Стимулирование инвестиций в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:00, научная работа

Описание работы

Цель исследования – определить способы стимулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
Задачи:
- изучить теоретические основы инвестиционной политики в Республике Беларусь
- показать особенности формирования инвестиционного климата в Республике Беларусь;
- провести анализ инвестиционной деятельности, направлений и объектов инвестирования в Республике Беларусь;
- определить методы формирования дополнительных источников инвестиционных ресурсов и стимулирование инвестиционной активности.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

 

Удельный  вес  ремонтных  работ  в  общем  объеме  подрядных  работ  в  I квартале 2009 г. составил 14,8% (в I квартале 2008 г. –  19,1%). Ремонт жилых зданий в объеме ремонтных работ составил 18,7% (в I квартале 2008 г. – 15,1%).

Производительность  труда  работников,  занятых  на  строительно-монтажных  работах,  в I  квартале 2009 г.  составила 106,7%  при  прогнозе  на  2009 год 107,4%[21]. 

Таким образом можно сделать вывод, что основным источником инвестиций в основной капитал выступают: средства консолидированного бюджета, собственные средства организаций, заемные средства других организаций, иностранные источники (без кредитов иностранных банков), кредиты банков, в том числе кредиты иностранных банков, собственные средства населения, внебюджетные фонды и другие источники.

Наибольший объем инвестиций производится за счет основных средств организаций.

 

2.2. Внутренние кредитные ресурсы и направление их использования

 

Основными поставщиками внутренних кредитных ресурсов являются депозиты физических и юридических лиц. Благодаря снижению инфляции и росту долгосрочных сбережений были созданы условия для увеличения инвестиционной деятельности.

Основным видом деятельности коммерческих банков является предоставление ссуд физическим и юридическим лицам. Традиционно, наиболее приемлемой формой банковского кредита считаются краткосрочные ссуды. Быстрый возврат денег делает их высоколиквидными и относительно свободными от риска, связанного с непредсказуемыми изменениями рыночной конъюнктуры.

Долгосрочные инвестиционные кредиты являются ключевыми, как для банков- кредиторов, так и для предприятий-заёмщиков. Для банков опасность долгосрочного кредитования заключается в том, что они должны вкладывать краткосрочные кредиты своих клиентов в долгосрочные инвестиционные проекты заёмщиков с вытекающими отсюда рисками неисполнения краткосрочных обязательств. Для предприятий опасность долгосрочного кредитования заключается в изменении конъюнктуры рынка, что может привести к потере их платёжеспособности или даже банкротству.

Серьёзной проблемой инвестиционного кредитования является отсутствие ликвидного залога у предприятий-заёмщиков. По степени ликвидности выделяют медленно-реализуемые и быстрореализуемые активы. Для решения этой проблемы необходима приватизация предприятий и формирование реально действующего фондового рынка и институтов финансового инвестирования, определение реальной стоимости инструментов финансового инвестирования. В таком случае залогом могли бы выступать ценные бумаги предприятий, ликвидность которых определяла бы фондовая биржа на основе спроса и предложения. При нормальном финансировании рынка ценные бумаги предприятий будут обладать большей ликвидностью, чем обычно используемые в качестве залога основные фонды. В противном случае при банкротстве крупных заёмщиков банки становятся собственниками основных фондов, в качестве залога, и, таким образом, сталкиваются с проблемой их реализации для предотвращения уже своего банкротства[13, 412-413 c.].

Агентство Standard & Poor's 24 июля 2008 года подтвердило долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Беларуси – «B+» по обязательствам в иностранной валюте и «BB» по обязательствам в национальной валюте, а также ее краткосрочный суверенный кредитный рейтинг «B». Прогноз по рейтингам — «Стабильный».

«Рейтинги отражают необычайно высокий для суверенного эмитента уровень условных обязательств, обусловленный доминирующей ролью государства в экономике, и слабую внешнюю ликвидность Беларуси /она ниже, чем у других суверенных правительств аналогичной рейтинговой категории/, проявляющуюся в том, что покрытие резервами платежей по счету текущих операций составляет немногим более одного месяца, – отметил кредитный аналитик Standard & Poor's в Лондоне Кэй Стукенброк /Kai Stukenbrock/.

По словам эксперта агентства в Беларуси  учитывается низкая предсказуемость политических решений, объясняющаяся чрезвычайно высокой централизацией политической системы страны.

В то же время, по словам К.Стукенброка, позитивное влияние на рейтинги оказывают сравнительно высокие уровни благосостояния и развития /5,900 тыс долл на душу населения в 2008 г/; низкий уровень долга расширенного правительства /18 проц от ВВП, из которых 9 проц составляют гарантии; сравнительно благоприятные показатели внешнего баланса /«узкий» чистый внешний долг не превышает 25 проц от поступлений по счету текущих операций платежного баланса/.

При этом долгосрочный суверенный рейтинг по обязательствам в национальной валюте на две ступени выше рейтинга по обязательствам в иностранной валюте, что объясняется сильными бюджетными показателями Беларуси и наличием значительных средств воздействия на внутреннюю экономическую и финансовую политику.

