Сравнительная характеристика уровня социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ и изучение уровня социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− дать общую оценку социально-экономического положения Республики Дагестан и Республики Адыгея;
− провести сравнительный анализ современных уровней социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея;
− выявить основные тенденции и перспективы социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМЫХ РЕГИОНОВ…………………………………………………………………5
1.1.Общая характеристика Республики Дагестан………………..5
1.2.Общая характеристика Республики Адыгея…………….……..8
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН И РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ……………………………………………………………………11
2.1 Диагностика базовых индикаторов развития Республики Дагестан и Республики Адыгея…………………………………………...11
2.2.Анализ и оценка социального положения Республики Адыгея и Республики Дагестан…………………………………………………….20
3. ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ И РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН………………………………...25
3.1.Предложения по улучшению социально-экономического положения Республики Дагестан …………………………………………25
3.1.Предложения по улучшению социально-экономического положения Республики Адыгея …………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….39

Файлы: 1 файл

Maria_Mironova_Kursovaya.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Стратегическая цель 4 – институциональное развитие: создание конкурентной институциональной среды, способствующей сбалансированному устойчивому развитию.

Достижение стратегической цели предусматривает реализацию следующих целей:

  • Цель 4.1 – развитие региональной институциональной системы государственного управления.
  • Цель 4.2 – формирование частной деловой и общественной институциональной среды.
  • Цель 4.3 – формирование системы государственно-частных институтов развития.

Основные барьеры на пути модернизации и экономического роста в Республике Дагестан носят не финансовый, а институциональный характер.

Реформирование механизмов государственного и муниципального управления Республики Дагестан осуществляется по следующим направлениям:

  • оптимизация структуры исполнительной власти;
  • создание эффективной системы регионального стратегического управления;
  • повышение качества регионального законотворчества и контроля за исполнением законодательных актов.

Возрастает роль институтов развития, которые должны стать центром, обеспечивающим систематизацию программ, проектов и мероприятий, реализуемых в Республике Дагестан, оказывать содействие и прямое сопровождение реализации инвестиционных проектов.

Работа институтов развития основывается на следующих принципах:

  • создаваться для решения конкретных проблем развития;
  • создаваться на основе механизма государственно-частного партнерства;
  • стимулировать развитие одного из ключевых направлений экономики и/или социальной сферы Республики Дагестан;
  • финансирование институтов развития со стороны государства должно быть предусмотрено в виде ежегодных фиксированных траншей, сумма которых ежегодно сокращается;
  • привлеченные для работы в институтах развития региональные специалисты и отраслевые эксперты не являются государственными служащими, их вознаграждение напрямую связано с результатами деятельности.

 

3.2. Предложения  по улучшению социально-экономического  положения Республики Адыгея

 

Разработка сценарных условий и параметров прогноза развития экономики в 2009-2025 годах осуществлялась по трем основным вариантам. В качестве основного для разработки параметров бюджета региона на 2009-2025 годы предлагается третий вариант прогноза.

Основными различиями в сценарных условиях социально-экономического развития Республики Адыгея являются:

  1. уровень финансовых вложений в социальную сферу;
  2. различия в динамике объемов производства базовых отраслей экономики республики, обусловленные количеством реализуемых крупных инвестиционных программ и проектов;
  3. интенсивность институциональных преобразований.

Сценарий 1 (инерционный) отражает развитие экономики Республики Адыгея в условиях сохранения инфраструктурных ограничений, замедления роста темпов производства продукции по основным секторам экономики, ухудшения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что проявляется в торможении инвестиционной активности и относительно более высоком вкладе импорта товаров из-за пределов региона в удовлетворение внутреннего спроса. Темпы роста ВРП снижаются с 6,2% в 2008 году до 1,6% в 2015-2025 годах.

Сценарий 2 (оптимистический) предполагает уже в 2009-2011 годах реализацию мероприятий по обеспечению опережающих темпов роста основных отраслей экономики республики, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, формирование привлекательного имиджа региона для привлечения инвестиций, развитие отдельных отраслей экономики (строительства, туризма, торговли), имеющих потенциал роста, устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики. Темпы роста ВРП находятся на стабильном уровне и колеблются от 4,1 до 4,6%.

Сценарий 3 (инновационный) предполагает комплексную реализацию мероприятий по переходу на инновационную модель развития и ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, реализацию потенциала республики в виде развития туризма, предприятий переработки, строительства, интеграцию республики в экономику ЮФО. Инновационный вариант выступает как инвестиционно ориентированный вариант экономического роста, характеризующийся более высокой нормой накопления. Реализация инновационного варианта развития позволяет сохранить средние темпы роста ВВП в этом периоде на уровне 5,2-6,0%.

В инновационном варианте предусматривается увеличение затрат на НИОКР, модернизацию и техническое перевооружение предприятий республики, строительство крупных инфраструктурных объектов, обеспечивающих рост "локомотивов" экономики республики. Кроме того, предлагается увеличение расходов на образование и здравоохранение, что станет одним из определяющих факторов  перехода к инновационному социально ориентированному типу развития и достижения целей, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея базируется на инновационном сценарии развития. В качестве инструмента реализации целевого сценария экономического развития определен кластерный подход.

