Становление валютной системы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - на основании оценки функционирования валютной системы в республике предложить пути ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, элементы и роль валютной системы в экономике государства;
- характеризовать особенности становления валютной системы в Республике Беларусь;
- отразить проблемы формирования оптимального курса национальной валюты в республике;
- показать пути совершенствования валютной системы республики.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1 Валютная система: сущность, элементы и роль в экономике национального
государства................................................................................................................5
2 Особенности становления валютной системы в Республике Беларусь............12
3 Проблемы формирования оптимального курса национальной валюты
в республике............................................................................................................22
4 Пути совершенствования валютной системы Республики Беларусь
на современном этапе.............................................................................................29
Заключение.................................................................................................................34
Список использованных источников.......................................................................36
Приложение................................................................................................................37

Файлы: 1 файл

КсР Становление валютной системы в РБ.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)
  • расширение использования национальных валют во взаимной торговле. Необходимо создание условий для заключения контрактов в национальных валютах. Для этого необходима система текущих курсовых котировок национальных валют Беларуси, России и Казахстана и их информационное обеспечение;
  • создание консолидированного валютно-финансового и информационного рынка трех стран, что значительно расширит возможности национальных предприятий и финансовых институтов, будет способствовать укреплению их конкурентных позиций в мире;
  • унификация правил проведения валютных операций как для резидентов, так и для нерезидентов.

В числе основных элементов полноценной модели региональной валютной системы ЕЭП и СНГ должны быть:

- национальные  валюты;

- валюта коллективного  пользования, способная выполнять  функции меры стоимости, средства платежа и средства накопления на пространстве ЕЭП и СНГ;

- валюты третьих  стран (СКВ), используемые участниками  для расчетов с внешними контрагентами,  а также в инвестиционных целях.

На текущем  этапе и в ближайшей перспективе  наиболее реальным решением может стать использование валюты коллективного пользования. План мероприятий на 2011-2013 и последующие годы по реализации приоритетных направлений развития ЕврАзЭС, утвержденный решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств), предусматривает формирование институциональной и организационно-правовой основы для введения единой валюты в рамках ЕврАзЭС в ближайшей перспективе. Предполагается, что по мере сближения экономического развития сторон естественной целью взаимодействия в валютной сфере станет создание условий для введения в дальнейшем единой валюты СНГ.

Во-первых, валюта коллективного пользования позволила  бы избежать нестабильности в отношениях между странами, порождаемой использованием множества валют, что осложняет торговые связи, а финансовый сектор не может предложить реальной системы страхования валютных рисков.

Во-вторых, при  наличии коллективной валюты расчеты  осуществляются также и в национальных денежных единицах, следовательно, нет  потребности в крупных валютных резервах.

Путь к введению валюты коллективного пользования лежит через решение задачи повышения роли национальных валют стран Содружества, чему может способствовать реализация проекта создания интегрированного валютного рынка, заключение соглашений о взаимном допуске банков-резидентов государств СНГ на национальные валютные рынки и об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля и других. По нашему мнению, учитывая современный уровень валютной интеграции, нецелесообразно полностью отказываться от использования во взаиморасчетах национальных валют, которые могут применяться наряду с валютой коллективного пользования.

В настоящее  время национальные валюты, прежде всего российский рубль, в расчетах по обслуживанию товарооборота уже используются между странами. В расчетах по обслуживанию взаимной торговли России со странами ЕврАзЭС доля российского рубля составляет в среднем около 50%, со странами СНГ – около 40%. Доля других национальных валют на протяжении ряда лет остается стабильной – в пределах 1%. Российский рубль также используется в качестве валюты расчетов между другими странами, помимо России. Например, в платежах по внешней торговле между Белоруссией и Казахстаном доля российской денежной единицы составляет около 20%, а между Белоруссией и Украиной – около 13%. Доминирование российского рубля во взаимных расчетах объясняется устойчивым экономическим и финансовым положением России, наибольшей долей в общем экономическом потенциале региона, активностью во внешней торговле со странами СНГ [12, с.204].

Условием для  повышения привлекательности национальных валют может стать активизация  мер по укреплению национальных экономик, снижению дисбалансов во взаимной торговле государств СНГ и, как следствие, повышение сбалансированности финансовых потоков между ними.

Таким образом, стратегию  валютной интеграции стран ЕЭП и  СНГ можно сформулировать как обеспечение конкурентоспособности национальных валют, обеспечение эффективного взаимодействия национальных денежно-кредитных систем и валютно-финансовых рынков, а также постепенное взаимное сближение валютных систем интегрирующихся стран.

