Спрос на товар или услугу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:24, лекция

Описание работы

Эффект процентной ставки заключается в том, что при росте цен покупателям товаров и услуг нужно больше денег для оплаты договорённостей. Следовательно, растет спрос на деньги, что при неизменной денежной массе вызывает повышение их цены, т.е. процентной ставки. В результате совокупный спрос уменьшается за счет спроса на те товары, для покупки которых нужно брать деньги в кредит. Это касается в первую очередь инвестиционных товаров, а также дорогостоящих товаров потребительского назначения, к которым относят преимущественно товары долгосрочного пользования (машины квартиры, телевизоры и т.п.).

Файлы: 1 файл

Семинар по МИКРОЭКОНОМИКЕ.docx

— 124.09 Кб (Скачать файл)

Колеблющийся спрос  связан с особенностями конкретного  товара и носит ярко выраженный сезонный характер, с периодическими пиками и спадами объемов продажи.

Полноценный спрос - это наиболее желательная для  товаропроизводителя ситуация на рынке, которая возникает в том случае, когда большинство предлагаемых к реализации товаров находят  своего покупателя.

Чрезмерный спрос  возникает в том случае, когда  количество товара, которое стремятся  приобрести покупатели, превышает возможности  по его производству.

Иррациональный  спрос - это спрос на так называемые “вредные” товары, оказывающие  отрицательное воздействие на здоровье человека или состояние окружающей среды.

,В экономике, кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара илиуслуги и количеством потребителей, желающих его купить по данной цене. Является графическим представлением графика спроса[1].

Кривая спроса суммарно для  всех потребителей является результирующей кривых спроса для каждого потребителя  в отдельности. Несмотря на своё название, кривая спроса не всегда представляется собственно кривой, иногда это может  быть график прямой линии, в зависимости  от сложности сценария.

Кривые спроса используются для оценки поведения агентов конкурентных рынков и очень часто рассматриваются комплексно с кривыми предложения для оценки сбалансированной или равновесной цены(цены по которой все продавцы готовы продать и все покупатели готовы купить, также известной, как терминцена рыночного клиринга) и равновесного количества (объёма товаров или услуг, которые будут произведены и проданы без избыточного увеличения предложения или избыточного сокращения спроса) на рынке[2]. На монополистическом рынке, кривая спроса представлена только кривой спроса на продукцию монополиста и не требует создания результирующей фун кции.

 

Предложение это (в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество продукта за определенный период времени при определенных условиях.

Объем предложения (объем  выпуска) — количество продукта, которое готов предложить товаропроизводитель (компания) по определенной цене за определенный период времени при прочих равных условиях.

Величина предложения  — количество продукта, которое имеется в продаже при определённой цене.

Как правило, между уровнем цен и количеством продукта существует прямая зависимость. Повышение цен приводит к получению дополнительной прибыли, позволяя производителю расширить производство, привлекает новых производителей на рынок.Предложением называется готовность производителей предлагать к продаже определенные количества блага в зависимости от его цены.

Обратите внимание, что  здесь, как и в случае со спросом, предполагается не просто желание, а  именно готовность производителей предлагать блага к продаже (то есть действительное предложение).

А от чего зависит количество булочек, которое эти пекари захотят  произвести и предложить к продаже? От чего зависит предложение?

Оно зависит от условий  производства каждого пекаря = уровня технологии производства, его квалификации, цен ресурсов и, конечно же, от цены булочек. Предположим, что все переменные, кроме последней, нам заданы и измениться не могут, и исследуем, как зависит предложение от цены булочек при прочих равных. 

Каждому значению цены булочек  будет соответствовать некоторый  определенный объем предложения. Эта  зависимость объема предложения  некоторого блага от цены называется функцией предложения. Каким образом  мы можем ее записать? У=нас есть уже известные вам альтернативы. 

Факторы, приводящие к изменению  предложения:

изменение в исходной стоимости сырья или производства (повышение начальной стоимости приводит к снижению предложения)

изменение цен на другие, в том числе и на взаимозаменяемые товары

перспективы ожидания производителей (ожидание повышения цен — предложение (экономика) снижается; ожидание снижения цен — предложение (экономика) увеличивается)

количество товаропроизводителей 

Закон предложения — при  прочих равных условиях, повышение  цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.

Факторы влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность  ресурсов.

5. Налоги и дотации.

         

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

Рыночную экономику можно  рассматривать как бесконечное  взаимодействие спроса и предложения, где предложение отражает количество товаров, которое продавцы готовы представить  к продаже по данной цене в данное время.

