Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе. Индивидуальный и рыночный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

В основе ценообразования лежит взаимодействие продавцов и покупателей, представляющих на рынке соответственно предложение и спрос. Остановимся сначала на спросе. Термин «спрос» имеет для экономистов специфическое значение. Человеку свойственно естественное желание потреблять, однако экономическая наука имеет дело лишь с теми потребностями, которые воплощаются в платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос согласует желания потребителей с их объективными возможностями в приобретении тех или иных товаров. Итак, спрос можно определить как желание и готовность субъектов приобрести товар.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1 «Спрос. Закон спроса. Кривая спроса». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Глава 2 «Изменения в спросе. Изменения в спросе на российских рынках товаров и услуг. Причины изменения спроса». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Глава 3 «Индивидуальный и рыночный спрос». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 78.75 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, у всех потребителей существует разное отношение к разному товару, так как у всех людей разные вкусы, привычки и предпочтения. Одни потребители согласны платить большое количество денег за товар, который они очень любят, а другие купят то же самое количество товара только по более низкой цене, так как относятся равнодушно к этому благу.

В-третьих, у потребителей разные доходы, и поэтому все они могут по одной цене предъявлять различный спрос. Одним потребителям их доход позволит потреблять товар и при очень высокой цене, а другие смогут покупать это благо только по относительно низким ценам.

 Закон спроса характеризует обратную связь между величиной спроса и ценой товара. Он гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара. Прочие равные условия означают, что в данном случае не учитываются все неценовые факторы влияющие на спрос.  Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей; во-вторых, снижение цен расширяет покупательскую способность потребителей; в-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене. Более низкая цена позволяет покупателям приобретать еще большее количество товара и дает возможность тем, кто раньше не мог себе позволить покупку, приобретать этот товар. Кривая спроса идет вниз, поскольку потребитель обычно предпочитает покупать больше, если цена ниже.[13,c. 62]. 
     Действие закона спроса объясняет существование эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились. Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

1. При ажиотажном  спросе, вызванном в ожидании  повышения цен. 
       2. Для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления.

3. При переключении  спроса на более новые и  качественные товары.

Говоря о закономерностях формирования спроса, надо отметить, что, помимо цены самого товара, на него влияют еще такие  факторы, как:

1.цены других товаров;

2.уровень доходов покупателей;

3.численность покупателей;

4.предпочтения покупателей (формирующиеся  под влиянием их вкусов, традиций, рекламы и других обстоятельств).[9, c. 20].

 

   1.3. Информацию о возможных величинах спроса легко представить графически в виде кривой, которая называется кривой спроса(рис. 5). Она описывает картину спроса на данном товарном рынке, т.е. зависимость между ценой товара и объемами его покупок, возможными при различных уровнях цен.

Кривая спроса позволяет  ответить на два вопроса:

1.какова будет величина  спроса при различных уровнях  цен?

2.как изменится величина  спроса при некотором изменении  цены?

Каждая точка на кривой-величина спроса на данный товар (возможное количество покупок) при определенном уровне его  цены.

  По традиции, в экономической теории цена откладывается на вертикальной оси, а количество-на горизонтальной (математики обычно откладывают наоборот-аргумент (х) на горизонтальной оси, а значение функции (y) на вертикальной). Кривая спроса показывает, как меняется объем спроса потребителя (потребителей) в зависимости от уровня цены на товар. Изменение объема спроса в зависимости от изменения цены на товар представляет собой движение по кривой спроса.

 Кривая спроса на любое благо будет всегда иметь отрицательный наклон и точки пересечения с осями координат. Можно ли определить форму кривой спроса на любое благо более точно? Может быть, для всех благ существует некоторая единая форма кривой спроса, и если да, то какая она? А если нет, то какие разновидности формы мы можем себе представить?

Если мы попробуем понаблюдать  за реальным хозяйством, то мы обнаружим  следующие примеры различных  вариантов изменения спроса.

В некоторых случаях мы обнаружим ситуацию, когда объем  спроса не благонечувствителен к изменению цены, то есть значительное изменение цены (например, в два раза) приводит к очень незначительному изменению объема спроса.

Такой спрос называют неэластичным (или низкоэластичным) по цене, а соответствующий ему участок кривой спроса изображен на рис.6.

