Спрос на товар или услугу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:24, лекция

Описание работы

Эффект процентной ставки заключается в том, что при росте цен покупателям товаров и услуг нужно больше денег для оплаты договорённостей. Следовательно, растет спрос на деньги, что при неизменной денежной массе вызывает повышение их цены, т.е. процентной ставки. В результате совокупный спрос уменьшается за счет спроса на те товары, для покупки которых нужно брать деньги в кредит. Это касается в первую очередь инвестиционных товаров, а также дорогостоящих товаров потребительского назначения, к которым относят преимущественно товары долгосрочного пользования (машины квартиры, телевизоры и т.п.).

Файлы: 1 файл

Семинар по МИКРОЭКОНОМИКЕ.docx

— 124.09 Кб (Скачать файл)

 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ - момент в  движении рыночной экономической системы. Характеризуется равенством спроса и предложения товаров и ресурсов, системой равновесных цен. Различают  общее и частичное равновесие. Последнее возникает на отдельных  рынках товаров и услуг, труда, денежном рынке. Равновесие достигается в  результате действия рыночных регуляторов: цены, заработной платы, ставки процента. Если спрос на какой-либо товар превышает  при данной цене его предложение, образующийся дефицит ведет к  повышению цены. Это стимулирует  расширение объема производства данного  товара. Соответственно увеличивается  его предложение. Новая цена и  будет ценой, обеспечивающей равновесие спроса и предложения, т. е. равновесной  ценой. Такую же роль играет равновесная  ставка процента на денежном рынке  и равновесный уровень заработной платы на рынке труда. Эти равновесные  величины определяются на графиках в  точке пересечения кривых спроса и предложения.

Общее экономическое равновесие складывается как равнодействующая ситуаций частичного равновесия. Оно предполагает, что  рынки всех товаров и ресурсов взаимно связаны. Объемы производимых товаров и наличие ресурсов взаимно  и одновременно согласовываются  в процессе функционирования экономики. Цены, спрос и предложение по каждому  товару зависят от системы цен, совокупного  спроса и предложения по всем товарам. Тем самым должны быть увязаны  интересы потребителей и производителей.

Движение к равновесию совокупного  спроса и совокупного предложения  зависит и от общеэкономических  условий. В частности, на него воздействует политика государства в социальной сфере, налоговая и структурная  политика и другие факторы. На это  движение влияют и возникающие в  экономике нарушения (например резкий рост цен на нефть).

Взаимосвязи в рыночной экономике  во многом определяются положением, согласно которому сформировавшаяся цена определяет, какой объём продукции будет  выпущен. Соответственно, и сама стоимость  продукта тоже от объёма зависит. Также  цена формируется от стоимостью ресурсов, с использованием которых осуществляется производство. Стоимость указанных ресурсов также зависит от цены на конечные товары. Один их швейцарских экономистов, Леон Вальрас, был первым, кто попытался определить данные взаимосвязи с помощью системы уравнений.

Согласно созданной им модели, равновесие возможно тогда, когда  число используемых переменных равно  общему числу уравнений системы. Предпосылкой для создания системы  уравнений послужила теория совершенной конкуренции. Вальрас предположил, что в экономике существует определённое количество конечных благ, необходимых каждому потребителю и производимых независимыми организациями. Также существует определённое количество видов ресурсов, реализуемых по установленным ценам теми организациям, которые производят конечные товары.

Потребители владеют неодинаковым количеством ресурсов и далеко не всегда его продают Яркий пример – безработные, которые не реализовывают  свою способность к труду. Доход, полученный от реализации ресурсов, распределяется потребителями для приобретения конечных товаров и услуг в  определённой пропорции. Чтобы произвести любую единицу товара, необходимо использовать некоторое фиксированное  количество ресурса.

Исходя из данных предпосылок, Вальрас сформулировал четыре типа уравнений: для спроса на конечные товары и услуги; предложения ресурсов; для спроса на ресурсы и для  равновесия в отрасли. В данных уравнениях отражается баланс потребителей и производителей. Общая же формула Вальраса сформулирована следующим образом: равновесие возможно только при соблюдении равенства  двух величин: спроса и предложения. Исходя из этого утверждения, Леон Вальрас  вывел модель, которая и получила название «модель равновесия в экономике  по Вальрасу».

