Сравнительная характеристика уровня социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ и изучение уровня социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− дать общую оценку социально-экономического положения Республики Дагестан и Республики Адыгея;
− провести сравнительный анализ современных уровней социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея;
− выявить основные тенденции и перспективы социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМЫХ РЕГИОНОВ…………………………………………………………………5
1.1.Общая характеристика Республики Дагестан………………..5
1.2.Общая характеристика Республики Адыгея…………….……..8
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН И РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ……………………………………………………………………11
2.1 Диагностика базовых индикаторов развития Республики Дагестан и Республики Адыгея…………………………………………...11
2.2.Анализ и оценка социального положения Республики Адыгея и Республики Дагестан…………………………………………………….20
3. ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ И РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН………………………………...25
3.1.Предложения по улучшению социально-экономического положения Республики Дагестан …………………………………………25
3.1.Предложения по улучшению социально-экономического положения Республики Адыгея …………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….39

Файлы: 1 файл

Maria_Mironova_Kursovaya.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

 

 

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: Региональная экономика и управление

на тему: «Сравнительная характеристика уровня социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

факультета управления

группы ГМУ – 3 – 08

Миронова Мария

Научный руководитель:

АлюноваТ.И.

 

 

 

Чебоксары 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМЫХ РЕГИОНОВ…………………………………………………………………5

1.1.Общая характеристика Республики Дагестан………………..5

1.2.Общая характеристика Республики Адыгея…………….……..8

2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН И РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ……………………………………………………………………11

2.1 Диагностика базовых индикаторов развития Республики Дагестан и Республики Адыгея…………………………………………...11

2.2.Анализ и оценка социального положения Республики Адыгея и Республики Дагестан…………………………………………………….20

3. ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ И РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН………………………………...25

3.1.Предложения по улучшению  социально-экономического положения  Республики Дагестан …………………………………………25

3.1.Предложения по улучшению  социально-экономического положения Республики Адыгея …………………………………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….39 

ВВЕДЕНИЕ

 

Межрегиональная экономическая дифференциация есть во всех странах. Как любая другая дифференциация, межрегиональная имеет и некоторые положительные стороны.

Так для оценки сложившейся в настоящее время ситуации в регионе применяется анализ социально-экономического развития региона, который способствует выявлению диспропорций и неиспользуемых возможностей экономического роста.

Под социально-экономическим развитием региона понимается управляемый процесс изменений в экономике региона и его социальной сфере, направленный на достижение более высокого уровня развития в социальной и экономической сфере региона, ориентированный на наименьший ущерб для природных ресурсов и наибольший уровень удовлетворения коллективных потребностей населения при соблюдении общих интересов государства[6; 78].

Актуальность данной работы обусловлена тем, что полученные результаты анализа могут быть полезны для разработки эффективной региональной социально-экономической политики, при разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов.

Целью работы является анализ и изучение уровня социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать общую оценку социально-экономического положения Республики Дагестан и Республики Адыгея;
  • провести сравнительный анализ современных уровней социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея;
  • выявить основные тенденции и перспективы социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея.

Объектом исследования являются Республика Дагестан и Республика Адыгея. Предметом исследования выступает социально-экономическое развитие Республики Дагестан и Республики Адыгея.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В качестве информационной базы для написания данной работы была литература отечественных авторов и статистические данные по федеральным  округам.

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМЫХ РЕГИОНОВ

 

1.1.Общая характеристика Республики Дагестан

 

Республика Дагестан - субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Кавказского федерального округа (далее - СКФО), состоящий из 757 муниципальных образований: 41 муниципального района, 10 городских округов, 706 поселений (8 - городских, 698 - сельских).

Дагестан - самый многонациональный субъект Российской Федерации, в котором проживают представители более 100 национальностей, из них 30 - коренные народы. Языком межнационального общения является русский - государственный язык Российской Федерации.

