Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 10:47, курсовая работа
Целью работы является анализ и изучение уровня социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− дать общую оценку социально-экономического положения Республики Дагестан и Республики Адыгея;
− провести сравнительный анализ современных уровней социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея;
− выявить основные тенденции и перспективы социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМЫХ РЕГИОНОВ…………………………………………………………………5
1.1.Общая характеристика Республики Дагестан………………..5
1.2.Общая характеристика Республики Адыгея…………….……..8
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН И РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ……………………………………………………………………11
2.1 Диагностика базовых индикаторов развития Республики Дагестан и Республики Адыгея…………………………………………...11
2.2.Анализ и оценка социального положения Республики Адыгея и Республики Дагестан…………………………………………………….20
3. ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ И РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН………………………………...25
3.1.Предложения по улучшению социально-экономического положения Республики Дагестан …………………………………………25
3.1.Предложения по улучшению социально-экономического положения Республики Адыгея …………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….39
Через территорию республики проходят железные дороги "Туапсе – Армавир", "Туапсе – Краснодар", "Новороссийск – Краснодар", ветка "Белореченская – Майкоп – Каменномостская" и автомобильные трассы "Туапсе – Армавир", "Новороссийск – Краснодар", "Джубга – Краснодар", "Майкоп – Карачаевск", связывающие республику с черноморскими портами, регионами Южного федерального округа и центральной частью страны. Судоходная река Кубань дает возможность сообщения речным транспортом с портами на Азовском море.
Республика Дагестан занимает выгодное геополитическое положение, располагает прямым выходом к международным морским путям, имеет важное транзитное значение для экономических связей России с Закавказьем, Средней Азией, Казахстаном, Турцией и Ираном. Через территорию Республики Дагестан проходят железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские и трубопроводные маршруты федерального и международного значения. В связи с этим важной составляющей производственной инфраструктуры является транспортный комплекс. Территориальные автомобильные дороги общего пользования Республики Дагестан являются важнейшей составной частью инфраструктуры, способствующей экономическому росту, решению социальных задач и обеспечению национальной безопасности РФ на южных рубежах. Рассмотрим данные в таблице.
Таблица 5
Протяженность путей сообщения на 2009 год
Республика Адыгея |
Республика Дагестан | |
Железнодорожные пути общего пользования, км |
160,1 |
515,6 |
Автомобильные дороги – всего, км |
1617,2 |
9549,7 |
Так как площадь республик не одинакова, для сравнения путей сообщения необходимо рассчитать плотность дорог.
Исходя из данных можно рассчитать плотность дорог. Плотность дорог (AD) вычисляется как отношение протяженности дорог (тысяч километров) (ADP) к площади территории(S в тысяч квадратных километров).
Рассчитываем по формуле: АD=АDP/S
Плотность железнодорожных путей
ADАдыгея=160,1 / 7,79=20,5
ADДагестан=515,6 /50,3=10,3
Плотность железнодорожных путей Республики Адыгея 2 раза больше Республики Дагестан.
Плотность автомобильных дорог
ADАдыгея=1617,2 / 7,79=207,6
ADДагестан=9549,7 / 50,3=189,9
Из расчетов видно, что плотность автомобильных дорог Республики Адыгея больше Республики Дагестан на 20%.
Также можно рассмотреть величину прожиточного минимума в республиках.
Таблица 6
Величина прожиточного минимума Республики Адыгея
Все |
в том числе по социально-демографическим группам населения: | |||
население |
трудоспособное население |
пенсионеры |
дети | |
2005 |
2447 |
2672 |
1957 |
2392 |
2006 |
2915 |
3161 |
2385 |
2853 |
2007 |
3372 |
3648 |
2770 |
3307 |
2008 |
3990 |
4277 |
3330 |
3952 |
2009 |
4359 |
4654 |
3667 |
4340 |
2010 |
4725 |
5040 |
3966 |
4725 |
Таблица 7
Величина прожиточного минимума Республики Дагестан
Все |
в том числе по социально-демографическим группам населения: | |||
население |
трудоспособное население |
пенсионеры |
дети | |
2005 |
2181 |
2338 |
1669 |
2077 |
2006 |
2429 |
2576 |
1856 |
2327 |
2007 |
2932 |
3092 |
2335 |
2818 |
2008 |
3526 |
3700,3 |
2841 |
3365,3 |
2009 |
4014,3 |
4228,3 |
3257 |
3822,8 |
2010 |
4422,3 |
4633,3 |
3588,3 |
4267,3 |
Величина прожиточного минимума в среднем по России на 2010 год составляет 5340 рублей. На основе показателей можно рассчитать коэффициент покупательской способности .
Коэффициент покупательской способности рассчитывается по формуле:
КУtj=пр.минtj /пр.минtРФ. Рассчитываем.
КУАдыгея=4725/5340=0,9
КУДагестан =4422,3/5340=0,8
Показатели можно сказать что и одинаковы. В обеих республиках коэффициент покупательской способности ниже единицы.
2.1. Анализ и оценка социального положения Республики Адыгея и Республики Дагестан
В условиях относительно низкого уровня среднедушевых денежных доходов населения и высокой доли населения с доходами ниже прожиточного минимума особую роль приобретает деятельность органов социальной защиты населения.