Связь стоимости  с ценой в нормальный период по А. Маршаллу

 

Маршалл пришел к выводу, что стоимость (реальные издержки) определяет цены только в так называемый нормальный период. Под «нормальным» он понимал  период, характеризующийся достижением  равновесия во всех частях рыночной экономики. А. Маршалл, по существу, отбрасывает  связь реальных издержек с ценами. Тем самым Маршалл, формально, выступая, как сторонник и продолжатель теории стоимости, резко ограничил  значение категории стоимости, сведя  ее к чисто логическому понятию, имеющему силу только для условий, весьма далеких от реальной экономики. В  связи с последним и цена нормального  периода приобретает у Маршалла в основном логическое значение. Фактический  отрыв стоимости от ценообразования, проделанный Маршаллом, явился предпосылкой его разработок по проблемам складывания  цены на отдельных рынках. Раз стоимость  не связана с ценой, то возникает  проблема нахождения других факторов, которые на нее влияют. Маршалл  указал, что в конкретной действительности складывание рыночных цен определяется взаимодействием спроса и предложения.

3. Связь спроса  и предложения с ценой по  А. Маршаллу

 

А. Маршалл установил что спрос и предложение имеют следующую связь с ценой: спрос, как правило, при падении цены растет и при ее росте снижается; предложение в большинстве случаев с ростом цены растет и при снижении цены падает. Цена, превышающая цену равновесия, ведет к превышению предложения над спросом, что неминуемо действует в сторону снижения цены. Цена, оказавшаяся ниже цены равновесия, ведет к превышению спроса над предложением, что действует в сторону повышения цены.

Тем самым Альфред Маршалл  сумел построить теорию цены, по существу, без обращения к стоимости (реальным издержкам) ограничив анализ только вопросами соотношения спроса и предложения. Цена товаров складывается под воздействием спроса и предложения. Издержки производства, к которым  тяготеет указанная цена при равенстве  спроса и предложения на рынках товаров, складывается под воздействием спроса и предложения на факторы производства, которые формируют соответствующие  издержки. Более глубокий анализ Маршалл  считал излишним.

Эта теория объясняет цены ценами. На первое место выдвигаются  связи функционального характера, т.е. связи, по отношению к которым  решающим становится определение всестороннего  взаимодействия различных элементов  ценообразования и условий их равновесия.

Изменение спроса Альфред  Маршалл полностью связал с категорией предельной полезности. По Маршаллу, предельные полезности, измеримые в денежных единицах, выступают на рынке как  максимальные цены (так называемые цены спроса), которые потребитель  готов уплатить за то или иное благо. С ростом предложения того или  иного блага цены спроса снижаются, с падением предложения – увеличиваются.

Необходимо отметить выдвинутое А. Маршаллом конкретное понятие  эластичности спроса, которое затем  прочно вошло в теорию потребления. Спрос на товар считается эластичным, если при снижении (или росте) цены на 1% спрос на указанный товар  повысится (или упадет) более чем  на 1%. Спрос на товар считается  неэластичным, если при снижении (или  росте) цены на 1% спрос повысится (или  упадет) менее чем на 1%.

Маршалл в исследовании эластичности спроса отметил два важных момента: во-первых, неэластичный характер спроса на товары, которые больше всего  удовлетворяют потребности населения, и спроса на отдельные предметы роскоши, покупаемые более богатыми слоями населения  на незначительную часть своего дохода; во-вторых, исторический характер категории  эластичности спроса.

 
 

4. Значение «Теории  цены» А. Маршала в экономике

 

Дав теоретический анализ «цены спроса» и «цены предложения» Маршалл подходит к определению  цены равновесия, которая представляет собой точку пересечения кривых спроса и предложения. B рамках его анализа снимается вопрос о том, что является конечным основанием цен – полезность или издержки. Оба фактора одинаково значимы. Тем не менее, если вводить в анализ цены равновесия фактор времени (а Маршалл был первый, кто это сделал) и анализировать ситуацию мгновенного, то воздействие спроса и предложения на цену равновесия не будет одинаковым. Mapшалл подробно проанализировал эти ситуации, придя к выводу, что в условиях мгновенного равновесия на цену оказывает исключительное влияние спрос, в условиях же долгосрочного равновесия – цена регулируется издержками. Иными словами, чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе влияние спроса на цену, а чем этот период продолжительнее, тем большее влияние на цену оказывают издержки.