Закон предложения — экономический  закон, согласно которому величина предложения  продукта на рынке увеличивается  с ростом его цены при прочих равных условиях (расхода производства, инфляционные ожидания, качество продукта).

По сути закон предложения выражает категорию, что при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких. Если представить предложение как функцию цены от количества предлагаемого продукта, закон предложения характеризует возрастание функции предложения на всей области определения. Закон товарного производства и обмена товаров на рынке. При этом под спросом понимается представленная на рынке потребность в товарах, а под предложением - продукт, который имеется на рынке или может быть доставлен на рынок.

Закон предложения - экономический  закон, согласно которому величина предложения  продукта на рынке увеличивается  с ростом его цены при прочих равных условиях (затраты производства, инфляционные ожидания, качество продукта). Природа  закона предложения заключена в  том, что при росте цен производителю, продавцу становится выгоднее продавать  большее количество продукта.

Закон предложения

экономический закон, согласно которому с ростом цены продукта увеличивается  объем его предложения на рынке, а со уступкой в цене сокращается предложение при прочих равных условиях.

Кривая предложения - графическое  изображение зависимости между

- рыночными ценами на  товары и услуги;

- количеством товаров  и услуг, предлагаемых на рынке  производители.

Положительный наклон кривой предложения отражает тот факт, что  повышение цены стимулирует дополнительное производство товаров и услуг. Кривая предложения - линия, отражающая все соотношения количества предлагаемых благ и равновесной цены; характеризует предложение блага. Сдвиг кривой предложения означает изменение предложения. Увеличение предложения соответствует сдвигу кривой предложения вправо, а уменьшение - сдвигу кривой предложения влево.

 

 
 Детерминанты предложения

Цена – основная детерминанта величины предложения любого товара. Однако существуют другие (условно  назовем их неценовые) детерминанты, или факторы, влияющие на величину предложения. Если одна из неценовых детерминант  в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения будет  меняться.

К другим детерминантам предложения  относятся:

1) цены на ресурсы. Величина  предложения организации основывается  на затратах производства. Здесь  действует следующая закономерность, снижение цеп на ресурсы снижает  расхода производства и увеличивает  предложение, т.е. переместит кривую  предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит  затраты производства и сократит  предложение, т.е. сместит кривую  предложения влево.

2) Технология. Совершенствование  технологии означает, что можно  более эффективно произвести  единицу продукции, т.е. с меньшей  издержкой ресурсов.

3) налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как расхода производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает затраты производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо продукта, то оно фактически снижает расхода и увеличивает его предложение.

4) цены на другие товары. Изменения цен на другие товары  также способны сместить кривую  предложения товара. Снижение ценына пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Компания, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5) Ожидания. Ожидания изменений  цены товара в будущем также  могут повлиять на желание  производителя поставлять товар  на рынок в настоящее время.  Например, ожидание существенного  повышения цен на продукцию  автомобильной компании способно  побудить организации увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения. 

6) Число продавцов. При  данном объеме производства каждой  компании, чем большее число поставщиков,  тем больше рыночное предложение.  По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньшее в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево. 

Помимо цены на предложение  оказывают воздействие и неценовые  факторы, среди которых можно  выделить следующие:

• изменение издержек фирмы. Снижение издержек в результате, например, технических нововведений или снижения цен на сырье и материалы приводит к росту предложения. Увеличение  издержек вследствие повышения цен на сырье или введения дополнительных налогов на производителя вызывает уменьшение предложения;

• изменение количества фирм в отрасли. Их увеличение (уменьшение) приводит к росту (сокращению) предложения;

• природные катастрофы, войны.

 

уществует несколько видов предложения. Предложение инициативное — предложение о товаре, сделанное по инициативе продавца. Предложение действующее — предложение, которое со стороны покупателя оформлено документально, т.е. заключена сделка между продавцом и покупателем на конкретную продукцию, в заданном объеме по договорной цене, в оговоренный срок поставки. Данный вид предложения может выступать как выполнение заказа. Такая сделка предусматривает двойную неустойку. Предложение свободное — предложение без обязательств. Эта форма используется в основном для выяснения спроса. Согласно закону предложения по мере его роста растет цена. С позиции потребителя закон предложения выступает как сдерживающнй фактор, поскольку покупатель не будет приобретать товар в большом количестве при высокой цене. Но по мере снижения цены объем реализации возрастет, так как покупатель увеличит количество покупок. Для производителя конечными целями реализации являются выручка и прибыль. Оба этих показателя зависят от цены. Но при росте цены темпы роста прибыли могут отставать от темпов роста выручки, поскольку увеличиваются издержки производства и кредиторская задолженность. Для устранения этих потерь товаропроизводитель должен увеличить цену или объем реализации.