Низкая эластичность спроса наблюдается в случае, когда покупатели нуждаются в строго определенном количестве какого-то блага. При увеличении цены этого блага они вынуждены продолжать покупать это количество, а при снижении цены не увеличивают покупку. Такая ситуация может наблюдаться на рынке некоторого лекарства, которое люди будут вынуждены покупать и при очень значительном повышении его цены, но не будут покупать больше при любом снижении его цены.

Также мы можем заметить, что неэластичным по цене (в некотором  диапазоне изменения последней) является спрос на относительно дешевые блага. Например, спрос на спички, соль, канцелярские кнопки и так далее. Потребность в таких благах удовлетворяется практически полностью, а увеличение цены в два или даже в три раза все равно не делает их дорогими. Таким образом, мы можем сделать вывод о неэластичности спроса на многие блага при относительно низких значениях цены этих благ.[12, c. 75].

В других случаях мы обнаружим  значительную чувствительность спроса к изменению цены. То есть небольшое изменение цены (например, на 10-15%) приводит к значительному изменению объема спроса. Такой спрос называется высокоэластичным по цене, и соответствующий ему участок кривой спроса изображен на рис. 7.

Обычно высокую эластичность имеет спрос на благо, которое  не является необходимым для потребителя. Если у блага есть заменители, при увеличении его цены потребитель может просто перестать покупать это благо и перейти к потреблению других. Например, при росте цен на пряники потребители могут переключиться на пирожные, торты, булочки и т. д. При падении цены на шоколадки потребители могут перестать покупать конфеты и перейти к потреблению большего количества шоколада.

Кроме этого, высокоэластичным спрос может быть на относительно дорогое благо, например, повышение цены холодильников на 20-30% существенно повлияет на покупательную способность большого числа потребителей, которые в результате откажутся от приобретения нового холодильника.

Таким образом, спрос на благо  может быть высоко- или низкоэластичным по цене. При этом наклон кривой спроса на благо вовсе не должен быть постоянным на всем ее промежутке и кривая спроса на отдельное благо может иметь разные участки, соответствующие разной чувствительности объема спроса к цене.[12, c. 77].

     Известен так называемый «парадокс Гиффена». Английский экономист Роберт Гиффен описал случай, когда во время голода в Ирландии в XIX веке спрос на картофель, цена которого существенно поднялась, также возрос. Причина состояла в том, что картофель был продуктом, потребляемым бедняками, и повышение цены на него вынудило их отказаться от других видов потребления, сведя последнее к потреблению лишь картофеля.

   Подтверждение кривой Гиффена мы можем наблюдать в нашей повседневной жизни. При постоянном и многократном повышении цен на продукты питания спрос на некоторые из них растет, несмотря на цены. В нашей стране к таким продуктам можно отнести хлеб и картофель. Кривая спроса на эти продукты будет отличаться от типичного графика спроса (рис. 8).

    Временные отклонения  от закона убывающего спроса  наблюдаются и в тех случаях,  когда выпускается новый товар  с повышенной ценой. Как правило,  прежде чем покупатели разберутся  в свойствах нового товара, спрос  на него может существенно  подскочить, несмотря на высокую  цену. Hо как только потребители убедятся, что по своему качеству товар не лучше прежнего, спрос немедленно вернется на линию d (рис. 9).

    С вышеназванным отклонением  связан так называемый «эффект Веблена», описывающий престижный спрос на дорогостоящие товары, свидетельствующий, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе. Это спрос на престижные марки легковых автомашин, ювелирные изделия, модели одежды, созданные по индивидуальному заказу и так далее. Причем снижение цен на подобные товары может уменьшить их привлекательность, а следовательно, и спрос на них.[6, c. 120].

    Итак, в нормальных условиях  существует обратная зависимость  между ценой и величиной спроса, поэтому кривая спроса имеет  отрицательный наклон. По своей  конфигурации эта линия может  быть как вогнутой, так и выпуклой. Hесмотря на то, что обе кривые отражают действие закона спроса, очертания кривой имеют принципиальное значение. Если изменение спроса происходит по вогнутой кривой, то с уменьшением цены,  абсолютные приращения объема спроса нарастают (  Q<   Q<   Q3). Изменение спроса по выпуклой кривой  происходит в обратной зависимости. При этом следует обратить внимание, что для отдельного покупателя характерна выпуклая кривая спроса, так как по мере насыщения потребности на спросе индивидуума уже мало будет сказываться снижение цены на товар. Для большого числа покупателей с разным уровнем дохода типична вогнутая линия их совокупного спроса, поскольку при снижении цены на рынке данного товара появятся дополнительные покупатели с более низким уровнем дохода, что сразу поднимает спрос. Вместе с тем понижение цены вызовет переключение спроса именно на этот товар.