Кластерный подход к управлению экономикой и социальной сферой – наиболее эффективный для повышения конкурентоспособности развития территории, формирующий комплексный межотраслевой взгляд на политику развития региона с учетом потенциала роста экономических субъектов на основе частно-государственного партнерства, способствует созданию и развитию малых и средних предприятий, тем самым повышая инновационность территории. Именно поэтому выявление в экономике республики существующих и потенциально возможных кластеров, а также оказание государственной поддержки их развитию является необходимым условием дальнейшего развития экономики региона в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Эффективность инвестирования за счет кластеризации обусловлена укреплением взаимосвязей между экономическими субъектами – участниками кластера в целях объединения их усилий в части формирования внутреннего рынка, распределения рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, доступа к новым технологиям, внедрения инноваций, решения инфраструктурных вопросов, укрепления взаимодействия с властью, в том числе по формированию нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Таким образом, создание кластера дополняет исходные преимущества его участников за счет появления новых, присущих самому кластеру как системе, то есть он выступает как стимул экономического развития.

Целями создания региональных кластеров   являются:

формирование единого экономического пространства, устранение дифференциации в социально-экономическом развитии муниципальных образований;

повышение конкурентоспособности участников кластера за счёт внедрения новых технологий, снижение затрат и повышение эффективности соответствующих наукоемких услуг за счет эффекта синергии и унификации подходов в логистике, инжиниринге, информационных технологиях, менеджменте качества;

повышение уровня  занятости населения в условиях оптимизации структуры  крупных предприятий и аутсорсинга, увеличения потенциального рынка для малых и средних предприятий за счет внедрения субконтрактинга при выполнении комплексных проектов и программ;

расширение доступа к информации о рынках и продвижение продукции и услуг малого бизнеса на рынок крупных предприятий.

В Республике Адыгея сложились определенные предпосылки для развития зон опережающего развития на основе кластерных технологий: благоприятные природно-климатические ресурсы, концентрация производителей, поставщиков, смежных и вспомогательных производств, научно-образовательных организаций, развитая инженерная, транспортная инфраструктуры, возможность их дальнейшего развития, трудовой потенциал.

Проведенная оценка конкурентных преимуществ, анализ  потенциалов региона, выявленные проблемы экономического и социального развития, а также проводимая политика регионального развития позволяет выделить следующие зоны опережающего развития и территориальные кластеры, позволяющие обеспечить высокий уровень социального и экономического развития в долгосрочной перспективе:

    • многофункциональный социальный кластер;
    • туристско-рекреационный кластер (кластер активного отдыха);
    • агропромышленный кластер;
    • строительный кластер.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе произведен анализ социально — экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея.

Республика Дагестан и Республика Адыгея располагаются в разных федеральных округах, но входят в один экономический район – Северо-Кавказский.

ВРП на душу населения в Республике Адыгея больше на 9% , чем в Республике Дагестан.

Общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в экономику Республики Дагестан в 2008 году составил 86,9 млрд. рублей. Значение данного показателя увеличилось по сравнению с 2000 года в 23 раза, а Республике Адыгея 16раз.

За 2005-2008 гг. в Республике Дагестан и в Республике Адыгея наблюдается существенный рост доходов консолидированного бюджета на душу населения (более чем в 2 раза), наблюдается профицит бюджета.

Республика Дагестан и Республика Адыгея занимают выгодное геополитическое положение, располагают прямым выходом к международным морским путям, имеет важное транзитное значение для экономических связей.

На территории республик реализуются ряд инвестиционных проектов, создаются инфраструктуры для поддержки инвестиционной деятельности.

Высокая мобильность населения, трудолюбие, предпринимательская активность, тяга к успеху – именно эти факторы формируют лидерский потенциал Республики Дагестан и Республики Адыгея.

Подводя итог, можно сказать, что в обеих республиках существует необходимая база для успешного их развития.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 №717 (ред. от 22.06.2006, с изм. от 20.10.2006) «О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 – 2010 гг. и до 2015 г.)
  2. «О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015)"» // "Собрание законодательства РФ", 13.12.2004, N 50, ст. 5072.
  3. Закон Республики Дагестан от 15 июля 2011 г. N 38 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года"
  4. Алехин, Э.В. Государственное регулирование региональной экономики: Учебное пособие / Э.В. Алехин //. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2010. – 131с.
  5. Гаджиев, Р.Н. Методика оценки уровня социально-экономического развития регионов как инструмент критериального определения депрессивных регионов / Р.Н. Гаджиев// – Ростов н/Д: Изд-во АСПН СКНЦ ВШ, 2004.-167с.
  6. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2011 «Модернизация и развитие человеческого потенциала» // www.undp.ru
  7. Кочемасова, Е.Ю. Обоснование роли ретроспективного анализа в программировании социально-экономического развития регионов России / Е.Ю. Кочемасова // - Москва. 2005. 168 c
  8. Лагутенко Б.Т. Справочник по экономической географии России / Б. Т. Лагутенко. - М.: Юристъ, 2010. - 315 с.
  9. Мазур, Е.А. Методика оценки уровня социально-экономичсекого развития субъектов Россисйкой Федерации как средство совершенствования компетенции органов государственной власти РФ и ее субъектов / Е.А. Мазур // Молодой ученый. – 2011. - №3. Т.1. – С.172-175.
  10. Рейтинг социально-экономического положения субъектов Российской Федерации – 2011 // www.ria.ru
  11. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 416с.
  12. Шадрина, Т.Б. Регионы и их место в экономике России / Т. Б. Шадрина // Вопр. статистики. - 2010. - № 3. - С. 60-64
  13. http://www.gks.ru/wps/wcm/ - Федеральная служба государственной статистики
  14. http://adg.gks.ru/digital/10/default.aspx - Территориальный орган Федеральной Службы государственной статистики по Республике Адыгея
  15. http://dagstat.gks.ru/default.aspx - Территориальный орган Федеральной Службы государственной статистики по Республике Дагестан

Информация о работе Сравнительная характеристика уровня социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея