Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 09:29, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены инструменты стабилизационной политики и их применение в ходе государственного регулирования рыночного хозяйства. На первом этапе абстрагируемся от воздействия заграницы на национальное хозяйство через валютные рынки и международный перелив капиталов, т.е. используем модель закрытой экономики.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.
Стабилизационная политика в закрытой экономике…………………………………………..5
1.1. Фискальная политика……………………………………………………………………….6
1.2. Денежно-кредитная политика……………………………………………………………...7
1.3. Комбинированная экономическая политика………………………………………………8
1.4. Стабилизационная политика, дефицит государственного бюджета и государственный долг………………………………………………………………………………………………10
Глава 2.
Стабилизационная политика в открытой экономике………………………………………..13
2.1. Платежный баланс…………………………………………………………………………14
2.2. Валютный курс……………………………………………………………………………..18
2.2.1. Спрос и предложение девизов при международном товарообмене………………….18
2.2.2. Спрос и предложение девизов при международном переливе капиталов…………...20
2.2.3. Равновесие финансового рынка в открытой экономике………………………………22
2.2.4. Равновесный обменный курс……………………………………………………………23
2.3. Стабилизационная политика……………………………………………………………...24
2.3.1. Модель маленькой страны………………………………………………………………24
2.3.1.1. Постоянный уровень цен...............................................................................................26
2.3.1.2. Меняющийся уровень цен.............................................................................................29
2.3.2. Модель двух стран.............................................................................................................30
2.4. Действенность стабилизационной политики…………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...36
1.4. Стабилизационная политика, дефицит государственного бюджета и государственный долг
|
Так как стабилизационная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом и изменению предложения денег, то ее осуществление непосредственно влияет на размеры бюджетного дефицита и государственного долга. Дефицит государственного бюджета можно финансировать либо посредством его монетизации, либо за счет займа у населения или у остального мира. Поскольку монетизация дефицита государственного бюджета означает увеличение предложения денег, способствующее росту национального дохода, то при определенных условиях таким путем можно ликвидировать бюджетный дефицит. Понять это помогает рис. 11.17. Если при национальном доходе y0 бюджет имеет дефицит, то для его ликвидации правительство может увеличить задолженность Центральному банку на такую сумму, чтобы в результате сдвига линии LM вправо выполнялось равенство Tyy1 = G. |
Это возможно, если совокупное предложение благ совершенно эластично при заданном уровне цен. Однако кривая совокупного предложения редко бывает горизонтальной; обычно для увеличения предложения на рынке благ необходимо повышение уровня цен; поэтому существует и обратная зависимость: P = P(y). Учитывая также, что y = y(M), представим номинальную величину дефицита бюджета в следующем виде:
. |
Тогда
. |
Уменьшаемое в выражении (11.12) показывает, насколько увеличивается дефицит госбюджета вследствие повышения уровня цен (из-за подорожания закупаемых государством благ), а вычитаемое - насколько снизится дефицит в результате стимулирующего воздействия на экономику прироста денег. Когда уменьшаемое больше вычитаемого, тогда монетизация дефицита сопровождается его увеличением.
После исчерпания возможностей снижения дефицита госбюджета за счет его монетизации государственный долг ежегодно увеличивается на размер бюджетного дефицита текущего года.
При большом государственном долге затраты на его обслуживание, являющиеся первоочередной статьей расходов государственного бюджета, существенно ограничивают возможности правительства в выполнении основных своих функций и в проведении стабилизационной политики. Об этом свидетельствуют данные о структуре расходов федерального бюджета РФ в 1999-2001 гг. (табл. 11.2)16.
Таблица 11.2
Доля основных статей расходов в общих расходах федерального бюджета РФ, %
Статьи расходов |
Годы | ||
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. | |
Государственное управление |
2,0 |
2,5 |
2,7 |
Национальная оборона |
15,2 |
19,6 |
18,3 |
Правоохранительная деятельность |
8,0 |
11,0 |
10,6 |
Финансирование народного хозяйства |
3,2 |
3,5 |
6,3 |
Социальная сфера |
13,0 |
13,9 |
14,4 |
Обслуживание государственного долга |
28,7 |
22,9 |
22,2 |
Выплаты по государственному долгу могут стать главной или даже единственной причиной дефицита государственного бюджета, замыкая порочный круг: дефицит государственного бюджета рост государственного долга увеличение затрат на обслуживание долга дефицит государственного бюджета.
Общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму выплат процентов по государственному долгу, называют первичным дефицитом. В странах, имеющих большой государственный долг, при отсутствии первичного дефицита нередко существует общий дефицит государственного бюджета. Такая ситуация сложилась в России17 в 1999-2000 гг. (рис. 1.5).
|
Поскольку государственный долг есть накопленная сумма бюджетных дефицитов, то образование долга можно предотвратить, запретив правительству превышать расходы бюджета над его доходами. В некоторых странах такой запрет введен законодательно. «Поправка о сбалансированном бюджете» дебатировалась в США в 1980-е гг. и в сентябре 1995 г. для ее утверждения в Сенате не хватило 1 голоса. В принятом в июне 1997 г. в Амстердаме пакте о стабилизации и росте экономик стран Европейского союза предел дефицита государственных бюджетов установлен в размере 3% ВВП, а размер государственного долга - 60% ВВП.
Однако если правительство при проведении экономической политики обязано иметь сбалансированный бюджет на каждый год, то его действия усиливают конъюнктурные колебания. Во время кризиса и депрессии из-за снижения производства и национального дохода поступления в государственный бюджет сокращаются. Снижение в это время государственных расходов ввиду уменьшения бюджетных поступлений сдерживает выход экономики из кризиса. Полное расходование повышенных доходов государственного бюджета в фазе подъема способствует «перегреву» национальной экономики.
Если проведение стабилизационной политики несовместимо с ежегодно сбалансированным бюджетом, то, может быть, целесообразно выравнивать государственные расходы и доходы за весь период экономического цикла так, чтобы избытки бюджета в фазе подъема покрывали прирост государственного долга во время спада?
Сбалансированный за период цикла бюджет был бы совместим со стабилизационной политикой государства только в том случае, когда спады и подъемы в национальном хозяйстве были бы одинаковы как по продолжительности, так и по амплитуде. В действительности это не так, поэтому несбалансированность государственного бюджета и наличие государственного долга можно рассматривать в качестве неизбежных последствий стабилизационной политики. В то же время эта политика, способствуя росту национального дохода во время спада и сдерживая рост доходов в фазе подъема содействует сбалансированности государственного бюджета в длинном периоде.
Глава 2. Стабилизационная политика в открытой экономике
В гл. 11 предполагалось, что на формирование конъюнктуры национального хозяйства остальной мир не оказывает влияния. В действительности в современном мире экономика любой страны активно вовлекается в мировое хозяйство, в котором тесно взаимозависимы национальные рынки благ, финансов и факторов производства.
Усиление глобализации хозяйственной жизни проявляется, в частности, в более быстром росте внешнеэкономических связей стран по сравнению с ростом мирового производства (табл. 12.1).
Таблица 12.1
Показатели интернационализации экономики (1972 = 100)1
Показатели |
Годы | ||
1985 |
1995 |
2000 | |
Мировое производство |
420 |
649 |
807 |
Мировой экспорт |
490 |
1098 |
1643 |
Прямые зарубежные инвестиции |
400 |
1800 |
7560 |
Выпуск ценных бумаг мирового финансового рынка |
1350 |
4200 |
18900 |
В данной главе рассмотрим особенности проведения стабилизационной политики в условиях открытой внешнему миру экономики.
Степень влияния остального мира на национальную экономику зависит от удельного веса последней в мировом хозяйстве. В связи с этим для анализа проблем стабилизационной политики в открытой экономике используют две модели: модель маленькой страны, хозяйственная деятельность которой не оказывает заметного влияния на состояние мировой экономики, т.е. импульсы, исходящие из нее в мировое хозяйство, не имеют возвратного действия, и двухстрановую модель, в которой мировое хозяйство состоит из двух стран, где экспорт одной из них является импортом другой, а приращение дефицита платежного баланса в одной из стран приводит к равновеликому приращению избытка платежного баланса в другой.
В макроэкономических моделях открытой экономики в качестве дополнительных факторов, определяющих конъюнктуру национального хозяйства, учитывают состояние (сальдо) платежного баланса (ZB), уровень цен за границей (PZ), заграничную ставку процента (iZ) и обменный курс национальной денежной единицы (e).
2.1. Платежный баланс
Платежный баланс представляет собой составленный в форме бухгалтерских счетов статистический отчет о торговых и финансовых сделках экономических субъектов страны с остальным миром за определенный период (обычно за год). Поэтому закрепившееся за этим документом название не соответствует его сущности: в балансе, отражаются запасы на определенную дату, в то время как в платежном балансе представлены потоки благ и капиталов (имущества) между странами в течение рассматриваемого периода. Показатели в платежном балансе выражаются, обычно, в единой мировой валюте (долларах США).
