Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе. Индивидуальный и рыночный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

В основе ценообразования лежит взаимодействие продавцов и покупателей, представляющих на рынке соответственно предложение и спрос. Остановимся сначала на спросе. Термин «спрос» имеет для экономистов специфическое значение. Человеку свойственно естественное желание потреблять, однако экономическая наука имеет дело лишь с теми потребностями, которые воплощаются в платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос согласует желания потребителей с их объективными возможностями в приобретении тех или иных товаров. Итак, спрос можно определить как желание и готовность субъектов приобрести товар.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1 «Спрос. Закон спроса. Кривая спроса». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Глава 2 «Изменения в спросе. Изменения в спросе на российских рынках товаров и услуг. Причины изменения спроса». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Глава 3 «Индивидуальный и рыночный спрос». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 78.75 Кб (Скачать файл)

   Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.[3, c. 55].

  На любом рынке выступает  много покупателей, поэтому целесообразно  говорить о рыночном спросе. Переход  от шкалы индивидуального спроса  к шкале рыночного спроса может  быть легко осуществлен по  средствам суммирования величин  спроса, предъявляемого каждым потребителем  при разных возможных ценах. 

  Рыночный процесс состоит  из множества актов обмена  товарами и услугами. В каждом  таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает  предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются  тесно связанными и непрерывно  взаимодействующими категориями  и служат связующим механизмом  между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального,  так и совокупного, влияют ценовые  и неценовые факторы, которые  должны четко отслеживаться на  постоянной основе специальными  отделами.

   Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.[13, c. 70].

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

   Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

Надо также отметить, что  спрос выступает одним из самых  важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство "нужных", пользующихся спросом у покупателей  товаров целесообразно и выгодно  с экономической точки зрения.[14, c. 67].

   Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.  
   Процессу обмена товаров на рынке присущи свои законы. Они обнаруживаются в особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношения количества обмениваемых товаров и их цен. Так, одним из важнейших законов, "управляющих" процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке выступает закон спроса. Спрос является, по меньшей мере, двуединым понятием, связывающим количество покупаемого товара с его ценой. Своеобразие закона спроса - в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителями. И наоборот, если цена снижается - количество покупок данного товара возрастает. Малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках вызовет тенденцию повышения их цен. 
   Закон спроса выявляет и другую важную особенность: постепенное убывания спроса покупателей на один и тот же товар. Это означает, что снижение количества покупок данного товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей.[5, c. 100].

  Приращение покупок  одного и того же товара, как  правило, осуществляется потребителями  вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от  такого приращения имеет известный  предел, по мере наступления которого  даже при понижательной тенденции  цен закупки товара сокращаются.  Эта особенность закона спроса  находит выражение в убывающей  полезности каждой дополнительной  покупки одноименного товара. Для  покупателей становится все более  очевидным снижение полезного  потребительского эффекта от  дополнительных затрат на эти  закупки, и убывание спроса  происходит несмотря на падение  цены.

   Общая закономерность изменения величин спроса на рынке определенного товара в зависимости от величин цен на него называется спросом. Эта закономерность проявляется в том, какой объем товаров покупатели готовы и способны купить (а не только мечтать о покупке) при определенном уровне цены. Зависимость величины спроса от уровня цены описывается первым законом экономики-законом спроса: при повышении цен величина спроса уменьшается, а при снижении цен-возрастает. Спрос на товары зависит от их полезности и цены выбора.

   Закономерности формирования спроса на товары существенно различаются в зависимости от того, к какому типу эти товары относятся. Экономическая наука выделяет следующие основные группы товаров: нормальные (обычные) товары; товары низшей категории. Спрос на эти товары при росте доходов населения изменяется неодинаково, что ведет к сдвигам в структуре расходов семей. Как правило, при росте доходов населения спрос на нормальные товары возрастает, а на товары низшей категории-снижается. При этом нормальные товары могут становиться товарами низшей категории по мере роста доходов покупателей. Поэтому коммерческие фирмы должны хорошо представлять, к какой группе относятся произведенные ими товары. Иначе они могут выбрать свою коммерческую политику неверно и понести убытки.[15, c. 61].

   Наряду с  типом товара на спрос особенно  сильно влияют такие факторы,  как: уровень доходов покупателей;  цены на дополняющие или заменяющие  товары; ожидания относительно динамики  цен в будущем; численность  и возраст покупателей, а также  их привычки, вкусы и традиции. Понимание характера и меры  таких влияний помогает предсказывать  изменения спроса, а также, в  определенной мере, управлять им  в интересах фирм-производителей. 

   Рыночный спрос  на товары представляет собой  сумму индивидуальных спросов  всех покупателей рынка. Поэтому  вид общей рыночной кривой  спроса прямо зависит от различий  в доходах покупателей и доли  в общей  их численности  групп с высокими, средними и  низкими доходами. Сумма спросов  на всех рынках страны образует  ее совокупный спрос. Совокупный  спрос, так же как и спрос  на большинство нормальных товаров,  снижается при росте цен и  возрастает при их снижении.

   Спрос на  товары даже одного типа (например, нормальные товары) реагирует на  одинаковые по масштабу изменения  цен по-разному. Мера изменения  величины спроса при изменении  уровня цены называется эластичностью  спроса. По уровню эластичности спроса все товары разделяются на две группы: товары эластичного спроса и товары неэластичного спроса. Изучение закономерностей формирования и оценка реальных уровней эластичности спроса помогают коммерческим фирмам более обоснованно принимать решения об объемах выпуска своих товаров и о предпочтительных уровнях цен на них.[4, c. 27].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Список использованной литературы:

  1. Нуриев Р., Авдашева С. «Базовые экономические понятия. Вопросы экономики», 1995г.
  2. Дорнбуш Р, Фишер С. «Макроэкономика», 1997г
  3. Райзберг Б.А. «Курс экономики», 1999г.
  4. Селищев А.С. «Макроэкономика», 2000г.
  5. Агапова Т.А.  «Учебник МГУ им. М.В. Ломоносова макроэкономика», 2001г.
  6. Носова С. С. "Экономическая теория", 2004г.
  7. Липсиц И.В. «Экономика» 2005г.
  8. Яковлева Е. Б. "Микроэкономика"  2005г.
  9. Океанова З. К. "Экономическая теория",  2006г.
  10. Николаева И. П. "Экономическая теория в вопросах и ответах", 2006г.

      11.Столяров В.А. «Экономика», 2008г.

        12. Зубко Н.М. «Экономическая теория», 2008г.

13. Борисов Е. Ф. "Экономическая теория",  2008г.

14.Камаев В.Д. «Экономическая теория», 2009г.

       15. Булатова А.С.  «Экономика», 2009г.

       16. Юрьева Т.  «Макроэкономика», 2009г.

       17. Использован  интернет: www.study-economicus.ru; be.economicus.ru;   www.ekonomika.ru.


Информация о работе Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе. Индивидуальный и рыночный спрос