Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе. Индивидуальный и рыночный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

В основе ценообразования лежит взаимодействие продавцов и покупателей, представляющих на рынке соответственно предложение и спрос. Остановимся сначала на спросе. Термин «спрос» имеет для экономистов специфическое значение. Человеку свойственно естественное желание потреблять, однако экономическая наука имеет дело лишь с теми потребностями, которые воплощаются в платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос согласует желания потребителей с их объективными возможностями в приобретении тех или иных товаров. Итак, спрос можно определить как желание и готовность субъектов приобрести товар.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1 «Спрос. Закон спроса. Кривая спроса». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Глава 2 «Изменения в спросе. Изменения в спросе на российских рынках товаров и услуг. Причины изменения спроса». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Глава 3 «Индивидуальный и рыночный спрос». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 78.75 Кб (Скачать файл)

   Итак, предположим, что в хозяйстве существует всего один рынок каждого блага и все рынки характеризуются совершенством (на них можно без труда попасть и узнать все, что на них происходит, блага однородны, а личные связи между продавцами и покупателями отсутствуют).

На рынке любого блага (например, булочек) может оказаться  определенное число потенциальных покупателей, которые впринципе могут предъявить спрос на данное благо. От чего зависит это число?

Во-первых, производители  этого блага могут обеспечивать себя своим продуктом самостоятельно и, таким образом, не будут выступать  на его рынке в качестве покупателей. Во-вторых, это благо может быть таким, что часть населения не будет его покупать в любом случае, даже если оно будет бесплатным (зачем людям со стопроцентным зрением очки или людям, не имеющим канареек, корм для этих птиц?)

Остальное население хозяйства  представляет собой совокупность потенциальных покупателей данного блага. Это люди разных профессий, с разными вкусами и разными доходами. Их поведение на рынке блага нам и нужно исследовать. [7, c. 39].

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Глава 3 «Индивидуальный и рыночный  спрос»

 

3.1. Индивидуальный спрос-это спрос, предъявляемый на рынке отдельным покупателям.   Индивидуальный спрос на какой-нибудь потребительский товар может быть определен как количество этого товара, которое человек желает и способен купить в течение заданного периода времени. Назовем те факторы, которые могут оказать влияние на спрос потребителя (dx) на продукт X в течение рассматриваемого периода времени:

1.цена продукта X (Рх);

2. цены других продуктов, которые  могут оказать влияние на спрос  потребителя на продукт X в  течение данного периода (Р);

3. заработная плата потребителя  (у);

4. желание потребителя приобрести  продукт X (Т);

5. представление потребителя о  будущих ценах (Е);

6. реклама (А);

7. другие факторы (Z).

Функцию спроса можно записать в таком виде:

dx = f(Px, Pr, y, T, E, A, Z).

   Хотя все факторы являются важными, во многих случаях цена продукта оказывается основным.  

   В таблице (рис.11) показан  пример того, как может влиять  цена на недельный спрос потребителя  при условии, что все остальные  факторы остаются неизменными.  Из таблицы видно, что по  мере того, как цена падает, спрос  на товар растет и, наоборот. При цене 40 рублей потребитель  отказывается от покупки товара  вообще.

   Отрицательный наклон  линии отражает естественную  реакцию покупателя — спрос  падает с ростом цены.  Заметим,  что спрос не является стабильным  параметром, поэтому его значение, полученное в результате исследований  можно считать достоверным только  на период проведения исследований.

   В условиях рыночной экономики  спрос выступает главным фактором, определяющим, что и как производить.  Функция индивидуального спроса  потребителя характеризует его  реакцию на изменение цены  данного блага при допущении,  что его доход и цены других  благ неизменны.

    Индивидуальный  спрос- спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

    На рис. 12 показан потребительский  выбор, на котором индивид останавливается,  распределяя фиксированный доход  между двумя благами при изменении  цен на продовольствие.

