Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:00, научная работа
Цель исследования – определить способы стимулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
Задачи:
- изучить теоретические основы инвестиционной политики в Республике Беларусь
- показать особенности формирования инвестиционного климата в Республике Беларусь;
- провести анализ инвестиционной деятельности, направлений и объектов инвестирования в Республике Беларусь;
- определить методы формирования дополнительных источников инвестиционных ресурсов и стимулирование инвестиционной активности.
Согласно расчетам, потребность в инвестициях на 2002–2010 годы составит 39 млрд. долларов США. Общий объем инвестиций в основной капитал в 2010 г. должен возрасти по сравнению с 2000 г. в 2,2—2,5 раза (в 2005 г., по сравнению с 2000 г, он возрос в 1,6–1,7 раза). Доля инвестиций в ВВП составит в 2010 г. 26 – 28% (в 2000 г. — 19,8%). Это даст возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат — более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах.
В рамках институционального подхода необходимо изучить институциональную среду инвестиционных отношений, прежде всего формальные институты.
Основные источники правового регулирования инвестиционной деятельности.
Отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, регулируются настоящим Кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также инвестиционными договорами с Республикой Беларусь [Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь, статья 6] .
Междудные договоры Республики Беларусь о содействии осуществлению и защите инвестиций на 01.01.2008 года представлены в обзоре “Правовые основы деятельности иностранных инвесторов в Республике Беларусь “, разработанном Министерством экономики совместно с компанией “Эрнст энд Янг”.
Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещественном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли(дохода) и (или) достижения иного значимого результата. [1, статья 1]
Под инвестором понимается
лицо (юридические и физические лица, иностранные
организации, не являющиеся юридическими лицами,
государство в лице уполномоченных органов
и его административно-
Инвестор имеет права, несет обязанности и риски, связанные с вложением инвестиций.
Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельности рассматриваются как национальные либо иностранные инвесторы.
Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:
Особенности регулирования деятельности иностранных инвесторов определяются настоящим Кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.
Объектами инвестиционной деятельности являются:
недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
ценные бумаги;
интеллектуальная собственность. [1, статья 4]
Законодательными актами Республики Беларусь определяются объекты, находящиеся только в собственности Республики Беларусь, что не исключает инвестиционной деятельности в отношении этих объектов.
Законодательными актами Республики Беларусь устанавливается перечень объектов, в отношении которых запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением Республики Беларусь.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности.
Направление инвестиций юридических и физических лиц Республики Беларусь на территорию иностранных государств регулируется настоящим Кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также законодательством государства, на территории которого осуществляется инвестиционная деятельность. [1, статья 6]
Если международным договором Республики Беларусь, вступившим в силу, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора и так далее.
Вторым по значимости источником правового регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь от 29 мая 1991 года N 824-XII (Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР,1991 г., N 22, ст.300).
Настоящий Закон определяет общие экономические, социальные и правовые условия инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. Он направлен на защиту прав, интересов и имущества всех субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности, на эффективное функционирование народного хозяйства Республики Беларусь на принципах рыночной экономики и создания экономических условий для реализации суверенитета республики[1].
Правовые основы деятельности иностранных инвесторов в республике Беларусь подробно изложены в обзоре «Правовые основы деятельности иностранных инвесторов в республике Беларусь», разработанном министерством Экономики Республики Беларусь совместно с «Эрнст энд Янг» компанией.
Задачей Министерства Экономики и данной компании не является точное изложение всей законодательной базы республики Беларусь в области инвестиционной деятельности, а обзор областей законодательства, представляющих наибольший интерес для иностранных инвесторов, которые планируют осуществлять свою деятельность на территории Республики Беларусь[2].
Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
В соответствии со статьей 81 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана путем ее учреждения. Процедура регистрации практически ничем не отличается от создания предприятий резидентами Республики Беларусь и занимает при наличии всех необходимых документов не более 15 дней с момента обращения с заявлением о государственной регистрации.
С 1 апреля 2003 года полномочия по государственной регистрации и ликвидации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2003 г. № 53 “О порядке передачи Министерством иностранных дел полномочий по осуществлению государственной регистрации организаций с иностранными инвестициями” за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах были переданы от Министерства иностранных дел облисполкомам и Минскому горисполкому.