Дагестан - южный регион России, занимающий особое геостратегическое положение в евразийском пространстве. Республика расположена в зоне сочленения Европы и Азии, на стыке Кавказского хребта и Восточно-европейской равнины, на западном побережье Каспийского моря, к водному бассейну которого относится большая часть Российской Федерации. На севере граничит с Республикой Калмыкия, на северо-западе - со Ставропольским краем, на западе - с Чеченской Республикой. На востоке территория республики на протяжении почти 540 км омывается водами Каспийского моря, по которому проходит морская граница с Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Туркменистаном и Исламской Республикой Иран. По Водораздельному хребту Большого Кавказа республика граничит с Грузией, на юге - с Азербайджанской Республикой.

Численность постоянного населения Дагестана составляет 2,76 млн. человек (по оценке Всероссийской переписи населения 2010 года - 2,97 млн. человек), а ожидаемая численность населения Дагестана до 2025 года - 3,5 млн. человек. Территория республики заселена весьма неравномерно: большая часть населения сосредоточена в предгорной и равнинной частях, менее заселены север и высокогорье. Средняя плотность населения по республике составляет 55 человек на 1 кв. км, а плотность расположения населенных пунктов в горных районах самая высокая в России.[5; 45]

Столица Республики Дагестан - городской округ "город Махачкала" с численностью населения более 700 тысяч человек. В 10 городских округах республики ("город Махачкала", "город Дербент", "город Хасавюрт", "город Буйнакск", "город Кизляр" и др.) проживает более 1 млн. человек.

Треть территории республики расположена на высоте от 2 000 до 4 500 метров над уровнем моря. По характеру рельефа республика разделена на четыре части: низменная, предгорная, внутренняя горная и высокогорная. Высшая точка республики - гора Базардюзи, 4 460 м над уровнем моря (на границе с Азербайджанской Республикой).

Земельные ресурсы республики очень ограничены, характерны малоземелье и мелкоконтурность. Лесные ресурсы республики также незначительны.

Республика Дагестан - относительно водообеспеченный регион (около 4 320 рек, в том числе 4 крупных речных бассейна: Терек; Сулак с Аварским  Койсу,  Андийским Койсу, Кази-Кумухским Койсу и Кара-Койсу; Самур и реки предгорной части республики), но речная сеть неравномерна.

Ресурсы рек используются в гидроэнергетике, мелиорации, водоснабжении. Республика обладает значительными запасами гидроэнергетических ресурсов. По разведанным запасам геотермальных вод республика занимает ведущее место в России (86,2 тыс. куб. м/сутки).

Биоресурсы Каспийского моря включают 70% мирового запаса охраняемых редких и ценных рыб осетровых пород, более 60% крупного частика. На территории республики находится свыше 100 озер общей площадью около 150 кв. км, расположенных в основном в низовьях рек Терек и Сулак и имеющих потенциал для развития прудового рыбоводства.

Республика Дагестан не имеет аналогов на Евразийском континенте по качеству и количеству климато-бальнеологических рекреационных ресурсов, сконцентрированных на относительно небольшой территории, позволяющих создать здесь курортно-рекреационную зону международного уровня.

Купальный сезон на песчаных берегах Каспийского моря длится до 140 дней. На побережье Каспийского моря находятся Махачкалинская, Манасская, Каякентская, Дербентская и Самурская курортные зоны.

Недра республики располагают минерально-сырьевыми ресурсами: нефтью, газом и горючими сланцами, твердым минеральным сырьем (рудами цветных металлов, нерудным минеральным сырьем: известняк, мергель, гравий, песок, глина и пр.). На юге республики находится самое крупное на Северном Кавказе медно-колчеданное месторождение "Кизил-Дере".

Через территорию Дагестана проходят международные транспортные коридоры страны "Запад - Восток", "Север - Юг", включающие важнейшие магистрали: федеральную автомобильную трассу "Кавказ" и железнодорожную магистраль Москва - Ростов-на-Дону - Махачкала - Баку, а также автомобильную магистраль Армавир - Буденновск - Кочубей - Махачкала и железнодорожную магистраль Москва - Волгоград - Астрахань - Кочубей - Махачкала, связывающие территорию республики в единое транспортно-экономическое пространство с развитыми регионами и деловыми центрами Российской Федерации и ближнего зарубежья.