Первоначально цена продуктов питания  составляла 25 р., цена одежды - 50 р., а  доход равнялся 500 р. Максимизирующий полезность потребительский выбор находится в точке В (рис. 12а). В этом случае потребитель покупает 12 единиц продуктов питания и 4 единицы одежды, что дает возможность обеспечить уровень полезности, определяемый кривой безразличия со значением полезности, равным U2.

     На рис. 12б изображена  взаимосвязь между ценой на  продовольствие и требуемым их  объемом. На оси абсцисс отложен  объем потребляемого блага, как  и на рис. 12а, но на оси  ординат теперь отложены цены  на продовольствие. Точка Е на рис. 12 б соответствует точке В на рис. 12а. В точке Е цена продовольствия равна 25 р. и потребитель приобретает 12 единиц.

    Допустим, что цена продовольствия  повысилась до 50 руб. Поскольку  бюджетная линия на рис. 12а  вращается по часовой стрелке,  она становится вдвое круче.  Более высокая цена на продукты  питания увеличила величину угла  наклона бюджетной линии, и  потребитель в этом случае  достигает максимальной полезности  в точке А, расположенной на кривой безразличия U^ В точке А потребитель выбирает 4 единицы продовольствия и 6 единиц одежды.

    На рис. 12б показано, что  модифицированный выбор потребления  соответствует точке D, изображающей, что при цене 50 р. потребуются  4 единицы продовольствия.

   Предположим, что цена  на продукты питания упадет  до 12,5 р., что приведет к вращению  бюджетной линии против часовой  стрелки, обеспечивающему более  высокий уровень полезности, соответствующий  кривой безразличия U3 на рис. 12а,  и потребитель выберет точку С  с 20 единицами продовольствия и 5 единицами одежды. Точка F на рис. 12б соответствует цене в 12,5 р. и 20 единицам продовольствия.

   Из рис. 12а вытекает, что  при снижении цены на продовольствие  потребление одежды может как увеличиться, так и уменьшиться. Потребление продовольствия и одежды может возрасти, так как понижение цены на продукты питания увеличивает покупательную способность потребителя.

   Кривая спроса на рис. 12б изображает объем продовольствия, которое приобретает потребитель,  в виде функции от цены продуктов  питания. Кривая спроса имеет  две особенности.

   Первая. Достигаемый  уровень полезности изменяется  по мере движения вдоль кривой. Чем ниже цена блага, тем  выше уровень полезности.

   Вторая. В каждой точке  на кривой спроса потребитель  максимизирует полезность согласно  условию, что предельная норма  замещения одежды продовольствием  равна соотношению цен продовольствия  и одежды. По мере снижения  цен на продовольствие снижается  и отношение цен, и предельная  норма замещения.[15, c. 90].

   Изменение вдоль кривой  индивидуального спроса предельной  нормы замещения свидетельствует  о выгодах, доставляемых потребителям  от благ.

Рассмотрим влияние неценовых детерминант: 
1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение пот потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса, смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки, велосипеды. 
2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Примеры: японцы сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационое оборудование, тем самым повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование. 
3. Доход. Воздействие на спрос изменения денежного дохода более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории. 
Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, восстановленые шипы, ношеная одежда. 
4. Цены на сопряженые товары. Приведет ли изменение цены на сопряженый товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственый товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них, спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них, спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты. 
5. Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров, будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен, снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания в будущем более высоких цен на кофе, тем самым повышает текущий спрос на него. Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизмености предложения), порождает эффект повышения цены, эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так, эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса, вытекающими отсюда изменениями равновесной цены, количества продукта. Сложные случаи в изменении спроса, предложения Возможны случаи, когда предложение, спрос изменяются в противоположных направлениях. Предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. В этом примере совмещаются два эффекта снижения цены, которые дают большее снижение цены, чем при действии одного из эффектов. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменения предложения, спроса (если предложение больше спроса, то равновесное количество увеличивается). Предположим теперь, что предложение сокращается, а спрос возрастает. Наблюдаются два эффекта повышения цены. Если уменьшение предложения больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально. Возможны также случаи, когда предложение, спрос изменяются в одном, том же направлении. Сначала предположим, что, спрос, предложения увеличиваются. Чтобы определить изменение равновесной цены, нужно сравнить два эффекта: эффект понижения цены в результате увеличения предложения, эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштаб первого эффекта больше масштаба второго, то цена снизится. Равновесное количество однозначно увеличится. Рассмотрим одновременое уменьшение предложения, спроса. Когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается. Равновесное количество продукта однозначно уменьшается. Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса, предложения с одной стороны, увеличение спроса, предложения — с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, спрос не изменяется.[15, c. 86].