Кроме того, аналитик Standard & Poor's отмечает значительный экономический потенциал страны, обусловленный большим объемом основного капитала в промышленности и наличием высококвалифицированной рабочей силы в Беларуси.

К.Стукенброк также считает, что  правительство  Республики Беларусь в своей экономической политике выходит /пока очень постепенно/ на путь либерализации и приватизации, а это должно способствовать привлечению иностранного капитала.

По его словам, прогноз по рейтингам Беларуси определен как «Стабильный» с учетом, с одной стороны, низкого уровня государственного, в том числе внешнего, долга, а с другой стороны, – с учетом значительных проблем, связанных с ростом энергетических цен и необходимостью повышения конкурентоспособности, а также ввиду возможного усиления давления на бюджет в результате принятия мер по контролю над инфляцией.

По словам К.Стукенброка, пока негативное влияние «шокового» роста цен на энергоносители и ухудшения ранее благоприятных условий для покупки и переработки российской нефти на экономику и баланс активов и пассивов страны не столь значительно, как первоначально ожидалось. Устойчивый рост экспорта неэнергетических товаров и значительное увеличение инвестиций позволяют поддерживать высокий рост экономики /9,1 проц в среднем за 2007-2008 гг/ и препятствуют ухудшению показателей текущего платежного баланса и бюджета Беларуси.

При этом аналитик агентства считает, что низкие уровни чистого государственного долга /6 проц ВВП в 2008 г/ и «узкого» чистого внешнего долга обеспечивают существенный «буфер», способный смягчить негативное воздействие экономических потрясений.

Эксперт Standard & Poor's пояснил , что продолжительное ухудшение конкурентоспособности и последующее ухудшение внешнеэкономических показателей без адекватных действий правительства /с помощью соответствующих реформ/ простимулировали бы изменение номинального курса национальной валюты; в этом случае у агентства могли возникнуть основания для понижения рейтингов. И, напротив, , способность страны и в дальнейшем выдерживать трудности, связанные с ростом цен на энергоносители, усиленная значительными инвестициями, а также постепенным развитием процессов либерализации и приватизации в экономике /стимулирующим совокупное предложение/ могли бы в конечном итоге благоприятно повлиять на уровень рейтингов.

В настоящее время аналогичный Беларуси долгосрочный рейтинг в иностранной валюте имеют Камбоджа, Гана, Мозамбик, Папуа Новая Гвинея, Суринам, Грузия и Украина.

В странах СНГ, в соседних и некоторых других государствах кредитные долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте выглядят следующим образом / в порядке убывания/. Остальные страны СНГ не имеют суверенного кредитного рейтинга от Standard&Poor’s.

Таблица 6—кредитные рейтинги стран в иностранной и национальной валютах

Страны

Рейтинг в иностранной валюте

Рейтинг в национальной валюте

 

значение

прогноз

Значение

Прогноз

Эстония

А

негативный

А

Негативный

Польша

А-

позитивный

А

Стабильный

Литва

А-

негативный

А-

Негативный

Россия

ВВВ+

позитивный

А-

позитивный

Латвия

ВВВ+

негативный

ВВВ+

Негативный

Казахстан

ВВВ-

негативный

ВВВ

Негативный

Панама

ВВ+

стабильный

ВВ+

Стабильный

Нигерия

ВВ-

стабильный

ВВ

Стабильный

Венесуэла

ВВ-

стабильный

ВВ-

Стабильный

Беларусь

В+

стабильный

ВВ

Стабильный

Украина

В+

стабильный

ВВ-

Стабильный

Грузия

В+

стабильный

В+

Стабильный


 

По оценкам Standard & Poor's, ожидается, что цены на газ в Беларуси будут продолжать расти и в 2011 г достигнут мирового уровня. По прогнозу агентства, в 2009 г дефицит текущего счета платежного баланса Беларуси достигнет максимальной отметки в 9,3 проц ВВП /в 2007 г этот показатель равнялся 6,5 проц/, а дефицит бюджета расширенного правительства составит 1 проц ВВП, но затем сойдет на нет.

В целом Standard & Poor's ожидает, что в 2009-2011 гг экономический рост в Беларуси замедлится до умеренного показателя 6,3 проц.

В то же время, необходимо отметить, что ряд профильных экспертов считают, что оценка экономики Беларуси по версии агентства Standard & Poor's является излишне консервативной.

Аналитик Александр Муха отмечает, что  в современных условиях более логичным шагом со стороны Standard & Poor's было бы повышение кредитного рейтинга Беларуси по обязательствам в иностранной валюте на одну ступень вверх до уровня «BB-», или, по крайней мере, пересмотр прогноза по рейтингам до позитивного».

При этом эксперт обращает внимание на ускорение темпов экономического роста в Беларуси в 2008 году[22].

Так, по оценке Министерства статистики и анализа, валовой внутренний продукт в первом полугодии 2008 г составил 55,290 трлн бел руб /1 долл – 2114 бел руб/ и возрос в сопоставимых ценах на 10,4 проц /против 8,4 проц в январе-июне 2007 г/. Прогнозом на 2008 г предусмотрен рост ВВП не менее чем на 11 проц.

