Стабилизационная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены инструменты стабилизационной политики и их применение в ходе государственного регулирования рыночного хозяйства. На первом этапе абстрагируемся от воздействия заграницы на национальное хозяйство через валютные рынки и международный перелив капиталов, т.е. используем модель закрытой экономики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.
Стабилизационная политика в закрытой экономике…………………………………………..5
1.1. Фискальная политика……………………………………………………………………….6
1.2. Денежно-кредитная политика……………………………………………………………...7
1.3. Комбинированная экономическая политика………………………………………………8
1.4. Стабилизационная политика, дефицит государственного бюджета и государственный долг………………………………………………………………………………………………10
Глава 2.
Стабилизационная политика в открытой экономике………………………………………..13
2.1. Платежный баланс…………………………………………………………………………14
2.2. Валютный курс……………………………………………………………………………..18
2.2.1. Спрос и предложение девизов при международном товарообмене………………….18
2.2.2. Спрос и предложение девизов при международном переливе капиталов…………...20
2.2.3. Равновесие финансового рынка в открытой экономике………………………………22
2.2.4. Равновесный обменный курс……………………………………………………………23
2.3. Стабилизационная политика……………………………………………………………...24
2.3.1. Модель маленькой страны………………………………………………………………24
2.3.1.1. Постоянный уровень цен...............................................................................................26
2.3.1.2. Меняющийся уровень цен.............................................................................................29
2.3.2. Модель двух стран.............................................................................................................30
2.4. Действенность стабилизационной политики…………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ стабилизац.политика государства.doc

— 1.98 Мб (Скачать файл)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «СТАБИЛИЗАЦИОННА ПОЛИТИКА ГОСДАРСТВА»

[Введите подзаголовок  документа]

 

 
 
 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1.

Стабилизационная политика в закрытой экономике…………………………………………..5

1.1. Фискальная политика……………………………………………………………………….6

1.2. Денежно-кредитная политика……………………………………………………………...7

1.3. Комбинированная экономическая  политика………………………………………………8

1.4. Стабилизационная политика, дефицит государственного бюджета  и государственный долг………………………………………………………………………………………………10

Глава 2.

 Стабилизационная политика  в открытой экономике………………………………………..13

2.1. Платежный баланс…………………………………………………………………………14

2.2. Валютный курс……………………………………………………………………………..18

2.2.1. Спрос и предложение  девизов при международном товарообмене………………….18

2.2.2. Спрос и предложение  девизов при международном переливе  капиталов…………...20

2.2.3. Равновесие финансового  рынка в открытой экономике………………………………22

2.2.4. Равновесный обменный  курс……………………………………………………………23

2.3. Стабилизационная политика……………………………………………………………...24

2.3.1. Модель маленькой  страны………………………………………………………………24

2.3.1.1. Постоянный уровень  цен...............................................................................................26

2.3.1.2. Меняющийся уровень цен.............................................................................................29

2.3.2. Модель двух стран.............................................................................................................30

2.4. Действенность стабилизационной политики…………………………………………….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...36

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В микроэкономике экономическая роль государства сводится к: 
а) производству общественных благ; 
б) перераспределению национального дохода в целях предотвращения чрезмерной дифференциации доходов и имущества граждан, порождающей социальную напряженность в обществе; 
в) защите конкуренции и регулированию деятельности естественных монополий; 
г) устранению недостатков рыночного механизма, связанных с отрицательными и положительными внешними эффектами при производстве частных благ и асимметричностью информации при заключении рыночных сделок.

Макроэкономический анализ функционирования рыночной экономики служит основанием для включения в число экономических функций государства проведение стабилизационной экономической политики, целями которой являются: 
а) поддержание ОЭР при полной занятости; 
б) устойчивый рост экономики; 
в) стабильный уровень цен и 
г) сбалансированный платежный баланс страны.

Рис.1  Фактические и намечавшиеся 
значения макроэкономических 
показателей России в 2000 г


Совокупность целей стабилизационной политики, представленная в графическом виде, образует так называемый «золотой четырехугольник». Сравнение конфигураций четырехугольников, построенных на основе планируемых и фактических показателей, дает представление о результативности стабилизационной политики. На рисунке изображены планировавшиеся и достигнутые значения четырех перечисленных показателей России в 2000 г.

По отношению друг к другу цели стабилизационной политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы или нейтральны. Так, кривая Филлипса в коротком периоде иллюстрирует отношения субституции между темпом инфляции и уровнем занятости как целями экономической политики. В отношении взаимодополняемости обычно находятся рост национального дохода и занятость. Характер взаимозависимости между отдельными целями стабилизационной политики изменчив и определяется конкретной хозяйственной ситуацией. Так, если в фазе подъема вместе с ростом уровня цен растет национальный доход, то в периоды стагфляции рост уровня цен сопровождается снижением производства. Это наряду с ограниченными возможностями правительства влиять на развитие экономической конъюнктуры затрудняет построение «золотого четырехугольника», превращая его в «магический».


В данной части будут рассмотрены инструменты стабилизационной политики и их применение в ходе государственного регулирования рыночного хозяйства. На первом этапе абстрагируемся от воздействия заграницы на национальное хозяйство через валютные рынки и международный перелив капиталов, т.е. используем модель закрытой экономики.

 

 

 

Глава 1. Стабилизационная политика в закрытой экономике

В общем виде суть стабилизационной политики сводится к воздействию государства на совокупный спрос и(или) совокупное предложение с целью поддержания их динамического равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода.

Пусть текущее состояние экономики отображается точкой E0 на рис. 11.1. Совокупный спрос равен совокупному предложению при доходе y0 и уровне цен P0. В то же время, как можно установить по кривой Оукена y(u), существует конъюнктурная безработица в размере u0 -  u0*. Задача стабилизационной политики состоит в том, чтобы обеспечить смещение равновесия из положения E0 в положение E1 вдоль линии P0, предотвращая возможное самопроизвольное ее движение по маршруту, отмеченному пунктирной линией. Для этого правительство должно проводить стимулирующую (экспансионистскую) экономическую политику во время спада и сдерживающую (контрактивную) политику во время бума.

Рис. 1.1. Задачи стабилизационной 
политики в закрытой экономике


При этом надо иметь в виду, что сдвигаться могут не только кривые совокупного спроса и совокупного предложения, но и кривая Оукена, поскольку значение естественного уровня безработицы, как отмечалось в разделе 7.3, изменяется под воздействием демографических и технических факторов. Если к моменту установления равновесия в точке E1 кривая y(u) займет положение y(u)', то конъюнктурная безработица сохранится, хотя и в меньшем размере: u0 -  u1*.

В зависимости от набора инструментов, которые правительство использует для проведения стабилизационной политики, она подразделяется на фискальную, денежно-кредитную и комбинированную.

Из-за расхождения между неоклассиками и кейнсианцами при описании механизма функционирования национального хозяйства они по-разному оценивают возможности и последствия стабилизационной политики государства.


 

 

 

 

1.1. Фискальная  политика

Под фискальной политикой подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

«Основными направлениями бюджетной политики в среднесрочной перспективе являются:

  • совершенствование бюджетной политики в области расходов на основе критериев, отражающих эффективность бюджетных средств и определенных исходя из приоритетов социально-экономической политики;
  • создание системы управления государственными активами и пассивами, которая позволит значительно повысить устойчивость бюджетной системы, придаст гибкость проводимой бюджетной политике, снизит риски, связанные со структурой государственного долга;
  • совершенствование бюджетного процесса, обеспечение прозрачности бюджета и бюджетных процедур на всех уровнях бюджетной системы;
  • формирование справедливой, нейтральной и эффективной налоговой системы с целью снижения налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности, формирование благоприятных условий развития предпринимательства, обеспечения сбалансированности государственного бюджета».1