В свою очередь, валюта коллективного  пользования в перспективе может  стать как международным платежным  средством, так и резервной валютой. Преимущества такой валюты могут проявляться в ее способности защищать платежный оборот от возможных негативных явлений в национальных валютных системах интегрирующихся стран в случае нарушения макроэкономической стабилизации, а также кризисных тенденций, возникающих в мировой валютной системе. Валюта коллективного пользования в итоге может стать переходным этапом к единой валюте стран постсоветского пространства.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Валютная система  – совокупность денежно-кредитных  отношений, сложившихся на основе международной  интеграции и развития мирового рынка, закрепленная в международных договорных и государственно-правовых нормах.

Основные элементы национальной валютной системы: наименование национальной валюты; режим конвертируемости национальной валюты; валютный паритет и механизм формирования валютного курса; режим национального валютного рынка и рынка золота; наличие или отсутствие валютных ограничений; порядок, регламентация международных расчетов страны; статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны; состав и система управления золотовалютными резервами; международная валютная ликвидность.

Национальная валютная система Республики Беларусь формируется с учетом принципов мировой валютной системы, поскольку страна взяла курс на интеграцию в мировое хозяйство. Наше государство с 1992 года является членом Международного валютного фонда и входит в ряд других международных валютно-кредитных и финансовых организаций. Национальная валютная система взаимосвязана с денежной, кредитной и финансовой системами Республики Беларусь.

С середины марта 1993 года в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь (№ 146/12 от 15 марта 1993 года) в безналичный оборот была введена официальная денежная единица — безналичный «белорусский рубль».

Расчеты валютного курса  белорусского рубля делаются на основании  внешнеторгового баланса Республики Беларусь, курсов основных иностранных валют, используемых во внешних расчетах республики, данных об объемах экспортной продукции, цен мирового и внутреннего рынков и других факторов.

Национальный банк с 2 января 2009 г. осуществил переход к привязке обменного курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (доллар, евро, российский рубль), который позволил существенно повысить гибкость курсовой политики в части реагирования на изменение ситуации на внешних рынках, более взвешенно учитывать колебания курсов основных мировых валют и, следовательно, сглаживать колебания эффективного курса белорусского рубля.

Основными проблемами, влияющими на курс национальной валюты, являются: наличие устойчивого отрицательного сальдо внешней торговли, что может свидетельствовать как о завышенном курсе белорусского рубля к иностранным валютам, так и о недостаточной конкурентоспособности экономики республики;  низкое значение золото-валютных резервов, что приводит к необходимости их постоянного пополнения и к высоким рискам их снижения, что приводит к падению курса белорусского рубля.

В 2011 – 2015 годах  сохранится режим привязки обменного  курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют. При этом не исключается возможность совершенствования самого механизма корзины (в частности, пересмотр долей иностранных валют, ежегодное уточнение центрального значения и ширины коридора колебаний стоимости корзины). Основным направлением повышения эффективности курсовой политики станет постепенный переход к более гибкому формированию обменного курса белорусского рубля по мере роста внутренней и внешней сбалансированности экономики. В то же время Национальный банк будет противодействовать явлениям спекулятивного характера на валютном рынке, противоречащим фундаментальным факторам курсообразования, и сглаживать резкие колебания обменного курса белорусского рубля.

На текущем  этапе и в ближайшей перспективе наиболее реальным решением может стать использование валюты коллективного пользования. План мероприятий на 2011-2013 и последующие годы по реализации приоритетных направлений развития ЕврАзЭС, утвержденный решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств), предусматривает формирование институциональной и организационно-правовой основы для введения единой валюты в рамках ЕврАзЭС в ближайшей перспективе. Предполагается, что по мере сближения экономического развития сторон естественной целью взаимодействия в валютной сфере станет создание условий для введения в дальнейшем единой валюты СНГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Демчук, М.И.  Республика Беларусь: системные  принципы устойчивого развития. - Мн.: РИВШ БГУ, 2008. – 324 с.

2 Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Л.А. Дробозина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – 479с.

3 Жуков, Е.Ф.  Общая теория денег и кредита:  Учебник/Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. – 483 с.

4 Информационно-аналитические  материалы Национального банка республики Беларусь / [Электронный ресурс]: Режим доступа. - http://www.nbrb.by – Дата доступа. – 01.10.2012.

5 Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки: учебник / Г.И. Кравцовой. ─ 2-е изд. ─ Минск: БГЭУ, 2007. ─ 444 с.

6 Лаврушин, О.И. Банковское дело: учебное пособие / О.И. Лаврушин – М.: Финансы и статистика, 2003. – 576с.

7 Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: Науч.-метод. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 435 с.

8 Лукашевич, И.Г. Учебно-методический комплекс по курсу «Финансы и финансовый рынок» для студентов специальности экономика и управление на предприятии всех форм обучения / И.Г. Лукашевич // Электронный формат. – Мн.: ИПП, 2010. – 320 с.

9 Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год: Указ Президента Республики Беларусь 23.12.2011г. № 591 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011. - № 59. – 12/2258.

10 Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: аналитическое обозрение за 2011 г. – Минск: НБ РБ, 2011. – 102 с.

