Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:37, курсовая работа
В основе ценообразования лежит взаимодействие продавцов и покупателей, представляющих на рынке соответственно предложение и спрос. Остановимся сначала на спросе. Термин «спрос» имеет для экономистов специфическое значение. Человеку свойственно естественное желание потреблять, однако экономическая наука имеет дело лишь с теми потребностями, которые воплощаются в платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос согласует желания потребителей с их объективными возможностями в приобретении тех или иных товаров. Итак, спрос можно определить как желание и готовность субъектов приобрести товар.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1 «Спрос. Закон спроса. Кривая спроса». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Глава 2 «Изменения в спросе. Изменения в спросе на российских рынках товаров и услуг. Причины изменения спроса». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Глава 3 «Индивидуальный и рыночный спрос». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Итак, предположим, что в хозяйстве существует всего один рынок каждого блага и все рынки характеризуются совершенством (на них можно без труда попасть и узнать все, что на них происходит, блага однородны, а личные связи между продавцами и покупателями отсутствуют).
На рынке любого блага (например, булочек) может оказаться определенное число потенциальных покупателей, которые впринципе могут предъявить спрос на данное благо. От чего зависит это число?
Во-первых, производители этого блага могут обеспечивать себя своим продуктом самостоятельно и, таким образом, не будут выступать на его рынке в качестве покупателей. Во-вторых, это благо может быть таким, что часть населения не будет его покупать в любом случае, даже если оно будет бесплатным (зачем людям со стопроцентным зрением очки или людям, не имеющим канареек, корм для этих птиц?)
Остальное население хозяйства представляет собой совокупность потенциальных покупателей данного блага. Это люди разных профессий, с разными вкусами и разными доходами. Их поведение на рынке блага нам и нужно исследовать. [7, c. 39].
Глава 3 «Индивидуальный и рыночный спрос»
3.1. Индивидуальный спрос-это спрос, предъявляемый на рынке отдельным покупателям. Индивидуальный спрос на какой-нибудь потребительский товар может быть определен как количество этого товара, которое человек желает и способен купить в течение заданного периода времени. Назовем те факторы, которые могут оказать влияние на спрос потребителя (dx) на продукт X в течение рассматриваемого периода времени:
1.цена продукта X (Рх);
2. цены других продуктов,
3. заработная плата потребителя (у);
4. желание потребителя
5. представление потребителя о будущих ценах (Е);
6. реклама (А);
7. другие факторы (Z).
Функцию спроса можно записать в таком виде:
dx = f(Px, Pr, y, T, E, A, Z).
Хотя все факторы являются важными, во многих случаях цена продукта оказывается основным.
В таблице (рис.11) показан
пример того, как может влиять
цена на недельный спрос
Отрицательный наклон
линии отражает естественную
реакцию покупателя — спрос
падает с ростом цены. Заметим,
что спрос не является
В условиях рыночной экономики
спрос выступает главным
Индивидуальный спрос- спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.
На рис. 12 показан потребительский
выбор, на котором индивид
Первоначально цена продуктов питания составляла 25 р., цена одежды - 50 р., а доход равнялся 500 р. Максимизирующий полезность потребительский выбор находится в точке В (рис. 12а). В этом случае потребитель покупает 12 единиц продуктов питания и 4 единицы одежды, что дает возможность обеспечить уровень полезности, определяемый кривой безразличия со значением полезности, равным U2.
На рис. 12б изображена
взаимосвязь между ценой на
продовольствие и требуемым их
объемом. На оси абсцисс
Допустим, что цена продовольствия
повысилась до 50 руб. Поскольку
бюджетная линия на рис. 12а
вращается по часовой стрелке,
она становится вдвое круче.
Более высокая цена на
На рис. 12б показано, что
модифицированный выбор
Предположим, что цена
на продукты питания упадет
до 12,5 р., что приведет к вращению
бюджетной линии против
Из рис. 12а вытекает, что
при снижении цены на
Кривая спроса на рис.
12б изображает объем
Первая. Достигаемый уровень полезности изменяется по мере движения вдоль кривой. Чем ниже цена блага, тем выше уровень полезности.
Вторая. В каждой точке
на кривой спроса потребитель
максимизирует полезность
Изменение вдоль кривой
индивидуального спроса
Рассмотрим влияние неценовых детерминант:
1. Потребительские вкусы. Благоприятное
для данного продукта изменение пот потребительских
вкусов или предпочтений, вызванное рекламой
или изменением моды, будет означать, что
спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные
перемены в предпочтениях потребителей
вызовут уменьшение спроса, смещение кривой
спроса влево. Технологические изменения
в виде проявления нового продукта способны
привести к изменению потребительских
вкусов. Пример: физическое здоровье становится
все более популярным, а это повышает спрос
на кроссовки, велосипеды.
2. Число покупателей. Увеличение на рынке
числа покупателей обуславливает повышение
спроса. А уменьшение числа потребителей
находит отражение в сокращении спроса.