Итак, к неценовым факторам, сдвигающим кривую спроса, относятся  такие, как вкусы и предпочтения потребителей, цены на другие товары, число  покупателей, доходы населения и  размеры накопленного имущества, инфляционные ожидания. Остановимся на них более  подробно.

  1. Вкусы и предпочтения потребителей. Вполне очевидно, что изменения во вкусах, предпочтениях, моде оказывают существенное воздействие на величину спроса на товар или услугу. Возраст и пол, семейное и социальное положение, а также некоторые другие моменты формируют вкусы и запросы покупателей. Иногда вкусы меняются быстро (например, в таких областях, как популярная музыка, одежда и другое). В этом случае кривая спроса совершает сдвиги очень быстро как в сторону увеличения, так и в обратную сторону. В других случаях изменение вкусов происходит медленно, но постоянно.

  2. Цены на другие товары. По характеру воздействия на спрос на какой-то данный товар разграничивают изменения цен на 3 вида товаров: а) товары-заменители (субституты, конкуренты); б) товары-взаимодополнители (комплементы); в) товары, относительно независимые друг от друга.

   3.Размер рынка. Чем больше покупателей, тем больший совокупный спрос они предъявляют.

   4.Доходы населения и размеры накопленного имущества. Чем богаче население, тем больше спрос, и кривая движется вправо и вверх. Если доходы уменьшаются, то движение кривой происходит в обратном направлении. Причем следует отметить, что с ростом доходов увеличивается спрос не на все товары, а, главным образом, на товары более высокого качества. Hа товары низкого качества спрос в этом случае снижается. Однако сказать, какая структура распределения богатства между группами населения - равномерная или поляризованная - создает больший спрос, достаточно сложно.

   5.Инфляционные ожидания. Довольно часто увеличение спроса на товар, по причине ожидания скорого и быстрого роста цен на него, принимают за нарушение закона спроса, хотя в данном случае речь идет об изменении функции спроса (сдвиг кривой спроса вправо - вверх).[16, c. 31].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 «Изменения в спросе. Изменения в спросе на российских рынках      товаров и услуг. Причины изменения спроса»

 

2.1. Во избежание путаницы под термином "изменение спроса" принято понимать изменение самой функции Q = D(P) ("смещение" всей кривой спроса) под влиянием неценовых факторов, а под термином "изменение величины спроса" - реакцию спроса на изменение цены при постоянстве значений всех иных факторов (перемещение вдоль кривой спроса).

Любая цена, назначенная  фирмой, так или иначе, скажется на уровне спроса на товар. Зависимость  между ценой и сложившимся  в результате этого уровнем спроса представлена кривой спроса. Кривая показывает, какое количество товара будет продано  на рынке в течение конкретного  отрезка времени по разным ценам, которые могут взиматься в  рамках иного отрезка времени. В  обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше цена, тем  ниже спрос.

И соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос. Так  что, подняв цену с Ц1 до Ц2, фирма продаст меньшее количество товара. Вероятно, потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, станут покупать меньше тех, цены которых оказываются для них слишком высокими. 

   Большинство кривых спроса стремится вниз по прямой или изогнутой линии. Однако в случаях с престижными товарами кривая спроса иногда имеет положительный наклон. 

   Большинство фирм проводят исследования изменений спроса. Различия в подходах к замерам диктуются типом рынка. В условиях чистой монополии кривая спроса свидетельствует о том, что спрос на товар обоснован ценой, которую фирма за него запрашивает. Однако с появлением конкурентов кривая спроса будет меняться в зависимости от того, остаются ли цены конкурентов постоянными или меняются. [16, c. 45].

   Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки.

   Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то происходит увеличение спроса и кривая спроса смещается вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево. 
   Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, то есть переход от одной комбинации "цена - количество продукта" к другой комбинации. Причиной изменения величины спроса служит изменение величины данного продукта. [10, c. 27].

Информация о работе Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе. Индивидуальный и рыночный спрос