11 Программа  социально-экономического развития  Республики Беларусь на 2011-2015 годы // Национальный реестр правовых  актов Республики Беларусь, 2011 г. - № 43, 1/12462.

12 Пузанкевич, О.А. Финансы и финансовый рынок: учеб. пособие / О.А. Пузанкевич [и др.] ; под. ред. О.А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2010. – 313 с.

13 Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 годы: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 03.03.2011 г. № 73 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011. - № 13. – 1/2513.

14 Тарасов, В.И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / В.И. Тарасов.─ 2-е изд. ─ Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. ─ 512 с.

15 Финансовая стабильность в Республике Беларусь 2011: аналитическое обозрение // Национальный банк Республики Беларусь. – 2012. – 96 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Платежный баланс Республики Беларусь за 2007-2011 годы

Статьи

2007

2008

2009

2010

2011

I. Счет текущих операций

-3 012,4

-4 958,6

-6 132,7

-8 280,2

-5 121,0

1. Товары и услуги

-2 809,1

-4 644,7

-5 595,2

-7 480,6

-1 223,5

II. Счет операций с  капиталом

0,1

0,5

0,0

0,0

4,1

III. Финансовый счет                                                                                                     Чистое кредитование (+)/ чистое заимствование (-) (сальдо по данным финансового счета)*

-5261,10

-4149,70

-5304,30

-5585,10

-5564,60

3.1. Прямые инвестиции

-1 792,1

-2 157,3

-1 774,2

-1 342,8

-3 876,9

3.2. Портфельные инвестиции

38,8

-5,3

-18,8

-1 185,6

-854,1

3.3. Производные финансовые инструменты

0,0

0,0

0,0

0,0

594,6

3.4. Другие инвестиции

-3 507,8

-1 987,1

-3 511,3

-3 056,7

-1 428,2

Чистое приобретение финансовых активов

1 931,7

477,0

507,6

1 178,2

2 672,9

     3.4.1. Другие  инструменты участия в капитале

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

     3.4.2. Долговые  инструменты

1 931,7

477,0

507,6

1 178,2

2 672,9

       3.4.2.1. Центральный банк

185,4

20,8

-227,6

667,9

1 102,4

       3.4.2.2. Депозитные организации, за исключением центрального банка

775,4

74,7

186,5

47,8

817,9

       3.4.2.3. Сектор государственного управления

7,3

198,5

-101,2

-101,1

-3,3

       3.4.2.4. Другие секторы

963,6

183,0

649,9

563,6

755,9

      3.4.2.4.1. Прочие финансовые организации

0,0

0,0

0,0

5,7

-6,2

      3.4.2.4.2. Нефинансовые организации, домашние хозяйства и НКОДХ**

963,6

183,0

649,9

557,9

762,1

Наличная валюта и  депозиты

4,5

3,6

20,4

-11,5

37,8

 Кредиты и займы

102,7

-24,7

-13,4

-81,6

67,4

Торговые кредиты и авансы

856,4

204,1

642,9

651,0

656,9

Чистое принятие обязательств

5 439,5

2 464,1

4 018,9

4 234,9

4 101,1

3.4.1. Другие инструменты участия в капитале

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

3.4.2. Долговые инструменты

5 439,5

2 464,1

4 018,9

4 234,9

4 101,1

 3.4.2.1. Центральный банк

590,0

-155,9

-1,9

1 449,6

263,0

  3.4.2.2. Депозитные организации, за исключением центрального банка

1 075,1

530,8

483,2

2 295,9

474,1

3.4.2.3. Сектор государственного управления

1 419,9

1 397,1

1 903,7

-655,6

279,0

  3.4.2.4. Другие секторы

2 354,5

692,1

1 633,9

1 145,0

3 085,0

3.4.2.4.1. Прочие финансовые организации

0,0

0,0

0,0

3,6

-6,1

3.4.2.4.2. Нефинансовые организации, домашние хозяйства и НКОДХ**

2 354,5

692,1

1 633,9

1 141,4

3 091,1

Кредиты и займы

803,8

187,1

318,9

76,6

1 859,7

Торговые кредиты и  авансы

1 550,7

505,0

1 314,8

1 064,8

1 231,4

Прочая кредиторская задолженность

0,0

0,0

0,2

0,0

0,0

IV. Статистические расхождения

529,3

-194,3

433,7

705,2

1 102,9

V. Общий баланс

2 778,1

-1 002,7

-394,7

-1 989,9

1 550,6

VI. Финансирование

2 778,1

-1 002,7

-394,7

-1 989,9

1 550,6

6.2. Резервные активы

2 778,1

-1 002,7

2 442,9

-808,5

2 790,6

6.2. Кредиты и займы  от МВФ

0,0

0,0

2 837,6

665,4

0,0

6.3. Исключительное финансирование (обязательства)

0,0

0,0

0,0

516,0

1 240,0

Информация о работе Становление валютной системы в Республике Беларусь