Примеры: японцы сокращают импортные квоты
на американское телекоммуникационое
оборудование, тем самым повышая спрос
на такое оборудование; снижение уровня
рождаемости уменьшает спрос на образование.
3. Доход. Воздействие на спрос изменения
денежного дохода более сложно. В отношении
большинства товаров повышение дохода
приводит к увеличению спроса. Товары,
спрос на которые изменяется в прямой
зависимости с изменением денежного дохода,
называются товарами высшей категории,
или нормальными товарами. Товары, спрос
на которые изменяется в противоположном
направлении, то есть возрастает при снижении
доходов, называются товарами низшей категории.
Примеры: увеличение доходов повышает
спрос на такие нормальные товары, как
сливочное масло, омары, филе, снижает
спрос на такие товары низшей категории,
как капуста, репа, восстановленые шипы,
ношеная одежда.
4. Цены на сопряженые товары. Приведет
ли изменение цены на сопряженый товар
к повышению или снижению спроса на рассматриваемый
продукт, зависит от того, является ли
этот родственый товар заменителем нашего
продукта (взаимозаменяемым товаром) или
сопутствующим ему (взаимодополняющим
товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы,
между ценой на один из них, спросом на
другой существует прямая связь. Когда
два товара являются взаимодополняющими,
между ценой на один из них, спросом на
другой существует обратная связь. Многие
пары товаров являются независимыми, самостоятельными
товарами, изменение цены на один очень
мало повлияет или вовсе не повлияет на
спрос на другой. Примеры: снижение тарифов
на пассажирские авиаперевозки сокращает
спрос на поездки автобусным транспортом
(взаимозаменяемые товары); сокращение
цены на видеомагнитофоны повышает спрос
на видеокассеты.
5. Ожидание. Потребительские ожидания
относительно будущих цен на товары, наличие
товаров, будущего дохода способны изменить
спрос. Ожидание падения цен, снижения
доходов ведет к сокращению текущего спроса
на товары. Обратное утверждение также
верно. Пример: неблагоприятная погода
в Южной Америке порождает ожидания в
будущем более высоких цен на кофе, тем
самым повышает текущий спрос на него.
Увеличение спроса, при прочих равных
условиях (неизмености предложения), порождает
эффект повышения цены, эффект увеличения
количества продукта. Уменьшение спроса
обнаруживает как эффект снижения цены,
так, эффект сокращения количества продукта.
Мы обнаруживаем прямую связь между изменением
спроса, вытекающими отсюда изменениями
равновесной цены, количества продукта.
Сложные случаи в изменении спроса, предложения
Возможны случаи, когда предложение, спрос
изменяются в противоположных направлениях.
Предположим, что предложение увеличивается,
а спрос сокращается. В этом примере совмещаются
два эффекта снижения цены, которые дают
большее снижение цены, чем при действии
одного из эффектов. Направление изменения
количества продукта зависит от относительных
параметров изменения предложения, спроса
(если предложение больше спроса, то равновесное
количество увеличивается). Предположим
теперь, что предложение сокращается,
а спрос возрастает. Наблюдаются два эффекта
повышения цены. Если уменьшение предложения
больше, чем увеличение спроса, равновесное
количество продукта окажется меньше,
чем оно было первоначально. Возможны
также случаи, когда предложение, спрос
изменяются в одном, том же направлении.
Сначала предположим, что, спрос, предложения
увеличиваются. Чтобы определить изменение
равновесной цены, нужно сравнить два
эффекта: эффект понижения цены в результате
увеличения предложения, эффект повышения
цены в результате увеличения спроса.
Если масштаб первого эффекта больше масштаба
второго, то цена снизится. Равновесное
количество однозначно увеличится. Рассмотрим
одновременое уменьшение предложения,
спроса. Когда масштабы уменьшения предложения
больше масштабов сокращения спроса, равновесная
цена возрастает. Когда ситуация противоположная,
равновесная цена снижается. Равновесное
количество продукта однозначно уменьшается.
Могут возникать особые случаи, когда
уменьшение спроса, предложения с одной
стороны, увеличение спроса, предложения
— с другой, полностью нейтрализуют друг
друга. В обоих этих случаях конечное воздействие
на равновесную цену оказывается нулевым,
спрос не изменяется.[15, c. 86].
3.2 В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной
техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.
Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной
экономики выживет лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия.[4, c. 12].
Рынок — косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок — основа рыночной экономики.
Рынок — это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей
(предъявителей спроса) и продавцов
(поставщиков) отдельных
Состояние рынка определяется
соотношением величины спроса
и предложения. Спрос и
Спрос изображается в
виде графика, показывающего
Величины спроса должны
иметь определенное значение
и относиться к определенному
отрезку времени. Коренное
Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:
1. Обычно люди действительно
покупают данного продукта
2. В любой данный период времени
каждый покупатель продукта
снижается.
3. На несколько более высоком
уровне анализа закон спроса
можно объяснить эффектами