В платежном балансе выделяются четыре счета, схематически представленные в табл. 2.2. В кредите каждого из них отражены операции, обеспечивающие в текущем периоде поступление иностранной валюты, а в дебете - операции, сопровождающиеся оттоком иностранной валюты.
Таблица 2.2
Схема счетов платежного баланса
N |
Счет |
Кредит (+) |
Дебет (-) |
1 |
Товары и услуги |
Экспорт благ и услуги нерезидентам |
Импорт благ и услуги от нерезидентов |
2 |
Доходы от инвестиций и оплаты труда |
Поступления резидентам от нерезидентов |
Выплаты нерезидентам от резидентов |
3 |
Переводы безвозмездные (1+2+3) |
Из-за границы E |
За границу Z |
4 |
Счет движения капиталов |
Увеличение обязательств по отношению к нерезидентам или уменьшение требований к ним (KZ) |
Увеличение требований к нерезидентам или уменьшение обязательств по отношению к ним (КЕ) |
В счете N1 учитываются ценностные объемы экспорта и импорта за период. Деление благ на товары и услуги в нем связано с особенностями статистического учета международного обмена товарами и услугами. Если объемы экспортируемых и импортируемых товаров оперативно учитываются при их движении через границу таможенными службами, то для подсчета общей суммы ценности услуг, оказанных друг другу двумя странами, применяют специфические способы учета. Международный обмен услугами называют еще невидимым экспортом-импортом.
Доходы от используемых за границей труда и капитала отображаются в счете N2.
В счете переводов учитываются безвозмездные поставки товаров и услуг по их текущей ценности. Сюда относятся все виды помощи и безвозмездные денежные переводы. Ценность товаров и услуг, предоставленных в качестве помощи, показывается в платежном балансе дважды: в дебете баланса переводов и в кредите счета товаров и услуг. Если предоставляется денежная помощь, то она показывается в дебете баланса переводов и кредите счета валютных резервов.
Три рассмотренных балансовых счета объединяются счетом текущих операций. Сальдо текущих платежей есть чистый экспорт благ страны (E - Z = NE).
Суммарное сальдо сделок, осуществленных в данном периоде по счету текущих операций, лишь случайно может оказаться нулевым. Положительное сальдо по этому счету (NE > 0) означает, что увеличились обязательства заграницы перед страной, а отрицательное (NE < 0) говорит о том, что страна увеличила свои обязательства перед заграницей. Эти изменения учитываются в счете операций с капиталом и финансовыми инструментами.
Кроме предоставления торговых кредитов, на этом счету отражаются инвестиции, осуществленные нерезидентами в стране и резидентами за границей, а также капитальные трансферты. При этом инвестиции подразделяют на портфельные (приобретение ценных бумаг), прямые и прочие. Для разграничения портфельных и прямых инвестиций на практике используют следующий критерий: если инвестор имеет более 10% обыкновенных акций предприятия, то вложенные им средства причисляют к прямым инвестициям. К прочим инвестициям относят покупку населением иностранной валюты для использования в качестве средства сбережений, торговые кредиты, просроченную задолженность.
Сальдо счета операций с капиталом называют чистым экспортом капитала (NKE). При NKE > 0 страна имеет чистый отток (вывоз) капитала, а при NKE < 0 - чистый приток (ввоз) его.
Суммарное сальдо счетов текущих операций и операций с капиталом есть сальдо платежного баланса (ZB). Страна имеет активный платежный баланс (избыток), если NE > NKE, и пассивный (дефицит) при NE < NKE.
Дефицит платежного баланса означает, что жители страны в данном периоде заплатили иностранцам больше (оплата импорта благ плюс экспорт капитала), чем получили от них (выручка от экспорта благ плюс импорт капитала). Следовательно, иностранцы имеют сумму денег данной страны, равную величине дефицита ее платежного баланса. Эти деньги будут предъявлены в Центральный банк страны для обмена на девизы2 (иностранные деньги), и валютные резервы его сократятся. При избытке платежного баланса они возрастают на его величину.
Изменение валютных резервов страны по своей сути является составной частью счета операций с капиталом и финансовыми инструментами, но для макроэкономических исследований эту статью важно выделить отдельно.