Хотя государственные расходы финансируются из государственного бюджета, это не означает, что они не могут превысить величину поступающих в бюджет средств. В ходе осуществления фискальной политики может возникнуть дефицит или избыток государственного бюджета. Для определения фискальной политики имеет значение, как финансируется бюджетный дефицит и как используется бюджетный избыток. В закрытой экономике финансировать бюджетный дефицит можно из двух источников: заимствовать у населения, продавая ему облигации, и у Центрального банка. В последнем случае возрастают активы Центрального банка и соответственно увеличивается денежная база, т.е. происходит монетизация государственной задолженности. Поэтому бюджетный дефицит можно разложить на два слагаемых:  =  B +  M.

При образовании бюджетного избытка государство может направить его на погашение своего долга населению, досрочно выкупая облигации, или на уменьшение задолженности Центральному банку. В первом случае количество денег в стране не изменится: просто со счетов государства они перейдут на счета граждан, а во втором случае объем денежной массы сократится вследствие уменьшения активов Центрального банка.

В долгосрочной перспективе (в длинном периоде) дефицит государственного бюджета всегда сопровождается увеличением количества денег в обращении. Если Центральный банк будет препятствовать монетизации бюджетного дефицита, то государству придется увеличить предложение облигаций, что приведет к повышению ставки процента. С повышением последней предложение денег возрастает. Кроме того, повышение ставки процента усиливает эффект вытеснения при проведении экспансионистской фискальной политики. Для ослабления эффекта вытеснения придется прибегнуть к экспансионистской денежной политике.

Чтобы проследить за последствиями фискальной политики в «чистом» виде, будем полагать, что Центральному банку запрещено финансировать дефицит государственного бюджета2, и поэтому рост государственных расходов непосредственно не ведет к увеличению количества денег.

1.2. Денежно-кредитная  политика

Под денежно-кредитной политикой подразумевается воздействие на экономическую конъюнктуру посредством регулирования количества находящихся в обращении денег. Поэтому главным проводником этой политики является Центральный банк, ответственный за обеспечение страны необходимым для эффективного функционирования экономики количеством денег. Для регулирования количества денег у Центрального банка есть три возможности:

  • проводить операции на открытом рынке ценных бумаг; покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее;
  • менять стоимость кредитов коммерческим банкам; при ее снижении объем кредитов, а следовательно, и количество денег возрастает, и наоборот;
  • определять норму минимального резервного покрытия: чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег.

Какому из перечисленных способов регулирования количества находящихся в обращении денег отдать предпочтение, зависит от структуры денежной базы страны. Поскольку в США она состоит из государственных ценных бумаг, то ФРС регулярно проводит операции на открытом рынке ценных бумаг. В активе Немецкого банка государственные ценные бумаги практически отсутствовали; поэтому основным методом корректировки денежной массы в ФРГ служили кредиты коммерческим банкам. Такая же ситуация в настоящее время наблюдается в Европейском банке, который в качестве главного инструмента регулирования количества денег использует операцию РЕПО (Repurchase Agreement) - покупку ценных бумаг у коммерческих банков, которые обязуются выкупить их через определенное время (обычно через 2 недели) с процентом.

Изменение норм минимального резервного покрытия является более жестким инструментом, резко меняющим конъюнктуру денежного рынка, поэтому его стараются использовать как можно реже.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Комбинированная  экономическая политика

Для регулирования экономической конъюнктуры государство может одновременно применять инструменты и фискальной, и денежной политики.

Версия «новых классиков». Для комплексного представления последствий стабилизационной политики государства в концепции новых классиков используется макроэкономическая модель, состоящая из двух дифференциальных уравнений - динамических функций совокупного спроса и совокупного предложения

 

 

(1.1)


 

 

(1.2)


где At - независимый от реальной кассы спрос на блага, включая государственные расходы; h и g - коэффициенты согласования размерности; t и t - стохастические переменные с нулевым ожиданием, представляющие все неучтенные в модели случайные факторы сформирования совокупного спроса и предложения.