Одним из ключевых объектов транспортной инфраструктуры Северного Кавказа является Махачкалинский морской торговый порт - единственный незамерзающий порт России на Каспии, выгодно расположенный в зоне международных транспортных коридоров "Север - Юг", "Восток - Запад". В 15 километрах от Махачкалы расположен аэропорт, имеющий стратегическое значение, в том числе для экономически эффективного осуществления технических и транзитных перевозок. Через республику проходит магистральный нефтепровод "Баку - Новороссийск" и три магистральных газопровода: "Макат - Северный Кавказ", "Моздок - Кази-Магомед", "Кумли - Аксай".

Территория республики отличается относительно высокими показателями плотности железнодорожной и автомобильной сети. Густота железнодорожных путей общего пользования составляет 103 км путей на 10 000 кв. км территории (50 км - по Российской Федерации); густота автомобильных дорог общего пользования -148 км на 1 000 км дорог (32 км - по Российской Федерации); удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием – 93% (91% - по Российской Федерации)[5; 67].

 

1.2. Общая характеристика Республики Адыгея

 

Адыгея расположена в центральной части Северо-Западного Кавказа, в бассейнах рек Кубань, Лаба и Белая. Территория республики на севере и северо-востоке ограничена рекой Кубанью и её притоком Лабой, на юге – Главным  Кавказским хребтом, на юго-востоке, юго-западе граница проходит изломанной линией, отражающей особенности расселения адыгов в бассейнах рек Чехрак, Фарс, Белая, Пшиш, Псекупс, Афипс, Курджипс.

Территория – 7 791,8 квадратных километра. Расстояние между крайними точками: северной и южной – 208 километров, западной и восточной – 165 километров. Численность населения на 1 января 2008 года составляет 441,18 тысячи человек.

Республика на севере граничит с городом Краснодаром, Усть-Лабинским, Курганинским, Динским, Красноармейским районами; на востоке – с Курганинским, Лабинским, Мостовским районами; на юге – с Адлерским, Лазаревским и Хостинским районами города Сочи; на западе – с Северским, Белореченским и Апшеронским районами  Краснодарского края и с городом Горячий Ключ[7; 99].

Длина границ – более 900 километров, одна треть приходится на водные: по рекам Кубань, Лаба, Белая и Краснодарскому водохранилищу.

В состав Республики Адыгея входят 9 муниципальных образований, из них 7 районов: Гиагинский с центром в станице Гиагинской, Кошехабльский с центром в ауле Кошехабль, Красногвардейский с центром в селе Красногвардейском, Майкопский – районный центр поселок городского типа Тульский, Тахтамукайский – районный центр аул Тахтамукай, Теучежский – районный центр аул Понежукай и Шовгеновский с центром в ауле Хакуринохабль, 2 города – город Адыгейск и город Майкоп. Республиканский центр – город Майкоп.

Республика Адыгея входит в состав Северо-Кавказского экономического района и Южного федерального округа (далее - ЮФО).

Географическое положение Республики Адыгея обеспечивает благоприятные условия для ее хозяйственного развития. Железные и автомобильные дороги связывают Республику Адыгея со многими районами Краснодарского края, Российской Федерации и республиками ближнего зарубежья.

В 2006 году Союзом славян Адыгеи проводился сбор подписей под обращением к руководству Российской Федерации с просьбой о проведении референдума о присоединении Республики Адыгея к Краснодарскому краю. На обращение не последовало никакой реакции, но идея нашла сторонников среди политического истеблишмента России, что вызвало обостренную реакцию руководства Адыгеи и адыгских (черкесских) национальных организаций как в России, так и за рубежом. Произошло обострение отношений между двумя регионами. Тогдашний Президент Адыгеи Хазрет Совмен высказался категорически против объединения двух регионов, что в конце концов послужило одной из причин его досрочной отставки. Среди неадыгского населения идея референдума большой поддержки не получила, в том числе и в силу невозможности ее реализации. В конце 2011 года Союзом славян Адыгеи проводился повторный опрос жителей республики по поводу объединения Адыгеи и Краснодарского края. Идея не получает своего развития и в силу отсутствия интереса к слиянию двух регионов у руководства и населения Краснодарского края. Власти Адыгеи препятствуют проведению референдума по объединению[7; 103].

 

2.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН И РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

Информация о работе Сравнительная характеристика уровня социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея