Сравнительная характеристика уровня социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ и изучение уровня социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− дать общую оценку социально-экономического положения Республики Дагестан и Республики Адыгея;
− провести сравнительный анализ современных уровней социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея;
− выявить основные тенденции и перспективы социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМЫХ РЕГИОНОВ…………………………………………………………………5
1.1.Общая характеристика Республики Дагестан………………..5
1.2.Общая характеристика Республики Адыгея…………….……..8
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН И РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ……………………………………………………………………11
2.1 Диагностика базовых индикаторов развития Республики Дагестан и Республики Адыгея…………………………………………...11
2.2.Анализ и оценка социального положения Республики Адыгея и Республики Дагестан…………………………………………………….20
3. ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ И РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН………………………………...25
3.1.Предложения по улучшению социально-экономического положения Республики Дагестан …………………………………………25
3.1.Предложения по улучшению социально-экономического положения Республики Адыгея …………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….39

Файлы: 1 файл

Maria_Mironova_Kursovaya.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

 

3.ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ И РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

3.1.Предложения  по улучшению социально-экономического  положения Республики Дагестан

Главная стратегическая цель развития Республики Дагестан - рост качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности, устойчивого экономического развития и безопасности региона.

Реализация главной стратегической цели позволит достичь уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу Республики Дагестан как передового субъекта Российской федерации XXI века. По объему валового регионального продукта и индексу развития человеческого потенциала в 2020-2025 годах Республика Дагестан должна войти в двадцатку лидеров среди субъектов Российской Федерации. Это требует обеспечения в республике экономического развития (устойчивый экономический рост и обеспечение конкурентоспособности на базе синергии международных потоков и индустриально-инновационных комплексов), социально-инновационного развития (создание комплексных условий для благополучной и безопасной жизни, работы и творчества, отдыха и спорта человека), пространственного развития (сбалансированное пространственное развитие и интеграция в межрегиональное и международное социально-экономическое пространство), институционального развития (создание конкурентной институциональной среды, способствующей сбалансированному устойчивому развитию).

Устойчивый экономический рост и повышение конкурентоспособности Республики Дагестан является комплексной целью, успех которой определяется реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных позиций в промышленном, агропромышленном, топливно-энергетическом, строительном и торгово-транс-портно-логистическом комплексах и созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и формированием "экономики будущего" на базе социально-инновационного комплекса, а также развитием человеческого потенциала, институциональной среды и пространства.

Реализация потенциала роста во всех экономических комплексах требует интенсивного технологического обновления, являющегося важнейшим условием успеха модернизации и фактором роста конкурентоспособности республики.

Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп при выработке и проведении социально-экономической политики.

Формирование устойчивой индустриальной модели и создание предпосылок постиндустриального социально ориентированного развития требуют одновременного решения задач и догоняющего, и опережающего развития. Переход от доиндустриальной (ресурсной) к постиндустриальной (инновационной) модели через создание и закрепление преимуществ индустриальной модели экономического роста связан с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и конкурентоспособности.

Опережающий тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для привлечения инвестиций и расширения возможностей бизнеса по работе на открытых рынках в условиях жесткой конкуренции.

В Республике Дагестан будут созданы условия для свободы предпринимательства и конкуренции, развития механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества, снижения административных барьеров в экономике и уровня коррупции, развития государственно-частного партнерства, поддержки инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала.

Для этого необходимо выстроить новую модель развития общества, обеспечивающую:

  • эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан;
  • функционирование механизмов вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;
  • применение процедур и правил, гарантирующих выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, ответственность за результаты и последствия принятых и реализованных решений;
  • равноправный диалог общественных организаций, бизнеса и государства по ключевым вопросам общественного развития;
  • высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам;
  • консолидация общества по основным вопросам развития Республики Дагестан.

Стратегическая цель 1 - экономическое развитие: устойчивый экономический рост и обеспечение конкурентоспособности на базе синергии международных потоков и индустриально-инновационных комплексов.

Развитие промышленного комплекса будет основываться на базе следующих стратегических направлений:

  • создание промышленно-производственных особых экономических зон федерального и (или) регионального уровней (размещение на их базе передовых производств и производственных процессов с высокой долей производственных площадок и предпродажных складов для сборки конечной продукции, импортируемой из стран Юго-Восточной Азии в Российскую Федерацию и в страны Европы);
  • модернизация действующих предприятий и стимулирование реализации инвестиционных проектов по производству автомобилей и комплектующих (создание сборочных производств с последующей локализацией), судов и комплектующих (с развитием ремонтной базы), летательных аппаратов и комплектующих, электрооборудования и радиоэлектроники (создание сборочных производств с последующей локализацией), обуви и прочей продукции легкой промышленности, ножей и ножевых изделий, удобрений, фармацевтической продукции, ювелирных изделий и прочей продукции народных художественных промыслов.

Развитие агропромышленного комплекса будет строиться на базе следующих стратегических направлений:

  • создание агропромышленных зон регионального уровня (размещение на их базе приоритетных инвестиционных проектов развития агропромышленного комплекса);
  • развитие овощеводства и плодоводства, скотоводства (мясного и молочного направлений), виноградарства, овцеводства, птицеводства;
  • развитие рыбоводства;
  • развитие производства плодоовощных консервов и соков, виноградного вина и коньяка, продуктов мясопереработки, молочных продуктов, питьевой и минеральной воды, безалкогольных напитков.

Развитие строительного комплекса будет строиться на базе следующих стратегических направлений:

  • развитие жилищного строительства;
  • расширение строительства объектов инфраструктуры и производственных мощностей;
  • строительство (реконструкция) и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры;
  • производство строительных материалов (листового стекла, стеклопластиковых труб, цемента, несъемной пенополистирольной опалубки, кирпича, железобетонных конструкций, напольной, агломератной плитки и керамического гранита, сухих строительных смесей, газобетонных блоков и плит, извести, фиброцементных плит);
  • интенсификация добычи строительного сырья (разработка песчаных, песчано-гравийных, глиняных и гипсовых карьеров, разведка новых месторождений);
  • развитие рынка операций с недвижимостью.

Развитие топливно-энергетического комплекса будет строиться на базе следующих стратегических направлений:

  • развитие электроэнергетического сектора (оптимизация механизмов тарифного регулирования и развития (модернизации) основных производственных фондов инфраструктуры энергетического сектора с последующим постепенным переходом к "энергетике будущего", опирающейся на высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых альтернативных источников энергии и технологий ее получения);
  • развитие нефтегазового сектора (расширение производственной базы).

Топливно-энергетический комплекс будет активно способствовать инновационному развитию смежных комплексов.

Стратегическая цель 2 - социально-инновационное развитие: создание комплексных условий для благополучной и безопасной жизни, работы и творчества, отдыха и спорта.

Достижение стратегической цели предусматривает реализацию следующих целей:

  • Цель 2.1 - развитие социально-инновационного комплекса
  • Цель 2.2 - развитие туристско-рекреационного комплекса

Развитие социальной среды будет строиться в рамках следующих стратегических направлений:

  • создание условий для качественной жизнедеятельности человека (демография, здравоохранение, физическая культура и спорт, рынок труда, жилищные условия, экологическая безопасность, личная безопасность, качество социально-бытовых услуг);
  • создание условий для развития личности (образование, культура, социальная защита, молодежная политика);
  • развитие инновационной системы;

Проведение четкой, структурированной, сбалансированной молодежной политики способствует формированию в Республике Дагестан инновационного общества грамотных, трудолюбивых, толерантных людей. Вовлечение молодежи в социальную практику, создание системы "социальных лифтов" для талантливой молодежи, патриотическое воспитание - направления, в рамках которых должна осуществляться молодежная политика. Этому может способствовать работа различных молодежных организаций, в том числе Молодежного парламента при Народном Собрании Республики Дагестан, Союза молодежи. Совета молодых специалистов по формированию молодежной политики и подготовке предложений по программным документам развития Республики Дагестан.

Для создания эффективной инновационной системы необходимо:

  • сформировать условия для генерации новых идей как в учреждениях, специализирующихся на фундаментальных и прикладных исследованиях, так и на коммерческих предприятиях;
  • обеспечить возможность для организации лабораторных исследований и испытаний, а также производства опытных образцов инновационной продукции в рамках существующих и создаваемых научно-исследовательских центров, технопарков;
  • создать сеть региональных бизнес-инкубаторов "от науки - к производству", поддерживающих выведение инновационных продуктов на внутренние и внешние рынки с помощью широкого спектра услуг.

Создание региональной системы поддержки инноваций и технологического развития позволит обеспечить научное и технологическое лидерство Республики Дагестан по направлениям:

  • радиотехника и приборостроение;
  • химия, химическая физика и создание новых материалов;
  • биотехнологии, включая промышленные биотехнологии и фармацевтику

Развитие информационно-коммуникационных технологий, повышение качества и доступности сетей являются неотъемлемыми факторами качества жизни общества и конкурентоспособности региона.

Развитие человеческого капитала в регионе связано в первую очередь с существующей системой личных стандартов каждого человека. Изменение жизненных установок, связанных с активизацией социально-экономической позиции, может быть реализовано при комплексном взаимодействии государственных и социальных институтов.

Развитие туристско-рекреационного комплекса, основанного на традиционном гостеприимстве дагестанского народа, является одним из ключевых элементов кластера "Дом народов".

Рынок туристских услуг является индикатором развития социальной инфраструктуры. Спрос на туристские услуги определяется не только качеством самих услуг, но и уровнем развития здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры. Туристско-рекреационный комплекс может стать локомотивом, "вытягивающим" многие сферы жизни общества на более высокий уровень.

Развитие туристско-рекреационного комплекса будет строиться в рамках следующих стратегических направлений:

  • пляжный и морской туризм;
  • лечебно-оздоровительный туризм;
  • горный туризм;
  • научно-познавательный туризм;
  • индустрия спорта и развлечений.

Стратегическая цель 3 - пространственное развитие: сбалансированное пространственное развитие и интеграция в межрегиональное и международное социально-экономическое пространство.

Достижение стратегической цели предусматривает реализацию следующих целей:

  • Цель 3.1 - формирование системы сбалансированного пространственного развития
  • Цель 3.2 - развитие зон экономического роста
  • Цель 3.3 - интеграция в межрегиональное и международное социально-экономическое пространство

Для упорядочения политики регионального развития и управления пространственным развитием необходимо нормативно закрепить Схему пространственного развития Республики Дагестан, создав территориальные и экономические зоны, определив места локализации значимых социально-экономических объектов федерального, республиканского и местного уровней, основные параметры системы расселения и развития системы транспортно-коммуникационной инфраструктуры.

Информация о работе Сравнительная характеристика уровня социально-экономического развития Республики Дагестан и Республики Адыгея