товаров),

§ широта возможностей использования  данного товара (чем больше возможностей использования, тем выше эластичность),

§ доля дохода, расходуемого покупателем на данный товар. Чем  она выше, тем выше эластичность спроса;

§ настоятельность потребности  в товаре и степень его редкости;

§ фактор времени. Для товаров  текущего потребления эластичность выше в длительном периоде, так как  покупатель при изменении цен  получает время для пересмотра состава  своей потребительской корзины. Для предметов длительного использования  ситуация обратная, эластичность спроса выше в коротком периоде, так как  при увеличении цен запас старых благ позволяет отложить приобретение новых.

Для увеличения выручки при эластичном спросе необходимо снижать цену товара, а при эластичном – повышать ее.[2]

эластичность спроса производственная функция

2. Производственная функция  в долгосрочном периоде, предельная  норма замещения 

 

Производственная функция

В реальной жизни в пределах используемой технологии предприниматель  стремится найти наилучшее сочетание  факторов производства, с тем, чтобы  достичь наибольшего выхода продукции. Отношение между любым набором  факторов производства и максимально  возможным объемом продукции, производимой из этого набора факторов, характеризует  производственную функцию.

Производственная функция  — технологическая зависимость  между затратами ресурсов и выпуском продукции.

 

Аналогично понятию «эластичность  спроса» выделяют понятие «эластичность  предложения».Эластичность предложения по 
цене — показатель, отражающий степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара.

Рассмотрим следующие  три случая, соответствующие графикам S1, S2, S3. Первый случай (предложение представлено линией S1,) — ситуация, когда объем предложения товара остается практически неизменным вне зависимости от изменения цены. В этом случае имеет место неэластичное предложение. Примером рынка, для которого характерно неэластичное предложение, может служить рынок свежей рыбы. Ведь продать ее необходимо в любом случае при любой цене, иначе этот товар просто испортится и его будет вовсе невозможно реализовать. Второй случай (график предложения выглядит как линия S2) — ситуация обратная первой. Здесь незначительное изменение цены товара вызывает значительное изменение объема предложения, т. е. речь идет об эластичном предложении. Третий, промежуточный, случай (линия S3) — изменение цены товара полностью компенсируется изменением объема предложения. Здесь имеет место предложение с единичной эластичностью.

В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения  выделяют:

• неэластичное предложение (график S1): значительное процентное изменение цены приводит к незначительному процентному изменению объема предложения; коэффициент эластичности предложения меньше 1;

• эластичное предложение (график S2): незначительное процентное изменение цены товара вызывает значительное воздействие на объемы предложения; коэффициент эластичности предложения больше 1;

• предложение с единичной  эластичностью (график S3): изменение цены товара, выраженное в процентах, в точности компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения; коэффициент эластичности предложения равен 1;

• абсолютно эластичное предложение (график S4): возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи; коэффициент эластичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства товара (если цена понижается), либо к неограниченному увеличению предложения (если цена повышается);

• абсолютно неэластичное предложение (график S5): как бы ни изменялась цена товара, в данном случае его предложение будет постоянным (одинаковым); коэффициент эластичности равен нулю.

Эластичность предложения  по цене определяется рядом факторов, наиболее весомые из которых следующие:

Информация о работе Спрос на товар или услугу