 

 

Функция предложения (supply function) определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Ценовые факторы влияющие на предложение:

1. Цена на товар  — существует прямая зависимость  между ценой и предложением, отражаемая  законом предложения.

2. Цены на ресурсы  — если цены на ресурсы растут, то предложение сокращается. Это  происходит по 2-ум причинам:

  • во первых товар будет стоить дороже и это сократит спрос.
  • во вторых производители будут тратить больше финансовых средств на закупку ресурсов, поэтому купят этих ресурсов меньше.

3. Цены на сопряжённые  товары — т.е. товары взаимозаменяемые  и взаимодополняемые.

  • При росте цен на один из взаимозаменяемых товаров (чай), предложение других товаров (кофе, какао) уменьшится.
  • При росте цен на один из взаимодополняемые товаров 
  • КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ отражает взаимосвязь между количеством предложенного блага и его ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок. Для большинства благ кривая предложения имеет «восходящее» и «вогнутое» очертание (рис. 3.1).
  • Рис. 3.1. Кривая предложения 
  • Восходящая кривая предложения выражает сущность закона предложения, который заключается в том, что для значительного объема благ чем выше цена на них, тем больший объем этих благ предлагается производителями на рынке.
  • «Вогнутость» кривой предложения объясняется следующим образом: с повышением цены блага в его выпуске участвует все большее количество фирм, вызывая тем самым значительный прирост объема предложенного блага. По мере роста цены блага на определенном этапе рынок окажется перенасыщен им и расширение выпуска блага прекратится, в результате объем выпуска благ стабилизируется независимо от уровня цен. Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной.
  • Что лежит в основе кривой предложения?
  • Основными компонентами, лежащими в основе кривой предложения, являются:
  • ·  издержки производства, или производственные затраты, которые прежде всего определяются ценами на ресурсы и техническим прогрессом;
  • ·  технология производства. Использование более совершенной технологии понижает издержки производства, выпускается больше благ, что увеличивает объем предложения продукции;
  • ·  цены на ресурсы. Например, снижение заработной платы рабочих фирмы сокращает издержки производства и увеличивает предложение благ;
  • ·  цены сопутствующих благ, особенно тех благ, которые могут быстро заменить друг друга как продукты одного производственного процесса. Если цена одного сопутствующего блага повысится, то увеличится цена и второго;
  • ·  количество товаропроизводителей. Чем больше их, тем больше предлагаемого блага;
  • ·  количество покупателей данного блага. Чем больше их, тем больше могут купить этого блага;
  • ·  налоги и субсидии. Увеличение налогов уменьшает объем выпуска. Субсидии, наоборот, вызывают расширение производства;
  • ·  государственная политика. Например, отказ от квот и таможенных тарифов на импорт благ ведет к увеличению их предложения;
  • ·  особые факторы. Например, погода оказывает сильное влияние на сельское хозяйство.
  • ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Фирмы постоянно меняют набор предлагаемых ими благ. Что побуждает вносить эти изменения?
  • Предложение меняется, когда изменяется любой из факторов, влияющих на него, кроме цены блага. По отношению к кривой предложения при каждой рыночной цене предложение увеличивается (или уменьшается), когда увеличивается (или уменьшается) объем предложения.
  • Не следует путать понятия «движение вдоль кривой предложения» и «сдвиг кривой предложения».
  • ДВИЖЕНИЕ ВДОЛЬ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – реакция продавцов на изменение цены блага при прочих равных условиях; отражает изменение объема блага, которое производители желают и могут продать. Изменение объема предложения изображается движением вдоль кривой предложения (рис. 3.2).
  • Рис. 3.2. Движение вдоль кривой предложения 
  • Из рис. 3.2 видно, что происходит перемещение от одной точки (А) кривой предложения к другой точке этой кривой (В).
  • Движение вдоль кривой предложения означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.
  • СДВИГ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – реакция продавцов на изменение неценовых факторов; отражает изменение предложения (характера предложения). Изменение предложения – это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения (рис. 3.3).
  • Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.
  • Рис. 3.3. Сдвиг кривой предложения 
  • Итак, когда изменяются цены на неценовые факторы – это сдвиг кривой предложения,т. е. изменение предложения. Когда происходит изменение объема предложения в ответ на изменение цены данного блага – это движение вдоль кривой предложения.

Информация о работе Спрос на товар или услугу