 

3.2   В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной

техники, технологии. На предприятии  добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется  маркетинг, осуществляется эффективное  управление – менеджмент.

 Все это требует глубоких  экономических знаний. Ведь в  условиях рыночной

экономики выживет лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

    Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия.[4, c. 12].

     Рынок — косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок — основа рыночной экономики.

   Рынок — это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей

(предъявителей спроса) и продавцов  (поставщиков) отдельных товаров  и услуг. Одни рынки являются  локальными, тогда как другие  носят международный или национальный  характер. Некоторые отличает личный  контакт между предъявителем  спроса и поставщиком, а другие  являются безличными — на них  покупатель и продавец никогда  не видят или вовсе не знают  друг друга.

   Состояние рынка определяется  соотношением величины спроса  и предложения. Спрос и предложение  — взаимозависимые элементы рыночного  механизма, где спрос определяется  платежеспособной потребностью  покупателей (потребителей), а предложение  — совокупностью товаров, предложенных  продавцами (производителями); соотношение  между ними складывается в  обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.[14, c. 158].

   Спрос изображается в  виде графика, показывающего количество  продукта, которое потребители готовы  и в состоянии купить по  некоторой цене из возможных  в течение определенного периода  времени цен. Спрос выражает  ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в  виде таблицы. Он показывает  то количество продукта, на которое  (при прочих равных условиях) будет  предъявлен спрос при разных  ценах. Спрос показывает количество  продукта, которое потребители будут  покупать по разным возможным  ценам. Цена спроса — максимальная  цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.

   Величины спроса должны  иметь определенное значение  и относиться к определенному  отрезку времени. Коренное свойство  спроса заключается в следующем:  при неизменности всех прочих  параметров снижение цены ведет  к соответствующему возрастанию  величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат  закону спроса, но это не означает  его нарушение, а только лишь  нарушение допущения при прочих  равных условиях.[11, c. 85].

Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:

1. Обычно люди действительно  покупают данного продукта больше  по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают “ распродажи “, служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2. В любой данный период времени  каждый покупатель продукта получает  меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей  единицы продукта. Поскольку потребление  подвержено действию принципа  убывающей предельной полезности  — то есть принципа, согласно  которому последующая единица  данного продукта приносит все  меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его

снижается.

  3. На несколько более высоком  уровне анализа закон спроса  можно объяснить эффектами дохода  и замещения. Эффект дохода  указывает на то, что при более  низкой цене, человек может позволить  себе купить больше данного  продукта, не отказывая себе в  приобретении каких-либо альтернативных  товаров. То есть, снижение цены  продукта увеличивает покупательную  способность денежного дохода  потребителя, а поэтому он в  состоянии купить большее количество  данного продукта, чем прежде. Более  высокая цена приводит к противоположному  результату. Эффект замещения выражается  в том, что при более низкой  цене у человека появляется  стимул приобрести дешевый товар  вместо аналогичных товаров, которые  теперь относительно дороже. Потребители  склонны заменять дорогие продукты  более дешевыми.    Эффект дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене.

Информация о работе Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе. Индивидуальный и рыночный спрос