Благодаря гибкости цен правые части равенств (11.1) и (11.2) всегда равны друг другу.

В соответствии с концепцией рациональных ожиданий

 

 

(1.3)


 

 

(1.4)


Из системы уравнений (11.3) и (11.4) следует, что ожидаемое значение темпа инфляции формируется на основе намерений правительства:

 

 

(1.5)


Чтобы выделить факторы, отклоняющие фактические значения реального национального дохода и темпа инфляции от ожидаемых их значений, вычтем из равенства (11.1) равенство (11.3) и из равенства (11.2) равенство (11.4):

 

 

(1.6)


 

 

(1.7)


Приравняв правые части равенств (11.6) и (11.7) друг к другу и решив полученное равенство относительно t, найдем равновесный темп инфляции

 

 

(1.8)


Подставив значение t* в равенство (11.7) и учитывая равенство (11.4), определим равновесную величину национального дохода:

 

 

(1.9)


Из равенств (11.8) и (11.9) следует, что при отсутствии непредвиденных обстоятельств ( t =  t = 0) и неожиданных мероприятий стабилизационной политики правительства (At = Ate и t =  te), фактический темп инфляции равен ожидаемому, а объем производства - величине национального дохода полной занятости. Любое непредвиденное событие, будь то экзогенные шоки технического прогресса или мероприятия экономической политики, отклоняют фактические значения от ожидаемых. При случайном повышении совокупного спроса ( t > 0) уровень цен повышается; в случае непредвиденного роста совокупного предложения ( t > 0) темп инфляции снижается.

Когда государство не проводит активной стабилизационной политики (At =  t = 0, а потому и Ate  =  te = 0), тогда величина национального дохода колеблется около значения национального дохода полной занятости, а уровень цен растет или понижается в зависимости от того, возникают ли экзогенные шоки на стороне спроса или предложения, и от того, положительные или отрицательные значения принимают параметры t и t.

Таким образом, из модели новых классиков следует, что текущая величина национального дохода отклоняется от своего значения при полной занятости по двум причинам: из-за случайных экзогенных шоков и вследствие непредвиденных мероприятий стабилизационной политики. Но каков бы ни был объем производства, благодаря гибкости цен совокупный спрос всегда равен совокупному предложению. Экономика всегда находится в равновесном состоянии, хотя величина национального дохода подвержена конъюнктурным колебаниям.

Пусть возник непредвиденный отрицательный шок предложения ( t < 0; резкое повышение цен на энергоносители). Тогда в соответствии с равенствами (11.8) и (11.9) темп инфляции возрастет, а реальный национальный доход уменьшится. Если правительство для устранения возникшей стагфляции объявит о проведении экспансионистской стабилизационной политики (At > At-1 и/или t >  t-1) то, как следует из равенств (11.8) и (11.9), эффекта от нее не будет.

При антиципированной денежной политике ( t =  te) не только увеличение предложения денег, но и постоянное повышение темпа его роста не влияет на значения реальных экономических величин. В этом суть провозглашенной «новыми классиками» супернейтральности денег.

В соответствии с концепцией новых классиков только неантиципированные мероприятия экономической политики оказывают воздействие на реальный сектор. Но такая политика по определению долго продолжаться не может. Если правительство строит свою экономическую политику на «сюрпризах» (неожиданные денежные реформы, непредсказуемые изменения системы налогообложения, непредусмотренные переносы выплат по государственному долгу и пр.), то равновесие в конечном счете устанавливается при менее благоприятных условиях вследствие возникновения дополнительных общественных издержек (недоверие к отечественной валюте, уклонение от уплаты налогов, сужение кредитной сферы и пр.). При непредсказуемой денежной политике даже изменение относительных цен экономические субъекты принимают за изменение уровня цен и в результате парализуется аллокационная функция рынка.

Информация о работе Стабилизационная политика государства