Анализируя ситуацию мгновенного  и краткосрочного равновесия, Маршалл  делает вывод, что в этих условиях приоритет получает спрос, потому что  предложение в большей степени  инерционно и не успевает за колебаниями  первого. Это понятно, поскольку  для изменения предложения требуется  время для создания дополнительных производственных мощностей. На данном этапе повышение спроса ведет  к росту цен. Предприниматель  в этих условиях получает временный  дополнительный доход (квазиренту – по определению Маршалла) которая представляет собой разницу между новой, более высокой ценой товара и издержками производства. Однако она носит временный характер, поскольку высокий дополнительный доход привлекает новых товаропроизводителей, в силу чего предложение увеличивается, цена падает и в долгосрочном периоде квазирента исчезает.

Следует отметить, что в  «Принципах политической экономии»  анализируется стихийное регулирование  цен в условиях свободной конкуренции. В то же время в период написания  работы Маршалла происходило быстрое  развитие производственных монополий, и он, естественно, не мог обойти вниманием проблему монополии и ее влияния на процессы ценообразования. В данном вопросе Маршалл опирался на теоретическое наследие французского экономиста А. Курно (1801-1877), который еще в 1838 г. В работе «Исследование математических принципов богатства» исследовал проблему установления цен в условиях монополий. Курно с помощью математической модели рассмотрел ценообразование для случая, когда одна фирма концентрирует производство и предложение какого-либо товара и показал, что подобная фирма устанавливает цену значительно выше той, которая, при тех же условиях производства, установилась бы при наличии конкурентов. Превышение монопольной цены над конкурентной Курно объяснил тем, что повышение первой цены встречает только единственное ограничение в виде спроса, в то время как повышение второй цены имеет и другое ограничение в виде политики цен конкурентов. Маршалл также допускает, что монополия будет ограничивать объем производства товара, ища такой объем при таком уровне цены, который обеспечит ей максимальное расхождение между валовой выручкой и валовыми издержками. Монополист потеряет весь свой монопольный доход, если будет производить такое большое количество, при котором его цена предложения будет равняться цене спроса; количество, которое обеспечит максимальный монопольный доход, всегда значительно менее этого.

Однако Маршалл рассматривает  монополию как частный случай на общем фоне неограниченной конкуренции, закономерности ценообразования в условиях которой остаются господствующими. Другими словами, теория Маршалла – это теория цен в конкурентных условиях.

В целом работа Маршалла внесла значительный вклад не только в разработку теории цены равновесия, но также в  исследование теории процента, прибыли  и ренты. В частности, прибыль  Маршалл приписывает четвертому фактору производства – организации, и включает ее в нормальную цену предложения, в отличие от квазиренты. В теории процента он рассматривает его со стороны спроса и предложения капитала, где ставка процента со стороны предложения капитала зависит от предпочтения настоящих благ будущим, а со стороны спроса на капитал – от его производительности.

 

ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ (излишек  покупателя, дополнительная выгода) – разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке.

Термин «излишек потребителя» впервые применил французский инженер  и экономист Ж. Дюпюи (1804–1866) в 1844 г. для оценки полезностей общественных сооружений (мостов, каналов, дорог).

Иногда излишек потребителя  называют «маршаллианским потребительским излишком» в честь английского экономиста А. Маршалла, внесшего существенный вклад в разработку данного понятия.

Излишек потребителя показывает, насколько лучше в среднем  живут отдельные люди, поскольку  различные потребители оценивают  потребление различных товаров  по-разному, максимальный уровень цены, которую они готовы заплатить  за эти товары, также различается.

Излишек представляет собой  максимальную цену, которую потребитель  блага готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара. Дополнительное удовлетворение, или  полезность, получаемая потребителями  благодаря тому, что фактическая  цена, которую они платят за благо, ниже той цены, которую они были бы готовы заплатить, принимает форму  излишка потребителя (рис. 19.1).

Излишек потребителя максимизируется только при совершенной конкуренции, когда цена устанавливается свободной игрой сил спроса и предложения на рынке и все потребители платят одинаковую цену. Однако если рыночная цена устанавливается максимизирующим прибыль монополистом, то образующиеся в результате этого сокращения объема и роста рыночной цены вызывают потери излишка потребителя (рис. 19.2).

Излишек потребителя образуется из-за того, что благодаря действию закона убывающей предельной полезности первые единицы блага представляют для потребителя большую ценность, чем последние, а платит он одну и  ту же сумму за каждую единицу блага, начиная с первой и кончая последней. Таким образом, потребитель платит за каждую единицу ту сумму, которой  оценивается последняя единица. Следовательно, потребитель получает излишек полезности с каждой из первых единиц блага.

Информация о работе Спрос на товар или услугу