Стабилизационная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены инструменты стабилизационной политики и их применение в ходе государственного регулирования рыночного хозяйства. На первом этапе абстрагируемся от воздействия заграницы на национальное хозяйство через валютные рынки и международный перелив капиталов, т.е. используем модель закрытой экономики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.
Стабилизационная политика в закрытой экономике…………………………………………..5
1.1. Фискальная политика……………………………………………………………………….6
1.2. Денежно-кредитная политика……………………………………………………………...7
1.3. Комбинированная экономическая политика………………………………………………8
1.4. Стабилизационная политика, дефицит государственного бюджета и государственный долг………………………………………………………………………………………………10
Глава 2.
Стабилизационная политика в открытой экономике………………………………………..13
2.1. Платежный баланс…………………………………………………………………………14
2.2. Валютный курс……………………………………………………………………………..18
2.2.1. Спрос и предложение девизов при международном товарообмене………………….18
2.2.2. Спрос и предложение девизов при международном переливе капиталов…………...20
2.2.3. Равновесие финансового рынка в открытой экономике………………………………22
2.2.4. Равновесный обменный курс……………………………………………………………23
2.3. Стабилизационная политика……………………………………………………………...24
2.3.1. Модель маленькой страны………………………………………………………………24
2.3.1.1. Постоянный уровень цен...............................................................................................26
2.3.1.2. Меняющийся уровень цен.............................................................................................29
2.3.2. Модель двух стран.............................................................................................................30
2.4. Действенность стабилизационной политики…………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ стабилизац.политика государства.doc

— 1.98 Мб (Скачать файл)

   

 

2.4. Действенность  стабилизационной политики

Из содержания предыдущей и данной глав следует, что в соответствии с кейнсианской концепцией государство может целенаправленно воздействовать на экономическую конъюнктуру страны. Стоит ли ему использовать эту возможность? До 1970-х гг. большинство экономистов отвечало на этот вопрос положительно. Под влиянием учения Дж.М. Кейнса стабилизационная политика была причислена к основным задачам правительств.

В 1946 г. Конгресс США принял Закон о занятости, по которому «в сферу постоянно возобновляемых политических задач и ответственности федерального правительства входит обеспечение максимальной занятости, производства и покупательной способности»14. Эти задачи были подтверждены и расширены в Законе о полной занятости и сбалансированном росте, принятом в 1978 г. (Закон Хэмфри-Хоукинса). В ФРГ 8 июня 1967 г. был принят Закон о содействии стабильности и роста экономики, в соответствии с которым правительство ежегодно ставит конкретные цели относительно уровня цен, занятости, внешнеэкономического равновесия и темпа роста и обязуется содействовать их достижению. В какой мере это удавалось, можно судить по рис. 12.47, на котором отражены данные за 30 лет15.

Рис. 2.23. Плановые и фактические показатели стабилизационной политики ФРГ в 1968-1998 гг.


 

В России в 2000 г. правительство приняло программу «Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу (2000-2010 гг.)», которая в отличие от пятилетних планов социалистической экономики, директивно доводившихся до каждого предприятия, должна быть осуществлена посредством мероприятий стабилизационной политики.

Однако в ходе проведения стабилизационной политики правительства встречаются с рядом препятствий, снижающих ее эффективность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве комбинации целей проведения стабилизационной политики в открытой экономике выступает двойное равновесие - совместное равновесие на всех макроэкономических рынках страны при полной занятости и нулевом сальдо ее платежного баланса.

Сальдо платежного баланса страны равно нулю, если чистый экспорт товаров и услуг равен чистому экспорту капитала. От состояния платежного баланса зависит количество денег, обращающихся внутри страны, а следовательно, и общая экономическая конъюнктура. На состояние платежного баланса наряду с уровнем экономической активности внутри страны влияют текущий курс национальной денежной единицы на валютном рынке, разница между уровнем цен в стране и за границей, отличие между ставками процента и соотношением темпов инфляции внутри страны и за границей.

Кроме инструментов фискальной и денежно-кредитной политики, для воздействия на экономическую конъюнктуру в открытой экономике у правительства есть возможность использовать валютную политику в виде регулирования курса национальной валюты и условий перелива мирового капитала. В то же время в условиях фиксированного валютного курса Центральный банк не может проводить самостоятельную денежную политику, а при плавающем валютном курсе результативность фискальной политики тем ниже, чем мобильнее перелив капиталов между странами.

Необходимый для достижения двойного равновесия конкретный набор мероприятий стабилизационной политики предопределяется текущим состоянием экономической конъюнктуры; при этом действует правило: используйте одновременно столько разновидностей экономических политик, сколько целей предусматривает достичь.

При оценке эффективности стабилизационной политики государства неоклассики и кейнсианцы кардинально расходятся. По мнению неоклассиков, стабилизационная политика государства в лучшем случае бесполезна. Кейнсианцы рассматривают ее в качестве средства повышения эффективности функционирования национальной экономики в коротком периоде. Действенность стабилизационных мероприятий правительства в значительной степени зависит от того, как решаются проблемы, связанные с временными лагами и распределением полномочий при стремлении к одновременному достижению нескольких находящихся в отношении субституции целей.

Результативность стабилизационной политики возрастает по мере сокращения временного лага между моментом возникновения нежелательного изменения конъюнктуры и началом действия стабилизационных мероприятий. Распределение полномочий между инстанциями, ответственными за достижение намеченных целей, должно быть направлено на предотвращение взаимной нейтрализации совместно используемых инструментов стабилизационной политики.

Одним из условий эффективности стабилизационной политики государства является ее предсказуемость для хозяйственных субъектов. Преподнесение правительством «сюрпризов» при проведении экономической политики с целью получения сиюминутных результатов в итоге повышает общественные издержки ведения национального хозяйства.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Василишин Э.Н. Резервные требования как инструмент денежно - кредитного регулирования / Деньги и кредит 11. 2003 г.

2. Волков В.Н. Российская  экономика в 2003 году: /Деньги и  кредит. 7. 2003 г.

3. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика  М., Издательство МГУ: ИНФРА - М, 1997

4. Менкью М.Г. Макроэкономика  Пер с англ. М.:Издательство МГУ, 1994

5. Меньшиков С.Г. "Структурные  проблемы и решения в российской  экономике". М, 2003

6. Курс экономической теории: Учеб. Под ред. М.Н. Чепурина.Киров, 2002

7. Основы экономической  теории и практики рыночных реформ в России: Учеб. пособие. Под ред. М.М. Загорулько.М., 2000

8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи  Р. Экономика. - М.: Дело, 1993

9. Херрера Й. "Экономические  реформы в России, 1992 - 2001"

 

 

 


Информация о работе Стабилизационная политика государства