Порядок государственной регистрации коммерческих предприятий с иностранными инвестициями на территориях областей и города Минска регулируется следующими актами:
в Минске – Инструкция о порядке государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования Минским городским исполнительным комитетом, утверждена Решением Минского городского исполнительного комитета 20.03.2003 г. № 423;
в Минской области – Инструкция о порядке проведения государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования Минским облисполкомом, утверждена Решением Минского областного исполнительного комитета от 25.07.2005 г. № 653;
в Витебской области – Инструкция о порядке государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями в Витебской области, утверждена Решением Витебского областного исполнительного комитета от 21.03.2003 г. № 138;
в Могилевской области – «Инструкция о порядке организации государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Могилевской области”, утверждена Решением Могилевского областного исполнительного комитета от 26.03.2003 г. № 7-9;
в Гродненской области – Инструкция о порядке государственной регистрации и ликвидации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, изменений и дополнений, вносимых в их учредительные документы, Гродненским областным исполнительным комитетом, утверждена Решением Гродненского областного исполнительного комитета от 24.03.2003 г. № 154;
в Брестской области –“Инструкция об организации государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования в Брестской области”, утверждена Решением Брестского областного исполнительного комитета от 18.06.2003 г. № 309.
Документы для государственной регистрации должны соответствовать по своему содержанию и форме требованиям законодательства. Прием документов осуществляется в присутствии учредителей организации, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, – их полномочных представителей.
Правовая база Республики Беларусь в области инвестиционной деятельности постоянно совершенствуется, особенно наблюдаются различные изменения в период Мирового Финансового Кризиса.
Функционирование экономики переходного периода характеризуется целым комплексом проблем, упорядочение и разрешение которых является насущной задачей экономической политики государства. Одной из них является проблема обновления основных фондов и привлечения инноваций из-за рубежа. В настоящее время и Республике Беларусь внутренние источники инвестирования, основу которых составляют национальные сбережения, весьма ограничены для наращивания экономического потенциала страны, не обеспечивают требуемых объемов капитальных вложений для обновления и модернизации производства, внедрения новых технологий и современных систем управления.
В значительной мере недостающие источники капитальных вложений могли бы заменить иностранные инвестиции. Однако доля иностранных инвестиций, привлеченных в Республику Беларусь, в общей структуре капитальных вложений составляет всего около 4%. Основная часть из них представляет связанные товарные кредиты, т.е. кредитные иностранные инвестиции, возврат которых гарантирует государство. В то же время наиболее выгодными для государства являются прямые иностранные инвестиции, поскольку иностранный инвестор действует в данном случае на свой страх и риск. Задача государства, соответственно, - создание благоприятного инвестиционного климата.
Международные рейтинговые агентства относят Республику Беларусь к странам с высоким экономическим и политическим риском, что делает для нее практически недоступным мировой рынок капиталов [4]. Продолжающаяся на протяжении последних лет финансовая нестабильность, высокая инфляция, валютные ограничения, административное регулирование цен, сдерживание приватизации делали Республику Беларусь малопривлекательной для иностранных инвесторов. Государственное регулирование иностранных кредитных инвестиций в Республике Беларусь не обладало полнотой и системностью, процесс формирования системы государственного регулирования шел спонтанно, не всегда в интересах всего общества в целом.
В этой связи научное осмысление роли и места иностранного кредитования в национальной экономике, формирование целостной системы государственного регулирования иностранного кредитования в условиях переходной экономики Республики Беларусь приобретает особую актуальность.
Специфические условия переходной экономики Республики Беларусь требуют пересмотра некоторых устоявшихся стереотипов в отношении иностранных кредитов, совершенствования системы их государственного регулирования с целью создания предпосылок для увеличения притока прямого иностранного капитала в страну.
Правительство Республики Беларусь еще в 1996г. в соответствии с Национальной программой привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь планировало вложить в экономику страны до 50 миллиардов долларов США инвестиций. Ежегодная потребность в инвестициях оценивалась в 15 млрд. долл. США в год. Если, по оценкам экспертов Всемирного Банка, ВВП Беларуси составлял во второй половине 90-х гг. 25 - 30 млрд. долл. США в год, то потребность в ежегодных инвестициях составляла более 50% ВВП. Очевидно, что источники для таких объемов капиталовложений в Республике Беларусь отсутствуют.
Анализ теории и практики международного движения капитала, современного состояния инвестиционного процесса в Республике Беларусь позволяет сформировать принципиально новые подходы к построению системы государственного регулирования иностранных инвестиций в Республике Беларусь.
Информация о работе Стимулирование инвестиций в Республике Беларусь