В то же время в долларовых условиях экономика Беларуси в годовом исчислении /за последние четыре квартала/ возросла сразу на 27,6 проц и впервые превысила психологически значимую отметку в 50 млрд долл, достигнув рекордных 51,629 млрд долл.

В свою очередь, в расчете на душу населения объем ВВП достиг 5,34 тыс долл /в текущих ценах/. Однако в данном случае более корректно сравнивать показатели среднедушевого ВВП, рассчитанные исходя из паритета покупательской способности /ППС/, а не в текущих ценах. По оценкам экспертов, в Беларуси в 2007 г ВВП на душу населения, рассчитанный по ППС /на основе методологии Всемирного банка/, составил 11,416 тыс долл, а в 2008 г ожидалось, что этот показатель достигнет рекордных 13,3 тыс долл на 1 человека.

Кроме того, по словам А. Мухи, на современном этапе улучшается и структура ВВП Беларуси. Так, по данным Минстата, в структуре ВВП, рассчитанного методом конечного использования доходов, отрицательный вклад чистого экспорта /разность экспорта и импорта/ снизился до минус 1,7 проц в первом квартале 2008 г против минус 5 проц в 2007 году.

При этом в целом структура ВВП Беларуси во многом соответствует аналогичным показателям развитых стран: расходы на конечное потребление – 73,2 проц, в том числе расходы домашних хозяйств – 53,5 проц, расходы госучреждений – 18,5 проц, расходы некоммерческих организаций 1,2 проц; валовое накопление – 27,1 проц, в том числе валовое накопление основного капитала – 25,4 проц, изменение запасов материальных оборотных средств – 1,7 проц /данные за первый квартал 2008 г/.

В свою очередь, в структуре ВВП, рассчитанного по распределительному методу, обращает на себя внимание заметное увеличение удельного веса валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов – до 34,3 проц против 29,4 проц в январе-марте 2007 г. При этом доля чистых налогов на производство и импорт /налоги за минусом субсидий/ снизилась до 17 проц в первом квартале 2008 г против 20,6 проц год назад, а удельный вес оплаты труда работников /включая отчисления на социальное страхование/ снизился с 50 проц до 48,7 проц.

Кроме того, важно подчеркнуть, что экономический рост в Беларуси в прошлом  году сопровождался высокими темпами роста инвестиций в основной капитал. Так, по данным Минстата, в первом полугодии 2008 г объем инвестиций в основной капитал возрос сразу на 23,9 проц /в сопоставимых ценах/ до 14,281 трлн бел руб.

При этом, по данным Национального банка Беларуси, чистый приток прямых иностранных инвестиций в страну в первом квартале 2008 г по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года возрос сразу в 7 раз до рекордных 897,6 млн долл /по методологии платежного баланса/. Этот факт также является одним из ярких свидетельств возросшей инвестиционной привлекательности Беларуси.

На мой взгляд, приподготовке кредитного рейтинга Беларуси Standard & Poor's уделило, вероятно, недостаточное внимание динамике финансового счета и счета операций с капиталом. Важно анализировать не только динамику счета текущих операций, но и ь состояние платежного баланса в целом. Так, в первом квартале 2008 г положительное сальдо платежного баланса Беларуси возросло по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в 2,9 раза до +334 млн долл.

К тому же, в данном контексте следует отметить, что Нацбанк Беларуси к 2010 г намерен увеличить золотовалютные резервы до уровня трехмесячного импорта – 10 млрд долл в эквиваленте, что будет соответствовать ведущим международным стандартам /в первом полугодии 2008 г золотовалютные резервы увеличились на 11,1 проц до 5,548 млрд долл/. А это, в свою очередь, позволит в значительной мере улучшить соответствующие показатели внешней ликвидности экономики Беларуси.

Особое место в кредитно-денежной политике каждой страны занимает вопрос о кредитовании малого и среднего бизнеса, поскольку именно он играет важную роль в экономиках развитых стран: создает рабочие места и заполняет те экономические ниши, которые нерентабельны для крупных производителей; налоговые поступления от малого и среднего бизнеса становятся важным компонентом в бюджете.

В Беларуси малый и средний бизнес - дилемма между экономикой и политикой. Актуальной проблемой продолжает оставаться избыточный контроль предпринимательской деятельности со стороны государства. После отмены «золотой акции», и ряда  знаковых решений, принятых на законодательном уровне в отношении малого и среднего бизнеса, правительство рассчитывает на быстрое привлечение иностранного капитала в страну, однако,  существует ряд других препятствий, затрудняющих работу иностранных инвесторов в Беларуси. Например, административные барьеры, проверки, штрафы, слабая защита прав собственности. В целом же, шаги в сторону рыночной экономики последних лет и декларируемый курс на либерализацию последних месяцев показывают нацеленность власти на диалог с представителями частного сектора экономики.

Информация о работе Стимулирование инвестиций в Республике Беларусь