Помимо выплат и льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, нуждающихся в особых мерах социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, реализуются региональные денежные выплаты и льготы (в том числе ветеранам, многодетным семьям, другим). Так, в 2008 году из средств республиканского бюджета Республики Адыгея на компенсацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных региональным льготникам (35,4 тысячи человек), направлено 91,1 миллиона рублей, на дополнительные ежемесячные денежные выплаты, в том числе транспортное обслуживание этих категорий граждан, – 149,5 миллиона рублей, на выплату ежемесячных детских пособий и дополнительных пособий семьям с детьми (на 65,7 тысячи детей) – 102,3 миллиона рублей, на улучшение жилищных условий 29 семей ветеранов и инвалидов – 6,7 миллиона рублей.
В порядке реализации Закона Республики Адыгея от 5 февраля 2001 года № 221 "О государственной социальной помощи в Республике Адыгея" малоимущим семьям назначены выплаты на сумму 11,05 миллиона рублей, из них по решению республиканской комиссии 651 семье на общую сумму 5,8 миллиона рублей. Это случаи, когда семьи попали в экстремальную ситуацию (пожары, тяжкие заболевания, сиротство). Кроме того, за счет средств местных бюджетов в 2008 году помощь назначена 1294 заявителям на сумму около 3,4 миллиона рублей.
Помимо денежных выплат малоимущим семьям предоставляется помощь в других формах. Так, в 2008 году за счет средств местных бюджетов выделена натуральная помощь (продукты питания, одежда, обувь) 3033 заявителям, за счет спонсорской помощи – 1164 заявителям. Кроме того, в 2008 году территориальными органами труда и социальной защиты населения выдано 4505 справок для получения социальной стипендии, 3595 справок на обеспечение бесплатным питанием детей 1-2 года жизни из малоимущих семей.
Предоставление жителям Республики Адыгея социальных услуг по стационарному и нестационарному социальному обслуживанию обеспечивается сетью из 26 учреждений. Это 10 домов-интернатов для пожилых и инвалидов на 1020 койко-мест, специализированный жилой дом социального назначения на 30 мест, лечебно-реабилитационный центр, 9 комплексных центров, центр социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями и социальный приют для детей, оставшихся без попечения родителей.
Комплексные центры социального обслуживания населения предоставляют гражданам различные виды социальных услуг в рамках нестационарного обслуживания. В составе центров находится 69 отделений социального обслуживания на дому престарелых и инвалидов, 8 отделений срочной социальной помощи и 3 специализированных отделения социально-медицинского обслуживания лиц, нуждающихся в дополнительном уходе по медицинским показаниям. За 2008 год работниками центров обслужено около 15 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов.
В системе социального обслуживания населения республики насчитывается 16 учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе 3 детских реабилитационных центра, государственное учреждение "Республиканский социальный приют "Очаг" для детей и подростков", государственное учреждение "Республиканский лечебно-реабилитационный центр "Шапсуг", государственное учреждение Республики Адыгея "Адамийский психоневрологический дом-интернат" (детское отделение), государственное учреждение Республики Адыгея "Красногвардейский центр социальной помощи семье и детям" и 9 отделений в составе комплексных центров социального обслуживания населения. В течение 2008 года ими оказана социальная помощь 19172 семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Вместе с тем необходимо отметить, что существующая сеть учреждений социального обслуживания населения не позволяет охватить всех нуждающихся граждан.
Для удовлетворения потребности в стационарном обслуживании требуется развернуть 70 койко-мест для детей-инвалидов; увеличить коечный фонд стационаров психоневрологического типа для взрослых на 150 койко-мест; учреждение для реабилитации социально дезориентированных лиц на 120 мест.
Для оказания реабилитационных услуг для детей и подростков с ограниченными возможностями, а также оставшихся без попечения родителей необходимо строительство здания для существующего социально-реабилитационного центра в городе Майкопе с приютом на 100 койко-мест и создание аналогичного центра в Тахтамукайском районе.
Предполагается оптимизировать структуру комплексных центров социального обслуживания населения. Сегодня в очереди на получение услуги по социальному обслуживанию на дому состоит около 280 граждан республики. Остро стоит проблема по оказанию социально-медицинских услуг населению.
Обеспечение доступности государственных услуг, предоставляемых органами труда и социальной защиты населения, упрощение процедур назначения различных социальных пособий, государственной социальной помощи, иных мер социальной поддержки требуют укрепления материальной базы органов социальной защиты населения для обеспечения государственных стандартов оказания услуг. Решение этих вопросов связано с введением прогрессивной формы работы с заявителями по принципу "одного окна".
Наряду с развитием сети государственных учреждений социального обслуживания населения следует поддерживать деятельность учреждений иных форм собственности, направленную на удовлетворение потребностей в социальных услугах, прежде всего пожилых и инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также на оказание социальной помощи малоимущим гражданам. Создание сети негосударственных учреждений также будет способствовать повышению уровня обеспеченности населения социальными услугами. При этом должны быть задействованы все формы поощрения такой деятельности – от предоставления льгот по налогообложению при осуществлении благотворительной деятельности до выделения грантов в рамках поддержки малых предприятий и индивидуального предпринимательства, создания автономных учреждений.
Основными положительными тенденциями Республики Дагестан в социальной сфере являются:
Проблемами социальной сферы, снижающими уровень конкурентоспособности республики, являются: